Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_y_c_a_r_s_t_v_o.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Р ы ц а р с т в о
Цель урока:
сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи урока:
- Обучающие –
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания – получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами.
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
- Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма – самостоятельная работа учащихся с Рабочим листом урока.
- Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности – навыки индивидуальной и групповой деятельности.
- Формировать то, что учащийся должен познать – новые термины: замок, донжон, рыцарь, паж, оруженосец, кольчуга, латы, забрало, герб, турнир, герольд, геральдика, девиз, куртуазность.
2. Развивающие -
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Развитие сенсорной сферы (глазомер).
3. Воспитательные -
- Воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
- На основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Рыцарство», компьютер,
проектор,
карточки с новыми терминами,
рабочий лист урока для учащихся,
исторические документы,
листы с домашним заданием.
Тип урока – комбинированный
Вид урока – практическая работа
Х о д у р о к а
Этапы урока | Содержание | Примечание |
1. Орг. момент. | ||
2. Подведение к изучению нового материала. 3. Изучение нового материала. Текущее закрепление Текущее закрепление Текущее закрепление Текущее закрепление Текущее закрепление Текущее закрепление | Беседа. Как вы думаете, почему сегодня парты расставлены в форме круга? Что это означает? В какой стране мы с вами с этим встречались? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Мила мне радость вешних дней, Лишь тот мне мил среди князей, Мне пыл сражения милей Это стихи рыцаря и поэта XII века Бертрана де Борна. И на сегодняшнем уроке речь пойдет о рыцарстве. Тема урока: «Рыцарство» План. 1. Происхождение средневекового рыцарства. 2. Занятия рыцарей. 3. Феодальные замки. 4. Кодекс рыцарской чести. Ваша задача на урок – познакомиться с образом жизни рыцарей как одного из господствующих сословий средневековой Европы. 1. Прежде чем говорить об образе жизни рыцарей, давайте выясним происхождение этого слова. Кого называли рыцарем? В Западной Европе со времен Карла Великого распространилось преимущественно конное войско. Рыцари были необходимой частью общества. Проблемное задание. В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по-наследству. Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем? Нужно ли было для этого учиться и чему? Работа учащихся с источником. Итак, мы выяснили, что умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства. Работа учащихся с рабочим листом Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности, Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике. Церемония состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень. Работа учащихся с историческим источником. Вопрос. Какие этапы обряда не описаны в стихотворении? 2. Вопрос классу. Какое основное занятие было у рыцарей? Давайте рассмотрим вооружение рыцаря. Работа учащихся с рабочим листом Период с X по XIII век специалисты называют «веком кольчуги». Кольчуга – это броня, сплетенная из металлических колец в 2-3 слоя. Основное наступательное оружие рыцаря – длинное (от 3 до 4,5 м) копье и меч. Голову рыцаря защищал шлем, а тело – щит. На щите был изображен герб рыцаря. Кроме войны у рыцарей были и другие занятия. Одним из самых любимых – рыцарский турнир (состязание, имитация сражения). Турниры зародились из поединков, устраивавшихся ради сведения личных счётов, а также из поединков «Божьего суда», где по решению судей, но силой оружия решался вопрос кто прав, а кто виноват. Однако на турнирах существовали строгие правила. Биться здесь позволялось не только тупым, но и острым оружием, что избавляло рыцарей от уединения для выяснения отношений или же добиваться справедливости через суд. За соблюдением правил турнира следили герольды – распорядители турнира. Они также составляли рыцарские гербы, вот откуда появилось название вспомогательной исторической дисциплины, изучающей гербы – геральдике. Вопрос классу. Посмотрите отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц турнира. Просмотр отрывка из фильма. 3. Война была основной профессией рыцаря и их жилища скорее были похожи на неприступные замки, чем на роскошные дворцы. Работа учащихся с рабочим листом Первые замки появились в Х веке. Это были деревянные башни, возведенные на холме. Позднее главную башню – донжон стали строить из камня и обносить крепостной стеной. Под стеной сооружали ров, наполненный водой. Попасть в замок можно было через подъемный мост. Вход в замок защищала металлическая кованая решетка. На стенах делали зубцы для защиты обороняющихся. Бойницы и зубцы позволяли лить на головы осаждающих замок кипящую смолу. Просмотр отрывка из фильма. Сеньоры хотели превратить свои жилища в неприступные крепости. И им это удавалось. Трудно сказать, как чувствовали себя в замке его обитатели. Здесь всегда промозгло и сыро. Огромный камин, в котором может поместиться целое дерево, не может согреть здание. Зимой приходит настоящий холод. Свет с трудом пробивается сквозь щели в ставнях. Коптят свечи и факелы, все равно темно. Сумрачно. Невесело. Полы устланы камышом, цветами, душистыми травами, но воздух остается тяжелым. Мебель самая простая: сундуки, лавки вдоль стены, большие кровать, массивные столы. Лучше всего в парадном зале. Пылает камин. На стенах – оружие, доспехи, охотничьи трофеи сеньора. Здесь он принимает гостей, разбирает споры вассалов, пирует. 4. Рыцарь – это суровый воин. Но даже в этой среде сложились представления о том, каким должен быть идеальный рыцарь. Работа с историческим источником. Какие качества составляют достоинства рыцаря? В XII – XIII веках кодекс рыцарской чести обогатился новыми представлениями о куртуазности. Работа с историческим источником. Рыцарь должен был иметь даму сердца, слагать в честь нее стихи, добиваться ее любви. Далеко не всегда речь шла об истинной привязанности. Часто рыцарь просто следовал общепринятым нормам. Таковы требования рыцарской чести. Соблюдались ли они в жизни? Далеко не всегда. Но важно помнить и о другом. Столь детальная разработка правил чести говорит о стремлении облагородить отчаянного вояку, внушить ему представления о силе добра, любви, веры. Эти попытки не были бесплодными. Грубость нравов постепенно смягчалась. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Задание 1 Слайд 4 Задание 2. С руками, потому что они держали оружие. Задание 3. Задание 4. Слайд 5 Слайд 6 Задание 5. Война Задание 6. Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Задание 7. Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Задание 8. Задание 9. Слайд 16 Задание 10. |
4. Выставление оценок | Наш урок подходит к концу. | |
5. Подведение итогов урока | «Век рыцарей» давно прошел, те идеалы, которые были разработаны в Средние века – честь, доблесть, защита слабых – не утратили своего значения и сегодня. Просмотр отрывка из фильма | Слайд 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Искусство (10 класс)
Урок по теме Искусство "Marc Chagall. Life in Colours" разработан для учащихся 10 класса по материалам учебника Андреасян "Let\'s discuss. 9-10" и дополнительным учебным материалам. Во вложенном архиве...
Разработка урока на тему "Причастие. 7 класс"
Урок построен в форме путешествия в замок причастия....
Разработка урока по теме "Спорт", 7 класс
Разработка урока по теме "Спорт", 7 класс...
Методическая разработка урока по теме Симметрия 8 класс
Разработка урока сделана к учебнику Атанасяна "Геометрия 7-9".Это первый урок по теме Симметрия для учащихся 8 классов...
Разработка урока по теме:"Алкены" 10 класс
Дана полная разработка урока по теме: "Алкены.Строение.Изомерия.Номенклатура." с использованием компьютерных технологий; имеется компьютерная презентация учителя и учащихся....
Разработка урока по теме "Индия", 7 класс, Урок- путешествие,ФГООС.
Урок- путешествие по теме:"Индия", 7 класс.План-конспект урока....
“Let’s Protect the Nature” Разработка урока по теме «Экология» 8 класс SPOTLIGHT материалы урока в помощь учителю
Примерный конспект урока по теме " Экология" SPOTLIGHT,8 класс...