План-конспект урока "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Приводится урок истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokborba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx332.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории  в  6  классе

Тема  урока:  Борьба Руси  с  западными  завоевателями

Цель урока: 

  •  обучающая рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов;
  • развивающая  раскрыть историческое значение победы русских ратей в Невской битве и Ледовом побоище.
  • воспитательная прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма познакомив учащихся с жизнью и деятельностью одного из величайших полководцев России;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:  на видео проекторе: Карта «Русь в середи XIII в.» (с. 101 учебника). Схемы «Невская битва» «Ледовое побоище». «5. Видеозапись фильма «Александр Невский». 6. Репродукция картины П. Корина «Александр Невский».2. Учебник, § 13. 3. Рабочая тетрадь.

Обоснование выбранных форм и методов:

Местоположение в планировании:

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

Основные знания: даты Невской битвы и Ледового побоища, основная канва этих событий, роль Александра Невского в русской истории.

Основные понятия: рыцарский орден, Крестовые  походы, агрессия.

Работа с исторической картой: показать карте «Русь в середине XIII в.» направления завоевательных походов немецких рыцарей, шведских и датских феодалов; направления походов Александра Невского против шведских и немецких завоевателей; места сражений рати Александра Невского с немецкими и шведскими захватчиками.

Работа с историческими источникам

чтение и комментирование отрывков из «Повести о житие Александра Невского».

Основная персоналия: Александр Невский.

Основные даты: 15 июля 1240 г. — Невская битва; 5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище.

Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: Крестовые походы.

План урока

Этап

Цель и содержание этапа

Время

  1. 1

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 мин

Проверка домашнего задания

Тестовая работа с элементами игры «Крестики-нолики»

5мин

Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Заслушивание сообщения

Анализ текста учебника и документа

Рассказ учителя

Просмотр отрывка фильма

25 мин

Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы в заключительной беседе

8 мин

ХОД УРОКА.

I.   Организационный момент.

П.    Проверка домашнего задания.  Тестовая игра «Крестики-нолики». (Раздать учащимся начерченную схему – лист ответа. Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик;  подобную схему с правильными ответами учитель проецирует на экран, Взаимопроверка (в парах). По итогам выполнения задания каждому ученику выставляются оценки:

  • 8-9 правильных ответов – оценка “5”;
  • 6-7 правильных ответов – оценка “4”;
  • 4-5 правильных ответов – оценка “3”;
  • менее 4 правильных ответов – оценка “2”.

1вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

8 вопрос

9 вопрос

Вопросы для игры: 

  1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхана – Великого хана (Да)
  2. Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да)
  3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами. (Нет)
  4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю, и через шесть дней Рязань была взята. (Да)
  5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя. (Нет)
  6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы. (Да)
  7. Александр Ярославович назвал Козельск “злым городом”. (Нет
  8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его. (Нет)
  9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы. (Да) 

1

2

3

 4

5

6

 7

8

9

Х – да           О - нет

                                                                                                                                                         

III.  Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа.

В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Но он привлекал других завоевателей, пытавшихся воспользоваться бедой Русской земли. Получив известия о нашествии монголов на северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Но не только шведы угрожали русским землям с запада. В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против “язычников” - жителей прибалтийских земель (показать на карте): ливов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин). Ребята, давайте с вами вспомним:

  • Что такое рыцарский орден? (Организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения)
  • Чем рыцари — члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Главной целью членов ордена была борьба с еретиками, неверными, обет безбрачия, служение церкви, подчинение папам, обычные рыцари должны были искать подвиги, защищать честь дам, слабых и обиженных, быть справедливым и галантными).
  • Кто такие крестоносцы? (Участники похода на Восток, чтобы освободить Святую землю и Гроб Господень).
  • Можно ли считать вторжение в Прибалтику Крестовым походом? (Да, потому что поход был против «язычников» — жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и др).
  • Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова? ( Вторжение рыцарей было очень опасно, так как занятые ими земли обычно подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население порабощали).

Слово учителя.  Вывод:  хотя первоначально действия рыцарей были направлены против язычников, вскоре они перешли к захвату русских территорий, что можно рассматривать как агрессию (определение термина проецируется на экран). Вторжение рыцарей было очень опасно, так как занятые ими земли обычно подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население порабощали.

  • Постановка проблемного вопроса.

Как вы считаете, кто был опаснее для Руси — крестоносцы или монголы? Почему? (Крестоносцы, потому что они захватывали земли и устанавливали свои порядки, вводили католичество. А монголы, хотя и жестоко карали за сопротивление, но ограничились данью и раздачей ярлыков на княжение).

Слово учителя.  Ребята, сейчас мы с вами мысленно перенесемся в далёкий 1263 год. (На экране слайд – Г. Семирадский. Смерть Александра Невского). За окном лютует ноябрьская стужа, на дворе тьма непроглядная, а в монастырской келье тепло и светло: перед иконами горят лампады, вокруг со свечами в руках стоят понурые монахи и бояре. Лицом к образам лежит великий князь Александр. Впрочем, теперь уже не Александр, а схимонах Алексий: в преддверии смерти принял князь схиму и лежит теперь осунувшийся и торжественно-строгий в чёрном схимническом облачении. Глаза князя закрыты, но он слышит слова читаемых молитв, и душа его готовится к встрече с Богом. “С чем приду на Суд?” - думает умирающий, и словно бы в ответ на этот вопрос свиток жизни князя разворачивается пред его мысленным взором. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами “не в силе Бог, а в правде”, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя – Невский. Как это было?

 Невская битва.  (Самостоятельная работа учащихся по материалам статьи учебника и исторического документа – ответы на поставленные вопросы).

  • Когда и где высадилось шведское войско?  (Летом 1240 года, переправившись на парусных шнеках через Финский залив, шведские корабли доплыли по Неве до устья Ижоры).
  • Какое послание получил Александр от шведского полководца? (Угрожая Великому Новгороду, шведы направили князю Александру Ярославовичу надменную грамоту с объявлением войны: «Если можешь – сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и возьму в плен землю твою».).
  • В чем проявилось полководческое искусство князя Александра в Невской битве? (Получив известие о появлении шведов новгородский князь Александр Ярославич, не  дожидаясь подкреплений, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага).
  • Как стал именоваться Александр после этой битвы? ( Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским)
  • Найдите в тексте документа подтверждение тому. Что русские воины бились мужественно и храбро. (Дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам  ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа. Ополченцы, вооруженные топорами, захватили и уничтожили три корабля. Ополченец Савва бился в центр вражеского лагеря и подрубил шатер предводителя шведов, что вызвало смятение в стане врага. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его.)
  • Каково значение Невской битвы?  (Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции). 

Сообщение об Александре Ярославовиче                                    

   (Учитель  даёт предварительное задание одному из учащихся подготовить сообщение  о личности Александра Невского),  при этом рассматривается репродукция картины П. Корина.  (Александр, сын Ярослава Всеволодовича, был новгородским князем в сложное для Руси время. Александр рано научился читать и писать, увлекся чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде, Александр внимательно присматривался к особенностям боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча.  В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до Новгорода, монголы повернули на юг. Но они не были единственными противниками Руси. К нападению на русские земли усиленно готовились ее западноевропейские соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.  На картине Александр изображен зрелым, мужественным рыцарем, хотя во время своих знаменитых битв он был совсем еще молодым человеком).

Слово учителя. (В ходе рассказа на экране проецируются опорные тезисы о полководческом искусстве Александра Невского). Вскоре он ещё раз доказал свою воинскую доблесть. Немецкие рыцари захватили Псков и двигались на Новгород. Встал вопрос: «Быть ли Руси?» (отрывок из фильма «Александр Невский», где звучит хор «Вставайте, люди русские!). Собрав все силы воедино, Александр отвел войско на берег Чудского озера. Вероятно, уже тогда созрела у него дерзкая мысль – дать немцам сражение на льду. Идея сражения зародилась у Александра на основе воспоминаний о походе отца, Ярослава Всеволодовича, который в 1234 г. одержал победу на льду озера Эмбах. Несомненно, Ярослав рассказывал сыну, как неуклюже держатся на льду закованные в броню рыцари 

Ранней весной 1242 года объединенное русское войско выступило к Дерпту дорогой, хорошо знакомой Александру Невскому по отцовскому походу к реке Эмайыге. Но в этих местах не нашлось удобного плацдарма для решающей битвы с Ливонским орденом. Тогда, применив отцовскую тактику, Невский решил отступить на Чудское озеро и выманить за собой рыцарей-крестоносцев. Чудское озеро соединяется с Псковским сравнительно узкой протокой, так называемой Узменью. Ледяную поверхность Узмени Александр и выбрал для предстоящего сражения. В битве на Чудском озере вновь проявился выдающийся полководческий талант Александра Невского. Как полагают многие историки, русский полководец устроил свой командный пункт на Вороньем камне (используются карта и схема боя), с которого ему хорошо были видны войска Ордена на другом берегу. Свои же полки князь расположил под крутыми берегами на льду озера, что лишило противника возможности маневра. Таким образом, Александр навязал свою битву. Зная традиционное построение рыцарских войск трапециевидным клином, или "свиньей", как говорили на Руси, он отказался от привычного построения русских полков в одну линию, а построил их в виде треугольника, острием упирающегося в берег. Причем главные силы были сосредоточены на флангах, составлявших боковые стороны этого треугольника. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла одна из самых кровопролитных битв средневековья, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Как и предполагал Александр Невский, рыцарский бронированный клин быстро вошел в слабый центр русского войска, втянулся в глубь его боевых порядков, где и увяз. Только теперь Александр подал знак, и по основанию этой длины последовал с флангов мощный удар русских полков, смявших и опрокинувших весь строй "псов-рыцарей". После жаркой сечи рыцари дрогнули, а затем обратились в паническое бегство. Многие при этом побросали тяжелые доспехи и даже обувь. Погибли десятки рыцарей и сотни орденских ополченцев, рыцари попали в плен и с позором прошли до Новгорода. Ледовое побоище, в котором погиб весь цвет ливонского рыцарства, сорвало планы агрессии крестоносцев, рассчитанные на порабощение Северо-Западной Руси. Ливонские рыцари вынуждены были отказаться от всех своих захватов. Они направили в 1243 году посольство в Новгород и заключили с ним мирный договор. Закончилась битва, враг изгнан с Русской земли, дружина Александра Невского вернулась с победой домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов погибло. (Показ отрывка из фильма «Александр Невский».

Многое ещё вспомнилось умирающему князю и пронеслось перед его угасающим взором. А в это время во Владимире митрополит Кирилл, совершая в соборе богослужение, увидел вдруг, как ангелы возносят душу князя Александра на небо. Взволнованный митрополит вышел на амвон и сказал: «Зашло солнце земли русской!»  

IV.  Подведение итогов.  Домашнее задание.

  • Тестовая работа. Учащиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради. По окончанию работы правильные ответы проецируются на экран. Проводится взаимопроверка.
  • Д/з § 13, в рабочей тетради зад. 1-3  
  • Итоговое слово учителя. Прошло семь столетий. Вновь наступили тяжелые времена для нашей страны: 1941год.  Опять с Запада пришли захватчики.  Имя Александра Невского в эти годы стало символом мужества и веры в победу. Композитор Сергей Прокофьев написал кантату “Александр Невский”, хор “Вставайте, люди русские!”, прозвучавший уже на уроке,  часто звучал по радио, был учрежден орден Александра Невского (изображение ордена проецируется на экран), картина художника Корина  “Александр Невский” тоже была написана в годы Великой Отечественной войны (проецируется на экран). во время войны состоялась премьера фильма “Александр Невский”, режиссера Эйзенштейна (демонстрируется фрагмент).

Приложение 2

Фамилия, имя ___________________

ЛИСТ ОТВЕТА

1

2

3

 4

5

6

 7

8

9

                                                               

Х – да           О - нет

                                                                                                                                                                   

Проверь и оцени работу:      8-9 правильных ответов – оценка «5»

Приложение 4

13.  БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Шведские феодалы и немецкие рыцари воспользовались для вторжения в русские земли:

         а) отсутствием сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове;

         б) ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия;

         в) разобщённостью русских княжеств и земель.

2. Рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа):

         а) обратить русских в католическую веру;

         б) помочь населению избавиться от ордынской зависимости;

         в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

         г) превратить русских людей в своих работников.

Задание 2. В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.

Scan0368

      1. Полк правой руки                                   5. Засада. Дружина А. Невского

      2. Полк левой руки                                     6. Обоз русских войск

      3. Русские лучники                                     7. Тяжеловооруженные рыцари

      4. Середина                                                  8. Прочие воины (кнехты)

Задание 3. Проведите соединительные линии двух цветов в схеме «Полководческое искусство  Александра Невского».

Задание 4. Заполните таблицу «Невская битва».

Дата

                            _____________________________

Место

                            _____________________________

Противо-борствующие

силы

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Исход битвы

___________________________________________ ___________________________________________

___________________________________________

Значение

победы

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

                 6-7 правильных ответов – оценка «4»

                 5 правильных ответов – оценка «3»

                 менее 5 правильных ответов – оценка «2»

Анализ урока по истории в 6 классе

по теме «Борьба Руси  с  западными  завоевателями».

Дата проведения: 17 апреля 2009 г.

Учитель: Кузькина О.М.

     

Цель посещения урока: ознакомление с опытом работы учителя в рамках творческого отчета учителей  гуманитарного цикла в соответствии с планом работы школы.

Анализ урока проводился на основе анализа урока по  Конаржевскому  Ю.А

 

 Цели урока определены, исходя из анализа педагогической ситуации его проведения, они соответствуют подготовленности класса, прогнозам на конечный результат обучения, структуре урока.

    Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Четко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. Образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить хронологию событий борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

        Структура этапов построения урока соответствует типу урока и его целям. Включает в себя мотивацию, обеспечение осознанности и  прочности знаний, контроль эффективности обучения и указания по домашнему заданию. Элементы урока четко выделены, понятны учащимся, регламент по времени, в основном, соблюдается. Состав и последовательность элементов урока психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда учащихся на уроке.

На уроке активно участвовали все учащиеся на репродуктивном, конструктивном уровнях  (обсуждение, работа в группах, рефлексия).

        Логика урока соответствует его структуре (урок изучения новых знаний). Урок включает: организационный момент, актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний путем работы в группах, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

        При подготовке к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью.

        Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические.

        Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование различных форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока. Использование ТСО  повысило эффективность учебной деятельности учащихся.

          На уроке использовались практические и репродуктивные методы обучения.

         Учащиеся проявляли работоспособность и интерес на всех этапах урока.

Навыки самостоятельного приобретения знаний, самостоятельности суждений присутствуют.

          Культура межличностных отношений была продемонстрирована высокая. На разных этапах урока стиль отношений с учащимися остается деловым, гуманистическим, демократичным.

Рефлексия показала, что уроком довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.

        Вывод.

        Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

       

Зам. директора по УВР                                                                      О.П. Балаба

Председатель  районного                                                                 Кашичкина Л.Ю.

Методического объединения

Учителей истории и обществознания

Методист  ТИМО

Красноглинского района                                                         Никифорова Т.Ю.

МОУ ДПО ПК ЦРО г.о Самара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен  в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...