Игра-марафон «Загадки русской словесности»
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс) по теме

В рамках недели русского языка, литературы, истории и обществознания для учащихся 6 и 7 классов была проведена игра «Загадки русской словесности». Участникам команд нужно было пройти 6 станций, где их ожидали вопросы из разных разделов русского языка, литературы, истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

(учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 ЗМР РТ

Чернышева М.В., первая категория)

Традиционно во  втором  полугодии    в  МБОУ  СОШ №11 ЗМР ТР  проводятся  предметные недели. В рамках  недели  русского языка, литературы, истории и обществознания для учащихся 6 и 7 классов была проведена игра  «Загадки русской словесности». Участникам  команд нужно было пройти  6  станций, где их ожидали вопросы из разных разделов  русского языка,  литературы, истории.

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля  7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду (6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории( 1-ый этаж)

Карта маршрута команды  _____ класса

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

Название станции

№ каб.

Количество

баллов

Фамилия

дежурного

1.

«ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

2.

«БЫТ И ОБЫЧАИ СЛАВЯН»

3.

«ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

4.

«ОРФОЭПИЯ. ФОНЕТИКА»

5.

«ИСТОРИЧЕСКАЯ»

6.

«СИНТАКСИС И ОРФОГРАФИЯ»

Итого

СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1.Покажите  : —10 б (по 1б за каждый правильный ответ)

челО (лоб),

пЕрст (палец),

ланИты (щеки),

рамЕна (плечи),  

Око (глаз),  

устА (губы),

длАнь (ладонь),  

вЫя ( шея),

потЫлица (затылок)

2.  Что делает  брадобрЕй? ( стрижет и бреет, это парикмахер)—1 б

3. КомОнь скачет или прыгает? (скачет, это конь)—1б.

4. Что такое трАпеза? ( еда)—1б.

5. Кто старше чАдо или Отрок (отрок старше, отрок-подросток, чадо-ребенок)—1б.

6. ПрАщур это предок или ящер? (Пращур-предок)—1 б

7. Агнец ест траву? (да, Агнец-ягненок)—1 б

8. Гром бывает вместе с блиставИцей? (да, Блиставица-молния)—1б

9. Закончи пословицу --- 5 б. (по 1б за каждый правильный ответ)

- Знает кошка…(чье мясо съела)

- Не рой другому яму…(сам в нее попадешь)

- По одежке встречают…( по уму провожают)

- В тихом омуте...( черти водятся)

- Не плюй в колодец…(пригодится воды напиться)

Запасные пословицы:

- Не было у бабы хлопот…(купила баба порося)- Старый друг…(лучше новых двух)- Близок локоть…(да не укусишь)- Пока гром не грянет…(мужик не перекрестится)

10. Покажите, как в старых русских рукописных книгах отмечалась красная строка? (нужно обвести и раскрасить первую букву на странице красным карандашом)—2 б

СТАНЦИЯ «БЫТ И ОБЫЧАИ СЛАВЯН»

1. Назовите на рисунке детали русской национальной одежды на рисунке

(1)-- кокОшник

(2)-- сарафАн

 (3)-- рубАха,

(4)— пояс,

 (5) – портЫ(штаны),

(6)-- онУчи,

(7)-- лАпти,

Итого: 7б(по 1б за каждый правильный ответ)

2.Из какого материала строили жилье на Руси? (из дерева)—1б.

3. Чем ТЕРЕМ  отличается от ИЗБЫ ? (тЕрем-многоэтажный дом , а у избы-один этаж)—1б.

4. Покажите на рисунке,  где в избЕ расположены  

-конЕк,

-стАвни,

-налИчники,

-полотЕнца—4б. (по 1б за каждый правильный ответ)

5. Покажите на рисунке,  где в тереме находились  

-подклЕт ( =1 этаж),

- гОрница (=2 этаж),

- светлИца( =3 этаж)—3б (по 1б за каждый правильный ответ)

6. Узнай предметы на рисунке, назовите их, для чего они предназначались?—6б (по 1б за каждый правильный ответ)

-сЕрп (жать колосья, срезать траву)

-веретенО ( прясть, на веретено наматывали спряденную нитку)

-коромЫсло ( переносить ведра с водой)

-журАвль (для поднимания воды из колодца)

-ухвАт (доставать из печи чугунки)

-кочергА( топить печь)

7. На чем писались новгородские грамоты? ( на бересте)-1 б

8. Зачем нужен  пергАмент? И что это такое? (чтобы писать, это телячья кожа)-1б

СТАНЦИЯ «ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

1. Кто придумал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)—1б.

2. При каком киевском князе Русь приняла Христианство? (Владимир Красно солнышко)—1б.

3. В каком году была крещена Русь? (988Г.)-2б.

4. Как называются древние славянские азбуки? (кирИллица и глагОлица)-2б.

5.  Назовите 2 славянских языка, которые являются ближайшими  родственниками  русского языка? (украинский и белорусский языки)—2б

6. Что такое праславЯнский язык? (прародитель всех славянских языков, от него произошли все славянские языки)—2 б.

7. Какой 7-ой падеж был раньше в русском языке, он сохранился в таких формах : старче, Боже?---( звательный)—2б.

8. В старом славянском алфавите каждая буква имела свое название: А-аз,  б-буки, в-веди,  а как называлась в старом славянском алфавите

Г—(=глагол),

Д—(=ДОБРО),

Л—(=ЛЮДИ),

П – (=ПОКОЙ)

Итого: 4 б (по 1 б за каждый правильный ответ).

9. Переведите предложения из старинной церковной книги на современный русский язык( см. листок   )—2 б

10. Сколько знаков препинания в русском языке?( 12)- 2б

11.Какое еще число было в русском языке, кроме ед. и мн.? (двойственное)—2б.

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЯ. ФОНЕТИКА» (для команд)

Задание 1. 1 балл.

 В каком слове все согласные звонкие:

А-язык.     Б - пешка.         В-берёза.         Г - берег.

Задание 2. 1 балл.

В каком слове буква Ю обозначает один звук:

А-вьюга.       Б - юркий.         В -утюжить.         Г - пою.

Задание 3. 1 балл.

На какие две группы делятся  гласные:

А-парные и непарные.                                                                                                                                   Б –сильные  и слабые.                                                                                                                                     В - ударные  и безударные.                                                                                                                                            Г - твёрдые и глухие.

Задание  4. 1  балл.

 Каких гласных звуков  нет в  русском  языке:

А-[ЕЁЯЮ].       Б-[АОУИ].          В-[ЭЫОИ].             Г-[УЫЭО].

Задание 5. 1  балл

Какие буквы русского алфавита  не имеют звуков:

А-ЭЯ.        Б-ЙЫ.         В-ЩЧ.            Г-ЬЪ.

Задание 6. 1  балл.

В каком слове количество  букв  и звуков  не совпадает:

А - наелась.      Б -только.       В-вьюн.       Г-стол.

Задание 7. 1  балл

 В каком слове ударение  поставлено  неверно:

А -  бАловать.       Б - щавЕль.        В -дозвонИтся.           Г-ждалА.

Задание  8. 1 балл.

Укажите слово, в  котором  ударение  падает на второй слог:

А-граждане.     Б-свекла.       В-молоко.         Г-процент.

Задание 9. 1  балл.

 В предложении укажите слово, в  котором звуков  больше, чем букв:  

В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ ГОТОВИЛИСЬ К ОТЛЁТУ И ЖУРАВЛИ.

Задание 10. До 3  баллов.

 Выпишите  из предложения слова, где есть шипящие  звуки:

ПО ОПУШКАМ ЛЕСОВ ЕЩЁ РАСТУТ ГРИБОЧКИ.

Задание 11. 1  балл.

В каком слове букв больше, чем звуков:

А-съезд.    Б-сердце.    В-юла.     Г-местная.

Задание 12. До 3  баллов.                                                                                                                 Найдите  и выпишите 3 ошибки в написании звуков:                                                                         [я],     [с],      [ю],      [ъ],        [н],         [ы].

Задание 13. 1  балл.

Найдите правильную транскрипцию слова  УТЮГ:

А-[утюг].        Б-[ут’ук].          В-[от’уг].           Г-[утюк].

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЯ. ФОНЕТИКА» (для дежурных)

Задание 1. 1 балл.

 В каком слове все согласные звонкие:

А-язык. Б - пешка. В-берёза. Г - берег.

Задание 2. 1 балл.

В каком слове буква Ю обозначает один звук:

А-вьюга.       Б - юркий.         В -утюжить.         Г - пою.

Задание 3. 1 балл.

На какие две группы делятся  гласные:

А-парные и непарные.                                                                                                                                       Б -сильные  и слабые.                                                                                                                                     В - ударные  и безударные.                                                                                                                                            Г - твёрдые и глухие.

Задание  4. 1  балл.

 Каких гласных звуков  нет в  русском  языке:

А-[ЕЁЯЮ].       Б-[АОУИ].          В-[ЭЫОИ].                       Г-[УЫЭО].

Задание 5. 1  балл

Какие буквы русского алфавита  не имеют звуков:

А-ЭЯ.        Б-ЙЫ.         В-ЩЧ.            Г-ЬЪ.

Задание 6. 1  балл.

В каком слове количество  букв  и звуков  не совпадает:

А - наелась.     Б -только.          В-вьюн.       Г-стол.

Задание 7. 1  балл

 В каком слове ударение  поставлено  неверно:

А -  бАловать.       Б - щавЕль.        В -дозвонИтся.           Г-ждалА.

Задание  8. 1 балл.

Укажите слово, в  котором  ударение  падает на второй слог:

А-граждане.      Б-свекла.       В-молоко.          Г-процент.

Задание 9. 1  балл.

 В предложении укажите слово, в  котором звуков  больше, чем букв:  

В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ ГОТОВИЛИСЬ К ОТЛЁТУ И ЖУРАВЛИ.

Задание 10. До 3  баллов.

 Выпишите  из предложения слова, где есть шипящие  звуки:

ПО ОПУШКАМ ЛЕСОВ ЕЩЁ РАСТУТ ГРИБОЧКИ.

Задание 11. 1  балл.

В каком слове букв больше, чем звуков:

А-съезд.       Б-сердце.       В-юла.        Г-местная.

Задание 12. До 3  баллов.                                                                                                                 Найдите  и выпишите 3 ошибки в написании звуков:                                                                         [я],      [с],      [ю],     [ъ],     [н],     [ы].

Задание 13. 1  балл.

Найдите правильную транскрипцию слова  УТЮГ:

А-[утюг].        Б-[ут’ук].          В-[от’уг].           Г-[утюк].

СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (для дежурных)

(по 1б за каждый правильный ответ)

1.С каким занятием связаны слова «перелог», «жито», «лемех»

А) с рыболовством          Б) с бортничеством

В) со скотоводством       Г) с земледелием

 2. Что иностранные купцы охотно покупали у славян

А) меха          Б) драгоценные камни

В) вино          Г) шёлк, парчу.

3. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневая система земледелия:

А) плодородием почв       Б) лесистостью края

В) отсутствием леса          Г) использованием плуга

4. Что славяне охотно покупали у иностранцев?

А) меха               Б) рыбу

В) воск               Г) шёлк, парчу.

5. В чём заключалась роль варягов в русской истории?

А) варяги основали город Киев

Б) варяги завоевали Древнерусское государство

В) варяги создали государство у восточных славян

Г) варяги положила начало русской княжеской династии

6. Кто был основным торговым партнёром Руси?

А) Византия           Б) Швеция

В) Тмутаракань      Г) Скифия

7. Чему способствовало установление княгиней Ольгой погостов и уроков?

А) развитию образования                       Б) упорядочению сбора дани

В) укрепление связей с Византией      Г) распространению христианства

8. Какое название получил объезд князем подвластных племён и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?

А) налогообложение           Б) полюдье

В) выкуп                               Г) приношение

9. Откуда на Русь пришло христианство?

А) из Волжской Булгарии           Б) из Рима

В) из Хазарского каганата          Г) из Византии

10. С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства ?

А) Святослава                        Б) Рюрика

В) Владимира Святого       Г) Ярослава Мудрого

11.Кто был причислен Русской православной церковью к лику святых?

А) князь Игорь и княгиня Ольга          Б) князь Рюрик и Олег

В) князья Аскольд и Дир                     Г) князья Борис и Глеб

12.Автором какого произведения был князь Владимир Мономах

А) «Поучения»                             Б) «Русской правды»

В) «Повести временных лет»     Г) славянской азбуки

 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

         Осень    пр..чудливая волшебница. Она пр..ходит,  расст..лая ж..лтые покрывала на поля, ра..брасывая разн..цветные листья по дорожкам, пр..нося запах свежести и легкого морозца.
      Я люблю бродить по городу в осе..ие дни. Деревья об..яты плам..нем. Теперь н..кому (не)ост..новить осе..его пожара. Вот заг..релась осинка ярко красными огоньками и от нее пош..л полыхать клен. Он прик..снулся к березке и в..пыхнула она ж..лтым к..стром.
      Осень (не)хочет ра..т..ваться с людьми и часто плачет. П..чальный дождь падает из туч на землю. Люди, глядя на небо, грус..но говорят  Вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела говорить она сказала бы  Я (не)хочу уходить от вас люди я хочу остат..ся.
      Но мчит..ся бе..сердечное время и осень уходит.

  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

         Осень    пр..чудливая волшебница. Она пр..ходит,  расст..лая ж..лтые покрывала на поля, ра..брасывая разн..цветные листья по дорожкам, пр..нося запах свежести и легкого морозца.
      Я люблю бродить по городу в осе..ие дни. Деревья об..яты плам..нем. Теперь н..кому (не)ост..новить осе..его пожара. Вот заг..релась осинка ярко красными огоньками и от нее пош..л полыхать клен. Он прик..снулся к березке и в..пыхнула она ж..лтым к..стром.
      Осень (не)хочет ра..т..ваться с людьми и часто плачет. П..чальный дождь падает из туч на землю. Люди, глядя на небо, грус..но говорят  Вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела говорить она сказала бы  Я (не)хочу уходить от вас люди я хочу остат..ся.
      Но мчит..ся бе..сердечное время и осень уходит.

  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

         Осень    пр..чудливая волшебница. Она пр..ходит,  расст..лая ж..лтые покрывала на поля, ра..брасывая разн..цветные листья по дорожкам, пр..нося запах свежести и легкого морозца.
      Я люблю бродить по городу в осе..ие дни. Деревья об..яты плам..нем. Теперь н..кому (не)ост..новить осе..его пожара. Вот заг..релась осинка ярко красными огоньками и от нее пош..л полыхать клен. Он прик..снулся к березке и в..пыхнула она ж..лтым к..стром.
      Осень (не)хочет ра..т..ваться с людьми и часто плачет. П..чальный дождь падает из туч на землю. Люди, глядя на небо, грус..но говорят  Вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела говорить она сказала бы  Я (не)хочу уходить от вас люди я хочу остат..ся.
      Но мчит..ся бе..сердечное время и осень уходит.

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля  7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля  7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля  7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля 7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля 7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

ПАМЯТКА для команд

1. 5 февраля  7-ым уроком пройдет игра-марафон «Загадки русской словесности» среди 6-7 классов (3 этаж, каб.26)

2. ваш класс должен собрать команду

(6 человек), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему команды.

3.У игроков команды должен присутствовать какой-нибудь один элемент русского национального костюма

Примечание :советуем изучить газеты, выпущенные к Неделе русского языка и истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...