Разработка урока "Последние Романовы"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Колосова Вера Олеговна

Можно скачать по ссылкам:

https://yadi.sk/i/fJR2Foux3KNA46  

https://yadi.sk/i/7jvnFD3y3KNAHa  

2 презентации к уроку. Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов, содержит кроссворд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Облик последних представителей династии Романовых»

 (к 100-летию свержения самодержавия в России).

Оборудование: мультимедийный проектор, стангазета с фотографиями, чистые листочки для ответов, историческая карта, книги о Царственных страстотерпцах.

Перед уроком предварительно была выпущена газета с ориентирующими вопросами и иллюстрациями, учащимся было предложено подготовиться к уроку на эту тему. Несколько учеников готовили краткие сообщения о представителях Царской семьи.

Цель урока: Обобщить информацию о Царской семье, повысить значимость исторического знания для учащихся.

Задачи урока:

Предметные: определить духовно-нравственные устои царской семьи, ее место в российской  и мировой истории.

Метапредметные: 

Познавательные: формулировать идеи урока по заголовку,

сравнивать результаты и последствия, работать с материалом презентации и кроссворда.

Коммуникативные: работать в контакте друг с другом  и учителем, в группах единомышленников.

Регулятивные: оценивать ответы своих товарищей  и самооценивание.

Личностные: вызвать уважение к венценосным страстотерпцам, интерес к родной истории.

     1. Орг.момент:

1) проверка готовности учащихся к уроку;2) подготовка к работе мультимедийного проектора; 3) объяснение этапов урока; 4) выбор жюри; 5) в конце урока каждый получит оценку по результатам своей устной и письменной работы.

1 этап: Актуализация знаний: определение учащимися проблемы и целей игры. Вступительное слово учителя: 

История нашей страны знала немало трагических событий. Но самым драматичным, наверное, можно считать происшедшую революцию 1917 года и убийство Царской семьи. В этот юбилейный год мы чтим память наших венценосных соотечественников. Давайте сформулирует основную проблему, которую мы сегодня будем решать:

 Какой была Царская семья? Чем являлась она для своего народа?  Что потеряли мы с исчезновением династии? Попробуем в этом сегодня разобраться.

2 этап - Сообщения учащихся о Царской семье.

3 этап: Решение кроссворда.

4 этап: Фотоархив: просмотр презентации под музыку.

5 этап: Подведение итогов урока.

6 этап: Рефлексия.

2.Сообщения учащихся о Царской семье.

(Слайд 2: Портрет Царской семьи):

1-ый чтец: 

«Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие печальные лица

И как это было давно.

Какие прекрасные лица

И как безнадежно бледны —

Наследник, императрица,

Четыре великих княжны…»

(Георгий Иванов)

Учитель: Предыстория вопроса о преемственности идеалов самодержавия такова:

(Слайд 3. Крушение царского поезда в Борках)

Как Божественный промысел было расценено в царской семье спасение во время крушения императорского поезда на Харьковско-Орловской дороге между станциями Тарановка и Борки 17 октября 1888 г. Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены.  Царская семья хотела помочь пострадавшим, хотя бы от холода, но у них самих ничего не было. Пострадавшие же первым делом спрашивали, спасен ли император. Позже на месте крушения был воздвигнут храм Спасителя Преславного Преображения, разрушенный в годы советской власти. (Когда в 1891 г. произошло покушение на Николая в Оцу, император тоже назвал его спасение «великим чудом»).

(Слайд 4: умирающий Александр III с супругой)

В 1894 г. Александр III заболел. Заболевание почек, возникшее, как считали современники, в результате ушиба, полученного им во время крушения императорского поезда в Борках, прогрессировало очень быстро. За два дня до своей кончины Александр III сказал своему сыну:

(Слайд 5. Александр III)

«Тебе предстоит взять с моих плеч тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное, я принял его тринадцать лет тому назад от истекающего кровью отца… Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В «награду» за все это он получил от русских революционеров бомбу и смерть…

В тот трагический день встал передо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать  внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.

(Слайд 6. Молодой Николай II)

 Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию от бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

- Какие из заветов отца удалось выполнить Николаю Александровичу, а какие нет?

  • Ответы учащихся. (Не удалось избежать двух войн, приведших к печальным последствиям: русско-японская война (1904-1905 гг.) привела к Первой русской революции 1905-1907 гг., а Первая мировая война (1914-1918 гг.) - к революции 1917 года).  
  • Учитель: Давайте внимательно послушаем выступления наших учеников о Царской семье. В них, возможно,  вы найдете ответы на некоторые вопросы исторической игры, которую мы с вами проведем позже.

1-ый учащийся: Часто даже сторонники самодержца и монархии, а тем более либералы, упрекали царя в нерешительности, недостаточной твердости. Но это не совсем так. В этом видна попытка свалить все на одного царя.

(Слайд 7. С.Ю. Витте)

В период первой русской революции либералы, которых представлял Витте, убеждали царя подписать манифест о даровании Государственной Думы. Почти все, к кому царь обращался с этим вопросом, отвечали так же, как Витте. «Он прямо объявил, что если я хочу его назначить председателем Совета министров, то надо согласится с его программой, и не мешать ему действовать. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня и, наконец, помолившись, я его подписал». В период революции у царя каждую неделю заседал Совет Министров, говорили много,  но все боялись действовать смело, Николаю II приходилось заставлять их и самого Витте быть решительнее. Манифест, как ни заверял Витте, не заставил его действовать решительнее и проводить реформы.  Повсюду шли манифестации, затем еврейские погромы, уничтожение имений помещиков. У хороших и честных губернаторов везде все было спокойно. Но многие ничего не предпринимали, а некоторые даже сами ходили впереди толпы с красными флагами. Такие, конечно, были сменены. В Петербурге менее всего было видно смелости власти, как будто правительство не смело открыто сказать, что можно, и чего нельзя делать.

(Слайд 8. Мария Федоровна с сыном Николаем)

2-ой учащийся: Дума открылась 27 апреля 1906 г. Императрица-мать Мария Федоровна долго не могла успокоиться от того впечатления, которое произвела на нее толпа новых людей впервые заполнивших дворцовые залы. «Они смотрели на нас как на своих врагов. И я не могла отвести глаз от некоторых типов – настолько их лица дышали какой-то ненавистью против нас всех».

(Слайд 9. П.А. Столыпин)

Все пошло к успокоению с приходом Столыпина. На местах люди ожили, потому что почувствовали честную и крепкую власть, которая старается оградить их от революционеров и анархистов. В газетах появились многочисленные телеграммы Столыпину со всех концов России.

Но… 1 сентября 1911 г. в киевском театре в присутствии царя и его семьи премьер Петр Аркадьевич Столыпин был смертельно ранен. По словам Марии Федоровны, эта трагедия лишила Николая II самого верного и преданного России и престолу дальновидного государственного деятеля. Николай II во время I мировой войны неоднократно говорил, что среди министров нет ни одного человека, который мог бы заменить Столыпина.

(Слайд 10. Больной царевич Алексей с Александрой Федоровной)

 3-ий учащийся: Осенью 1912 г. тяжело заболел цесаревич Алексей. Его соборовали (таинство, производимое над болящим, чтобы тот поправился) и уже ждали его кончины.  Из Сибири пришла телеграмма, в которой Распутин писал, что цесаревич будет жить. И, действительно, с этого момента состояние его стало заметно улучшаться.

(Слайд 11. Ольга Александровна)

 Ольга Александровна, сестра императора, писала, что никогда ни брат, ни Аликс не верили тому, что этот человек обладает сверхестественной силой. Они видели в нем крестьянина, глубокая вера которого сделала из него инструмент в руках Божиих, но только для исцеления Алексея. Аликс ужасно страдала от невралгии и ишиаса (болезнь, когда отдает от позвоночника в ногу), но Ольга Александровна никогда не слышала, чтобы сибиряк (т.е. Распутин) ей помог.

(Слайд 12. Мария Федоровна у госпиталя Красного Креста)

4-ий учащийся:

Во время войны Мария Федоровна посещала  госпиталя так часто, как только могла. Это было для нее утешением. Она писала: «Все наши дорогие раненые возвышают нашу душу: какое терпение, какая скромность и какой великолепный подъем духа! Я ими любуюсь от души и хотела бы стать на колени перед каждым из них…» При активном участии Марии Федоровны были созданы госпитали, оборудованные рентгеновскими кабинетами в Киеве, Львове, Минске и Тифлисе. Два военно-санитарных поезда, состоящие из 32 и 21 вагонов на 400 и 100 человек – пять лазаретов, перевязочно-питательный отряд, размещавшийся в пяти вагонах, оказывали постоянную помощь раненым солдатам и офицерам. Специальная кухня, помещавшаяся на платформе, оснащенная автомобилем и палатками, отпускала ежедневно  от 7 до 8 тысяч порций обедов. В Крыму действовал санаторий для выздоравливающих офицеров. В Аничковом дворце находился приют для увечных воинов. В действующую армию отправлялось в большом количестве белье, теплые вещи, образки, Евангелия, мыло, окорока и другие съестные припасы, консервы, сахар на общую сумму свыше миллиона рублей. При ее содействии организуются специальные курсы и школы, где инвалиды могли овладеть каким-либо ремеслом. Особенно часто Мария Федоровна посещала Главный госпиталь Киева, попечительскую работу по которому вела ее дочь Ольга Александровна

 (Слайды 13 и 14: Ольга Александровна у военного госпиталя и в форме сестры милосердия)

 Многие раненые солдаты не верили, что чуткая и сердечная сестра милосердия была царской дочерью. Великая княгиня присутствовала при операциях и перевязках и не брезговала выполнять в госпитале самую тяжелую, грязную работу, работая по 10 и более часов в сутки, на ее попечении  было 400 раненых солдат и около 30 офицеров.

 (Слайд 15. Александра Федоровна ассистирует)

Супруга Николая II Александра Федоровна также помогала в военном госпитале, даже ассистировала во время хирургических операций.

2-ой чтец: Ей посвятил свое стихотворение, как он себя назвал, «прапорщик 5-го гусарского Александрийского Вашего Величества полка Николай Гумилев (7 июня 1916 г.):

«Пока бросает ураганами

Державный Вождь свои полки,

Вы наклоняетесь над ранами

С глазами полными тоски.

И имя Вашего Величества

Не позабудется, доколь

Смиряет смерть любви

владычество и ласка утешает боль.

Несчастных кроткая заступница

России милая сестра,

Где Вы проходите как путница,

Там от цветов земля пестра.

Мы молим: сделай Бог Вас радостной,

А в трудный час и скорбный час

Да снизойдет к Вам Ангел благостный,

Как Вы снисходите до нас».

1-ый учащийся: Во время I мировой войны, находясь в Киеве, Мария Федоровна вела регулярные дневниковые записи и обширную переписку со своими родственниками, почти ежедневно - со своей сестрой Александрой, королевой Англии.

(Слайд 16. Мария Федоровна с сестрой Александрой - королевой Англии)

В письме к сыну писала, что живет «душой с нашими доблестными войсками».

После падения Варшавы у царя вышел конфликт с министрами и он решил сам встать во главе армии (это опять  к вопросу о нерешительности: разве может нерешительный человек в год поражения нашей армии возглавить ее?), хотя Мария Федоровна его отговаривала от этого шага.

(Слайд 17. Николай II после отречения).

Все, кто в осенние месяцы 1916 г. и позже встречался с царем, были потрясены изменениями его внешности, он имел утомленный вид, напряженное и озабоченное выражение его лица, лицо страшно исхудало, осунулось и было испещрено мелкими морщинами. Глаза, обычно бархатные, темно-коричневого оттенка, совершенно выцвели, белки имели желтоватый оттенок, зрачки стали серыми, почти безжизненными… Но он уверял всех, что здоров и бодр, просто очень много  приходилось сидеть без движения, а он привык двигаться. Царь скрывал свое нездоровье, хотя в письме к жене жаловался на боли в сердце. Первый раз оно заболело у царя после самсоновской катастрофы (когда наши доблестные войска вступили в войну, чтобы оттянуть на себя удар немцев и не дать им победить французов на Марне. Эту задачу мы выполнили, но сами были вынуждены отступить, а генерал Самсонов застрелился). Царь очень переживал. Ему стало плохо в Церкви, он чувствовал мучительную боль в середине груди около ¼ часа, пропало сердцебиение, и лоб покрылся испариной. Все прошло, как только царь встал на колени перед образом Пречистой Девы.

(Слайд 18. Могилевский вокзал, где произошла последняя встреча бывшего императора с матерью Марией Федоровной).

2-ой учащийся: Когда императрица Мария Федоровна посетила ставку 4 марта, вскоре после отречения царя, он показал пачку телеграмм от главнокомандующих фронтов Брусилова, Алексеева и Рузского. И хотя он никогда не был высокого мнения об этих военачальниках и оставил без внимания их предательство, но в глубине пакета он нашел телеграмму с советом немедленно отречься, подписанную великим князем Николаем Николаевичем. «Даже он»,- сказал Ники, и впервые голос его дрогнул. Мария Федоровна писала в памятной книжке, что сначала пришла телеграмма от Родзянко, в которой говорилось, что он должен взять все с Думой в свои руки, чтобы поддержать порядок и остановить революцию; затем, чтобы спасти страну, предложил образовать новое правительство и… отречься от престола.

3-ий учащийся: Уже после отречения, когда Государь с вдовствующей императрицей ездил в закрытом автомобиле, то, кто успевал узнать царя – военные и штатские – приветствовали его или снимали шляпы, отдавая честь, были те, которые не отворачивались, но и не кланялись, были и те, которые становились на колени и кланялись в землю.

Николаю II советовали уехать за границу. Но царь поехал в Царское Село. Когда с ним хотел последовать флаг-капитан, то думские господа этому воспрепятствовали. Но двое лейб-казаков, когда поезд тронулся, быстро вспрыгнули на ступеньки, не заботясь о том, разрешат ли им это думские господа. На противоположной стороне перрона у окна своего купе стояла мать царя. Она видела своего сына в последний раз…

(Слайд 19. Мария Федоровна и греческая королева Ольга Константиновна)

4-ый учащийся: Ольга Константиновна, внучка Николая I, жена греческого короля Георга (брата императрицы Марии Федоровны).Единственная из женщин династии Романовых, которой не пришлось менять принадлежность к православию. Ольга Константиновна и Георг I являлись прародителями Елизаветы II, королевы Англии, принца Чарльза, Уильями и Гари. Мария Федоровна писала в письме к греческой королеве Ольге Константиновне, что 5 дней в Могилеве, были самыми ужасными днями в ее жизни. Ее сын был одинок и покинут всеми, но вел себя как настоящий мученик, склонившийся перед неотвратимым с огромным достоинством и спокойствием. Он принес жертву во имя спасения родины, после того, как командующие генералы телеграфировали ему и писали об этом. С глубокой болью она писала, что «началось брожение в армии. Солдаты убивают офицеров и не хотят больше сражаться. Для России все будет кончено, все будет в прошлом…» Марию  Федоровну возмутило, что с ее сыном обходились как с арестованным,  и она хотела, чтобы он с семьей уехал, пока не произошло более худшего…

3.Решение кроссворда. Учащиеся решают и сдают кроссворды.

 (Жюри подводит итоги решения кроссворда учащимися: за каждый правильный ответ – 1 балл). Жюри состоит их «слабых» учащихся, которые проверяют кроссворды по образцу. Либо из «сильных», которые проверяют сданные кроссворды самостоятельно.

4. «Фотоархив» (Просмотр фотографий и иллюстраций)

(Слайды 20-21. Великие княжны в детстве и с родными).

Учитель: У Марины Цветаевой в книге, посвященной ее отцу и музею изящных искусств, носившем тогда имя Александра III, есть такие строки:

«Сонм белых девочек… Раз…две…четыре…

Сонм белых девочек? Да нет – в эфире

Сонм белых бабочек? Прелестный сонм

Великих маленьких княжон».

Словно бабочки резвятся царские дочки и царевич Алексей с ними. Хотя ему из-за болезни навсегда удавалось беззаботно играть. Многодетной Царской семье не чужды были простые человеческие радости. 

Посмотрим фотографии и иллюстрации, чтобы ощутить дух той эпохи. Постарайтесь получить максимальное количество информации из этих иллюстраций. Просмотр презентации «Царская семья (фото с музыкой)» .

5. Подведение итогов урока. 

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока:

Как вы можете охарактеризовать Царскую семью, ее стиль жизни? Чем являлась она для своего народа?  Что потеряли мы с исчезновением династии?

Царская семья была православной, патриархальной. Она являлась для своего народа образцом русской семьи и христианской веры. С исчезновением династии и монархии Россия потеряла легитимную власть, веру, полились реки крови и беззакония.

 Давайте послушаем жюри об итогах письменного этапа урока (решение кроссворда).

Теперь давайте оценим выступающих. Чье выступление вам особенно понравилось?

Еще больше мы узнаем о Царской семье из викторины, которую проведем в следующий раз. Подготовьтесь к ней! Соберите информацию о династии Романовых!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"

Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....

Методическая разработка урока к 400-летию династии Романовых "Royal Russia"

Методическая разработка может использоваться в качестве закрепления материала к теме "Royal London" в 6-м классе...

Разработка урока "Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова"

Урок для 10 класса с использованием интерактивной доски...

Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»

Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»...