Сценарий исторической гостиной, посвященной дню снятия блокады
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Брайнина Анна Геннадьевна

Внеклассное мероприятие,расчитанное на 1 урок для всех возрастов. Как участники,так и зрители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningradskiy_den_pobedy.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

          Сценарий вечера, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.

«Ленинградский день победы».

Описание. Материал предназначен для учителей истории, Рассчитан на зрителя с 1 по 11 класс, также как участники могут быть разновозрастные.

Цель:  Воспитание патриотических чувств через подвиг народа города, в котором живем.

Задачи: Познавательная: Обобщение знаний военного периода истории Ленинграда, ознакомление с наиболее трагичными страницами истории.

              Развивающая: Развить навыки выступления перед аудиторией, умение донести информацию до слушателя.

               Воспитательная: Воспитание активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в жизненном пространстве. Таких, как великодушие, благородство, человечность, чуткость и гуманность.

Используется презентация. Ленинградский день победы.

Ход сценария.

Звучит музыка.  Выходят юноши и девушки, нарядные, с воздушными шарами, цветами.  

Юноша: Приезжай в мой город, приезжай!

Он тебя, как маленькую, встретит,

Выкатит расцвеченный трамвай,

По Неве прокатит на рассвете.

Девушка. Он поднимет радужно мосты,

И замрет, спокойный, величавый.

Юноша. Он преподнесет тебе цветы

Где-нибудь за Нарвскою заставой.

Девушка. Ты по новым улицам пройдешь -

Улицы широкие, прямые.

Улицы шумны, как молодежь,

Потому что тоже молодые.

Юноша. Ты посмотришь вечером в Неву,

В этот час весеннего отлива,

И Нева покажет наяву,

Как ты удивительна красива...

Девушка. Не дари мне писем, не дари.

Приезжай - тебе покажет всякий,

Как влюбленным светит до зари

Мой светлоголовый Исаакий.

Юноша. Мне хвалили город парижан.

Что кому, а мне - мой город дорог!

Приезжай в мой город, приезжай,

Потому что это добрый город.

Свет выключается, (желательно включаются прожекторы), гул сирен и самолетов

 1-й ведущий (за кадром). Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!... Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге. Наступало 22 июня 1941 года.

Тревожная музыка. Выходят ведущие, садятся за стол.

1 ведущий:  Директива 1-а от 16.01.41 немецкого военно-морского штаба гласила « После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего  существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей»

Ленинград необходимо быстро отрезать и взять измором».

2 ведущий: Гитлер говорил: «Уничтожение Ленинграда и Москвы будет означать народное бедствие. Дух русского народа будет серьезно подорван. С падением Ленинграда может наступить полная катастрофа. Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд, должен исчезнуть с лица земли. В период 250 – летнего азиатства в Европе    должен быть  закончен».

1 ведущий:  По плану «Барбаросса»:  «Задача группы армий «Север» - наступление из Восточной Пруссии  в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море. Через три недели быть в Петербурге, т.е. к 18 июля 1941 году».

Группой армий «Север» командовал Фон Лееб. Под командованием Лееба сконцентрировались огромные силы: 725 тыс. солдат и офицеров, 13 тыс. орудий, 1500 танков. Группе «Север» придавался 1-ый воздушный флот.

26 июня 1941 года Финляндия объявила СССР войну, развернув 21 дивизию -  325 тыс. человек, 4 тыс. орудий и 900 самолетов

2 ведущий: Когда в июне 1940 сдавался Париж, и фашисты шли по его улицам, парижане знали, что позади есть еще Москва и Ленинград, а 8 сентября, когда немцы захватили  Шлиссельбург,  и началась блокада Ленинграда, ленинградцы понимали, что только их стойкость и мужество сможет победить эту страшную силу фашизм и спасти не только свою Родину, но и все человечество.

Чтец: Пламя ударило в небо - Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь.» -Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Песня. Закаты алые.

3 ведущий: Война стала страшным испытанием для ленинградцев, город оказался отрезанным от Большой Земли. Ещё до начала блокады началась эвакуация, которая продолжалась до 27 августа. Но многие не хотели покидать город. Вглубь страны были вывезены сокровища Эрмитажа. Когда враг не смог взять город сходу, начались массовые бомбардировки, продолжавшиеся по 18 часов вплоть до середины октября

4 ведущий:  В день доходило до 15 бомбардировок, вернее это была одна сплошная тревога. На каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. №  192 – Дворец пионеров

3 ведущий: Машины и трамваи вмерзли в лёд и стояли как изваяние на улицах. Город стал пешим. Воду достать стало проблемой. В квартирах появились буржуйки – чугунные печки. Достать дров становилось проблемой. А зима 1941 года была очень холодной.

4 ведущий: Но уже скоро ленинградцы столкнулись с самым страшным убийцей. И он был страшнее бомб, ожидания очередного штурма и даже мороза. Это был голод! Невидимый убийца.  С началом войны ввели карточную систему. С каждым разом пайки уменьшались: июль-сентябрь- 800, сентябрь-ноябрь -250-125 гр., в конце декабря были дни, когда в магазины хлеба не поступало вовсе.  Перечень блокадной еды: крапива, лебеда, хвоя, клей, олифа, глицерин. Ели кожаные ремни, вымоченные и вываренные в кипятке.

Песня. Дети войны.

Музыка. На сцене несколько детей. Передают друг другу кусочек хлеба.
1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).
 2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).
3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)
4-й ученик. Обойной пыли - 2% (передает хлеб)
5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)
 6-й ученик. Ржаной муки - 71%
Читают стихи.
1. Видим - опять надвигается ночь,
и этому не помочь:
ничем нельзя отвратить темноту,
прикрыть небесную высоту...
 2. Я не дома, не города житель,
не живой и не мертвый - ничей:
я живу между двух перекрытий,
в груде сложенных кирпичей...
3. О, это явь - не чудится, не снится:
сирены вопль, и тихо - и тогда
одно мгновенье слышно - птицы, птицы
поют и свищут в городских садах.

4. Да, в тишине предбоевой, в печали,
так торжествуют хоры вешних птиц,
как будто б рады, что перекричали
огромный город, падающий ниц...
5. В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят...
6. Быть может, нас сейчас завалит.
Кругом о бомбах говорят...

1 ведущий: (за кадром) Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал страшным свидетельством тех блокадных лет, которые для многих стали последними. В маленькой записной книжке детским почерком записана леденящая душу летопись блокады:

  • 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
  • Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
  • Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
  • Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
  • Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
  • Мама — 13 мая в 730 утра.
  • Савичевы умерли.
  • Умерли все.
  • Осталась одна Таня.

Песня.  Ленинградки.

Выходят ведущие:

1 ведущий: Но город жил и не сдавался! Создавалось народное ополчение. Уходили на фронт семьями. С 23 июня по 1 октября 1941 года на фронт из Ленинграда ушло 431 тысяча человек. Уже в конце сентября удалось стабилизировать линию обороны. Жуков был назначен командующим ленинградским фронтом. Врагу не удавалось прорвать нашу оборону ни на одном участке фронта. Город жил и работал! За 6 военных месяцев 1941 года Ленинград сдал Красной армии и Флоту 713 танков, 480 бронемашин, 2408 полковых и 648 противотанковых пушек, 10 000 миномётов. Ленинградцы шили телогрейки, гимнастёрки, шинели, ушанки, организовывали сбор теплых вещей.

2 ведущий: С 21 ноября 1941 г. по 4 апреля 1942 г.действовала ледовая дорога через Ладожское озеро «Дорога жизни». Двадцать тысяч солдат обслуживали эту дорогу. Они  делали, что могли, да ещё и то, что невозможно в обычной жизни. Немецкая авиация расстреливала с бреющего полёта автомашины, санитарные палатки и обогревающие пункты, расположенные вдоль трассы.  Несмотря на огромные потери, за блокадную зиму 1941-1942 гг. по «Дороге жизни» было вывезено 961 тыс. человек.  

1 –й ученик: Когда прижимались солдаты, как тени,

К земле и уже не могли оторваться, -

Всегда находился в такое мгновенье

Один безымянный, сумевший подняться.


 2-й ученик. Не все имена поколенье запомнит.

Но в тот исступленный, клокочущий полдень

Безусый мальчишка, гвардеец и школьник,

Поднялся - и цепи штурмующих поднял.

1-й ученик. Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,

Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетел на нее, обернулся

И ахнул, увидев открывшийся город!

2-й ученик. И может быть, самый счастливый на свете,

Всей жизнью в тот миг торжествуя победу, -

Он смерти мгновенной своей не заметил,

Ни страха, ни боли ее не изведав.

 1-й ученик. Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,

А город стремительно мчался навстречу…

2-й ученик. …Впервые за долгие годы снаряды

На улицы к нам не ложились в тот вечер.

За время блокады военные потери составили
333 000 убитых
25000 не боевых потерь
112000 пропавших без вести
В городе:
17000 убито при артобстрелах и бомбардировках
633000 погибли от голода.

Объявляется минута молчания. (минута молчания)

Видео «Мама не плачь»

    1 ведущий:    Несмотря ни на что,  в блокадном городе проходили художественные выставки, артисты театра Музыкальной комедии совершали свой подвиг, ставя спектакли под сопровождение бомбёжек. Звучала симфоническая музыка Шостаковича, проводились футбольные матчи. Работали кинотеатра, причем за билетами выстраивались огромные очереди. Находились люди, которые даже меняли хлеб на билеты в театр.

Вальс под песню Ленинград

3 ведущий: Все это время  наша армия пыталась вырвать город из блокадного кольца.

Уже 10 ноября началось советское контрнаступление, которое к 30 декабря заставило немецкие войска отойти из Тихвина к реке Волхов и предотвратило их соединение с финскими войсками на реке Свирь восточнее Ленинграда. А в  январе 1942 года началась Любанская наступательная операция советских войск; она продолжалась 16 недель и закончилась безуспешно: потеряна 2-я ударная армия, а её командующий, генерал-лейтенант А. А. Власов, был взят в плен и перешёл на сторону немцев.

 Для снятия блокады советские войска начали бои за Невский пятачок. Бои на плацдарме продолжалась до мая 1943 с переменным успехом. Обе стороны всё это время несли тяжёлые потери.

Но в апреле неудачей закончилась операция люфтваффе «Айсштосс» («Ледяной удар»)  по уничтожению кораблей Балтийского Флота во льдах на Неве.

4 ведущий:  С 12 по 30 января 1943 года советскими войсками была проведена  Операция «Искра», которая принесла долгожданный результат, открыв коридор между городом и побережьем Ладожского озера.

В  феврале — вступила в строй Дорога победы — 33-километровая железнодорожная линия, связавшая Ленинград с «Большой землёй».

И в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с «Большой земли»

3 ведущий: 14 января 1944 года  для окончательного снятия блокады советскими войсками началась стратегическая Ленинградско-Новгородская наступательная операция.

И уже 27 января: была снята блокада Ленинграда. Немецкие войска отброшены на 60-100 км от города. В Ленинграде в честь этого события был произведен салют. Это был ленинградский день победы!

Финальная песня.

 Я хочу, чтобы не было больше войны

  1. Пусть проходят года,
    Но на лицах седых стариков
    Остается беда
    Той войны всех времен и веков.
    Шли солдаты на смерть,
    Покидая родительский дом,
    И сражались они
    За свободу земли,
    На которой с тобой мы живем!

    Припев: Я хочу, чтобы яркое солнце светило,
    Чтобы снились всегда только добрые сны.
    Чтоб Россия героев своих не забыла.
    Чтобы не было больше войны.
    Я хочу, чтобы не было больше войны!

    2. Помню прадеда я!
    Орденами его дорожу!
    Что такое «война»
    Я потомкам своим расскажу!
    Будет вечный огонь,
    Что горит у Кремлевской стены,
    Нашу память хранить,
    Словно прочная нить,
    Что связала с годами войны.

Я хочу, чтобы не было больше войны

1. Пусть проходят года,
Но на лицах седых стариков
Остается беда
Той войны всех времен и веков.
Шли солдаты на смерть,
Покидая родительский дом,
И сражались они
За свободу земли,
На которой с тобой мы живем!

Припев: Я хочу, чтобы яркое солнце светило,
Чтобы снились всегда только добрые сны.
Чтоб Россия героев своих не забыла.
Чтобы не было больше войны.
Я хочу, чтобы не было больше войны!

2. Помню прадеда я!
Орденами его дорожу!
Что такое «война»
Я потомкам своим расскажу!
Будет вечный огонь,
Что горит у Кремлевской стены,
Нашу память хранить,
Словно прочная нить,
Что связала с годами войны.

        





.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и аудиофайлы к школьной радиолинейке, посвященной Дню снятия блокады Ленинграда

Файлы в архиве необходимо разархивировать с помощью любого архиватора. Недостающие аудиофайлы выложу отдельно. Надеюсь, что этот материал может пригодиться тем, кто готовит и проводит радиолинейки в с...

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»

Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники:  учителя, у...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню снятия Блокады "Вечная слава тебе, Ленинград!"

Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.Задачи:Образовательные:- формировать у учащихся ...

Мастер-класс "Твердыня на НЕВЕ". Литературная гостиная, посвященная дню снятия блокады Ленинграда.

В рамках внеклассной работы по литературе на городском семинаре для заместителей директоров школ города Армавира представлена учителем высшей категории Н.А.Черкасской  Литературная гостиная "Твер...

Сценарий литературной гостинной , посвященной снятию блокады Ленинграда

Сценарий литературной гостинной , посвященной  снятию блокады Ленинграда...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...