План - конспект урока по истории России в 7 классе "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Копылова Елена Игоревна

Цели:- познакомить учащихся с внутренней  политикой России в эпоху дворцовых переворотов;

- выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позиций дворянства и закрепощение крестьян;

- уметь высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennya_politika_1725_-_1762.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по теме: «Внутренняя политика России в 1725 – 1762 годах»

Цели:- познакомить учащихся с внутренней  политикой России в эпоху дворцовых переворотов;

- выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позиций дворянства и закрепощение крестьян;

- уметь высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания;

План урока:

1.        Перемены в системе центрального управления.

2.        Укрепление позиций дворянства.

3.        Политика в отношении крестьянства.

4.        Изменения в системе городского управления.

1. Орг. начало урока.

Учитель читает стихи «Мать Россия моя».

Мать – Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить…

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Я Россией зову!

Итак, 18 век-эпоха париков, карет, менуетов, треуголок; эпоха книг с очень длинными названиями «марсельзы» и «гильотины»; это век когда был основан Санкт- Петербург и выиграна Полтавская битва. Это век, когда Россия становится империей и значительно повышается культурный уровень населения. Как часто мы мечтаем очутиться в этом веке! Так давайте ребята мысленно перенесемся в этот замечательный век и полной грудью вдохнем воздух перемен. Давайте представим, что мы с вами дети 21 века  на корабле, который может передвигаться сквозь время, отправимся в 18 век. Но запомните ребята, на обратном пути домой, мы можем захватить только хорошие манеры из этой эпохи. Они уж точно нам не помешают и в наши дни. Однако чтобы попасть на корабль, вы должны отгадать период, куда мы вместе и отправимся. Я приготовила для вас подсказки.

1.        Эту эпоху называли «Коронные перемены»

2.        За 37 лет на престоле сменилось шестеро правителей.

3.        В эти годы главную роль играла гвардия.

Правильно ребята, молодцы! Это действительно эпоха дворцовых переворотов. На прошлом уроке вы начали знакомство с этой темой, поэтому, сегодня мы будем говорить о внутренней политике эпохи дворцовых переворотов.

Посмотрите отрывок из видеофильма и попробуйте ответить на вопрос: «Что послужило главной причиной дворцовых переворотов?». (отрывок из фильма Петр 1)

Итак, мы очутились на берегах великой Невы. Хотелось бы вспомнить слова Алексея Толстого:

Тут кротко или строго царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц.

Бирон царил при Анне

Он сущий был жандарм

Сидели мы как в ванне

При нем, …

Веселая царица

Была Елизавет:

Поет и веселиться

Порядка только нет.

1)Вы все умеете играть в крестики – нолики. Вот мы с вами и поиграем по теме «Дворцовые перевороты». Если вы согласны с утверждением учеников 7 класса нашей школы ставите Х, если нет- О.

1.        Дворцовые перевороты начались после смерти Петра 1.

2.        Петр 2- сын Петра 1.

3.        Елизавета Петровна дочь Петра 1.

4.        Анна Иоанновна жена Петра 1.

5.        Меншиков был фаворитом Екатерины 1.

6.        Екатерина 2 – племянница Петра 1

7.        Петр 3 имеет отчество Федорович.

8.        Петр 2 имеет отчество Иванович

9.        Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины 2.

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

(На двух оборотах доски потом сравнить)

 Ответьте на вопрос, что такое «дворцовые перевороты»,  почему период с 1725 по 1762 г называется эпохой дворцовых переворотов? Кто был той силой, которая возводила и свергала правителей?

2. объяснение нового материала

- Как вы знаете в 1726- был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица. Но какого-либо участия в его работа она не принимала, доверив управление А. Д. Меньшикову.

- Давайте вспомним, для чего его утвердил Пётр I? (определяли основные направления внутренней или внешней политики)

- Понимала ли женщина-императрица в данных вопросах? (нет)

Значит Екатерина ! сама не могла определять основные направления внешней и внутренней политики.

Посмотрите п. 1 п. 22 и ответьте какие новые государственные органы были созданы

Елизаветой Петровной

Екатериной 1

Анной Иоановной

(в презентации)

-Хорошо с заданием справились, молодцы,

А теперь давайте составим логическую цепочку и вспомним очередность правлений после Петра 1

Петр 1  _____, ________, __________, _________, _______, Петр 111

После переворота, приведшего к власти Екатерину I позиции дворянского сословия окрепли.

Откройте п. 2 п 22, поработав с ним заполните таблицу

Правители

Привелегии которые получили дворяне

Екатерина 1

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Петр III

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

Вы надеюсь не устали?

Физзарядка будет впрок

Продолжаем наш урок

- Тихонечко садимся, и продолжаем, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Скажите имена каких правителей не вошли в нашу таблицу( Петр 2 и Иван 6) как вы считаете почему?

(Иван 6 (1740 -1764 гг.) – российский император, сын Антона Ульрих Брауншвйг-Бреверн-Люнебургского и Анны Леопольдовны, правнук Ивана 5.

Иван 6 стал императором согласно завещанию Анны Иоановны, которая не имела детей и отдавала престол отпрыскам своей племянницы, боясь, что страной станут управлять будущие потомки Петра 1. Младенец стал императором в возрасте 2 месяцев, поэтому ему был назначен регент – герцог Бирон. Однако всего спустя два месяца Бирон был арестован и регентом нового царя стала его собственная мать.

Не способная к управлению страной Анна Леопольдовна допустила приход к власти сторонников Петра 1. Всего через год после формального начала царствования Ивана 6 произошел государственный переворот, в результате которого император и его приближенные были арестованы. К власти пришла дочь Петра 1 – Елизавета Петровна.

Годы правления Ивана 6 Антоновича – 1740 – 1741 гг.

Ссылка и заключение

Елизавета хотела избавиться от бывшего императора, поэтому в 1742 году он и его мать были отправлены в ссылку в Ригу, затем в Ораниенбаум, и уже после в Сибирь. В результате постоянных гонений и плохих условий содержания мать Ивана 6 скончалась в 1746 году.

После смерти матери царь Иван 6 Антонович был заключен в тюрьму крепости Шлиссельбург под Петербургом (ныне «Орешек»). Екатерина опасалась, что мальчик может прийти к власти при помощи сторонников умершей Анны Иоанновны, поэтому царя изолировали от всего мира, посадили в одиночную камеру, запретили прогулки и свидания.

Несмотря на многочисленные попытки освободить бывшего царя, крепость была непреступна, и Иван 6 рос в заключении.

В 1764 году царь Иван 6 Антонович погиб. Он был застрелен собственными тюремщиками, которые узнали о заговоре против Екатерины и очередной попытке освободить царя.)

(Император Петр II прожил короткую и мятежную жизнь. С рождения опутанный сетью дворцовых интриг, он практически не влиял на судьбу страны и в возрасте четырнадцати лет скончался от оспы…

Умирает Екатерина I, и 11-летний мальчик становится императором. «Он один из самых прекрасных принцев, каких можно встретить; он обладает чрезвычайной миловидностью, необыкновенной живостью», - пишет о Петре французский дипломат Лави.

К 1929 году характер Петра: «маленького принца» заметно меняется, он сделался вспыльчивым, капризным и раздражительным. Более всего он полюбил охоту, с пышной свитой выезжал в леса и неделями гонялся за добычей. А государством «рулил» клан Долгоруких, и под их «чутким руководством» дела в стране шли хуже и хуже.

В декабре 1729 года царь серьёзно заболел, Елизавета пришла навестить племянника. 14-летний мальчик грустил, говорил, что жизнь ему опостылела, и он скоро умрёт. Слова оказались пророческими: 19 января 1730 г. Пётр II скончался от оспы.)

Ребята скажите правильно ли поступил Петр 3 с Иваном Антоновичем? Почему?

Как изменился характер Петра 2 с младенческих лет до зрелого возраста?

Хорошо ли быть таким человеком? Что нужно делать чтобы не стать таким вспыльчивым, как Петр 2?

Поэтому никаких решений в отношении дворянства они не применяли, давайте тогда посмотрим что же сделали другие императоры для укрепления позиций дворянства?

Посмотрите на свои таблицы и сформулируйте основные  выводы какие привелегии получили дворяне.

Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. « Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.

3.Работа с документом. «Из Манифеста о вольности дворянства 18 февраля 1762г».

Как называется документ? (Манифест – торжественное оповещение о важных событиях или мероприятиях)

Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые 18 февраля 1762г.?

Какой была политика государства по отношению к крестьянам?

Повторить основные даты закрепощения крестьян,

Что такое оброк, барщина.

Почему барщина тяжелее оброка

Работа с фрагментом документа ( найти документ)

Каким было отношение к крепостным крестьянам?

Как изменяется их положение?

Вот мы сегодня с вами рассмотрели положение 2 слоев общества в эпоху дворцовых переворотов, дворян и крестьян, давайте составим по каждому из них синквейн

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, раскрывающая суть явления

5 строка-существительное выступающее как итог. (синоним)

Дворяне, крестьяне

Д/З § 22. Подготовить ответы на вопросы, данные на с. 163 и составить кроссворд по теме «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов».

- Рефлексия

 «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

красный - восторженное; 

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное; 

зеленый – спокойное; 

синий - неудовлетворенное, грустное; 

фиолетовый - тревожное, напряженное; 

черный - упадок, уныние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...

Презентация и план-конспект урока по Истории России "Экономическое развитие России в 17 веке"

Презентация и план-конспект урок по истории на тему: "Экономическое развитие России в 17 веке" для учащихся 7 класса...

Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс

Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...