Эпоха Петра I, дворцовые перевороты
тест по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «.» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
1. Годы - 1700, 1709, 1721 - относятся к событиям
- Северной войны
- Церковного раскола
- Дворцовых переворотов
- Крестьянских восстаний
2. Кто из государей приказал «… старинное российское платье отменить, а всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды … сбрить»?
- Анна Иоанновна
- Петр I
- Петр III
- Елизавета Петровна
3. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов?
- Хованщина
- Смута
- Опричнина
- Бироновщина
4. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов?
- Прекращение деятельности земских соборов
- Создание прокуратуры
- Ликвидация патриаршества в России
- Изменение традиционной системы престолонаследия
5. Что из названного относиться к царствованию Петра I?
- Создание Синода
- Принятие кондиций
- Открытие московского университета
- Семилетняя война
6. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?
- Реформу Сената
- Создание Государственного совета
- Создание Святейшего Синода
- Ограничение власти императрицы
7. В XVIII веке рекрутской повинности не несли представители сословной группы
- Частновладельческих крестьян
- Государственных крестьян
- Купцов
- Мещан
8. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?
- Протекционизм
- Благотворительность
- Секуляризация
- Просвещенный абсолютизм
9. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?
- 1682 – 1725
- 1730 – 1740
- 1741 – 1761
- 1762 – 1796
10. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов при поддержке гвардейских полков?
- Анна Иоанновна, Екатерина I
- Петр I, Павел I
- Екатерина I, Петр III
- Елизавета Петровна, Екатерина II
11. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено:
«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …»
- Приказы
- Министерства
- Коллегии
- Комиссии
12. Какое из названных событий произошло раньше всех других?
- Подписание Ништадского мира
- Основание Санкт – Петербурга
- Великое посольство Петра
- «Нарвская конфузия»
13. Какие из названных дат отражают историю дворцовых переворотов?
- 1720, 1727
- 1725, 1740
- 1796, 1825
- 1645, 1676
14. Правление какого из перечисленных монархов не относится к эпохе дворцовых переворотов?
- Петр III
- Екатерина II
- Елизавета Петровна
- Екатерина I
15. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе
- Создания полков иноземного строя
- Набора рекрутов
- Набора стрельцов
- Создания дворянского ополчения
16. В первой четверти XVIII века развитие мануфактурной промышленности было вызвано необходимостью
- Догнать Англию по уровню экономического развития
- Сформировать всероссийский рынок
- Обеспечить строительство железных дорог
- Победить в Северной войне
17. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»?
- Родовитость
- Возрастной ценз
- Личная выслуга
- Имущественный ценз
18. Азовские походы Петра I привели к
- Военному поражению Турции
- Присоединению Крыма к России
- Установление контроля над черноморскими проливами
- Завоеванию территории в устье Дона
19. К реформам Петра I в сфере культуры относиться
- Введение всеобщего обязательного начального образования
- Введение нового гражданского шрифта
- Основание московского университета
- Создание Славяно-греко-латинской академии
20. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите о ком идет речь.
«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь…»
- Анна Иоанновна
- Елизавета Петровна
- Екатерина Алексеевна
- Екатерина II
Часть 2
Задания В1–В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1–В5), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
- Поражение русских войск под Нарвой
- Полтавская битва
- Начало похода Карла XII на Украину
- Победа русского флота у острова Гренгам
В2. Расположите в хронологической последовательности правителей эпохи дворцовый переворотов
- Елизавета Петровна
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Екатерина I
В3. Установите соответствие между термином и его определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Термин Определение
- Коллегия 1) высший государственный орган в XVIII веке, ведавший делами Русской православной церкви
- Синод 2) перепись податного населения в XVIII веке
- Протекционизм 3) поддержка отечественных предпринимателей и купцов
- Ревизия 4) документ, регламентирующий порядок прохождения воинской службы
5) центральный орган, ведающий отдельной отраслью государственного управления
А | Б | В | Г |
В4. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII веке?
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
- Успенский собор Московского Кремля
- Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге
- Храм Святой Софии в Новгороде Великом
- Храм Василия Блаженного в Москве
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге
В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».
___________________________
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1–С3) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
Из исторического источника.
«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли… того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
- 1) Ни с кем войны не всчинять.
- 2) Миру не заключать.
- 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
- 4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
- 5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
- 6) Вотчины и деревни не жаловать.
- 7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
…А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
C1
К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был подписан?
C2
Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.
C3
Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.