Уроки гражданской войны
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) по теме

Корепанова Марина Геннадьевна

Материал к уроку истории России 20 века или к классному часу на нравственную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon уроки гражданской войны.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Разработка «Уроки гражданской войны в России» (9 класс).

Цели: формирование целостного представления о том, как важно избежать конфликтов между большими социальными группами во имя гражданского мира и согласия.

Оборудование: доска, ватманский лист, маркеры, клей, цветная бумага, компьютер, проектор.

Используемые приемы и методы: исследовательский, проблемно – диалогический, проектный.

Используемые материалы: песня А Малинина «Кладбище Сент - Женевьев де Буа», материалы Музея истории села Каракулино, презентация о гражданской войне собственного изготовления учителя.

Осенью 2010 года исполнилось ровно 90 лет с того дня, когда в Крыму была закончена эвакуация остатков армии Врангеля, жалких остатков некогда великой Белой армии.  Все они с горечью и сожалением покидали родные берега, многим никогда не суждено было уже вернуться, большинство из них нашли свой последний приют на кладбище Сент - Женевьев де Буа в Париже. Вот как сказал об этом поэт:                                                                                                                                  Не было славы, не стало и Родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия,
Вместе на Сент - Женевьев де Буа.

Тесно лежат они, вдоволь познавшие

Муки свои и дороги свои,
Вроде бы русские, вроде бы наши,
Только не наши они и ничьи.

Что означают последние прочитанные строки? Почему эти люди покинули свою родину и утратили возможность вновь обрести ее?                                                                                                               Ответы на эти вопросы связаны с событиями гражданской войны в России.                                                                                                                                                                        Сейчас  одни вспоминают гражданскую войну  как «великую победу», другие – как «гибель Великой России», третьи – как великую национальную трагедию». Что ты – гражданин современной России – думаешь о значении и исторических уроках гражданской войны для нашего общества.                 На доске оформлена схема с пропущенными словосочетаниями. «Гражданская война стала…» Каждая группа выбирает свое слово или словосочетание для современной оценки событий гражданской войны на карточках.                                                                                                                 Великая радость                                                                                                                                                    Великий подвиг                                                                                                                                     Национальная трагедия                                                                                                                                   Гибель                                                                                                                                                      победителей                                                                                                                                            побежденных                                                                                                                                                        всего народа

Для того, чтобы выполнить это задание, вспомним  события истории села Каракулино . Гражданская война прошлась по многим городам и селам нашей Родины, не обошла она стороной и наше село. Не однажды оно становилось ареной боевых действий армий Восточного фронта. В начале урока мы поработали над этой проблемой  в группах, каждая из которых имеет свой профиль: журналисты (работа с очевидцами, свидетелями), аналитики (работа с письменными  источниками), археологи (работа с вещественными источниками).  Для всех групп была поставлена общая задача – выделить    в соответствии со своим профилем факты событий  гражданской войны в селе Каракулино и отобразить их в окружающем нас культурном пространстве. (приложение 1)

Заслушивание выступления детей, презентация маршрута экскурсии по местам событий гражданской войны в селе Каракулино.  Используя эти факты и события, ответьте  на проблемный вопрос: гражданская война – это…             работая в группах, заполняя с помощью карточек схему на доске, дети делают вывод: гражданская война стала великим подвигом и трагедией всего народа – победителей и побежденных.

Учитель на фоне песни Малинина и презентации слайдов: да, гражданская война – это прежде всего трагедия всего народа.  Уроки гражданской войны мы сегодня видим с экранов телевизоров, компьютеров, со страниц архивных и музейных документов. А ведь когда – то для кого – то это была реальная жизнь. Реальной жизнью стали эти события для героя рассказа Шолохова «Родинка», изрубившего своего врага шашкой в кровавое месиво. Решив забрать его сапоги, увидел на его ноге родинку, за которой внимательно следил все годы, пока подрастал, мужал его сын. Реальными они были и для русского казачества, не сумевшего расстаться со своими боевыми товарищами, не раз выносившими их ранеными из боя, спасавшими от врагов – лошадьми. Лошадь в годы войны стала для казака дороже друга, брата. И не поняв человеческого предательства, бросаются в морскую пучину на явную гибель сотни казачьих лошадей. Не выдерживая картины гибели верного друга, вскидывают казаки свои наганы и сквозь слезы целятся в родные, до боли знакомые  приметы – звездочки, крапинки, яблочки. Боль и горечь, затопившая людей в эти  минуты, навсегда остается в памяти. В памяти останутся кадры чеченской трагедии, судьбы осетинского народа, другие конфликты, готовые вылиться в современную гражданскую войну.

Гражданская война закончилась,  но она не ушла за даль исторических лет, она возможна и в наше время.  Наша главная задача – помня  уроки гражданской войны, не позволить ей собирать свою страшную жатву в полях, городах, деревнях нашей Родины.

Опираясь на опыт гражданских конфликтов начала 20 века в России, сформулируй  правила поведения, которыми готов руководствоваться лично ты, чтобы способствовать сохранению в нашей стране гражданского мира и согласия. 

На доске незаполненная схема:

Необходимо отказаться……..

Должны проявлять…

Во имя гражданского мира и согласия.

Ребята в группах вырабатывают совместное решение, пишут слова на листочках, закрепляют их на доске.

Вывод урока:  Гражданская война – величайшая народная трагедия, в которой нет победителей и побежденных и поэтому…мы должны отказаться от насилия, ненависти, агрессии, проявлять толерантность, уважение и понимание во имя гражданского мира и согласия.

Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по гражданской войне.
Сколько страданий, мучений и горя!                                                                                                                                  Станьте же, люди, мудрее вдвойне!
Полдень. Березовый отзвук покоя.
В небе российских церквей  купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

сценарий урока можно использовать  в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"...

конспект и презентация к уроку "Гражданская война"

урок в 9 классеучебник А.А.Данилова и др....

Урок. Гражданская война в США

Способствовать пониманию учащимися причин, повода, начала Гражданской войны; продолжить формировать умения самостоятельной работы (попарно, одному) с различными источниками; выделять главное; умение ф...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...