Урок истории в 6 классе "Феодальная раздробленность"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
feodalnaya_razdroblennost.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России
по теме «Начало феодальной раздробленности на Руси»
(6 класс)
Подготовила: учитель истории Кузнецова Н.В.
Цели:
• выяснить причины раздробленности; выявить положительные и отрицательные последствия раздробленности;
• способствовать развитию умения прослеживать причинно – следственные связи, работать с текстом учебника, историческим документом, картой; выделять главное в объяснении учителя;
• создавать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма.
Оборудование: карта «Киевская Русь в 10 – 11 веках», проектор, компьютер, экран, презентация
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской,
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ
Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.
Найти соответствие между первыми киевскими князьями и датами:
Игорь 1019 – 1054 гг.
Ярослав Мудрый 862 г.
Рюрик 882 – 912 гг.
Олег 912 – 945 г.
Найти соответствие между первыми киевскими князьями и событиями:
Уничтожение Хазарского каганата Владимир
Объединение Киева и Новгорода Игорь
Восстание древлян Святослав
Крещение Руси Олег
Определить направления деятельности:
- Крещение Руси
- Строительство храма святой Софии в Киеве
- Строительство первой церкви в Киеве - Десятинной
- Составление первого сборника законов
- Установление родственных отношений с монархами Европы
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
Послушайте извлечения из Повести временных лет монаха Киево-Печерского Нестора и определите, о каких событиях говорится в этих отрывках?
1. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». (Призвание варягов).
2. «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий или раб – будет мне врагом». (Крещение Руси).
3. «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь, пошел за данью, и прибавил к прежней дани новую». (Восстание древлян).
4. «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». (Походы князя Святослава).
5. «Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Коганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Уничтожение Святославом Хазарского каганата).
3. Изучение новой темы.
Мы с вами повторили основные события русской истории до XII века. Но в 30-е годы XII века на Руси многое изменилось.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами две карты: Киевская Русь в XI веке и Русь в XII век.
Что изменилось? (На второй карте показана раздробленность русского государства)
В течение урока мы свами и выясним, почему это произошло? Хорошо или плохо это было для Руси?
Запись в тетради темы урока: «Начало феодальной раздробленности на Руси»
Вспомните, на каком правителе Киевской Руси мы с вами остановились? Назовите его годы правления. (Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)
Рассказ учителя с элементами беседы.
Чтобы сыновья не ссорились за великий княжеский стол, как то было после Святослава и Владимира, Ярослав Мудрый разделил свои земли между сыновьями.
Ярослав Мудрый
Изяслав Святослав Всеволод
Киев Чернигов Переславль
Показать на карте
При этом Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям: «…если будете жить в любви между собой, Бог будет в Вас и покорит ваших врагов…» Ярослав Мудрый.
Что завещал он своим сыновьям? (жить в мире)
Какое-то время так и было. И Ярославичи создали свод законов Правду Ярославичей - это продолжение Русской Правды.
Но во второй половине XI века появляется новая внешняя угроза – это половцы, новые кочевники. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, копьями, половецкие войны с пронзительным криком бросались в бой и опустошали русские земли. Угоняли с собой многочисленных пленников, продавая на невольничьих рынках Востока.
В 1068 году состоялась крупная битва на реке Альте, которая завершилось разгромом русского войска, возглавляемого великим князем Изяславом. Он вернулся с остатками войска в Киев и киевляне потребовали, чтобы Изяслав организовал отпор половцам. На что он ответил отказом, объясняя тем, что войско ослаблено. Это киевлянам не понравилось.
В это время набирал силу черниговский князь Святослав, который заручился поддержкой Всеволода, решил прогнать Изяслава из Киева. Снова начались усобицы. Следовательно, Ярославичи нарушили завет отца.
Это борьба осложнялась половецкой угрозой. Половцы
- Совершали набеги на русские земли
- Грабили города и села
- Уводили людей в плен.
Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха, сыны переславского князя Всеволода, был созван съезд всех русских князей.
Комментированное чтение стр. 82-83
- Когда проходил съезд?
- Где проходил съезд?
- Какие решения принял?
(Объединить силы для борьбы с половцами.
«Каждый да держит вотчину свою»)
- Что закрепило последнее решение? (раздел Русской земли на отдельные княжества)
- Какое значение имел этот съезд? (положил начало объединения русских сил против половцев)
- Кто был вдохновителем общерусской борьбы против половцев? (Владимир Мономах)
- Когда половцы были разбиты? (1111 году)
А в 1113 году Владимир Мономах стал великим князем киевским. О его правлении расскажет Потапов Егор.
Рассказ ученика.
Что важного он сделал для укрепления государства? (новый свод законов «Устав Владимира Мономаха», подчинил себе всех князей)
Т.е. Владимир Мономах сдержал распад Русского государства
Кто был следующим великим князем? (его сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.)
Он продолжил политику отца. Но после смерти Мстислава русское государство распалось на отдельные княжества. Начался следующий этап в развитии государства – период Феодальной раздробленности.
В каком веке начался период феодальной раздробленности?
Это период продолжался вплоть до конца XV – XVI вв.
Каковы же причины этого процесса?
Работа по группам в (по рядам) в парах. Задание определить причины феодальной раздробленности.
- 1 ряд стр. 86 (1,2 абзац)
- 2 ряд стр. 87 (1,2,3 абзац)
- 3 ряд (стр. 87 4 абзац – стр. 88 1 абзац)
Ответы учеников. Давайте проверим правильно ли мы определили (на слайде)
Причины феодальной раздробленности:
- Порядок управления в Древнерусском государстве (назначение великим князем в волости наместников князей, которые чувствовали себя самостоятельными правителями, и стремились отделиться от Киева)
- Неудачный порядок престолонаследия (горизонтальный, не от отца к сыну, а по старшинству в роде)
- Упадок Киева в связи с внешней угрозой, Киев терял свое значение как центра Русского государства
- Рост новых городов
- Основой богатства бояр становилась эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчин
- Упадок торгового пути «из варяг в греки»
Итак, в середине XII в. Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств.
Работа с картой (учитель показывает на карте, ученики находят в атласе)
В каждом княжестве были собственные
- Княжеская династия
- Войско
- Деньги
- Мера веса и длины
- Велась самостоятельная внешняя политика, направленная на расширение собственных земель
Но при этом понятие Русская земля сохраняется. На всей территории
- Проживали представители единой древнерусской народности
- Люди говорили на одном языке
- Исповедовали одну веру
- Едины глава русской православной церкви (митрополит)
- Действовали законы Русской Правды
- Глава русских земель Великий князь
Какое значение оказала феодальная раздробленность на дальнейшее развитие русских земель?
Комментированное чтение стр. 88 (последний абзац) – стр. 89 (1 абзац)
Определите значение феодальной раздробленности? Было это хорошо или плохо для развития государства? (определите «+» и «-«
Значение феодальной раздробленности
+ рост и развитие городов
+складывание новых торговых путей
+ культурное и хозяйственное развитие отдельных земель
- постоянные княжеские усобицы
- дробление княжеств между наследниками
- ослабление обороноспособности и политического единства
Следовательно, в первой половине XIII века русские земли окажутся перед новой внешней угрозой и не смогут ей противостоять, что приведет к тому, что русские земли окажутся на 240 лет в зависимости от Золотой Орды. Но об этом мы узнаем чуть позже.
Закрепление
Выберите верный ответ
Съезд князей в Любече проходил:
- 1111 г.
- 1054 г.
- 1097 г.
- 1068 г.
Кто возглавил общерусский поход в 1111 году против половцев:
- Владимир Святой
- Владимир Мономах
- Ярослав Мудрый
- Изяслав Ярославич
Какое событие произошло позже остальных:
- Битва на реке Альте
- Смерть Мстислава Великого
- Любечский съезд
- Написание «Устава Владимира Всеволодовича»
После смерти Мстислава Великого
- Русские победили печенегов
- Произошло крещение Руси
- Началась феодальная раздробленность на Руси
- Произошло образование Киевской Руси
Домашнее задание
Параграф 9, п. 4,5 пересказ. Рассказ по картине стр. 85 «Отдых Владимира Мономаха после охоты» худ. В.М. Васнецов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".
Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....
Урок истории 6 класс "Феодальная раздробленность"
Разработка урока истории в 6 классе. Структура и технологическая карта по ФГОС....
Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"
Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Методическая разработка урока истории в 10 классе учителя МБОУ ОСОШ Спасского района Болотовой Э.В. по теме «Русские земли в период феодальной раздробленности».
Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету. Задачи урока: объяснить причины феодаль...
Конспект открытого урока истории в 6 классе "Политическая раздробленность Руси"
Конспект открытого урока истории в 6 классе по тема "Политическая раздробленность Руси"...