Открытое учебное занятие по теме "Государственные реформы Петра I"
методическая разработка по истории на тему

Бодрова Маргарита Вячеславовна
Методическая разработка открытого учебного занятия по истории по теме "Государственные реформы Петра I"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_po_istori1.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое учебное занятие  по  истории  

Тема: Государственные реформы  Петра  I.

 

Цель  заняия: сформировать представление о процессе формирования абсолютизма в России через проведение реформ центральных и местных органов власти.

Задачи занятия:

  • Обучающие: сформировать знания о государственных реформах Петра I., определив цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
  • Развивающие: развить умения работать с текстом учебника, историческим документом, анализировать, делать выводы

    3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, чувство      коллективной ответственности при выполнении заданий в группах..

Тип занятия: изучение нового материала

 

Основные  понятия  и  термины: 

Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

 

Оборудование :

Презентация, портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Россия молодая»; раздаточный материал

 

План  занятия:

1.       Реформа центральных органов управления.

2.       Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3.       Областная реформа.

4.       Реформа городского управления.

5.       Церковная реформа.

6.       Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

 

Ход  занятия:

Начало  занятия:   1) Постановка целей и задач

                            2) Постановка проблемы: реформы Петра I были неизбежны?

Объяснение  нового  материала: 

Вопрос: вспомните, какие центральные органы власти существовали до ПетраI ? (приказы); назовите их недостатки

  • Реформа центрального управления.

 

В 1699 Боярская дума была заменена царём  Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

 

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

 «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский.  ( короткое сообщение).

 

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

 

На экране – таблица. Обучающиеся комментируют таблицу.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

 

Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.

 

  • Указ о единонаследии.

 Вопрос: 1.вспомните в чём была разница между поместьем и вотчиной?

               2.Что изменилось после указа?

3.Какую цель преследовал Пётр I, издавая данный указ?

Обучающиеся заполняют таблицу:

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворян сохранялась.

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

На экране – таблица с перечнем чинов

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

 I

Генералиссимус,Фельмаршал

Канцлер

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II

Генерал от артиллерии…

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

     –

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Сделайте вывод:

Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3.      Областная реформа.

 

  

  

  

  

Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

 

  • Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.

 

      6.  Выступление  против  реформ.  «Дело  царевича  Алексея».

Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый».  После фрагмента – вопрос:  в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.

 

Заключительная часть занятия

1) Сделайте выводы о значении петровских преобразований. Какова их главная цель?

2) Как вы думаете, новая система управления стала более эффективной? Ответ аргументируйте.

Рефлексия: что нового узнали на занятии?; что вызвало у вас затруднение при изучении новой темы?

Д/з: составить развёрнутый план ответа, выполнить тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого учебного занятия Заболевания глотки. Фарингиты. Гипертрофия глоточной и небной миндалины. Тонзиллит. Абсцессы и опухоли глотки.

Методическая разработка данного занятия может быть рекомендована преподающим дисциплину в медицинских училищах,  колледжах. 1.Объяснительно-иллюстративный метод: словесных: моноло...

Разработка открытого учебного занятия по русскому языку

ТЕМА ЗАНЯТИЯ   «Сложноподчиненные  предложения».Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитывать нравственные нормы....

Открытое учебное занятие студии "Лепка"

Занятие по теме раскатывание комочка для детей 3-4 лет....

Конспект открытого учебного занятия По предмету «Беседы об искусстве»

Презентация структуры открытого учебного занятия по истории искусства. Тема - гробница фараона Тутанхамона...

Конспект и технологическая карта открытого учебного занятия по теме "Обслуживание в ресторане. Сравнительная степень наречий"

В данном файле представлен подробный конспект открытого учебного занятия, расчитанного на 2 ак.часа. Так же, прилагается технологическая карта, в которой подробно указано сколько времени затрачивается...

Открытое учебное занятие "Изготовления панно из засушенных растений

Открытое учебное занятие "Изготовления панно из засушенных растенийЦель: научить обучающихся  приемам  технологии изготовления панно из засушенных растений. На данном  занятии...

Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?

Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?...