Дворцовые перевороты. Петр 3
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему
Урок проблемного изложения материала. Учащиеся формулируют проблему выявляя несоответствие между различными мнениями о неспособности и неготовности Петра 3 к управлению государством и его бурной государственной деятельностью сразу после вступления на престол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок о правлении Петра 3 | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История
Тема: «Дворцовые перевороты. Последний дворцовый переворот»
10 класс. Урок
Разработал:
Лоскутова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №66 р.п.Бердяуш, высшая категория.
Используемый учебник: Сахаров А.Н., Боханов А.Н.История России с древнейших времён до конца 19 века, 10 класс, в 2-х ч., 2010 г.
Оборудование для урока: АРМ учителя (при необходимости выведения ресурсного материала или вспомогательных таблиц), DVD - фильм «Российская империя – Проект Л.Парфёнова, том 1, диск X. Екатерина II (прокатное удостоверение № 8674362 от 05.08.2003
Примечание: целесообразно проводить перед уроком о правлении Екатерины II
Цели урока:
изучить правление Петра 3, показать, что оно оказало влияние на ход общественной жизни России и способствовало приходу к власти Екатерины II;
развивать навыки обучающихся в работе с источниками информации, умение анализировать и делать выводы;
воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма;
Тип урока: изучение нового материала с использованием проблемного метода обучения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка проблемного задания.
3. Поисково-исследовательский этап (решение проблемного задания).
4. Исследовательская работа в группах обучающихся по цвету шляп
5. Контроль знаний. Рефлексия
6. Задание на дом.
Оформление урока:
- портреты Елизаветы Петровны, Петра 3, Екатерины Великой
- Словарь урока: секуляризация
Ход урока
Постановка проблемного задания:
1 информационный блок:
«Обычно император приходил в придворную церковь только к концу службы, он гримасничал, поясничал и передразнивал пожилых дам, которым сам приказывал делать реверансы по французской моде, а не кланяться, как было у нас принято прежде. Несчастные престарелые дамы приседая в реверансе, с трудом удерживались на ногах.
Являться утром на вахт-парады, хорошо пообедать, выпить доброго бургундского, провести вечер со своими шутами и несколькими женщинами, исполнять приказания прусского короля - вот, что составляло счастье Петра 3.
Подобный образ жизни, конечно, не внушал уважения. Он не был злым, но его ограниченность, недостаток воспитания, интересы и природные склонности свидетельствуют о том, что из него вышел бы хороший прусский капрал, но никак не государь великой империи».
Из воспоминаний княгини Е.Р.Дашковой
2 информационный блок:
Пётр не только гримасничал и занимался вахт-парадами. За шесть месяцев пребывания на троне он успел осуществить ряд важных внутриполитических преобразований и серьёзных изменений во внешней политике страны.
Работа в парах или группах: поиск информации, подтверждающей реформаторскую деятельность (работа с текстом учебника).
Итогом работы должна стать статистика реформ:
Январь:
- указ о разрешении заводить фабрики по изготовлению парусной ткани в Сибири, расширение вольнонаёмного труда на мануфактурах;
-прекращено преследование старообрядцев за веру.
Февраль:
-манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству;
-упразднение тайной канцелярии, восстановление законного суда;
-указ об уголовной ответственности помещиков за убийство крепостного;
-разрешено вернуться в Россию бежавшим разного рода людям без их дальнейшего преследования и наказания.
Март:
-указ о секуляризации недвижимых церковных имуществ, перевод церковно-монастырских крестьян в ведение государства;
-указ о коммерции (расширение экспорта сельхозпродукции и ограничение ввоза продовольствия и сырья, производство которых можно наладить в России).
Июнь:
-указ о нерушимом сохранении помещичьих имений и их прав на крестьян;
-укрепление воинской дисциплины (командному составу предписывалось лично проводить учения), перестройка армии по прусскому образцу.
Фридрих II сказал: «Бедный император хотел подражать Петру I, но у него не было его гения». А. Шумахер выразился определеннее: «Главная ошибка этого государя состояла в том, что он брался за слишком многие и к тому же слишком трудные дела, не взвесив своих сил, которых было явно недостаточно, чтобы управлять столь пространной империей»
Учащиеся формулируют проблему: несоответствие между мнениями о неспособности и неготовности Петра 3 к управлению государством и его бурной государственной деятельностью сразу после вступления на престол
Приём «ДО-ПОСЛЕ»
ДО | |
Предположения о теме урока, о решении задачи, можно записать гипотезу. |
Далее, разрешение проблемы через ответы на вопросы и заполнение таблицы:
?? | Ответ уч-ся | Коррекция ответа |
Интересы каких сословий затронули реформы? | ||
Неприязнь какой категории общества вызывали? | ||
Реформы какого правителя напоминает характер реформ Петра 3? | ||
Чем можно объяснить поспешность в проведении реформ? |
3 информационный блок:
1754 г. при Елизавете Петровне начала работу Уложенная комиссия по разработке нового законодательства и разграничения сословных прав. Комиссия выдвинула следующие предложения:
- Невозможность для недворян дослужиться до дворянского звания;
- Предоставление дворянам исключительного права на владение винными, стекольными, металлургическими, горными мануфактурами;
- Отмена обязательной государственной службы для дворян;
- Намечена секуляризация церковных земель;
- Подтверждалось полное право дворян распоряжаться своими крепостными (кроме убийства)
Учащиеся делают выводы о том, что реформы были проведены под влиянием советников Елизаветы. Пётр не являлся их автором.
Выводы: Наивное и поспешное стремление к величию, переоценка своих сил и способностей и непродуманность радикальных мероприятий действительно явились основными факторами неудачи правления Петра III. Затронув интересы духовенства, гвардии и Сената, он восстановил против себя слишком серьезные силы, а невыгодный мир с Пруссией и волюнтаристское намерение войны с Данией стали причиной широкого общественного недовольства. Распространяемые оппозицией слухи о презрении и ненависти императора к русскому народу и Православной Церкви создали волну национализма, на которой Екатерина II, как некогда Елизавета Петровна, легко достигла престола
Во время просмотра видеофильма (учащиеся работают в группах), даётся оценка событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
- Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
- Желтая шляпа – позитивные суждения.
- Черная – отражает проблемы и трудности.
- Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
- Зеленая – творческие суждения, предложения.
- Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Рефлексия:
ПОСЛЕ | |
Выводы по теме урока, о решении задачи, подтверждении или опровержении гипотезы. |
Ответить:
- вот это мы изучили;
- вот это осталось за пределами программы;
- вот это я не знаю сам;
- вот это пока не знает никто…
Задание на дом: осмысленное прочтение параграфа, составление теста (сложность типа А) по прочитанному
Используемая литература:
Ярославцева М.Ю. Эпоха дворцовых переворотов в России XVIII века: использование проблемного метода на уроках истории. - М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эпоха Петра I, дворцовые перевороты
Контрольная работа в форме ЕГЭ...
Рабочий лист для самостоятельного изучения учебного материала по Истории России по теме: "Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов" для обучающихся коррекционных школ при дистанционном обучении
может быть использован при дистанционном обучении, для учащихся с несформированными графомоторными навыками. Позволяет проверить полученные знания...
Тест "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов"
2 варианта теста "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов". каждый вариант состоит из 12 заданий:....
Урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов – результат политики Петра I или простая случайность?».
10 класс. урок - исследование¨ Данный урок предназначен для работы на начальном этапе по теме: «Борьба за наследие Петра Великого ». Учащиеся дают определение термина «двор...
Повторение материала "Россия при наследниках Петра (Эпоха дворцовых переворотов)"
Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...
Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов"(работа с историческим источником)
Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов"В презентационном материале представлено задание, которые способствует формированию у учащихся...
ЭОР тест "Эпоха Петра I и дворцовых переворотов"
https://onlinetestpad.com/honyuvc7rwkmq...