В рыцарском замке.
проект по истории (6 класс) на тему
Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса учащихся к историческому наследию средневековья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_rytsarskom_zamke_-_kopiya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №101 город Краснодар
Учитель истории и обществознания
Иванина Алёна Геннадьевна
В рыцарском замке.
Цель: создать условия для развития познавательного интереса учащихся к историческому наследию средневековья.
Задачи:
1. Расширить представление о жизни класса феодалов (рыцарей), их моральных нормах.
2. Способствовать развитию интеллектуальной инициативы учащихся.
3.Создать условия для эффективной самореализации учащихся, и развитие их потенциала.
Оборудование урока:
- Владимир Высоцкий «Песня рыцарей», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
- Интерактивная модель замка (диск «История средних веков. 6 класс», авторы:Ю.Ф.Кушнарёва, И.Е.Уколова,А.Э.Безносов, фирма «1С»).
- Исторический источник (диск «История средних веков. 6 класс», авторы:Ю.Ф.Кушнарёва, И.Е.Уколова,А.Э.Безносов, фирма «1С»).
- Презентация «В рыцарском замке».
План урока.
1.Замок рыцаря.
2. Образ жизни рыцаря.
А) воспитание рыцаря;
Б) бой-главный смысл жизни рыцаря;
В) герб;
Г) рыцарский турнир.
Рефлексия по теме.
Звучит песня Владимира Высоцкого «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
- Замок рыцаря.
Цель 1 этапа: решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Задачи:
- уметь искать необходимую информацию в нескольких источниках;
- применять исторические знания для построения модели замка.
Задание: учащиеся заранее готовят макет средневекового замка. В итоговом мероприятии выставляется от класса лучший замок и доклад. Учащиеся рассказывают об укреплении замка. Из чего состоит замок.
1. Крепостная стена
2. Ворота с подъемным мостом
3. Крепостные башни.
4. Донжон.
5. Замковый двор.
Рефлексия. Соотнести модели замка, сделанные учениками с интерактивной моделью.
Результат.
Метапредметный результат:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- способность решать творческие задачи, представлять результат своей деятельности в виде макета замка;
- владения умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать своё мнение.
Предметный результат:
- уметь изучать информацию из различных современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;
- создание основы для формирования у части детей интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Личностный результат:
- понимание культурного многообразие мира;
- уважение к культуре других народов.
- Образ жизни рыцарства.
Воспитание рыцаря.
Цель 2 этапа: расширить представление о воспитании рыцарей.
Задачи:
- уметь искать необходимую информацию в нескольких источниках;
- на основе текста и иллюстраций составлять описание исторических объектов.
Задание: учащиеся заранее изготовляют снаряжение рыцаря. Показывают сценку.
Сцена первая:
Отец. Мой сын, ты стал совсем взрослым, тебе исполнилось семь лет. Сегодня - лучший день в твоей жизни. Ты покидаешь отчий замок и идешь служить пажом при дворе знатного феодала. Это твоя первая ступень, чтоб стать рыцарем.
Сын. Да, отец. Ты с детства меня готовили к военной службе. Рассказывал мне о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. А сейчас став пажом я научусь хорошим манерам, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам.
Отец. Да, ты там научишься многому. Но, главное, не забывай, что в любой ситуации тебе должно быть присуще: храбрость, великодушие, бескорыстное поклонение даме.
Сын. Отец, но я хочу, также чтоб слава обо мне ходила по всем землям, обо мне складывались бы легенды…
Отец. Не торопи время, сын мой. Все твои мечты исполнятся.
Сцена вторая:
Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им - непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.
Юноша. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. В замке я ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя я был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие. Читать и писать меня почти не учили. Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.
Знатный рыцарь. Встань на колени (он трижды наносит удар мечом плашмя по плечу юноши). Я наношу тебе удар - единственный в твоей жизни, который ты можешь получить не возвращая. Теперь тебе предстоит опоясаться мечом и надеть шпоры - знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость - вскочить на коня, пронзить копьем мишень.
Рефлексия. Воспитание рыцаря можно назвать спартанским? Докажи или опровергни свою точку зрения.
Бой-главный смысл жизни рыцаря. Презентация (слайды с 1по).
Ведущий 1: Хотя рыцари и стали знаковым символом эпохи, численность их была весьма незначительна. К примеру, во всей Англии в семидесятые годы XIII столетия их насчитывалось всего лишь 2750 воинов. Однако именно они вершили исход каждого сражения.
Ведущий 2: (слайд 2)
Свежим утром пели птицы.
С чистым сердцем, налегке,
Шел на битву славный рыцарь,
Светлый меч пылал в руке.
На плечах белел, сверкая,
Плащ безбрежной правоты,
Гимн играли птичьи стаи,
С громом рушились мосты.
Ведущий 1: Закованный в доспехи рыцарь жаждет настоящего боя, горит нетерпением сразиться с себе подобным. И вот он видит врага. Всадник опускает забрало. Лишь глаза горят яростным блеском. Длинные копья выставлены вперед. Громкое гиканье, удар хлыстом. Кони с всадниками несутся навстречу друг другу. Схлестнулись! Страшный удар, усиленный тяжестью доспехов. Но оба устояли. Лишь слегка ранены.
Ведущий 3: (слайд 3,4,5)
Плотный строй, вздымаем пики -
Нет пути назад.
А в толпе лишь пыль и крики -
Терпкий, зыбкий ад.
Сталь грозит холодной смертью -
Нам не привыкать.
Рай манит прекрасной трелью -
уж недолго ждать.
Крестоносец, рыцарь смелый
Нас зовет вперед.
Ведь по долгу, не по делу
Мы ушли в поход.
А навстречу правоверных
около полста.
Берегитесь! Бьют за веру
Рыцари Христа.
Ведущий 1: Такой бой - главный смысл жизни для рыцарей.
Рыцарь:( слайд 6,7,8,9)
Мы с детства меч приучены держать,
Коней ретивых нас пленяет стать,
И битвы звон и барабанов звуки
И ран тяжелых опьяняют муки.
Мы в сталь брони запрятали сердца
Для милых дам, для крепкого винца,
Так пусть же нас пронзительные взоры,
Уносят вновь, в далекие просторы,
Где станет жарко и врагов не счесть,
И выше жизни рыцарская честь…
Яковлев Дмитрий http://s-romantika.narod.ru/ricari.htm Рыцари - крестоносцы
Учитель: В понятие рыцарской чести в средние века входили: верность сеньору, подвиги во имя Прекрасной Дамы, борьба с неверными. В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:
Ведущий 4:
Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.
http://bookz.ru/authors/srednevekovaa-literatura/kudruna_886/page-4-kudruna_886.html выходила на сайт 29 сентября 2015 года
Учитель: Рыцарь готов был отдать жизнь за даму своего сердца. Давайте посмотрим, какие красивые платья носили женщины в средние века (девочки демонстрируют платья средневековья и переставляют их защиту на уроке).
Герб.
Учитель: Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз- краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Ученики зачитывают свои девизы и демонстрируют свои гербы. При этом учащиеся объясняют, почему они выбрали тот или иной символ. (приложение 1 «Правило составление герба»)
Рыцарский турнир.
Учитель: Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры. Турнир - это военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
Задание: ученики рассказывают о рыцарских турнирах, используя мультимедийные презентации. Можно выбрать другие формы представления, например, изготовить макет. Используя сайт http://history-tema.com/kratkaya-istoriya-ryitsarskih-turnirov-na-primere-frantsii/ , http://www.fresher.ru/2015/03/02/srednevekovye-prazdniki-i-rycarskie-turniry-v-sovremennoj-evrope/ выходила на сайт 29 сентября 2015 года
Учитель: Вот как описывается поединок двух кавалеристов - датчанина и сакса - в поэме XIII ст. "Песнь о Нибелунгах":
Ведущий 5: ( слайд 11-18)
Датчанин гневным взглядом окинул чужака.
Коням всадили шпоры наездники в бока.
Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,
И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.
С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,
Потом друг мимо друга, как ветер, пронеслись.
Бойцы их повернули и съехались опять,
Чтоб счастье в схватке яростной мечами попытать.
Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.
Столбом взметнулись искры над шлемом короля,
Как будто кто-то рядом большой костер зажег.
Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не смог.
Авентюра IV. О том как он бился с саксами. 184-186 http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st043.shtml выход на сайт 10 октября 2015года
Ведущий 6: ( слайд 19-23)
Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
эпическая поэма “Песнь о Нибелунгах”Авентюра X. О том, как Брюнхильду приняли в Вормсе. 686,687
Рефлексия: Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?
(Например, сейчас мужчина сопровождает даму справа от себя — так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.
При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, — так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.
Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику — чтобы знал, с кем имеет дело).
Так давайте возьмем лучшие рыцарские традиции в наше время
Результат.
Метапредметный результат:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- способность решать творческие задачи, представлять результат своей деятельности в виде инсценировки, иллюстраций, презентаций.
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметный результат:
- уметь на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, характеризовать условия и образ жизни рыцарей;
- создание основы для формирования у части детей интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,культурной личности на примере рыцарства, его кодексе чести.
Личностный результат:
- понимание культурного многообразие мира;
- уважение к культуре других народов.
Рефлексия по теме.
Работа в группах с текстом. Выполняется одно любое задание на выбор учеников. Задания с одной звёздочкой оценивается на «4», а с двумя – на «5».
Часть 1.
О предназначении рыцарства. Быть избранным, иметь коня, доспехи и быть господином еще недостаточно для того, чтобы претендовать на высокую честь принадлежности к рыцарству, ибо рыцарь нуждается также в оруженосце, также чтобы кто-то пахал, перекапывал землю и выпалывал сорняки, дабы давала она плоды, которыми питаются рыцарь и его кони... Наука и школа рыцарства предписывают рыцарю позаботиться о том, чтобы сын его в юном возрасте был обучен верховой езде, ибо, не овладей он этим искусством в юности, в старости он им уже не овладеет, а также приучился ухаживать за конем. Следует рыцарю отдать своего сына в услужение к другому рыцарю, дабы научился он прислуживать за столом и в походе, равно как приобрел иные рыцарские навыки.
Часть 2.
Об обязанностях рыцаря. ... Рыцари призваны справедливость отстаивать... Рыцарь должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, ибо все это способствует тому, что рыцари привыкают к ратным делам и приучаются отстаивать рыцарские установления. Рыцарь обязан иметь замок и коня, дабы мог он охранять дороги и защищать крестьян. Рыцарь обязан иметь села и города, дабы отстаивать справедливость среди вверенных ему жителей... Рыцари должны преследовать изменников, воров и грабителей; ибо подобно топору, который был создан для того, чтобы им рубили деревья, рыцарь призван истреблять дурных людей... Оруженосец, алчущий рыцарства, должен знать о грузе ответственности, с рыцарством сопряженным, и о тех опасностях, которым подвергаются вознамерившиеся стать рыцарями. Ибо не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора... ... Не может быть рыцарем не располагающий определенными средствами, ибо из-за нехватки денег он не сможет приобрести доспехов, а из-за недостатка доспехов и средств он станет грабителем, изменником, вором, лжецом, лицемером, и ничего в нем не будет от рыцарства.
Ответьте на вопросы:
- *Что можно нового узнать из текста о средневековых рыцарях: воспитании, образе жизни, этике?
- *В чем автор текста видит место рыцаря в средневековом обществе?
- **Было ли рыцарство замкнутым сословием или в него было легко попасть представителям других сословий средневекового общества?
- **Соответствовал ли созданный в этом тексте портрет рыцаря реальности? Постарайтесь дать подробный ответ.
Домашнее задание: параграф 11. Рабочая тетрадь задание к параграфу 11(1,2,3,4)
Список литературы:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. история средних веков 6 класс, М., Просвещение, 2002
2. Арасланова О.В. , Соловьева К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков 6 класс, М., ВАКО, 2007
3. Кушнерёва Ю.В., Уколова И.Е., Безносов А.Э. История средних веков 6 класс, 1С: Образование 4. Дом, 2009
http://www.liveinternet.ru/users/3358488/post108558927/
http://dick-k.narod.ru/Tournaments.html. Входила на сайт 29 сентября 2015 года.
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st043.shtml Входила на сайт 29 сентября 2015 года.
Песнь о нибелунгах" http://www.labirint.ru/books/173512/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "В рыцарском замке" 6 класс
Презентация к уроку содержит видео из фильма "Айвенго"...
Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс
Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....
В рыцарском замке
Как выглядел замок феодала, для чего его строили; снаряжение рыцаря, рыцарский турнир, кодекс чести рыцаря; вопросы для закрепления...
"В рыцарском замке"
Конспект урока из курса "История средних веков" 6 класс с использованием мультимедийной презентации. На уроке рассматривается понятие рыцарь, отличительные особенности рыцарства. Иллюстрации, исползов...
Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"
Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....
урок по истории средних веков "В рыцарском замке" 6 класс
урок построен на основе системно-деятельностного подхода...
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...