Разработка урока"Гражданская война"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Эпиграф к уроку:
«…В каком сражаться стане?»
Тема: Три цвета гражданской войны.
1918-1921 гг.
Урок–практическое занятие.
Метод: исследование.
Задачи:
1. Сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; раскрыть цели, политическую и экономическую программу каждого движения и определить его социальный состав; сделать вывод о причинах победы красного движения.
2.Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с документами, развивать такие операции логического мышления как анализ и синтез.
3.Формировать навыки работы в группе и умения вести дискуссию. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
План урока
- Вводное слово учителя (постановка целей и задач, подготовка класса).
- Белые в гражданской войне.
- Красные в гражданской войне
- Зеленые в гражданской войне
- Причины побед и поражений основных участников войны.
Подготовка урока.
Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа будет исследовать одну из проблем урока – «Белые в Гражданской войне», «Красные в Гражданской войне», Зеленые в Гражданской войне». На доску крепятся термины: Гражданская война, интервенция, террор. Карта «Гражданская война в России». Фонограммы И. Тальков «Россия» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Белое движение), И. Тальков «Бывший подъесаул» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Красное движение). И. Тальков «Фатальная колесница» (включить в конце урока после подведения итога). (Занятие рассчитано на 2ч.)
Вводное слово учителя
Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы ее основных участников и попытаться понять, в чем заключались причины их победы или поражения. В ходе работы попытайтесь разобраться, что такое гражданская война для вашего поколения?
Ход урока
Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа анализирует исторические источники по одной из проблем урока (пункты плана 1-3). Затем группы предъявляют свои итоговые заключения классу. В ходе фронтальной работы с классом обсуждаются предложения групп по 4 вопросу и записываются причины победы и поражения их противников. В каждой группе есть лидер, который выставляет свои оценки каждому участнику за работу в группе.
Вопросы и задания первой группе.
- Прочитайте источники и сравните их. Найдите противоречия в них. Как вы объясните эти противоречия?
- Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?
- Какой источник следует привлечь для более полного представления о программе белых? Воспользуйтесь для этого учебником или дополнительной литературой.
- Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне».
Работа с документом
- Белые в Гражданской войне.
Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.
Документ №1.
А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:
«Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:
- Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
- Борьба с большевизмом до конца.
- Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
- Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
- Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
- Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.
Документ №2.
Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:
«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».
Документ №3.
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их
главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.
- Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…
- За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
- Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
Документ №4
Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:
«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.
Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.
2. Красные в Гражданской войне
Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.
Документ 1.
Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…
В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»
Документ 2.
Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:
«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».
Документ 3.
Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:
«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…
Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.
…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».
Вопросы и задания 2 группе
- Прочитайте источники и сравните их. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?
- Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?
- Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных? Воспользуйтесь учебником и дополнительной литературой и охарактеризуйте «военный коммунизм».
- Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».
3. Зеленые в Гражданской войне.
Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.
Документ 1.
Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника. – Т.К.):
«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:
- …Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …
- Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…
- Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …
- Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
- Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
- Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…
- Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.
Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»
Документ 2.
Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:
«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.
Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».
Документ 3.
Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:
- В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
- Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
- Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
- Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
- Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.
Вопросы и задания 3 группе.
- Прочитайте источники и сравните их.
- На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны
- Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?
- Почему зеленые – партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?
- Кем вы склонны считать крестьянство, победителем или побежденным (с одной стороны, самостоятельная борьба крестьян подавлена, с другой – земля у крестьян, а в 1921 г. большевики коренным образом изменили экономическую политику)?
- Причины побед и поражений основных участников войны.
В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.
Причины поражения белых в Гражданской войне.
- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:
а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;
б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство («Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа» (П.Н. Милюков), «Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации» (В. Шульгин), «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым» (генерал Нокс).
- Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря («Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней») (П. Врангель).
- В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства («Люди искали идею и пятнали знамя», «наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы») (П. Милюков).
- Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.
Можно подвести итог, используя высказывание Н. Чайковского (бывший народный социалист, в годы гражданской войны – один из деятелей контрреволюции в Архангельске, затем участвовал в борьбе на Юге России, после разгрома Деникина – эмигрант): «Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена».
Причины победы красных в гражданской войне
- Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. По словам противника большевиков Деникина, они создали «гибкий и сильный аппарат», способный «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять».
- Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду… животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…») (Б. Рассел).
- На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.
Причины поражения белых в гражданской войне | Причины победы красных в гражданской войне |
Итог урока
Борьба белых и красных в гражданской войне – это борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась для России страшными жертвами и братоубийством.
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разорить и поднять на ножи
Армии, царства, народы
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным с пулей в затылке
И со штыком в животе.
М. Волошин (29.IV.1921г.)
Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании людей переживших такую войну. Это наложит дальнейший отпечаток на всю последующую историю России.
Террор
Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост, побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа досталась красным. Разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.
Работа с проблемным вопросом:
- Непомерность цены
- Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов праздник День победы в гражданской войне?
- А как отнесетесь к такому предложению вы?
- Нужно ли помнить о гражданских войнах?
Литература.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. Пособие. –М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. -400 стр. – (Конспекты уроков).
- Леонов С. В. Рождение советской империи и идеологии 1917 – 1922 гг. – М. 1997 г.
- Шубин А. Махно и махновское движение. М. 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"
сценарий урока можно использовать в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"...
Уроки гражданской войны
Материал к уроку истории России 20 века или к классному часу на нравственную тему....
Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...
методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"
Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...
методическая разработка: презентация к уроку "Гражданская война в России"
Данная презентация раскрывает причины Гражданской войны, показывает учащимся отличительные черты гражданской войны в России....
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.
Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...