План - конспект урока по теме "Политическая раздробленность на Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кочнева Наталья Валентиновна

Урок на тему "Политическая раздробленность на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России 6 класс ФГОС.  Учебник под редакцией академика РАН А.В.Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_konspekt_uroka._istoriya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18.             Политическая раздробленность на Руси.  

Цели урока  - познакомить с причинами и последствиями политической раздроблен-

                          ности на Руси;

                       - определить особенности этого процесса на Руси

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XII -начале XIIIв.; научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;

метапредметные УУД:

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

регулятивные:  формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные   анализировать материал учебника; выделять главную и второстепенную информацию;  устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, представлять результаты своей деятельности

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох

Оборудование: иллюстрации  учебника; мультимедийная презентация, карта «Политическая раздробленность на Руси».

Тип урока: урок общеметодологической направленности

План урока:       I . Изучение нового материала.

  1. Время политической раздробленности в Европе.
  2. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
  3. Роль церкви в условиях распада Руси.
  4. Идея единства Руси.
  5. Отношения Руси с кочевниками.
  6. Государственное управление в период раздробленности
  7. Международные связи русских земель.
  8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
  9. Последствия раздробленности Руси.

Мотивационно-целевой этап.

Сравним 2 карты( стр. 60 и стр. 105)

Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.

Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси»

- Как вы думаете о чем будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемный вопрос: как жилось людям Руси в период феодальной раздробленности?

1.Время политической раздробленности в Европе.

  1. Был ли такой период в странах Европы и Азии?
  2. Что такое феодальная раздробленность?

Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. Не миновала этот период и Русь.

- Почему это произошло?

- Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время?

- Каковы последствия раздробленности на Руси?

Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

  1. Вспомните причины феодальной раздробленности в странах Европы.

2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.

Задание: работая с п. 2 стр. 101, выяснить какова была основная причина политической раздробленности на Руси?

  1. Когда наступил период раздробленности на Руси?
  2. Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
  3. Как изменился порядок владения землей?
  4. Что стало основой богатства Бояр?
  5. Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
  6. Почему причины раздробленности крылись в порядке управления русским государством?

Записать причины раздробленности (мет. стр. 155)

- но были ли силы, выступавшие за единство русской земли?

- как складывались отношения с кочевниками?

Исследуем эти вопросы, работая в группах

1 группа: работает с п. 3 стр. 102

  1. Какая сила в условиях раздробленности?
  2. Какой властью обладал киевский митрополит?
  3. Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
  4. С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
  1. группа: работает с п. 4 стр. 102-103

1)Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?

  1. Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной русской земле
  2. Какие события легли в основу «Слова о полку Игореве»?
  3. Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
  4. В чем он видит главную причину несчастий Руси?
  5. К кому он обращается?
  6. Кого приводит в качестве примера для подражания?
  1. группа: работает с п. 5 стр. 104
  1. Как отразились княжеские усобицы обороноспособности Руси?
  2. Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
  3. На какие предательства шли некоторые князья в борьбе за власть?
  4. Какие земли особенно страдали от набегов?
  5. Каковы были последствия этих набегов?
  6. Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?

6. Государственное управление в период раздробленности

Задание: работая с п. 6, выяснить, как было организовано управление государством период раздробленности.

  1. На сколько частей распалась Русь в середине XIIв.? Назовите наиболее крупные из них и покажите по карте.
  2. Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
  3. Что такое удел?
  4. Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздроблен-ности?
  5. Как изменились цели участников княжеских усобиц?

7.Международные связи русских земель( стр. 106)

1) Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?

( ответить на вопрос, прочитав п.7)

9.Последствия раздробленности Руси.

? Как вы думаете, каковы были последствия раздробленности?

( обсуждение в группах)

Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство (общими остались язык, вера, культура, законы)

  1. группа: работает с п. 3 стр. 102

1) Какая сила в условиях раздробленности и в какой мере объединяло страну?

2) Какой властью обладал киевский митрополит?

3)Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?

  1. С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?

2группа: работает с п. 4 стр. 102-103

1)Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?

  1. Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной русской земле
  2. Какие события легли в основу «Слова о полку Игореве»?
  3. Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
  4. В чем он видит главную причину несчастий Руси?
  5. К кому он обращается?
  6. Кого приводит в качестве примера для подражания?

3группа: работает с п. 5 стр. 104

1) Как отразились княжеские усобицы обороноспособности Руси?

2) Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?

  1. На какие предательства шли некоторые князья в борьбе за власть?
  2. Какие земли особенно страдали от набегов?
  3. Каковы были последствия этих набегов?
  4. Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока : Главные политические центры Руси

план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...

План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен  в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"

План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"....