Урок истории Крестьянская реформа 1861 года
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме

Вокуев Николай Дмитриевич

«Крестьянская реформа 1861 года»

 для 8-го класса
 

Составил:

Учитель истории

Вокуев Николай Дмитриевич
 

Цель: формирование представления обучающихся о крестьянской реформе 1861 года.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью Александра II.
  • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
  • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
  • Способствовать развитию аналитических способностей, информационной культуры обучающихся.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.


Оборудование урока:

  • Экран, проектор, презентация, учебник.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 16 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.


Крестьянская реформа 1861 года

План урока

1. Введение.

2. Основная часть урока:

  • Личность императора Александра II.
  • Предпосылки отмены крепостного права.
  • Причины отмены крепостного права.
  • Подготовка крестьянской реформы.
  • Основные положения крестьянской реформы.
  • Значение отмены крепостного права.


3. Заключительная часть урока.

4. Домашнее задание.

 


Ход урока

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

2. Основная часть урока.

Знакомство учащихся с личностью Александра II.


 

Александр II



Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.
 

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.
 

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.
 

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.
 

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.


 

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопрос: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? (Прививались идеи либерализма)


Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

(Александр I  1809 г- конституционный проект Сперанского)

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

 

Предпосылки отмены крепостного права


  • XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”

  • 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине

  • 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”

  • 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)

  • 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)

  • 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца


Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

 

1(А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”)

2(союз спасения, союз благоденствия, северное и южное общества, общество соединенных славян)

Рассматриваются документы “Отношение к крепостному праву в российской печати”.         см.Приложение1

Ученики обсуждают в парах цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”,

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики  определяют  причины отмены крепостного права.

1 Поражение в Крымской войне

2 Военно-техническое отставание России от европейских государств

3 Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

4 Массовое Крестьянское движение

5 Изменение атмосферы в российском обществе

 


После выявления причин работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

 

Александр II



Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.


3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей


20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

 

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

 Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

 


Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

 


Освобождение крестьян без земли


Освобождение крестьян с землей за выкуп


Освобождение крестьян с землей без выкупа


Дворяне в губернских комитетах


Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения


Революционно настроенная часть общества


Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.



Основные положения крестьянской реформы.

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.


Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

 


  • лично свободны;

  • наделены общегражданскими и имущественными правами.


НО! сохранилось:


  • сословное деление;

  • подать от крестьян;

  • рекрутские наборы;

  • зависимость от общины.


Пункт 6 – Порядок наделения землей.


  • Сохранялось помещичье землевладение.

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.

  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа


Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными.

Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:


  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.


После этого оказаться от выкупной операции нельзя!


Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.


  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.


Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы:

“Распалась цепь великая,


Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.


  1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?

  2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?

  3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)

  4. Значение отмены крепостного права.


Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.


  • Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.

  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.


3. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.


  1. Каковы прогрессивные черты реформы?

  2. Какие “крепостные черты” она сохранила?

Прогрессивные черты реформы


 

 
  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и
  • имущественными правами.

 

2 Сохранение крепостных пережитков

  • Сохранялось помещичье землевладение.

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.


За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа


4. Домашнее задание.

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

 

 

 

 «Крестьянская реформа 1861 года»

 для 8-го класса
 

Составил:

Учитель истории

Вокуев Николай Дмитриевич
 

Цель: формирование представления обучающихся о крестьянской реформе 1861 года.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью Александра II.
  • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
  • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
  • Способствовать развитию аналитических способностей, информационной культуры обучающихся.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.


Оборудование урока:

  • Экран, проектор, презентация, учебник.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 16 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_reforma_1861g.ppt2.84 МБ
Файл krestyanskaya_reforma_1861_godaword.docx125.72 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Крестьянская реформа 1861 года»

 для 8-го класса

Составил: 

Учитель истории 

Вокуев Николай Дмитриевич

Цель: формирование представления обучающихся о крестьянской реформе 1861 года.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью Александра II.
  • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
  • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
  • Способствовать развитию аналитических способностей, информационной культуры обучающихся.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.


Оборудование урока: 

  • Экран, проектор, презентация, учебник.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 16 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.


Крестьянская реформа 1861 года 

План урока

1. Введение.

2. Основная часть урока:

  • Личность императора Александра II.
  • Предпосылки отмены крепостного права.
  • Причины отмены крепостного права.
  • Подготовка крестьянской реформы.
  • Основные положения крестьянской реформы.
  • Значение отмены крепостного права.


3. Заключительная часть урока.

4. Домашнее задание.


Ход урока 

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами. 

2. Основная часть урока. 

Знакомство учащихся с личностью Александра II.



http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12608.jpg

Александр II



Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12609.jpg

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12610.jpg

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.

http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12611.jpg

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.

http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12612.jpg

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.



http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12613.jpg

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопрос: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? (Прививались идеи либерализма)


Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

(Александр I  1809 г- конституционный проект Сперанского)

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Предпосылки отмены крепостного права 


  • XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”

  • 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине

  • 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”

  • 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)

  • 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)

  • 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца


Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

 

1(А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”)

2(союз спасения, союз благоденствия, северное и южное общества, общество соединенных славян)

Рассматриваются документы “Отношение к крепостному праву в российской печати”.         см.Приложение1

Ученики обсуждают в парах цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”,

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики  определяют  причины отмены крепостного права.

1 Поражение в Крымской войне

2 Военно-техническое отставание России от европейских государств

3 Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

4 Массовое Крестьянское движение

5 Изменение атмосферы в российском обществе


После выявления причин работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

http://konesh.ru/imgs/urok-prezentaciya-na-temu-kresteyanskaya-reforma-1861-g/12614.jpg

Александр II



Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.


3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей


20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

 Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.


Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.


Освобождение крестьян без земли


Освобождение крестьян с землей за выкуп


Освобождение крестьян с землей без выкупа


Дворяне в губернских комитетах


Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения


Революционно настроенная часть общества


Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.



Основные положения крестьянской реформы. 

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.


Пункт 2 – Порядок личного освобождения. 

Крестьяне:


  • лично свободны;

  • наделены общегражданскими и имущественными правами.


НО! сохранилось:


  • сословное деление;

  • подать от крестьян;

  • рекрутские наборы;

  • зависимость от общины.


Пункт 6 – Порядок наделения землей. 


  • Сохранялось помещичье землевладение.

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.

  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа


Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными.

Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:


  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.


После этого оказаться от выкупной операции нельзя!


Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной. 


  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.


Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы: 

“Распалась цепь великая,


Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.


  1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?

  2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?

  3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)

  4. Значение отмены крепостного права.


Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.


  • Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.

  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.


3. Заключительная часть урока. 

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.


  1. Каковы прогрессивные черты реформы?

  2. Какие “крепостные черты” она сохранила?

1  Прогрессивные черты реформы


  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и
  • имущественными правами.

2 Сохранение крепостных пережитков

  • Сохранялось помещичье землевладение.

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.


За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа


4. Домашнее задание. 

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

Приложение1

ИЗ «ЗАПИСКИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ» К.Д.КАВЕЛИНА.

« Многие убеждены, что Россия по своим естественным условиям – одна из самых богатых стран в мире, а между тем едва ли можно найти другое государство, где бы благосостояние было на такой низкой ступени…

Пока внешнее спокойствие и политическое могущество нас ослепляли, мы мало обращали внимание на это явление, но теперь, когда неудачи войны заставляют нас напрягать все наши силы, недостаток материальных средств невольно бросается в глаза и поставляет в обязанность каждого русского серьезно думать о причинах такого состояния и о средствах изменить его к лучшему.

Причин нашей бедности очень и очень много…

Но ни одна не проникает так глубоко в народную жизнь, ни одна так не поражает промышленной деятельности народа в самом ее зародыше, ни одна так не убивает всякий нравственный и материальный успех в России, как крепостное право, которым опутана целая половина сельского народонаселения империи…

В экономическом или хозяйственном отношении крепостное право приводит все государство в ненормальное состояние и рождает искусственные явления в народном хозяйстве, болезненно отзывающиеся в целом государственном механизме…

В нравственном отношении влияние крепостного права столько же пагубно, если не более. Почти безусловная зависимость одного лица от другого в сфере гражданской есть всегда, без исключения, источник необузданного произвола и притеснений, с одной стороны, и раболепства, лжи и обмана – с другой…

Так, крепостное право есть неиссякаемый источник насилий, безнравственности, невежества, праздности, тунеядства и всех проистекающих отсюда пороков и даже преступлений. Все общественные и частные отношения заражены у нас влиянием крепостного права…

Наконец, крепостное право не только разоряет и развращает государство, но оно грозит ему бедами и великими опасностями и в политическом отношении. С тех пор, как крепостное право водворилось на русской почве, несколько раз государство стояло благодаря ему на краю погибели…

Теперь, когда нравы несколько смягчились, изменились и формы восстаний крепостных людей, удержав, однако, тот же опасный для государства политический характер. Нет такого нелепого слуха, нет такого неправдоподобного повода, который бы не служил для крепостных достаточным предлогом для предъявления старинных притязаний на освобождение…

Все это может убедить даже самых близоруких и ослепленных, что народ сильно тяготится крепостной зависимостью и при неблагоприятных обстоятельствах из этого раздражения может вспыхнуть и разгореться пожар, последствия которого трудно предвидеть.

Впрочем, это только одна сторона политической опасности, которую нам грозит крепостное право; есть другая…

Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития в России…Так, например, преобразование рекрутского устава невозможно, потому что оно повело бы к уничтожению крепостного права, невозможно изменить теперешнюю податную систему, потому что корень ее в том же праве; нельзя по той же самой причине ввести другую, более разумную, паспортную систему…- потому что все эти преобразования прямо или косвенно повели бы к ослаблению крепостного права, а это-то ни под каким видом и не хотят  владельцы. Вот почему Россия осуждена окаменеть, существовать в теперешнем виде, не подвигаясь на шаг вперед. И ничто не в силах изменить этого положения, пока крепостное право будет составлять основу нашей общественной и гражданской жизни, ибо это гордиев узел, к которому сходятся все наши общественные язвы».

                          А.И.Герцен журнал “Полярная звезда об отмене крепостного права

  Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Эти отношения задерживались крепостниками, не желавшими отказаться от своих прав и привилегий. Поскольку помещики-крепостники опирались на свое государство, на царское правительство, то борьба против крепостничества неизбежно смыкалась с борьбой против царизма и его идеологии.

Отсюда понятно, почему главным вопросом идеологической борьбы 40—60-х годов XIX века был тот же вопрос о крепостном праве. Все прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание на задачах коренного общественного преобразования России.

Революционно-демократические и материалистические теория были направлены на обоснование необходимости отмены крепостного права. Деятельность передовых русских естествоиспытателей также объективно способствовала подъему революционной инициативы общества.

Значительное влияние на воспитание революционеров 40—60-х годов имели революции 1848 года во Франции, Германии и Италии. Русские революционеры с жадностью следили за опытом революционной борьбы во всех странах мира, изучали и воспринимали его применительно к условиям исторического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...

Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с доку...