Рабочая программа по истории
рабочая программа по теме

Комлева Татьяна Владимировна

Для СПО "организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_13gr_oput.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР  №5»

694760, Сахалинская область, Невельский район, с. Горнозаводск, ул. Советская, 7

тел./факс: (42436) 98-738, 97-456, e-mail: PU-5@yandex.ru

РАССМОТРЕНО:

На заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол №

Председатель МО_________________

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

_______________________Н. А. Колесникова

Рабочая программа

учебной дисциплины

«История»

Специальность 23.02.01

Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень среднего профессионального образования)

Разработчик: Т.В. Комлева

преподаватель истории

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2014


Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –  ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

ГБОУ НПО Сахалинской области «Профессиональное училище № 5»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Новейшая история, периодизация, характеристики периода

1

2

Раздел 1.

Россия в конце XX

 15

Тема 1.1.

Политическая карта мира ХХ века

Содержание учебного материала

2

1.1.1.

Основные тенденции развития мирового сообщества в конце ХХ в. 

1

2

1.1.2.

Россия на карте мира.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.1.1.

Расширение Евросоюза (работа с атласом).

1.1.2.

Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России (работа с контурной картой).

Тема 1.2.

Перестройка в СССР

и распад советского лагеря

Содержание учебного материала

5

1.2.1.

Содержание перестройки. Движущие силы.

1

2

1.2.2.

Советская культура в годы перестройки. Литература. Наука. Роль СМИ.

1

2

1.2.3.

«Новое мышление».

1

2

1.2.4.

Лабораторная работа №1: «Окончание «холодной войны»

1

3

1.2.5.

Бархатные революции. Конец биполярного мира

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.2.1.

Причины реформ М.С. Горбачева (заполнить таблицу).

1

1.2.2.

Сближение с США и Западной Европы (подготовить сообщения).

1

1.2.3.3

Окончание войны в Афганистане (подготовить сообщения).

1

Тема 1.3.

Распад СССР

Содержание учебного материала

2

1.3.1.

Крах политики перестройки

1

2

1.3.2.

Лабораторная работа №2: «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 1.3.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.3.1.

Готовность общества к переменам в конце ХХ века (тест «Образование СНГ»).

1

Раздел 2.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в конце XX – начале XXI вв.

15

Тема 2.1.

Особенности развития стран Азии в конце XX – начале XXIвв.

Содержание учебного материала

4

2.1.1.

Политическая карта мира и место на ней стран Азии

1

2

2.1.2.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство азиатско-тихоокеанского региона

1

2

2.1.3.

Лабораторная работа №3: «Интеграционные процессы в азиатских государствах, их цель и формы»

1

3

2.1.4.

Внешнеполитические связи стран Азии. Отношения с Россией.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.1.1.

Характеристика особенностей развития стран Азии в конце XX – начале XXIвв. (конспект).

1

2.1.2.

Непризнанные и частично признанные государства Азии (подготовить сообщение «Особенности развития Китая, Вьетнама, Северной Кореи»).

1

Тема 2.2.

Африка в конце XX – начале XXIвв.

Содержание учебного материала

3

2.2.1.

Политическая карта мира и место на ней стран Африки.

1

2

2.2.2.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство.

1

2

2.2.3.

Внешнеполитические связи. Отношения с Россией.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.2.1.

Проблемы региона и пути их решения.

1

2.2.2.

Интеграционные процессы их особенности в странах Африки (подготовить сообщение).

1

Тема 2.3.

Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.

Содержание учебного материала

3

2.3.1.

Политическая карта мира и место на ней стран Латинской Америки.

1

2

2.3.2.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство.

1

2

2.3.3.

Лабораторная работа №4: «Внешнеполитические связи стран Латинской Америки. Отношения с Россией».

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 2.3.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.3.1.

Культурное наследие стран Латинской Америки (используя рекомендации преподавателя дать сравнительный анализ «Бразилия и Куба – страны Латинской Америки (или по выбору))».

1

Раздел 3.

США и Европа в конце XX – начале XXI вв

11

Тема 3.1.

США на рубеже тысячелетий

Содержание учебного материала

3

3.1.1.

Политическая карта мира и место на ней США.

1

2

3.1.2.

Лабораторная работа №5: «Экономика, социальная жизнь, политическое устройство США».

1

3

3.1.3.

Внешнеполитические связи. Взаимоотношения с Россией.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 3.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.1.1.

Интеграционные процессы в Северной Америке (заполнить таблицу).

1

Тема 3.2.

Европа в конце XX – начале XXIвв.

Содержание учебного материала

5

3.2.1.

Политическая карта мира и место на ней стран Западной и Северной Европы.

1

2

3.2.2.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство.

1

2

3.2.3.

Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы.

1

2

3.2.4

Экономика, социальная жизнь, политической устройство.

1

2

3.2.5.

Лабораторная работа № 6: «Внешнеполитические связи стран Западной и Восточной Европы. Отношения с Россией».

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 3.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.2.1.

Социал-демократический реванш в Западной Европе в конце 1990-х (подготовить конспект «Становление идеологии неоконсерватизма. Тэтчертизм в Англии»).

1

3.2.2.

Особенности демократических революций в восточноевропейских странах (работа с атласом и контурной картой «Современная карта Европы»).

1

Раздел 4.

Мир в ХХI веке

15

Тема 4.1.

Интеграционные процессы конца XX – начала XXIвв.

Содержание учебного материала

2

3.3.1.

Политическая и экономическая интеграция. ВТО, СНГ, ЕС и др. Цель, назначение, участники.

1

2

3.3.2.

Роль и положение ООН.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 4.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.3.1.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.(дать сравнительный анализ деятельности СНГ и ЕС (или по выбору другие международные объединения и организации).

1

3.3.2.

Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства (подготовить сообщение «Место Российской Федерации в современных интеграционных процессах»).

1

Тема 4.2.

Локальные и региональные конфликты современности

Содержание учебного материала

2

4.2.1.

Анализ локальных, национальных, региональных, межгосударственных конфликтов современности.

1

2

4.2.2.

Лабораторная работа №7: «Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Российской Федерации».

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 4.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

4.2.1.

Отношение стран мира к конфликтам. Роль международных организаций в преодолении конфликтов (тест).

1

Тема 4.3.

Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

3

4.3.1.

Направления НТР на современном этапе развития.

1

2

4.3.2.

Суть понятия «информационное общество». Автоматизация производства и индустрия знаний.

1

2

4.3.3.

Лабораторная работа №8: «Социальные процессы в информационном обществе».

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 4.3.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

4.3.1.

Наука и научные разработки Российской Федерации (подготовить сообщение «Развитие информационных технологий, науки и техники, медицины, биологических наук, роботостроение и приборостроение, освоение космоса»).

1

4.3.2.

Центр и периферия мировой экономики (подготовить конспект).

1

Тема 4.4.

Международные отношения в современном мире

Содержание учебного материала

2

4.4.1.

Мир в ХХI веке: характеристика развития регионов.

1

2

4.4.2.

Особенности развития системы международных отношений после завершения «холодной войны».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 4.4.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

4.4.1.

Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы (подготовить конспект).

1

Раздел 5.

Российская Федерация постсоветский период

14

Тема 5.1.

Развитие России после 1991 года

Содержание учебного материала

4

5.1.1.

Россия в 1991-1999гг.: варианты и направления развития.

1

2

5.1.2.

Конституция РФ. Система разделения властей.

1

2

5.1.3.

Политический кризис осени 1993 г.

1

2

5.1.4.

Лабораторная работа №9: «Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальная и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности».

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы 5.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

5.1.1.

Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества (дать сравнительный анализ «Парламентская или президентская модель республики»).

1

5.1.2.

Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе (подготовить конспект «Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации в РФ»).

1

Тема 5.2.

Российская Федерация в 2000-е годы

Содержание учебного материала

3

2

5.2.1.

Направления экономического и политического развития.

1

2

5.2.2.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг.

1

2

5.2.3.

Состояние духовной жизни. Развитие культуры и науки.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 5.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

5.2.1.

Россия и страны СНГ, изменение модели взаимоотношений (тест).

1

Тема 5.3.

Место Российской Федерации в современном мире

Содержание учебного материала

3

2

5.3.1.

Российская Федерация на современном этапе развития

1

2

5.3.2.

Лабораторная работа № 10: «Россия и международные организации и объединения»

1

3

5.3.3.

Направления современной внутренней и внешней политики

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы 5.3.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

5.3.1.

Особенности и проблемы изучения отечественной и зарубежной истории ХХ-ХХI в. (подготовить сообщение «Место России в мировой экономике, политике, международных отношениях»).

Дифференцированный зачёт

1

Всего:

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;  
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • компьютер с выходом в сеть Интернет;
  • видеопроектор;
  • экспозиционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред.проф.образования: в 2 ч. - М.: «Академия», 2013.
  2. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История, учебник. – М.: Академия, 2014.

Дополнительные источники:

  1. Н.В. Загладин. Всеобщая история ХХ век, учебник. — М.: Академия 2007.
  2. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX века, учебник. – М.: Академия 2012.
  3. Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Россия и мир в XX - начале XXI века, учебник. М.: Академия 2010.
  4. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
  5. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://lesson-history.narod.ru
  3. http://www.history.lact.ru/metodicheskie-razrabotki-po-istorii-i-obschestvoznaniyu/95933
  4. http://www.rusedu.ru
  5. http://www.ipkps.bsu.edu.ru
  6. http://istorik.org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

устный опрос;

лабораторные работы;

оценка выполнения индивидуальных конспектов, сообщений;

 оценка умения делать сравнительный анализ;

тестирование;

итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, сравнительного анализа.

Знания:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

устный опрос;

лабораторные работы;

оценка выполнения индивидуальных конспектов, сообщений;

 оценка умения делать сравнительный анализ;

тестирование;

итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и XXIвв.);

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXIвв.;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- основные идеи развития науки, культуры и религии и их вклад в сохранение и укрепление национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...