план-конспект урока "Война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
данный план-конспект будет полезен учителям работающим в паралели 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennaya_voyna_1812_goda.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА
учителя истории и обществознания
ГБОУ школы № 1056 Тихонов А.С.
ЗАДАЧИ УРОКА
Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;
подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.
На уроке продолжается развитие умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
- Причины и характер войны. Соотношение сил.
- Начальный период войны.
- Бородинское сражение.
- Оставление Москвы. Тарутинский маневр.
- Малая война.
- Изгнание Наполеона.
- Итоги и значение войны 1812 г.
ХОД УРОКА
- Добрый день, ребята!
Наш урок-презентация нового материала сегодня посвящен событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.
В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?» –
размышляет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке.
Но сначала давайте рассмотрим причины войны между Россией и Францией. Обратите внимание на карту. Какие цели преследовал Наполеон?
СЛАЙД
У.: - стремился к мировому господству;
- главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.
- А Александр I ?
СЛАЙД
У.: - сам желал влиять на европейскую политику;
- нарушил Континентальную блокаду.
- Итак, Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.
СЛАЙД: «Отечественная война 1812 г.»
- Это тема урока, запишите в тетради.
- А каким было соотношение сил? Краткую сравнительную характеристику французской и русской армий провидит один из учащихся.
- Подумайте, что отличало наполеоновских солдат от русских.
У.: - солдаты Наполеона – захватчики, русские – освободители;
- со стороны России война освободительная, Франции – завоевательная.
- Конечно же нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.
СЛАЙД
«У русского царя в чертогах есть палата,
Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»
- В этой галерее Зимнего дворца находятся портреты героев 1812 года. Давайте совершим экскурсию по ней.
Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий. Демонстрируются СЛАЙДЫ:
- М.Б.Барклай-де-Толли
- П.И.Багратион
- М.И.Кутузов
- А.П.Тормасов
- А.П.Ермолов
- Д.С.Дохтуров
- Д.В.Давыдов
- Доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему? Давайте обратимся к карте. В тетради составьте таблицу: «Основные события Отечественной войны 1812 г.». По ходу объяснения таблицу заполняйте.
СЛАЙД: « Начальный период войны»
- Так почему отступало русское войско?
У.: - разрозненность армий, они далеко отстояли друг от друга;
- не было единого командования;
- потери значительные, необходимо их было восполнить.
- Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство. Но назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, так же решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение: «Позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска – одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно». Какими были цели сторон?
СЛАЙД
- А соотношение сил?
СЛАЙД
Русская и французская армии сошлись на Бородинском поле.
СЛАЙД
- «Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».
Вопрос о потерях также является спорным, историки считают от 20 до 40 тысяч у французов и от 30 до 50 тысяч человек у русских, и до сих пор спорят, кто победил в этой «битве гигантов». А как считаете вы?
У.: - цели не достигнуты у обеих сторон, однако положение русской армии было более выгодным.
-1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный совет русского командования. Было принято решение оставить Москву, чтобы спасти армию. 2 сентября русская армия вышла из Москвы.
СЛАЙД
Учащимся делается заранее подготовленное сообщение-исследование «Французская армия в Москве».
- Гибельной для захватчиков стала «малая война».
СЛАЙД
Сообщение учащегося «Малая война».
- И в результате Наполеон покинул Москву.
СЛАЙД: «Изгнание Наполеона»
-Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они?
У.: - моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;
- талантливые полководцы, гений Кутузова,
- со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.
- Давайте вновь обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграфы учебника 56, 57.
Известными вам фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г.Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 года: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока «Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
План - конспект урока литературы в 5 классе....
План -конспект урока с использованием ЭОРов по теме:" Отечественная война 1812 года"
Цель урока: применение и углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте...
План-конспект открытого занятия "Времена года"
Занятие проводится в форме командной игры с детьми 5-6 классов. Занятие способствует формированию умения работать в команде; направлено на выявление лидерских качеств, сплочение детского коллект...
План-конспект урока. Героический 1812 год
План-конспект урока...
План-конспект урока "Год за годом"
План-конспект урока "Год за годом", 5 класс, учебник "Spotlight"...
План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...
План -конспект занятия к Новому году, Рождеству
План -конспект занятия по развитию речи к Новому году, Рождеству...