Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Данная рабочая тетрадь составлена по материалам учебника Е.В. Пчелова История России с древнейших времен до конца XVI в. для систематизации учебного материала по темам курса. Тетрадь можно использовать на уроках, заполняя с ученикми или предоставляя возможность заполнять учащимся самостоятельно. Так же эту тетрадь можно использовать для систематизации знаний при подготовки к урокам в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_dlya_6_klassa.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель учитель истории Сиводед Ю. А.
Автор-составитель учитель истории Сиводед Ю.А.
Рабочая тетрадь
по истории средних веков
учени___ 6 - ___ класса
__________________________________________________________
МБОУ СОШ №________
Составлена по материалам учебника
М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова
История средних веков.
Хабаровск 2015г.
Глава 8. Вершина средневековья
§19. Во главе Христианского мира
1. Кто победил в борьбе в конце XI – начале XII вв., «папа» или император? __________________________
2. Как звали самого могущественного из римских пап в Средневековье? __________________________
3. Как называли людей, которые придерживались неправильного, с точки зрения церковных властей, учения? ________________________________________________
4. Какое время в Средневековье считалось расцветом ереси? _______________________________
5. Каковы причины появления неправильного учения?
1)______________________________________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________________________________
6. Что общего было у средневековых еретиков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое секты?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прочитайте пункт 3. Борьба с еретиками на стр. 182
и напишите, как церковь боролась с еретиками?
1)______________________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________________________________
9. Заполните таблицу
Название монашеского братства | Время возникновения | Основатель |
10. Кто стал самым известным средневековым богословом? __________________________________
11. Кто такие паломники?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§20. Страны и государи
1. Какие территории включала в себя Священная Римская Империя?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Где чувствовали себя правителями германские короли? _____________________________________
3. Заполни схему: «Выборы германского короля»
1. | 1) | 2. | 3. |
2) | |||
3) | |||
4) | |||
5) | |||
6) | |||
7) |
4. К какому государству имеет отношение династия:
Габсбургов _____________________________________
Капетингов _____________________________________
5. Сильно расширились владения французских королей при ____________________________________
6. Самым известным средневековым королём Франции был ___________________________________
7. За что считали Людовика IX святым?
________________________________________________________________________________________________
8. Когда возобновилась борьба пап и императоров?
________________________________________________
9. Какие территории входили в состав Английского королевства?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чем знаменит Иоанн Безземельный?
1)_____________________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________________3)____________________________________________________________________________________________
11. Когда стали возникать парламенты?
______________________________________________
12. Что такое парламент?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Зачем государи собирали парламенты?
________________________________________________________________________________________________
14. Как назывались органы сословного представительства в разных странах?
Англия | |
Франция | |
Германия | |
Испания | |
Чехия, Польша, Венгрия |
§21-22. Тяжкие времена
1. Укажите дату восстания во Франции (Жакерия)
________________________________________________
2.Укажите дату восстания У. Тайлера.
_______________________________________________
3.Что такое «Великая схизма»?
________________________________________________________________________________________________
4. Укажите хронологические рамки Столетней войны
________________________________________________
5. Каковы были итоги Столетней войны:
для Англии
_______________________________________________________________________________________________
для Франции
______________________________________________________________________________________________
6. В каком государстве началось движение за изменение церкви?
_______________________________________________
7. Что такое «Авиньонское пленение пап»?
________________________________________________________________________________________________8. Укажите хронологические рамки войны Алой и Белой Розы в Англии?
______________________________________________
9. Кто вышел победителем в войне «Алой и Белой розы»? ________________________________________
10. Как звали реформатора Чехии, который выступал за изменение церкви?___________________________
11. Каковы последствия распространения чумы в Европе?
1)______________________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________________________________
12. Какова причина крестьянских войн?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Чем закончились крестьянские войны в Англии и Франции?
________________________________________________________________________________________________
14. Чем знаменита Жанна д´Арк ?
________________________________________________________________________________________________
15* Перечислите события явившиеся проявлением кризиса XIV – XVвв.
1)_____________________________________________
2)_____________________________________________
3)_____________________________________________
4)_____________________________________________
5)_____________________________________________
6)_____________________________________________
7)_____________________________________________
.
§23. На востоке Европы
1. Какие народы населяли территорию Восточной Европы:
1)______________________________________________
2)______________________________________________
3)______________________________________________
2. Какие славянские государства были созданы в VII в.?
________________________________________________________________________________________________
3. Какую религию приняли в новых славянских государствах? _________________________________
4. За что Василий II получил прозвище Болгаробойца?
______________________________________________________________________________________________
5. Какие государства появляются в IХ - XI вв.?
1)______________________________________________
2)______________________________________________3)______________________________________________4)_____________________________________________
6. Прочитайте пункт «Соперничество между церквами» на стр. 220 и заполните таблицу.
Территории влияния Западной и Восточной церкви.
Западная церковь | Восточная церковь |
7. В каких землях правили:
Карл I __________________________________________
Казимир III _____________________________________
Витовт _________________________________________
Симеон ________________________________________
Стефан Душан __________________________________
Василий II ______________________________________
Мешко I ________________________________________
8. Главными противниками Литвы были:
1)_____________________________________________
2)_____________________________________________
9. В каком году Польша и Литва заключили союз?
________________________________________________
10. Против кого Польша и Литва заключили Унию?
______________________________________________________________________________________________
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло
§24. Во владениях великого хана
1. Укажите годы путешествия Марко Поло.
________________________________________________
2. Откуда и куда путешествовал марко Поло с отцом?
______________________________________________________________________________________________
3. Откуда европейцы узнали о существовании далёких неизвестных стран?
______________________________________________________________________________________________
4. Какое государство простиралось от Причерноморья до Китая?
______________________________________________
5. Прочитайте п. «Нежданные завоеватели» на стр. 229. Напишите даты к представленным событиям
Подчинение монголами Северного Китая __________
Покорение монголами Средней Азии _____________
Походы Батыя на Русь __________________________
Разгром монголами русских князей ______________
6. Какое государство больше всего пострадало от вторжения монголов?
______________________________________________
7. Каковы последствия вторжения монгольских племён на другие государства?
1) _____________________________________________
2) ____________________________________________
3) ____________________________________________
4) ____________________________________________
8. Монгольская держава:
Во главе стоял ________________________________
Столицей был город ____________________________
Завоёванные земли делились на __________________
Потомков Чингисхана называли _________________
9. В XIV веке представитель монгольского рода навёл ужас на Азию и Европу ___________________
10. Какие территории вошли в состав державы Тамерлана?
1)______________________________________________
2)______________________________________________3)______________________________________________4)______________________________________________5)______________________________________________6)_____________________________________________
§25. Индия: раджи и султаны
1. Составь план параграфа.
1)____________________________________________________________________________________________
А._________________________________________
Б._________________________________________
В._________________________________________
Г._________________________________________
2)____________________________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________________________
А._________________________________________
Б._________________________________________
4)_____________________________________________________________________________________________
А._________________________________________
Б._________________________________________
В._________________________________________
Г._________________________________________
Д._________________________________________
5)______________________________________________________________________________________________
§26. Поднебесная империя.
1) Наместники какой династии Китая управляли Вьетнамом и Кореей? ___________________________________________
2) Какие товары вывозили из Китая: ____________________________________________________________________________________________________________
3) Для чего китайцы использовали порох?
____________________________________________________________________________________________________________
4) Какие предметы необходимо было знать чиновникам при сдаче экзаменов:
____________________________________________________________________________________________________________
5) Укажите хронологические рамки правления династии Сун. _________________________________________________
6) Во времена правления династии Сун, на Китай обрушились представители кочевого народа:
_____________________________________________________
7) Что переняли монголы у китайцев:
____________________________________________________________________________________________________________
8) В каком году монголы би свергнуты в Китае?
______________________________________________________
9) Какая династия установилась в Китае после свержения монголов?
______________________________________________________
10. Соотнесите правящую династию и события, происходившие во время правления этой династии.
Тан | Сун | Мин |
Захват части Китая Чжурчженями
Возвращение былого могущества
Изобретение фарфора
Изобретение компаса
Подчинение Китаю Монголии, Тибета, Афганистана
Подчинение китайцев монголам
Изобретение пороха
Введение экзамена для чиновников
Преследование религий других народов
Изготовление бумаги
§27. В стране Сипанго
1. Какое государство называли страна «Сипанго»?
________________________________________________
2. Какие географические особенности страны «Сипанго» знал Марко Поло?
1)______________________________________________
2)_____________________________________________
3)______________________________________________
4)_____________________________________________
5)_____________________________________________
3. Какие достижения японцы позаимствовали у Китая:
1)______________________________________________
2)_____________________________________________
3)_____________________________________________
4)_____________________________________________
5)_____________________________________________
6)_____________________________________________
7)_____________________________________________
8)_____________________________________________
4. Как назывался полуостров, на котором зародилось Японское государство?
_______________________________________________
5. Кто реально управлял Японией?
______________________________________________
6. Кто такие самураи?
______________________________________________
7. Перечислите черты сходства японских самураев и европейских рыцарей:
1)_____________________________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________________________
8. В чем различия японских самураев и европейских рыцарей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Перечислите черты кризиса, начавшегося в Японии в конце XV века:
1)______________________________________________
2)______________________________________________
§28. Очень разная Африка
1. Какое государство оказалось самым сильным на Северном побережье Африки?
______________________________________________
2. Кто такие мамлюки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую религию распространяли правители севера Африки?
_______________________________________________
4. Какая религия была распространена в Эфиопии?
______________________________________________
5. Благодаря чему появились и существовали города восточного берега Африки (Могадишо, Килоа, Занзибар, Софала):
______________________________________________
6. Какие товары вывозили из Африки?
_______________________________________________________________________________________________
7. Что являлось главным богатством Мономотапы?
_______________________________________________________________________________________________
8. Самым ценным товаром Африки считалась:
______________________________________________
§29. Мир совсем неизвестный
1. Каким народам принадлежат предложенные названия:
Копан__________________________________________
Куско_________________________________________
Паленке_______________________________________
Теночтитлан____________________________________
Тикаль ________________________________________
Чичен-Ица ______________________________________
2. Отметьте знаком «V» верные высказывания.
Народы доколумбовой Америки не использовали тяглых животных | |
Самым важным растением для жизни индейцев был рис. | |
Древние майя составили очень точный календарь | |
Величайшим изобретением ацтеков стало колесо. | |
Самым важным занятием для ацтеков стало земледелие и ремесло. | |
Своё вооружение индейцы изготавливали из железа и чугуна | |
Древние майя, как и египтяне, строили пирамиды | |
Америка является родиной томатов, картофеля и кукурузы | |
Инки считали своим предком Луну и Солнца. | |
Главным городом майя был Теночтитлан |
3. Прочитайте отрывки из литературных произведений и определите, о каком народе Америки идёт речь. Напишите по каким признакам вы определили эту принадлежность.
«…Вечной славой покрыт Наш город Теночтитлан. Никто в нём не боится смерти — Вот в чём наша слава! Кто может завоевать Теночтитлан? Кто осмелится сотрясти основание небес? Нашими стрелами, Нашими щитами Существует город!
Стоит навеки Теночтитлан!!»
Ответ:_________________________________________
Признаки:_____________________________________________________________________________________
«…Люди в те времена жили, как неразумные звери, без религии и порядка, без селений и домов, не возделывая и не засевая землю, не одеваясь и не покрывая своё тело, потому что они не умели обрабатывать ни хлопок, ни шерсть, чтобы делать одежду. Отец Солнце, видя людей такими, проникся к ним сожалением. И направил он с неба на землю своего сына и дочь, чтобы они наставляли их на путь познания нашего отца Солнца, чтобы они стали поклоняться ему. Чтобы они дали им заветы и законы, научили бы их строить дома и обрабатывать землю, выращивать злаки, растить скот…»
Ответ:_________________________________________
Признаки:_____________________________________________________________________________________
«…По мнению индейцев, с ицами, которые поселились в Чичен-Ице, пришёл великий сеньор Кукулькан... Говорят, что он был благосклонным, не имел ни жены, ни детей и после своего ухода считался в Мексике одним из их богов, Кецапькоатлем. В Юкатане его также считали богом, так как он был великим правителем, и это видно по порядку, который он установил в Юкатане после смерти сеньоров, чтобы смягчить раздоры, вызванные в стране их убийством... Кукулькан жил с сеньорами несколько лет в этом городе, затем оставил их в глубоком мире и дружбе и возвратился по той же дороге в Мексику. По пути он остановился в Чампо- тоне и в память о себе и своем уходе воздвиг в море хорошее здание, наподобие тех, что в Чичен-Ице, на расстоянии хорошего броска камнем от берега. Таким образом Кукулькан оставил о себе вечную память в Юкатане
Ответ:_________________________________________
Признаки:_____________________________________________________________________________________
Заключение. Перед сменой времён
§30. И снова Европа: навстречу новой эпохе
1. Первым европейским государем, который начал снаряжать корабли на поиски новых земель был:
_______________________________________________
2. Кто такие идальго?
______________________________________________
3. Заполните таблицу.
Дата | Событие | Участники | Итог |
1389 г. | |||
Битва при Никополе | |||
| Могнолы и турки | ||
| Победа турок. Падение Византии. |
4. Чем знаменит Иоганн Гутенберг?
______________________________________________________________________________________________
5. В каком веке был изобретён печатный станок?
_____________________________________________
6. Какое государство станет «Третьим Римом»?
_____________________________________________
Подготовка к итоговой работе
за курс истории средних веков
1. Дайте краткое определение понятиям:
Епископ | |
Индуизм | |
Миряне | |
Барщина | |
Приход | |
Инквизиция | |
Митрополит | |
Мечеть | |
Монастырь | |
Оброк |
2. Перечислите даты связанные с крестовыми походами:
1)______________________________________________
2)_____________________________________________
3)_____________________________________________
4)_____________________________________________
5)_____________________________________________
6)_____________________________________________
7)_____________________________________________
8)_____________________________________________
3. В каком году пала Западная Римская империя: _______________
4. Основателем государства франков был:______________________
5. Натуральное хозяйство – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Имена Чингисхан, Батый, Тамерлан связаны с историей какого государства? _________________________________________________
7. С чем связаны понятия базилика, трансепт, неф?
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Форма правления, при которой вся власть принадлежит одному, наследственному правителю - это ______________________________
9. Десятина – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. С каким государством связаны имена Хлодвиг, Карл Мартел, Пипин Короткий?
_____________________________________________________________
11. С чем связаны понятия кааба, хадж, мечеть?
_____________________________________________________________
Хабаровск – 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России с древнейших времен до конца 16 века
Тематические тесты к учебнику Данилова...
Календарно-тематическое планирование курса История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007....
Словарь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс
Данный словарик создан в помощь учащимся 6 класса и является, скорее, приложением к учебнику нежели отдельной брошюрой к урокам. Он дает возможность не вести отдельный словарь ученикам, а пользоваться...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
6 класс. Итоговое тестирование истории России с древнейших времен до конца 16 века
тест для итоговой аттестации...
Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»
Данный тест разработан для итогового повторения по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века", 6 класс...