Технологическая карта урока "Письменность и знания древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Письменность и знания древних египтян» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «История древнего мира». М.: Просвещение, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pismennost_i_znaniya_dr._egiptyan.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме
«Письменность и знания древних египтян» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С.
«История древнего мира». М.: Просвещение, 2012 г.
учитель Гевкан Е. И.
Таблица 1
Характеристика урока
Тема урока | Письменность и знания древних египтян. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Форма урока | Урок смешанный/синтетический (урок с использованием ЭОР; урок теоретических и практических самостоятельных работ) |
ЭОР/ЦОР | Презентация с сайта http://husain-off.ru/hg76n/hg76now-40.html |
Тематический контроль | Ведение записей в тетради, выполнение заданий в рабочей тетради на уроке. |
Таблица 2
Цель темы | Создать у обучающихся представление о школе в Древнем Египте; раскрыть особенности и сложность египетской письменности; познакомить с особенностями египетского счета и системы мер. | |
Задачи | Образовательные: на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления. Путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач, формировать логическое и историческое мышление обучающихся. Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником. Воспитательные: воспитывать уважение к культуре, науке других народов. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
В практико-ориентационной сфере: - научатся определять понятия иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия; - получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их значениях; -уметь находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; - применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме; - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока. В ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества; - приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам. | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества.; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существования других точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных проблем. Познавательные: воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. | |
Основные понятия | Иероглифы, папирус, Шампольон, Розетский камень, свиток, геометрия, астрономия. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
геометрия, алгебра, астрономия, литература, история, география, обществознание. | самостоятельная работа, работа с различными источниками информации (учебник, текст), письменный тест | Учебник Раздаточный материал Презентация Рабочие тетради |
Таблица 3
Этапы урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Вид деятельности обучающегося, предполагаемый ответ | Планируемые результаты УУД (К-коммуникативная, П – познавательная, Р-регулятивная) |
1 | I. Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу: А) Постановка учебных целей и задач; Б) Проверка домашнего задания | Создает условия для возникновения внутренней потребности Где мы с вами сейчас находимся и зачем пришли сюда? Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе? Вам интересно узнать? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать… Слайд 1,2. Работа в парах. Слайды 3,4. | Формулировка темы и цели занятия, выдвигают версии Выполняют индивидуальные задания. Решение теста и взаимопроверка в парах. | П: Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал) К: Развитие умения слушать учителя и строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Формирование умения поставить цель урока К: Умение работать в парах Р:Умение понимать и сохранять учебную задачу, анализировать и контролировать ситуацию. |
2 | II. Основная часть урока: Изучение нового материала Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1. Школы в Древнем Египте | Организует диалог, беседу. Следит за выполнением работы учащихся. Коррекция ошибочных и неточных ответов. Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (см. изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. Слайды 5. Давайте представим себя в древнеегипетской школе. | Работа в парах. Ответы на простые и проблемные вопросы Учителями в школах были жрецы. Там готовили чиновников-писцов Учатся 11 лет, обучение бесплатное. Там могли учиться только дети состоятельных родителей. Обучение в древнеегипетской школе стоило дорого. | П: Развитие умения формулировать ответ К: Уметь слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Проявляют интерес к учебному материалу |
2. Письменность | Организует диалог, беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выявляет типичные ошибки и пробелы. Организует работу в группах. Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? Наш первый урок – письмо. Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? Иероглифов было больше – 750. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. Слайд 6,7. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? Как определить какое слово мы написали? Нужен значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий идущие ноги. Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (см. учебник, стр. 52-53). Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайды 8,9. Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? Материал для письма называется папирус. Возьмите раздаточный материал и по рисункам составьте рассказ о том, как и из чего его делают папирус (1 группа); составьте рассказ о письменных принадлежностях (2 группа); подготовьте ответ на вопрос, почему писцы были самыми уважаемыми людьми (3 группа) Слайд 10. | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Читать, писать и считать. Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо». 33 Учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов. Сравнивают их с египетскими иероглифами. Делают вывод. Иероглифы воспроизводятся на доске. Дом, дым, Дима, идем, дама. Иероглифы воспроизводятся на доске. Много иероглифов, их сложно выучить. На стенах пирамид, на обелисках, в храмах. Иероглифами написана египетская “Книга мертвых” Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Слушают доклад ученика о Франсуа Шампольоне, смотрят слайды Нужен материал для письма и письменные принадлежности Самостоятельная работа в группах, составляют рассказы, выбирают выступающего. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, работать в группах. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | |
3. Физминутка. | ||||
4. Математика | Задание по слайдам. Организует диалог, беседу. Практическая работа – измерение участков. Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие числа и арифметические действия. Слайд 11. Посмотрите на слайды и раздаточный материал и запишите предлагаемые числа древнеегипетскими цифрами. Попробуйте складывать и вычитать числа в такой записи. Какие цифры использовать легче? Наука геометрия тоже зародилась в Египте. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? Глядя на изображения, давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю? Слайд 12. Тем же занимались и чиновники (писцы) – но для чего? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах). | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Составляют числа из древнеегипетских цифр Легче использовать арабские цифры, считать числа, записанные древнеегипетскими цифрами сложно. Измерение земли. Крестьяне, восстанавливая границы участков после разлива Нила, ежегодно измеряли землю. Строители, при строительстве пирамид. Чтобы определить размер налога с каждого участка. Делают измерения и записывают результаты. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | |
5 Астрономия | Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели. Слайд 13. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? | Развивается астрономия – наука о звездном небе. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи, сравнивать и делать выводы. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | |
3 | III. Подведение итогов. Рефлексия. | Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления? | Делают вывод. Календарь, знания из области математики и астрономии. Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней. Самооценка учащимися результатов своей | Р: Развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели. |
4. | Домашнее задание | Домашнее задание: дифференцированное 1. Рабочая тетрадь стр. 27 №35,36. 2. используя § 12 учебника и иллюстрацию учебника, составьте рассказ о древнеегипетской школе; 3. сравните древнеегипетскую школу с современной, найдите сходства и различия. Слайд 14. | Воспринимают задание, выбирают вариант, уточняют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"
Урок истории в 5 классе...
Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс
Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....
"Письменность и знания древних египтян" 5 класс
Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....
Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"
Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...
Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...
Технологическая карта урока: "Письменность и знания древних египтян".
Технологическая карта....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян
Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...