Эффективность использования метода проектов на уроках истории
статья по истории (10 класс) по теме
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на формирование у них умений исследовательской деятельности.
Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд, является метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Будникова Людмила Константиновна
Учитель истории, обществознания, Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение « Лицей 2», город Нижневартовск
Эффективность использования метода проектов на уроках истории
Последние десятилетия очень многое изменили в нашем обществе, выдвинув перед педагогами-историками массу фундаментальных проблемных вопросов, на которые нам необходимо искать ответы и как можно скорее. Так существует и проблема «воспитания историей», причем она относится к числу вечных и всегда обостряется на так называемых виражах нашего ошеломляющего прошлого, да и не менее интригующего настоящего и будущего.
Для воспитания историей просто необходимо постоянно развивать мышление детей, ненавязчиво заставлять их задумываться над изучаемыми событиями, способствовать формированию личностного отношения к изучаемым моментам, выражению эмоциональной реакции и т. д . Я бы сказала даже так - зажечь стремление быть достойными дел своих предков. Глубоко убеждена, что урок истории можно считать состоявшимся только тогда , когда в процессе решения образовательных и развивающих задач возникает душевное волнение. Если это произошло, значит, учитель достиг решения всех целей урока и его можно поздравить с успехом.
Уроки истории должны побуждать ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к важным событиям, находить высший смысл жизни в служении Родине, своему обществу.
Важнейшими социокультурными задачами развития обучающихся считаю формирование толерантности, способности к сотрудничеству и диалогу с другими людьми , а также формирование умения критической оценки и самооценки. Одно из важнейших средств (но далеко не единственное) в решении этих задач - использование проектной технологии. Проектная технология как никакая другая способствует организации исследовательской деятельности, которая не только формирует необходимые предметные компетенции, но расширяет границы толерантности участников исследования, развивает у них критическое мышление. В исследовательской деятельности учащихся меняются функциональные позиции субъектов. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель-ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление требует самостоятельного анализа. Это нуждается в согласованных действиях учителя и ученика в рамках схемы «партнер-партнер». Кроме того, представление результатов исследовательской деятельности – публичное представление итогов работы - формирует одну из пяти ключевых компетенций, определенную Советом Европы, а именно, компетенцию, относящуюся к владению устной коммуникации, которая особенно важна для работы и социальной жизни. Для формирования навыка публичного выступления провожу несколько практических занятий по схеме подготовки устной защиты и композиции выступления на научно-практической или просто ученической конференции.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
1.Тема коллективного проекта :
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра в начале XXI века.
Цель: собрать и систематизировать информацию, отсутствующую в учебном пособии «История Ханты-Мансийского округа с древнейших времен до наших дней».
Планируемый результат : создать сборник материалов о жизни округа в период с 2000 до 2012 г.г., представить актуальные проблемы развития региона глазами старшеклассников.
- - Становление и развитие нефтедобывающей отрасли в ХМАО-Югре (прошлое и
- перспективы).
- - Зачем промышленности «человеческое лицо»? (Реализация политики социальной
- ответственности на примере ТНК -БР).
- - Становление гражданского общества в ХМАО-Югре.
- - Сравнительная характеристика демографических проблем России и ХМАО-Югры.
- - Социальный портрет современной Югры.
- - Молодежная политика в ХМАО-Югре и инструменты ее реализации.
- - Современные проблемы коренных народов Севера.
В ходе обсуждения представляемых учащимися докладов решался целый комплекс задач образовательных и воспитательных. Предлагаемый режим работы и содержание материала способствовали осознанию молодыми людьми ключевых событий отечественной истории, важнейших тенденций развития нашего региона ХМАО ЮГРЫ в контексте отечественной истории, сформировали достаточно высокий уровень критического мышления, что подтверждается данными диагностики, проведенной на основе самооценки учащимися 11-х классов-выпускников 2011-2012 года:
Оцените свои умения и навыки, полученные в курсе преподавания истории (11 класс)
№ п/п | Умения и навыки | Средняя оценка |
1 | Выделять главное | 4,1 |
2 | Делать сравнения | 4,2 |
3 | Искать нужную информацию | 4,3 |
4 | Ставить правильные вопросы | 4,5 |
5 | Видеть проблему | 4,0 |
6 | Отделять факты от субъективного мнения | 3,7 |
7 | Видеть необъективность суждений | 3,7 |
8 | Выделять причинно-следственные связи | 3,6 |
9 | Видеть варианты решения | 3,8 |
10 | Формулировать логически обоснованные суждения | 3,5 |
11 | Средняя оценка | 4,1 |
Средняя оценка своих умений по мнению учащихся равна 4,1. Оценка учителя = 4,0.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/15/picture-33731.jpg)
Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-392859-1400003324.jpg)
Использование метода проектов при преподавании истории.
В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...
обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"
Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704219-1446931435.jpg)
Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...
Использование метода проектов на уроках истории
Использование метода проектов на уроках истории...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1280541-1608055506.jpg)
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...