План - конспект урока по теме "Политическая раздробленность на Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок на тему "Политическая раздробленность на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России 6 класс ФГОС. Учебник под редакцией академика РАН А.В.Торкунова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_konspekt_uroka._istoriya.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 18. Политическая раздробленность на Руси.
Цели урока - познакомить с причинами и последствиями политической раздроблен-
ности на Руси;
- определить особенности этого процесса на Руси
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XII -начале XIIIв.; научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;
метапредметные УУД:
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи
познавательные анализировать материал учебника; выделять главную и второстепенную информацию; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, представлять результаты своей деятельности
личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох
Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, карта «Политическая раздробленность на Руси».
Тип урока: урок общеметодологической направленности
План урока: I . Изучение нового материала.
- Время политической раздробленности в Европе.
- Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
- Роль церкви в условиях распада Руси.
- Идея единства Руси.
- Отношения Руси с кочевниками.
- Государственное управление в период раздробленности
- Международные связи русских земель.
- Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
- Последствия раздробленности Руси.
Мотивационно-целевой этап.
Сравним 2 карты( стр. 60 и стр. 105)
Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.
Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси»
- Как вы думаете о чем будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Проблемный вопрос: как жилось людям Руси в период феодальной раздробленности?
1.Время политической раздробленности в Европе.
- Был ли такой период в странах Европы и Азии?
- Что такое феодальная раздробленность?
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. Не миновала этот период и Русь.
- Почему это произошло?
- Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время?
- Каковы последствия раздробленности на Руси?
Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.
- Вспомните причины феодальной раздробленности в странах Европы.
2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
Задание: работая с п. 2 стр. 101, выяснить какова была основная причина политической раздробленности на Руси?
- Когда наступил период раздробленности на Руси?
- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
- Как изменился порядок владения землей?
- Что стало основой богатства Бояр?
- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
- Почему причины раздробленности крылись в порядке управления русским государством?
Записать причины раздробленности (мет. стр. 155)
- но были ли силы, выступавшие за единство русской земли?
- как складывались отношения с кочевниками?
Исследуем эти вопросы, работая в группах
1 группа: работает с п. 3 стр. 102
- Какая сила в условиях раздробленности?
- Какой властью обладал киевский митрополит?
- Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
- группа: работает с п. 4 стр. 102-103
1)Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной русской земле
- Какие события легли в основу «Слова о полку Игореве»?
- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
- группа: работает с п. 5 стр. 104
- Как отразились княжеские усобицы обороноспособности Руси?
- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какие предательства шли некоторые князья в борьбе за власть?
- Какие земли особенно страдали от набегов?
- Каковы были последствия этих набегов?
- Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?
6. Государственное управление в период раздробленности
Задание: работая с п. 6, выяснить, как было организовано управление государством период раздробленности.
- На сколько частей распалась Русь в середине XIIв.? Назовите наиболее крупные из них и покажите по карте.
- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
- Что такое удел?
- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздроблен-ности?
- Как изменились цели участников княжеских усобиц?
7.Международные связи русских земель( стр. 106)
1) Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?
( ответить на вопрос, прочитав п.7)
9.Последствия раздробленности Руси.
? Как вы думаете, каковы были последствия раздробленности?
( обсуждение в группах)
Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство (общими остались язык, вера, культура, законы)
- группа: работает с п. 3 стр. 102
1) Какая сила в условиях раздробленности и в какой мере объединяло страну?
2) Какой властью обладал киевский митрополит?
3)Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
2группа: работает с п. 4 стр. 102-103
1)Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной русской земле
- Какие события легли в основу «Слова о полку Игореве»?
- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
3группа: работает с п. 5 стр. 104
1) Как отразились княжеские усобицы обороноспособности Руси?
2) Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какие предательства шли некоторые князья в борьбе за власть?
- Какие земли особенно страдали от набегов?
- Каковы были последствия этих набегов?
- Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока : Главные политические центры Руси
план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...
План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"
Конспект представлен в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...
Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".
Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....
План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".
План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....
Блочно-тематический план 6 класс История России "Раздробленность на Руси"
Блок "Раздробленность на Руси"...
план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...
План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"
План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"....