Метод проектов на уроках истории.
статья по истории на тему
Метод проектов на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванина Алёна Геннадьевна,
учитель истории МАОУ СОШ №101 город Краснодар.
Метод проектов на уроках истории.
Содержание исторического образования постепенно меняется, следовательно, меняется и система наших отношений со школьниками (складываются отношения сотрудничества). Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Способом реализации личностно - ориентированного обучения может служить метод проектов. Технология проектирования вырабатывает у учащихся навыки социального общения, что позволяет успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Ученик, а не учитель становится центральной фигурой, так как, именно, его деятельность приобретает активный, познающий характер. Важен сам процесс приобретения знаний, где ребёнок учится умению адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Ученик чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и другим. В итоге развиваются творческие и интеллектуальные способности ученика, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Метод проектов позволяет решить и проблему мотивации.
В курсе истории метод проектов может использоваться практически на любом уроке, начиная с истории древнего мира в пятом классе (думается, даже в начальной школе). Поэтому ребята могут по-своему усмотрению, исходя из интереса, выбрать тему сами и представить защиту проекта на уроке. Но, обычно, предлагается одна тема для параллели, в этом случае присутствует дух соревнования. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Чаще всего проект выполняется группой, хотя не возбраняется и индивидуальное выполнение. Надо сказать, что я стараюсь избавить ребят от мелочной опёки, исполняя роль, консультанта, а не контролёра.
Этапы работы над проектом.
- Выбор темы, чёткая формулировка целей и задач.
- Сбор информации в различных источниках.
- Обработка материала и подготовка презентации.
- Презентация проекта.
Ребята сами планируют свою деятельность: ищут материал в разных источниках информации, создают макеты, пишут сценарии, инсценируют, готовят презентации. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой ребята учатся делать выбор и нести ответственность за общее дело, оценивать результаты своей деятельности, осваивать социально приемлемые формы поведения.
Практика показала, что в среднем звене время на работу над проектом должно быть не более недели, иначе ребята «перегорают». В старшем звене время определяется тематикой и сложностью проекта. Возможными формами защиты проекта могут быть: репортаж с места исторического события, проект реформы, программа, диалог исторических или вымышленных личностей, подборка иллюстраций и фотографий исторического события, инсценировка исторического события, научная конференция, пресс-конференция, путешествие, реклама, игра, ролевая игра, спектакль, экскурсия, выставка, газета, журнал, карта, коллекция, костюм, макет, мультимедийная презентация, письмо, справочник, статья, сценарий, учебник для младших школьников и т.д.
Работа над проектом требует определённых усилий, поэтому результаты надо сделать доступными для широкого круга учащихся, учителей и родителей, что бы ученик ощутил значимость своего творчества. Естественно, что отметка должна быть высокой, даже если что-то и не получилось, так как ребенок действовал самостоятельно и показал результат своего труда. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность и оценил её сам.
Приложение.
Класс | Учебная тема | Тема и форма проекта | Цели и задачи | Время | Продол житель ность | Этапы проведения | Ожидаемый результат | Выход проекта | Форма презентации проекта |
6 | Рыцарство | В рыцарском замке | Сформировать у учащихся представления об условиях жизни, обычаях и морали рыцарства в средние века; об отражении быта и традиций в материальных и духовных памятниках эпохи |
Октябрь | 2 недели | 1. Постановка задачи 2. Сбор информации о замке, вооружении, турнирах, пище рыцаря, о рыцарской чести. 3. Подготовка проекта а) сценки с изготовлением костюмов на тему «Посвящение в рыцари»; б) делают дома макет средневекового замка; в) создают жанровую композицию «Условия жизни рыцарей» (пища, одежда и т.д.). 4. Подготовка докладов для зашиты проектов и заданий для учащихся. 5. Презентация проекта. | Каждый учащийся выбирает себе тему, и формируются группы. Осуществляют поисковую деятельность и оформляют результат в соответствии с требованиями | Костюм, Макет, серия иллюстраций, игра | Инсценировка, экскурсия, путешествие, игра |
9 | ОТ Февраля к Октябрю. | Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? | Охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году; познакомиться с источниками проблемы; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917 году; выяснить причины победы большевиков. | Ноябрь | 2 недели | 1.Постановка проблемы 2. Сбор информации: а) причины и задачи Февральской революции; б) двоевластие, расстановка политических сил; в) альтернативы общественного развития и их реализация; г) приход большевиков к власти и решение задач революции. 4. Смоделировать варианты развития России в 1917 году (т.е. как могло бы быть, если…). 5. Жизнь человека в эпоху исторических перемен. 6. Презентация проекта. | Осуществляют поисковую деятельность и оформляют результат в соответствии с требованиями | Репортаж с места событий, речь на митинге представителей различных партий, сценарий, прогноз, подборка документов, фотографий, репродукций, статья. | Статья, инсценировка, ролевая игра, научная конференция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-102948-1351277324.jpg)
Применение метода проектов на уроках истории
В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-207795-1365928810.jpg)
Эффективность использования метода проектов на уроках истории
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-419416-1394886744.jpg)
Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508387-1414520218.jpg)
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной...