рабочая программа история
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №362
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Педагогического совета Протокол № __ от «____» августа 2016 г | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 362 Приказ № ___ от «___» августа 2016 г. |
Индивидуальная рабочая программа ученицы Шихмирзаевой Хавы
по предмету «История»
класс 6
количество часов по учебному плану 25
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя:
Комарова Людмила Алексеевна
Категория: без категории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
I. Пояснительная записка
1.Нормативно-правовые документы
- 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (с изменениями и дополнениями)
- 2.Федеральный государственный стандарт основного общего образования (История России. Всеобщая История).
- 3.Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011. 94 с.
- 4.Основная Образовательная программа ГБОУ СОШ № 362 Московского района Санкт-Петербурга – 2016.
- 5.Учебный план ГБОУ СОШ № 362 Московского района Санкт-Петербурга – 2016.
2. Общая характеристика учебного предмета: Индивидуальная рабочая программа ученицы Шихмирзаевой Хавы разработана в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка. По учебному плану ГБОУ школа №362 – 1 час в неделю. Количество учебных часов - 25 часов. Индивидуальная рабочая программа ученицы Шихмирзаевой Хавы разработана с 09 ноября 2016 г. до 27 мая 2017г. С 01 сентября 2016 г. (первая четверть- 26 часов) присутствовала на уроках и успешно овладела компетенциями, запланированными в соответствии с рабочей программой по истории, рассчитанной на 102 часа в год.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России в мире.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии, варяжской (скандинавской) по происхождению (династия Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве.
В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны. Период с конца X по начало XII столетия - время существования относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Ведущую роль в общественных отношениях в стране играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Монополия на власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства – волостях. В XII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель. В большинстве из них правили определенные ветви разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель (выражавшуюся в том числе в ведении собственной внешней политики), продолжало существовать представление о формальном единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства. К началу XIII века определились сильнейшие земли, боровшиеся за ведущую роль на Руси – Черниговская, Смоленская, Суздальская и Волынская.
Рабочая программа содержит модуль Краеведение, который составлен на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – город музей»
3. Цели и задачи Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.
Основными целями курса истории для 6 класса, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, являются:
1. Развить у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;
2. Дать оценку процессу становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку;
3. Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
4. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
5. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; .
6. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
7. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта человеческой цивилизации;
8. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней
9. Усвоение национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
10. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
11. Формирование антикоррупционного мировоззрения на основе событий и фактов из отечественной и мировой истории.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану СОШ№362 Московского района). При 25 учебных неделях общее количество часов на изучение истории в 6 классе по индивидуальной программе составит 25 часов.
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Из них: контрольные уроки – 2 часа.
Учитель имеет право в процессе образовательной деятельности уплотнить учебный план в связи с производственной необходимостью.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
Виды контроля | II четверть | III четверть | IV четверть | За три четверти | |
Контрольная работа | 1 | 0 | 1 | 2 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках истории.
На уроках истории в 6 классе можно выделить следующие группы межпредметных связей:
1. История – Русский язык, литература. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории.
2. История – География. История человечества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение пользоваться статистическим, табличным, картографическим материалом.
3.История - Информатика. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
4.История – Математика. Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, операции по летоисчислению, актуальные в ходе знакомства учеников 5 классов с линейной схемой истории, понятиями до нашей эры/наша эра.
5. История – Биология, экология.
Учет особенностей обучающихся класса:
С 6-го класса начинается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи
Этот процесс зависит от усложняющего в 6-ых классах обучения. У шестиклассников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации. Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта. В шестом классе у ребенка появляется потребность в серьезной самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. Учение может приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. В 6-ом классе у ребенка появляется потребность в самостоятельности и в общении со сверстниками. Самостоятельность шестиклассника выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки и контроля. В 6-ом классе у ребенка появляется характерная особенность – стремление к самообразованию. Если за время обучения в 1 – 5 классах у ребенка сложилась мотивация достижения успехов, то самообразование шестиклассника будет связано с учением в школе, при мотивации избегания неудач – с увлечениями неучебного характера.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями (исторические источники, исторические карты), презентациями.
3. Практические методы: устные опросы, письменные ответы на вопросы, рефераты и их защита, практические работы (работы с контрольной картой, чтение карты, задания графического характера, составление схем, таблиц, анализ статматериала и др.)
Активные методы обучения: творческие задания, проектные работы, дискуссии, дебаты, самообразовательная деятельность, организация самостоятельной работы, самоконтроля и оценки достижений.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: учебные пособия, компьютер, аудиовизуальная аппаратура; дидактические средства, раздаточный материал.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- устные сообщения,
- письменные работы,
- тесты,
- индивидуальная работа, дифференцированная проверочная работа,
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС ООО по истории.
Литература для учителя:
1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. -М.: Просвещение, 2014.;
2. История России. 6 класс: учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. - М.: Просвещение, 2016.
3. История Средних веков. Учебник /Под ред. Карпова С.П. -М., 2008. В 2-х томах.
4. Наш край с X по XIX век: Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-8-х классов/ Сост. В.Ф. Помарнацкий. - Л., 1980.
5. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
6. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Литература для ученика:
1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. -М.: Просвещение, 2014.;
2. История России. 6 класс: учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. - М.: Просвещение, 2016
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы | |||||||
Народы Азии, Америки, Африки в Средние века | 1 | Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. | ||||||||
Итоговое повторение по истории Средних веков. Контрольная работа | 1 | Повторение | ||||||||
Русь Древняя (VIII – первой половине XII в.) | 7 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. | ||||||||
Политическая раздробленность на Руси. | 9 | Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. | ||||||||
Московская Русь | 5 | Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Иван Грозный. Опричнина. Ливонская война. | ||||||||
6. | Региональный компонент | 1.5 | История родного края. Санкт-Петербург – европейская столица Российской империи. | |||||||
Календарно-тематическое планирование
14. | Дата | Тип урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля. | Цели и задачи урока | Результаты урока | Домаш. задание | ||||
По плану | По факту | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Тема 1. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века. (1 час) | |||||||||||
1 | 15.11 | Комбинированный | Средневековый Китай и Индия. Государства и культура. Америка, Африка | сравнивать достижения стран, особенности социальной структуры, экономики, мировоззрения. | - продолжить формирование умений работать с историческими источниками; - давать оценку отдельным явлениям культуры; | Научатся определять термины: Великий шел-ковый путь, раджа, варны. Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенно¬сти их цивилизаций | §31, 32 | ||||
Итоговое повторение по истории Средних веков. Контрольная работа (1 час) | |||||||||||
2 | 22.11 | Комбинированный | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | Тест, творческая работа | - обобщение и систематизация изученного материала Выступление | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Повторение | ||||
Тема 1. Русь Древняя (VIII – первой половине XII в.) (7 часов) | |||||||||||
3 | 29.11 | Урок изучения нового материала | Наша Родина – Россия. Древнейшие народы на территории России | Урок-лекция, с элементами практической работы. | -сформировать представление об истории как науке; - | Научатся определять термины Родина, государственная территория | Введение с 6-9 §1 | ||||
4 | 6.12 | Урок изучения нового материала | Образование первых государств | Устный опрос. Практическая работа: на основе исторической карты характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, занятия. | продолжение формирования навыков работы с картой -дать представление о предках славян; Показать районы расселения восточных славян | § 2 | |||||
5 | 13.12 | Комбинированный | Восточные славяне и их соседи | Устный опрос. Практическая работа: на основе исторической карты характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, занятия. | -дать представление о предках славян; Показать районы расселения восточных славян; | Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования | § 3 | ||||
6 | 20.12 | Урок изучения нового материала | Формирование Древнерусского государства | Устный опрос. Работа в группах: раскрыть причины и назвать время образования Древнерусского государства | - ознакомить с первичным этапом складывания древнерусского государства | Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников | §5 с 39-42 | ||||
7 | 27.12 | Урок изучения нового материала | Принятие христианства | Дать оценку значения принятия христианства. | дать представление о христианстве; - показать особенности христианства по сравнению с язычеством; | понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства | §6 с 52-56 | ||||
8 | 17.01 | Комбинированный | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси | охарактеризовать быт различных социальных групп. | - ознакомить уч-ся с культурой Древней Руси; | Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями | §7, §10 | ||||
9 | 24.01 | Комбинированный | Владимир Мономах. Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.» | Устный опрос. Урок – лекция с элементами самостоятельной работы с учебником | охарактеризовать значение деятельности Владимира Мономаха для укрепления государственности на Руси | Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику | §8 | ||||
Тема 2. Политическая раздробленность на Руси. (9 часов) | |||||||||||
10 | 31.01 | Урок изучения нового материала | Начало раздробленности Древнерусского государства | Урок-лекция | - объяснить закономерность феодальной раздробленности; -раскрыть причины обособления княжеств и последствия данного процесса; | Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников | §12 | ||||
11 | 7.02 | Комбинированный | Главные политические центры Руси. | Устный опрос. Работа с учебником, картой. | - показать особенности развития крупных русских княжеств; - ознакомить уч-ся с борьбой за власть между князьями и местным боярством; | Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на кар-те, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей | §13, 14 | ||||
12 | 14.02 | Урок изучения нового материала | Монгольская империя и изменение политической карты мира | Работа изучить материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы) | - рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях монголо-татарского ига; - показать героизм и мужество русских людей в борьбе с татаро-монголами; | Научатся определять термины: нойон, фураж, стан. Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя | §15 | ||||
13 | 21.02 | Комбинированный | Батыево нашествие на Русь | Устный опрос. Урок лекция: объяснить, в чем выражалась зависимость Руси от Золотой Орды. | - ознакомить уч-ся с организацией монголо-татарской власти на Руси; - объяснить сущность ига и его последствия; | Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | §16 | ||||
14 | 28.02 | Комбинированный | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | Устный опрос. Урок лекция | Ознакомить учащихся с государственным устройством, культурой Золотой Орды | Получат возможность научиться: называть политические и экономические термины извлекать полезную информацию | §18 | ||||
15 | 7.03 | Комбинированный | Литовское государство и Русь | Работа с учебником: характеризовать политику литовских князей, причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель | - дать представление о Литовско-Русском государстве; | Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству | §19 | ||||
16 | 14.03 | Комбинированный | Усиление Московского княжества | Работа с учебником: характеризовать усиление влияние Московского княжества | Дать представление о влиянии княжества | Получат возможность научиться: понимать политические и экономические взаимодействия в обществе | §20 | ||||
17 | 21.03 | Комбинированный | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | Устный опрос. Урок лекция\ Презентации учащихся | на основе материала выяснить причины, особенности, результаты Куликовской битвы | Получат возможность научиться: рассказывать о Куликовской битве с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед | §21 | ||||
18 | 4.04 | Комбинированный | Культура Руси в XII-XIII вв. | Творческая работа | - ознакомить уч-ся с особенностями русской культуры XII-XIII вв; | Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников | §22 | ||||
Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI вв. (5 часов) | |||||||||||
19 | 11.04 | Урок изучения нового | Московское княжество в первой половине 15 в. | Работа с учебником: раскрыть причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Дать оценку деятельности Ивана Калиты. | - охарактеризовать причины возвышения Москвы; Подвести уч-ся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства | Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | §24 | ||||
20 | 18.04 | Комбинированный | Московское государство и его соседи во второй половине 15 в. | Работа с картой: показать на карте территории Московской Руси. Работа с текстом учебника: охарактеризовать политику Василия I, причины и последствия феодальной войны. | - показать социально-экономические и политические предпосылки образования единого государства; - показать причины и характер феодальной войны, ее значение для складывания единого Русского государства | Научатся определять термины: феодальная война, уния. Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников | §25, 26 | ||||
21 | самостоятельно | Комбинированный | Русская православная церковь в 15 – начале начале 16 вв. Культура. | Устный опрос. Работа с учебником: проектная деятельность | - ознакомить уч-ся с основными направлениями | Знают культурологические термины | С 96-116 | ||||
22 | 25.04 | Контрольный урок | Контрольная работа по теме «Русь Московская» | Контрольная работа | - обобщение и повторение пройденного материала; - контроль уровня знаний учащихся; | Научатся определять термины, изученные в главе «Московская Русь в XIV-XVI вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры | повтор |
Тема «Региональный компонент. История родного края» (3 часа). | |||||||||
23 | 16.05 | Введение. | «Мир города» | Знать: Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Уметь :грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия Работа с учебником, работа с картой, | Устный опрос, тест | ||||
24 | свмостоятельно | Урок ознаком ления с новым матери алом | Удивительный Санкт-Петербург | Знать: Герб города – главный символ города, его расшифровка Основные этапы развития города. Уметь: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Составление вопросов. | Опрос, Взаимо проверки | ||||
25 | 23.05 | Комбини рованный | Архитекторы Петербурга | Знать: Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды. Уметь: выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации Работа по составлению таблицы. | Опрос по тексту учебника, составление теста. | ||||
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по истории (к образовательным результатам) к концу 6 класса
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Образовательные результаты:
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной литературой, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Лист коррекции индивидуальной рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет «История» Класс 6 Учитель Комарова Л.А.
2016-2017 учебный год
№ Урока по осн. КТП | Дата по основному КТП | Дата факт. проведен | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||||
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей __________________ __________________________ Протокол № 1 от «___» ______ 2016 г. Руководитель МО __________________________ __________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 362 ___________________________ «__» _______ 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа история 5 класс
Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...