рабочая программа по истории России 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
рабочая программа 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_9_klass.docx | 64.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. История России. XX – XXI вв. 9 класс. 68 часов.
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Домашнее задание | |||
план | факт | |||||||
Россия на рубеже ХШХ – ХХ вв. | ||||||||
1 | Государство и российское общество | Территория и начеление.Особенности модернизации.Политическое и социальное развитие | изучение нового материала | §1 , вопросы, рабочая тетрадь | ||||
2 | Экономическое развитие страны | Роль государства в экономике. Монополистический капитализм.Сельское хозяйство. | комбинированный | §2 ,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
3 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | Борьба в верхних эшелонах власти.РСДРП, ПСР. Либеральный проект Святополк-Мирского | комбинированный | §3,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
4 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | Направления внешней политики. Причины войны. Итоги и последствия. | комбинированный | §4,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
5 | Первая российская революция. Реформы политической системы | Причины. Ход. Формирование монархических и либеральных партий. 1 и2 Государственные Думы | комбинированный | §5,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
6 | Экономические реформы | П. А. Столыпин. Думские аграрные проекты; | комбинированный | §6,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
7 | Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | 3 и 4 Государственные думы. Общество и власть в годы столыпинских реформ. | комбинированный | §7,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
8 | Духовная жизнь Серебряного века | ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм. | комбинированный | §8,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
9 | Россия в Первой мировой войне | оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; итоги двух лет войны. | комбинированный | §9,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв. | повторительно-обобщающий | ||||||
Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. | ||||||||
11 | Свержение монархии | Начало Февральской революции. Ее причины. Двоевластие: суть и причины его появления. Свержение монархии. | изучение нового материала | §10,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
12 | Россия весной и летом 1917 г. | Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. | комбинированный | §11,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
13 | Октябрьская революция | Последний этап кризиса власти. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Установление новой власти в Москве и на местах. | комбинированный | §12,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
14 | Формирование советской государственности | содержание декретов о мире и земле; причины роспуска Учредительного собрания; Конституция РСФР 1918 г.; борьба в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией; суть чрезвычайной продовольственной политики. | комбинированный | §13,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
15 | Начало Гражданской войны | сущность Гражданской войны и ее основные этапы | комбинированный | §14,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
16 | На фронтах Гражданской войны | Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Мятеж адмирала Колчака. Формирование южного фронта. Северный фронт. Белый Крым. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей. | комбинированный | §15,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
17 | Экономическая политика красных и белых | Экономическая политика красных и белых. «Военный коммунизм». | комбинированный | §16,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
18 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | «Малая Гражданская война». Кронштадское восстание. Причины победы красных. | комбинированный | §17,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917-1921 гг. | повторительно-обобщающий | ||||||
СССР на путях строительства нового общества | ||||||||
20 | Переход к нэпу | причины перехода к нэпу; сущность нэпа; основные экономические мероприятия нэпа; социально-экономические противоречия и итоги нэпа | изучение нового материала | §18,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
21 | Образование СССР | Предпосылки объединения. Строительство нового государства | комбинированный | §19,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
22 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. | Преодоление дипломатической изоляции. «Полоса признания». Дипломатические конфликты. | комбинированный | §20,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
23 | Политическое развитие в 20-е гг. | Эволюция взглядов Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП (б) в главное звено государственной структуры. | комбинированный | §21,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
24 | Духовная жизнь СССР в 20-е гг. | Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Творцы Серебряного века в советской России. Жизнь, быт, психология людей в 20-е гг. | комбинированный | §22,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
25 | Социалистическая индустриализация | Хлебозаготовительный кризис 1927г. Пути выхода из кризиса. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. | комбинированный | §23,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
26 | Коллективизация сельского хозяйства | Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация – неразрывная связь. Результаты. | комбинированный | §24,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
27 | Политическая система СССР в 30-е гг. | Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия – ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. Влияние на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Репрессии. | комбинированный | §25,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
28 | Духовная жизнь в 30-е гг. | Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. М.Горький. кинематограф. Музыка. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги | комбинированный | §26,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
29 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | Новый курс советской дипломатии. Поиски союза с демократическими государствами. Принятие СССР в Лигу Наций. Коминтерн. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР. | комбинированный | §27,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР на путях строительства нового общества» | повторительно-обобщающий | ||||||
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | ||||||||
31 | СССР накануне Великой Отечественной войны | Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договора. Война с Финляндией. Укрепление обороноспособности страны. Подготовка Германии к нападению. | изучение нового материала | §28,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
32 | Начало Великой Отечественной войны | Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. причины неудач советской армии. Приказ №270. битва под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. | комбинированный | §29,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
33 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражение на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. | комбинированный | §30,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
34 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Деятели культуры-фронту. Церковь в годы войны. | комбинированный | §31,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
35 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания немцев с советской земли. Борьба в тылу врага. Партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточной фронте к началу 1944г. Итоги зимнего наступления К.А. Освобождение Крыма и Украины. Открытие второго фронта. | комбинированный | §32,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
36 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом | Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения | комбинированный | §33,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
37 | СССР на завершающим этапе Второй мировой войны | Наступление Советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немцев в Прибалтике, на Балканах. Завершающие сражения К.А. в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Постдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы СССР над фашизмом. Итоги и цена победы. | комбинированный | §34,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
38 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» | повторительно-обобщающий | ||||||
СССР в 1945 – 1953 гг. | ||||||||
39 | Восстановление экономики | Экономика страны после войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. | изучение нового материала | §35,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
40 | Политическое развитие | «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы. | комбинированный | §36,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
41 | Идеология и культура | Идеологическая кампания 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии. | комбинированный | §37,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
42 | Внешняя политика | СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне. | комбинированный | §38,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
СССР в 1953 – середине 60-х гг. ХХ в. | ||||||||
43 | Изменения политической системы | Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья программа КПСС. Разработка новой Конституции СССР. | изучение нового материала | §39,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
44 | Экономика СССР 1953-1964 гг. | Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищная политика. | комбинированный | §40,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
45 | «Оттепель» в духовной жизни | Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый полет в космос. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. Реформа школы. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И.Эренбург. В.Панова. А.Твардовский. Д.Гранин. В.Дудинцев. Р.Рождественский. Е.Евтушенко. А.Вознесенский. А.Солженицын. Ослабление идеологического давления | комбинированный | §41,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
46 | Политика мирного сосуществования | Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. | комбинированный | §42,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
47 | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1953, 1953 - сер.60-х гг.» | повторительно-обобщающий | ||||||
СССР в середине 60-х – середине 80-х гг ХХ в. | ||||||||
48 | Консервация политического режима | Отстранение Хрущева от власти. Л.И.Брежнев. А.Н.Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на стабильность кадров. XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977г | изучение нового материала | §43,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
49 | Экономика «развитого социализма» | Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965г и ее результаты. Реформа промышленности 1965г. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. | комбинированный | §44,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
50 | Общественная жизнь в середине 60-х – сер. 80-х гг. | Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации | комбинированный | §45,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
51 | Политика разрядки: надежды и результаты | Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне с Афганистаном. Завершение периода разрядки. | комбинированный | §46,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме « СССР в сер. 60-х – сер.80-х гг.» | повторительно-обобщающий | ||||||
Перестройка в СССР (1985 – 1991) | ||||||||
53 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги | Смерть Л.И.Брежнева. Ю.В.Андропов. М.С.Горбачев. «Кадровая революция». реформа политической системы 1988г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991г и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. | изучение нового материала | §47,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
54 | Экономические реформы 1985-1991 гг. | Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и ее последствия. | комбинированный | §48,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
55 | Политика гласности: достижения и издержки | Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС 1986г. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. | комбинированный | §49,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
56 | Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. | Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. | комбинированный | §50,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
57 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Перестройка в СССР» | повторительно-обобщающий | ||||||
Россия в конце ХХ – начале ХХI вв. | ||||||||
58 | Российская экономика на пути к рынку | Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. | изучение нового материала | §51,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
59 | Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству | Декларация о государственном суверенитете России Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. | комбинированный | §52,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
60 | Духовная жизнь России | Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Традиционные религии в современной России. | комбинированный | §53,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
61 | Строительство обновленной Федерации | Федеративный договор. Конституция России 1993 г. Российский парламентаризм. | комбинированный | §54,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
62 | Геополитическое положение и внешняя политика России | Новое место рОссии в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Результаты | комбинированный | §55,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
63 | Россия на пороге XXI в. Политическое развитие РФ в первое десятилетие XXI в. | Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические - реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Основные направления политических реформ В. В. Путина, Д.А.Медведева | комбинированный | §56,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
64 | Экономическое развитие РФ в первое десятилетие XXI в. | Реформы в экономической сфере. Итоги развития. | комбинированный | конспект лекции, вопросы в тетради | ||||
65 | Повседневная и духовная жизнь общества | Реформы в духовной сфере. | комбинированный | конспект лекции, вопросы в тетради | ||||
66 | Внешняя политика России | Основные направления внешней политики. | комбинированный | конспект лекции, вопросы в тетради | ||||
67 | Россия на путях к инновационному развитию | Программы президента Д. А. Медведева. Военный конфликт в Закавказье. Мировой экономический кризис. | комбинированный | конспект лекции, вопросы в тетради | ||||
68 | Повторение и обобщение «Основные тенденции развития России в XX в. и перспективы XXI в.» | повторительно-обобщающий |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №9 г. Кызыла Республики Тыва
«Рассмотрено» на МО учителей истории и обществознания от «___» августа 2015 г. ____________ А. К. Чамыян | «Согласовано» «____» августа 2015 г. зам. директора по УВР __________Д. В. Тартан-оол | «Утверждаю» «___» августа 2015 г. директор школы _________Д. О. Салчак |
Рабочая программа по истории России
Для 9 класса
Учитель: Соян Азията Ярославовна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Образовательная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории в соответствии со школьным учебным планом.
Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи обучения:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.
- Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивно
УМК для реализации Рабочей программы:
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по истории России:
- История России XX – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2008г
- Данилов А.А., Косулина В.Г, «Рабочая тетрадь по Истории России XX – начала XXI века». - М.:«Просвещение», 2008.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов |
История России | 68 | |
1 | Россия на рубеже XIX – XX вв. | 10 |
2 | Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. | 9 |
3 | СССР на путях строительства нового общества | 11 |
4 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 8 |
5 | СССР в 1945 – 1953 гг. | 4 |
6 | СССР в 1953 – середине 60-х гг. XX в. | 5 |
7 | СССР в середине 1960-х - середине1980-х гг. XX в. | 5 |
8 | Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) | 5 |
9 | Россия в конце XX – начале XXI в. | 5 |
10 | Россия в начале XXI в. | 6 |
Межпредметные связи, преемственность:
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Межпредметные связи применяются в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
Содержание учебного материала
История России (68 часов)
Россия на рубеже XIX – XX вв. (10 часов)
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (9 часов)
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
СССР на путях строительства нового общества (11 часов)
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (8часов)
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР в 1945 – 1953 гг. (4 часа)
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953 – середине 60-х гг. XX в. (5 часов)
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в середине 1960-х - середине1980-х гг. XX в. (5 часов)
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) (5 часов)
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. (11 часов)
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны:
- Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Оценка теоретических знаний
отметка «5»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий
материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком
ответ самостоятельный
отметка «4»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий
материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя
отметка «3»
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный
отметка «2»
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя
оценка «1»
отсутствие ответа
Оценка письменных контрольных работ
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
- отметка «5» - ответ полный и правильный, возможно несущественная ошибка
- отметка «4» - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок
- отметка «3» - работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две – три несущественные
- отметка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок
- оценка «1» - отсутствие ответа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...