Метод проектов на уроках истории
статья по истории на тему

Цуканова Ольга Львовна

Метод проектов на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках истории.

В своей работе автор применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.

Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.

Основой для деятельности послужил конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей страны” (одним из соучредителей которого была редакция газеты “Первое сентября”), проводившийся в 1999-2000 годах общественной организацией “Исторический конкурс”. Работа над проектом проводилась в январе-марте 2004 года. Выбор темы определялся следующими факторами:

  • рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
  • исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
  • возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
  • события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
  • разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта: 

  • создать целостное представление об истории России XX века;
  • выяснить связи между историей семьи и историей страны;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • вызвать чувство гордости за своих предков;
  • формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

Этап

Содержание

1.

Информационный

Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.

Плановый

Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.

Этап представления и защиты проекта.

Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.

Аналитический.

Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

Одиннадцатиклассники представили двадцать пять проектов под общим названием “XX век в истории России и моей семьи”. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из двадцати пяти проектов десять освещали время Перестройки, пять – годы брежневского “застоя”, пять – годы Великой отечественной войны, пять – весь XX век. Показателен тот факт, что только пять проектов, так или иначе, затрагивали весь ХХ век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода.

У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.

Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Даже учитель истории открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как встретились ссыльная ленинградская немка и бурятский парень; как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти и многое другое.

“Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной.

Еще великий русский историк В.О. Ключевский писал: “Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. узнаем себя”. Так начинает свою работу Роза М. Далее она обосновывает тему своего исследования: “Показательна в этом плане судьба моего родственника Алексеева Николая Константиновича. Я остановилась на его личности по той причине, что такие события ХХ века, как раскулачивание, коллективизация, Великая Отечественная война отразились на его жизни”. Коля Э. в заключение пишет: “Мои предки – сильные люди. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали быть сильными и посвящать порывы души своей отчизне. В результате своей работы я много узнал о близких и родных мне людях. Поистине я могу гордиться ими. Все они были истинными патриотами своей страны. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в жизнь своей страны”.

При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:

- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;

- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;

- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;

- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;

- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Некоторые проекты оказались настолько интересными, что их материалы были опубликованы в улусной газете “Дабаан”, т.е. результат действительно получился практическим. Ряд ученических проектов был представлен на I Улусной конференции работников образования “Современный урок: проблемы, поиск, идеи” и получил высокую оценку.

Метод проектов во внеклассной работе по истории.

Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;
  • развитие исторического мышления;
  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.

Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной конференции “Шаг в будущее”. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению на улусном этапе конференции “Шаг в будущее” и на других конференциях и конкурсах.

Интересным примером такого проекта является работа ученицы 11 класса Надежды Ш. “Рассказы по истории Якутии”. Результатом деятельности стало учебное пособие для учащихся начальной школы по истории родного края. Помощь учителя здесь заключалась в консультировании по структуре работы, возрастным особенностям младших школьников, отбору содержания, коррекции стиля. Рассказы были отрецензированы учителями истории, литературы и начальных классов. Защита проекта прошла на улусной конференции “Шаг в будущее”, где работа была награждена Дипломом I степени. На региональном этапе “Шаг в будущее” проект был награжден Дипломом III степени. “Рассказы по истории Якутии” получили высокую экспертную оценку на всероссийском конкурсе “Первые шаги”. Дипломами были награждены как автор проекта, так и ученик 10 класса Андрей Ж., оформивший рассказы оригинальными рисунками. Материалы проекта используются учителями начальных классов на уроках истории.

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики: 

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
  • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Литература:

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.

Приложение 1. (назад)

Исследовательский проект может быть индивидуальным и групповым.

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

-выбрать форму представления проектов.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

роект «Биография моего предка»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  • установление связи между историей семьи и историей Отечества;
  • включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
  • исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.

Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

Проект «Мое генеалогическое древо»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  • формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
  • знакомство с новыми фактами из истории семьи;
  • выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
  • обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).

Проект «Выставка семейных реликвий» 

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  • знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
  • формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курсов «Граждановедение», «История России», «МХК».

Работа над проектом идёт в группах по 3--5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).

Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.

Проект «Хранитель семейного архива» 

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели).

Цели проекта:

  • познакомить детей с историей собственной семьи;
  • формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами;
  • прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам;
  • приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений.

Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».

Проект «Интервью с прапрадедушкой» 

Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  • знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду;
  • формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.

Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем».

Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).

Как показывает наш опыт, при изучении пропедевтического курса истории успешно зарекомендовал себя проект «История моей семьи». Итогом его стали альбомы, подготовленные каждым учеником и раскрывающие эпизоды истории его семьи («Моя родословная», «История моей семьи на ленте времени», «История моей семьи на карте России», «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме», «Самая старая вещь в нашем доме», «Моя семья в 20--30-е годы», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Моя семья в 60--80-е годы»).

Вторая группа проектов для начального изучения истории также основана на содержании, близком учащимся, – это краеведческие проекты (история улицы, города или поселка и т.д.).

Проект «Край, в котором мы живём»

Тип проекта: исследовательский, интегрированный (история, природоведение, литература, русский язык), средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный.

Цели проекта:

  • собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;
  • узнать больше о флоре и фауне своего города, области;
  • познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.

Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная газета «История нашего города (села)», фотоальбом «Природа нашего края»)

Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также внеклассная работа в этот период посвящены определению метода исследования, обмену полученной информацией в группах, определению формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный совет – учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп могут выступать в роли оппонентов.

В нашей практике был реализован проект «Мой город». Он осуществлялся в процессе работы с пособием «Путешествие с Городовичком по столице Сибири». Итогом работы по проекту стал конкурс-презентация рабочих тетрадей с выполненными заданиями . Наконец, в пропедевтическом курсе могут быть организованы проекты, предполагающие работу с занимательной информацией.

Проект «Первобытные люди»

Тип проекта: творческий, средней продолжительности (1 месяц), коллективный, внутришкольный.

Цели проекта:

  • знакомство с внешним обликом, обычаями, средой обитания, занятиями, верованиями первобытных людей;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать изучаемый материал, хранить информ
  • нформацию.

Практический результат проекта: спектакль по рассказам Р. Киплинга, картотека рисунков, газета «Пещерные новости», создание скульптур доисторических животных, макет пещеры, игрушки и украшения первобытных людей, спортивный конкурс «Пещерная олимпиада». Работа над проектом подразумевает участие каждого ребенка в той проектной группе, в которой он будет чувствовать себя комфортнее, сможет проявить свои способности.

Проект «Семь чудес света»

Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).

Цели проекта:

  • сбор информации о семи чудесах света;
  • развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.

Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.

Описанные выше варианты проектов при их некоторой модификации могут быть реализованы и в процессе обучения детей более старшего возраста.

Проектная деятельность при изучении систематических курсов истории

Описанные в литературе проекты для учащихся 5--9-го классов, в зависимости от характера деятельности учащихся, можно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли проекты, направленные на овладение «ремеслом историка» -- умениями находить исторические источники, классифицировать их, анализировать источники различного типа, выстраивать на их основе собственную версию исторического явления, процесса.

Проект «XX век: год за годом» (9-й класс)

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (6 месяцев), внутришкольный, групповой.

Цели проекта:

  • создать у учащихся целостный образ XX столетия;
  • сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков.

Практический результат проекта: создание брошюры «Путеводитель по XX веку» с информационными страничками о каждом годе столетия.

Работа над проектом: группы по 3--5 человек собирают материал для следующих рубрик: «Рождение года», «Смерть года»,

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.

 

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

С такими технологиями мы познакомились на курсах, которые проходили на базе нашей школы в конце июня. Мы с коллегами  не только узнали о методах обучения, способствующих сохранению здоровья, но  и смогли применить их на практике, т.к. курсы проходили в виде тренинга. С ними мне хотелось бы познакомить и вас, потому что их можно использовать во время проведения уроков.

Тренинговые технологии.

  1. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.
    Основные правила группы:
  • Конфиденциальность.
  • Взаимоуважение.
  • Пунктуальность.
  • «Не давать оценок, не критиковать».
  • Право ведущего.
  1. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
  1. усадить участников лицом друг к другу;
  2. поставить перед ними общую задачу;
  3. наделить каждого участника определенной ролью.Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
  1. Стадии работы в малых группах. 
  1. Подготовка (только для учителя)
  • определение цели;
  • сбор и анализ материала;
  • формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
  • определение порядка работы;
  • приготовление необходимых рабочих средств.
  1. Информирование
  • подгруппы получают информацию о порядке работы;
  • подгруппам выдаются задания;
  • подгруппам выделяются рабочие материалы;
  • подгруппы занимают свои места;
  • подгруппы получают время для выполнения задания.
  1. Разработка
  • подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
  • исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
  • группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
  • группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
  1. Анализ результатов
  • подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
  • спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
  • результаты работы подгрупп обсуждаются;
  • результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
  • при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.

Технология развития критического мышления.

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
  2. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
  3. Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
  • 1 строчка- существительное, обозначающее тему.
  • 2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
  • 3 строчка- три глагола, показывающих действие в рамках темы.
  • 4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
  • 5 строчка- существительное, выступающее как итог.

Интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

  1. Технология мозгового штурма.
    Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
    Правила проведения «мозгового штурма».
  • все высказываются и все слушают;
  • все имеют равные права;
  • называя идеи, нельзя повторятся;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  • идеи не оцениваются и не критикуются.
  1. Т ехнология групповой дискуссии.
    Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
  • Постановка проблемы.
  • Деление участников на группы.
  • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
  • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  • Решение проблемы.
  1. Технология ролевой игры.
    Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для  него  роль, поступает непривычным образом.
    Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.
    Этапы ролевой игры:
  1. Постановка задачи- определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  2. Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной  ситуации.
  3. Разыгрывание ситуации.
  4. Моделирование желательного поведения.
  5. Отработка оптимального поведения.
  6. Получение обратной связи.   

Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.

(В завершение выступления провести энергизатор «релаксация по ушу» и составить синквейн «История»). 



Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках истории учителем        Цукановой О.Л..

       В своей работе  применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

       Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Например, работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.

       Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.

       Основой для деятельности послужила подготовка к 100-летию нашей школы в рамках которой мы проводили конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей школы» рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;

  • исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
  • возможность соотнести историю семьи с историей страны  и истории школы формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
  • события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
  • разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

         Конечным продуктом проекта стали доклады, призетации об истории своих семей  и школы в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта: 

  • создать целостное представление об истории России XX века;
  • выяснить связи между историей семьи, школы и историей страны;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • вызвать чувство гордости за своих предков;
  • формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Директор МОУ» СОШ №1

р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»        О.П.Козырева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на  формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Метод проекта на уроке истории.

Из опыта работы учителя истории по новым ФГОС....

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной...

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...