Конспект урока по истории "Государство и власть. Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
План - конспект урока истории для 11 класса (профильного уровня) "Государство и власть. Русско-японская война"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_11_klass_profilnyy_uroven_1.docx | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
"
Государство и власть. Русско-японская война
Аксенова Татьяна Александровна
учитель истории и обществозания
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «средняя
общеобразовательная школа им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
Государство и власть. Русско-японская война
ФИО (полностью) | Аксенова Татьяна Александровна |
Место работы | МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Предмет | История |
Класс | 11 (профильный уровень) |
Тема и номер урока в теме | Тема II. Первая российская революция и её последствия. Урок 1 «Государство и власть. Русско-японская война». Всего в разделе 6 уроков |
Базовый учебник | Шестаков В.А. История России, XX - начало XXI века. М. «Просвещение» 2010 |
Цель урока: познакомить учащихся с государственным строем Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв., внешней политикой России на Дальнем Востоке; рассмотреть причины и последствия русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
Задачи:
- обучающие: формирование представления учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Дальнем Востоке; осмысление причин и последствий русско-японской войны и дальнейшего развития общественной жизни страны и влиянии на революцию 1905-1907 годов на основе первичных представлений учащихся об основных событиях и процессах социально-экономического, политического и духовного развития России в 1900—1905 гг.;
-развивающие: развитие исторического и критического мышления учащихся в работе с источниками, отражающими разные точки зрения и оценки фактов; содействовать развитию навыков групповой работы, самооценки учащихся; способствовать развитию информационной культуры учащихся, знакомству их с возможностями ПК
-воспитательные: ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности, актуализированные при анализе и обсуждении форм взаимодействия власти и общества, личности и общества в России в годы русско-японской войны, воспитывать уважение к истории, к примерам героизма и мужества русских солдат.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний
Формы работы учащихся: локализация фактов на тематической карте, анализ на её основе геополитической ситуации на Дальнем Востоке в начале XX в., многоуровневый анализ источников, дискуссия.
Необходимое техническое оборудование Компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы, электронная карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.».
Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...
В. Плеве
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | Приветствует учащихся. (Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.) | Приветствуют учителя. | 1 - 2 мин. | |
2. | Изучение нового материала | Русско-Японская война [История России. XX век] Ресурс № 1. Внешняя политика России в начале ХХ века. Ресурс № 2. Карта русско-японской войны. Ресурс № 3
Видеофрагмент Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Ресурс № 4 Манифест Николая II. Ресурс № 5 | Сообщение темы и цели урока. Показ презентации. (слайд 1,2) Обратите внимание на экран (слайд № 3) /на слайде выдержка из «Свода Основных государственных законов Российской империи/ - Какие можно сделать выводы на основе этого документа? - Что представлял собой политический строй Российской империи в начале XX века? В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование. (Слайд № 4) видеофрагмент о России в начале XX века/ - В стране нарастал политический кризис, который был прерван вспыхнувшей русско-японской войной. Чем был вызван этот политический кризис. «Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией. Постановка проблемы: Русско-японская война позор или школа мужества? Это нам предстоит сегодня выяснить. /Слайд № 5 / Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову. Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны? Тогда давайте выясним причины войны. Обратите внимание на факты /Слайд № 6,7 / Сформулируйте причины войны: (слайд 8) - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке; - попытка захвата внешних рынков для развивающейся отечественной экономики; - российская имперская экспансия на Восток; - стремление России и Японии к обогащению богатствами Кореи и Китая. - желание царского правительства отвлечь народ от революционных выступлений. - А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю.Витте. (Слайд 9) «Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем». Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю. Витте) «Россия к войне не готова...» Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г. Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока. «Лучше война, чем революция...» Цитата из газеты (конец 1903 г.) Не только правящие круги, но и русское общество начала века резко разделилось в своем отношении к войне! Обратите внимание на документ № 1 и ответьте на вопросы к документу. - Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? Анализ документов № 2, 3 и таблицы (раздаточный материал. Таблица на слайде № 10) - Сделайте выводы на основе этих документов. - С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны? Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне. (слайд 11) Обратите внимание на документы № 4, 5 (Манифесты Российского и японского императоров о начале войны) Вопросы и задания к источникам: - Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий? - Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни? - Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу? - Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему? Итак, как же развивались события русско-японской войны? /Слайд № 12 / После цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Тайме» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем. - Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? /Слайд № 13 / 27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в. (слайд 14) Используя исторические документы № 6, 7, сделайте на их основе выводы об итогах и значении Русско-японской войны. Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 г. /Слайд № 15/ * Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Сахалина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром * Признание Кореи сферой интересов Японии. * Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях. * Предоставление Японии режима благоприятствования в торговле с Россией. * Вывод русских и японских войск из Маньчжури Итоги войны: (слайд 16)
- Война закончилась, и потянулись по дорогам воины, изувеченные, раненные, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца. (Слайд 17) О войне 1904-1905 гг. сложено много песен, но строчки из песни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшей откликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени отражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждала Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь. «Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Н. Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать. | Записывают тему урока в тетради. Знакомятся с текстом законов и делают соответствующие выводы. Слушают учителя. Смотрят видеофрагмент. После просмотра отвечают на вопрос учителя. Знакомятся с проблемным вопросом урока. Отвечают на вопрос учителя (Нет). Знакомятся с информацией презентации и формулируют причины русско-японской войны. Затем записывают их в тетради. Слушают учителя. Знакомятся с информацией слайда. Знакомятся с текстом документа № 1 и отвечают на вопросы к нему. Накомятся с документами и таблицей на слайде и делают выводы, выдвигают предположения о том, с какими трудностями пришлось столкнуться России в начале войны. Слушают учителя и знакомятся с электронной картой Обучающиеся знакомятся с текстами Манифестов императоров и отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся смотрят видеофрагмент о событиях русско-японской войны. На основе ранее изученных документов и просмотренного видеофрагмента, обучающиеся делают выводы о причинах поражения России в войне.Записывают их в тетрадь. Знакомятся с текстами документов и формулируют условия мирного договора и итоги войны, записывают в тетради. Слушают учителя и знакомятся с текстом на слайде. | 35 мин. |
3. | Первичное закрепление изученного. | - Русско-японская война позор или школа мужества? (Слайд 18) | Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока. | 5 мин. | |
4. | Домашнее задание. |
| Записывают домашнее задание в дневниках. | 2 мин. | |
5. | Подведение итогов урока. | Благодарит учащихся за работу на уроке. | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока истории России в 11 классе
Государство и власть. Русско-японская война
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Русско-Японская война [История России. XX век] | Видео | Видеофрагмент | http://www.youtube.com/watch?v=ULrsi6K4klU |
2. | Внешняя политика России в начале ХХ века | Информационный модуль | Презентация | http://www.fcior.edu.ru/card/14252/vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-hh-veka.html |
3. | Карта русско-японской войны | Карта | Модель | |
4. | Русско-японская война | Видео | Видеофрагмент | |
5. | Манифест Николая II. | Информационный документ | Иллюстрация |
Раздаточный материал к уроку «Русско-японская война»
Документ № 1.
«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.
Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К вящему удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...
<...> Некоторые считают, что причиной революции 1905 года явилась война с Японией и поражение в ней России. Неоправданность такого суждения, на мой взгляд, очевидна в свете тех событий, которые происходили в России после 1901 года и суть которых я изложил выше. Японская война не была причиной революции 1905 года. Она лишь изменила и исказила её развитие.»
А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).
Вопросы и задания к источнику:
- Как вы думаете, почему начало Русско-японской войны «не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией»?
- Какие две крайние точки зрения на целесообразность войны с Японией существовали в правительственных кругах Российской империи? К какой из них ближе позиция автора мемуаров? Свой ответ подтвердите цитатами из источника.
- Что нового в образ С. Ю. Витте вносят свидетельства А. Ф. Керенского?
Документ № 2. Военное оснащение стран накануне войны.
В техническом отношении русская армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.
Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.
Документ № 3. Военное оснащение стран накануне войны.
Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…
Всемирная история сражений. М.,2000г.
Таблица. Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.
Государство | Россия | Япония |
К 1 января 1894 г. | Офицеры – 1118 Солдаты - 32716 | Офицеры – 2476 Солдаты - 58446 |
К 1 января 1904 г. | Офицеры – 3249 Солдаты - 94586 Всего кораблей 63, общий тоннаж 190 тыс. тонн | Офицеры – 8082 Солдаты - 142663 Всего кораблей 80, общий тоннаж 260 тыс. тонн |
Документ № 4. «Манифест Николая II о вступлении России в войну с Японией» (27.01.1904 г.)
В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.
Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.
По получении о сём донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою ответить на вызов Японии.
Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»
Документ № 5. «Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)
«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объявляем этим манифестом всем нашим верным и храбрым подданным следующее:
Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.
Несмотря на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим державам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою власть в этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохранение неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило бы бросить всякую надежду на мир на Дальнем Востоке , мы, ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...
Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...
Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»
Вопросы и задания к источникам:
- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий?
- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?
- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?
- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему?
Документ № 6. Отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте, представлявшего интересы России в Портсмуте, об условиях заключения мирного договора
«...29 июня последовало мое назначение главным уполномоченным по ведению мирных переговоров с Японией, и на другой день утром я был у государя, и государь меня благодарил, что я не отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли.<...>
Великий князь (Николай Николаевич) мне довольно обстоятельно объяснил положение дела...: 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200-250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что, во всяком случае, невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен, Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили».
С.Витте
Документ № 7. ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
(извлечение)
Статья I
Мир и дружба-пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...
возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <... >
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории "Большевики берут власть"
Конспект урока истории "Большевики берут власть" предназначен для 9 и 11 классов по учебникам авторов - А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов....
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ "РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА"
В ХОДЕ УРОКА РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ,ХОД СОБЫТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ",ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ...
Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"
Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"...
Конспект урока истории в 9 классе "Русско-японская война 1904-1905 гг." (АООП 1вариант учебного плана)
Конспект урока для детей с интеллектульными нарушениями...