Эпоха Петра I, дворцовые перевороты
тест по истории (10 класс) на тему

Контрольная работа в форме ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota10_klass.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «.» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Годы  - 1700, 1709, 1721 -  относятся к событиям

  1. Северной войны
  2. Церковного раскола
  3. Дворцовых переворотов
  4. Крестьянских восстаний

2. Кто из государей приказал «… старинное российское платье отменить, а всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды … сбрить»?

  1. Анна Иоанновна
  2. Петр I
  3. Петр III
  4. Елизавета Петровна

3. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов?

  1. Хованщина
  2. Смута
  3. Опричнина
  4. Бироновщина

4. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов?

  1. Прекращение деятельности земских соборов
  2. Создание прокуратуры
  3. Ликвидация патриаршества в России
  4. Изменение традиционной системы престолонаследия

5. Что из названного относиться к царствованию Петра I?

  1. Создание Синода
  2. Принятие кондиций
  3. Открытие московского университета
  4. Семилетняя война

6. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?

  1. Реформу Сената
  2. Создание Государственного совета
  3. Создание Святейшего Синода
  4. Ограничение власти императрицы

7. В XVIII веке  рекрутской повинности не несли представители сословной группы

  1. Частновладельческих крестьян
  2. Государственных крестьян
  3. Купцов
  4. Мещан

8. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

  1. Протекционизм
  2. Благотворительность
  3. Секуляризация
  4. Просвещенный абсолютизм

9. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?

  1. 1682 – 1725
  2. 1730 – 1740
  3. 1741 – 1761
  4. 1762 – 1796

10. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов при поддержке гвардейских полков?

  1. Анна Иоанновна, Екатерина I
  2. Петр I, Павел I
  3. Екатерина I, Петр III
  4. Елизавета Петровна, Екатерина II

11. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено:

«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц,  штатс-контор, Берг и мануфактур …»

  1. Приказы
  2. Министерства
  3. Коллегии
  4. Комиссии

12. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

  1. Подписание Ништадского мира
  2. Основание Санкт – Петербурга
  3. Великое посольство Петра
  4. «Нарвская конфузия»

13. Какие из названных дат отражают историю дворцовых переворотов?

  1. 1720, 1727
  2. 1725, 1740
  3. 1796, 1825
  4. 1645, 1676

14. Правление какого из перечисленных монархов не относится к эпохе дворцовых переворотов?

  1. Петр III
  2. Екатерина II
  3. Елизавета Петровна
  4. Екатерина I

15. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе

  1. Создания полков иноземного строя
  2. Набора рекрутов
  3. Набора стрельцов
  4. Создания дворянского ополчения

16. В первой четверти XVIII века развитие мануфактурной промышленности было вызвано необходимостью

  1. Догнать Англию по уровню экономического развития
  2. Сформировать всероссийский рынок
  3. Обеспечить строительство железных дорог
  4. Победить в Северной войне

17. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»?

  1. Родовитость
  2. Возрастной ценз
  3. Личная выслуга
  4. Имущественный ценз

18.  Азовские походы Петра I привели к

  1. Военному поражению Турции
  2. Присоединению Крыма к России
  3. Установление контроля над черноморскими проливами
  4. Завоеванию территории в устье Дона

19. К реформам Петра I в сфере культуры относиться

  1. Введение всеобщего обязательного начального образования
  2. Введение нового гражданского шрифта
  3. Основание московского университета
  4. Создание Славяно-греко-латинской академии

20.  Прочтите отрывок из сочинения историка и определите о ком идет речь.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь…»

  1. Анна Иоанновна
  2. Елизавета Петровна
  3. Екатерина Алексеевна
  4. Екатерина II

Часть 2

Задания В1–В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1–В5), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Поражение русских войск под Нарвой
  2. Полтавская битва
  3. Начало похода Карла XII на Украину
  4. Победа русского флота у острова Гренгам

В2. Расположите в хронологической последовательности  правителей эпохи дворцовый переворотов

  1. Елизавета Петровна
  2. Петр II
  3. Анна Иоанновна
  4. Екатерина I

В3. Установите соответствие между термином и его определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        Термин                                                 Определение

  1. Коллегия                                 1) высший государственный орган в XVIII веке,                                         ведавший делами Русской православной церкви
  2. Синод                                 2) перепись податного населения в XVIII веке
  3. Протекционизм                         3) поддержка отечественных предпринимателей и                                         купцов
  4. Ревизия                                 4) документ, регламентирующий порядок                                                 прохождения воинской службы

                                        5) центральный орган, ведающий отдельной                                                 отраслью государственного управления

А

Б

В

Г

В4. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII веке?

  1. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
  2. Успенский собор Московского Кремля
  3. Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге
  4. Храм Святой Софии в Новгороде Великом
  5. Храм Василия Блаженного в Москве
  6. Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.

«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».

___________________________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1–С3) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли… того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

  1. 1) Ни с кем войны не всчинять.
  2. 2) Миру не заключать.

  1. 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
  2. 4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
  3. 5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
  4. 6) Вотчины и деревни не жаловать.
  5. 7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

…А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

C1

К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был подписан?

C2

Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

C3

Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.