Открытое учебное занятие по теме "Государственные реформы Петра I"
методическая разработка по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_po_istori1.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое учебное занятие по истории
Тема: Государственные реформы Петра I.
Цель заняия: сформировать представление о процессе формирования абсолютизма в России через проведение реформ центральных и местных органов власти.
Задачи занятия:
- Обучающие: сформировать знания о государственных реформах Петра I., определив цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
- Развивающие: развить умения работать с текстом учебника, историческим документом, анализировать, делать выводы
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, чувство коллективной ответственности при выполнении заданий в группах..
Тип занятия: изучение нового материала
Основные понятия и термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование :
Презентация, портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Россия молодая»; раздаточный материал
План занятия:
1. Реформа центральных органов управления.
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5. Церковная реформа.
6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Ход занятия:
Начало занятия: 1) Постановка целей и задач
2) Постановка проблемы: реформы Петра I были неизбежны?
Объяснение нового материала:
Вопрос: вспомните, какие центральные органы власти существовали до ПетраI ? (приказы); назовите их недостатки
- Реформа центрального управления.
В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).
«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. ( короткое сообщение).
В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.
На экране – таблица. Обучающиеся комментируют таблицу.
Название коллегии | Чем ведала (компетенция) |
Иностранных дел | Внешняя политика |
Воинская | Сухопутная армия |
Адмиралтейств-коллегия | Морской флот |
Юстиц-коллегия | Гражданский и уголовный суд |
Берг-коллегия | Горно-заводская промышленность |
Мануфактур-коллегия | Мануфактурная промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы) |
В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.
Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.
- Указ о единонаследии.
Вопрос: 1.вспомните в чём была разница между поместьем и вотчиной?
2.Что изменилось после указа?
3.Какую цель преследовал Пётр I, издавая данный указ?
Обучающиеся заполняют таблицу:
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа | Указ Петра I от 1714 г. | После указа |
Вотчина – наследственная собственность. Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы. | Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. | Поместье передаётся по наследству. Обязательность службы для дворян сохранялась. |
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
На экране – таблица с перечнем чинов
Классы | Чины военные сухопутные | Чины гражданские | Что давало? |
I | Генералиссимус,Фельмаршал | Канцлер | Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги. |
II | Генерал от артиллерии… | Действительный тайный советник | |
III | Генерал-лейтенант | Тайный советник | |
IV | Генерал-майор | Действительный статский советник | |
V | Бригадир | Статский советник | |
VI | Полковник | Коллежский советник | |
VII | Подполковник | Надворный советник | |
VIII | Майор | Коллежский асессор | |
IX | Капитан | Титулярный советник | Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги |
X | Штабс-капитан | Коллежский секретарь | |
XI | – | Сенатский секретарь | |
XII | Поручик | Губернский секретарь | |
XIII | Подпоручик | Сенатский регистратор | |
XIV | Прапорщик | Коллежский регистратор |
Сделайте вывод:
Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
3. Областная реформа.
Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)
- Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)
Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.
6. Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».
Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый». После фрагмента – вопрос: в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.
Заключительная часть занятия:
1) Сделайте выводы о значении петровских преобразований. Какова их главная цель?
2) Как вы думаете, новая система управления стала более эффективной? Ответ аргументируйте.
Рефлексия: что нового узнали на занятии?; что вызвало у вас затруднение при изучении новой темы?
Д/з: составить развёрнутый план ответа, выполнить тест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого учебного занятия Заболевания глотки. Фарингиты. Гипертрофия глоточной и небной миндалины. Тонзиллит. Абсцессы и опухоли глотки.
Методическая разработка данного занятия может быть рекомендована преподающим дисциплину в медицинских училищах, колледжах. 1.Объяснительно-иллюстративный метод: словесных: моноло...
Разработка открытого учебного занятия по русскому языку
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Сложноподчиненные предложения».Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитывать нравственные нормы....
Открытое учебное занятие студии "Лепка"
Занятие по теме раскатывание комочка для детей 3-4 лет....
Конспект открытого учебного занятия По предмету «Беседы об искусстве»
Презентация структуры открытого учебного занятия по истории искусства. Тема - гробница фараона Тутанхамона...
Конспект и технологическая карта открытого учебного занятия по теме "Обслуживание в ресторане. Сравнительная степень наречий"
В данном файле представлен подробный конспект открытого учебного занятия, расчитанного на 2 ак.часа. Так же, прилагается технологическая карта, в которой подробно указано сколько времени затрачивается...
Открытое учебное занятие "Изготовления панно из засушенных растений
Открытое учебное занятие "Изготовления панно из засушенных растенийЦель: научить обучающихся приемам технологии изготовления панно из засушенных растений. На данном занятии...
Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?
Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?...