Урок истории в 5 классе "Индийские касты"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Тема: Индийские касты.
Цель урока: формирование представления о структуре индийского общества и его основных кастах, умение применять изученное правило
Задачи урока:
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 28.48 КБ |
rabochiy_list.docx | 558.7 КБ |
prishl.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Индийские касты.
Цель урока: формирование представления о структуре индийского общества и его основных кастах, умение применять изученное правило
Задачи урока:
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний в форме фронтального опроса.
- Игра «Крестики-нолики»
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
Х – да
0 - нет
1. Индия расположена на юге Азии? (Да)
2. С севера Индию защищают горы Альпы? (Нет).
3. В Индии текут реки Инд и Ганг? (Да).
4. Густые труднопроходимые места – это тростник? (Нет).
5. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона? (Да).
6. берега Индии с запада , востока и юга омывает Атлантический океан? (Нет).
7. Большую часть года в Индии холодно? (Нет).
8. Если человек оставался ночевать в джунглях – то он мог питаться картофелем, огурцами и горохом? (Нет).
9. Индийцы верили в переселение душ? (Да)
- Изучение новой темы.
Обращение к классу:
Яркое пятно:
Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.
-Запись в тетради числа и темы урока.
Учитель: Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).
- Запись в тетради определения «касты».
Цели урока:
Учитель:
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.
Работа в группах
Приложение 4
Карточка-задание для группы №1.
Брахманы
Прочитайте учебник ВигасинаА.А. п.2 с 98-100,
«Законы Ману»:
- Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
- Всё, что существует в мире,- это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
- Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный ( при жертвоприношении) и неиспользованный.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Карточка-задание для группы №2
Кшатрии
Прочитайте Вигасина п.4 с. 100-101
«Законы Ману»:
- Охрану подданных, раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
- Для кшатрия предписано ( ношение) меча и стрелы, для вайшья(рядовые общинники, земледельцы) – торговля.
-Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть ( урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №3.
Вайшьи.
Прочитайте учебник Вигасина А.А. п. 4 с. 100-101,
«Законы Ману»:
- Пастьбу скота, а также раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
- Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №4
Прочитайте учебник Вигасина А.А. п. 4 с. 100-101
Шудры
«Законы Ману»:
- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.
- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
-Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это) ,так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
-Местожительство чандалов и швапачей (неприкасае5мых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.
- Одеждами- одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение ( их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
- Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Название касты | Цвет касты | Что имели? | Чем занимались? | Права |
Брахманы | белый | Всё, что существует в мире – это собственность брахманов. | Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников | Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество |
Воины (кшатрии) | красный | Меч и стрелы | Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных. | Имели права забирать урожай у вайшью. |
Земледельцы (вайшью) | желтый | Дом, поля, слуг. | Возделывали поля, работали в мастерских, торговали | Заниматься торговлей. |
Слуги (шудры) – «неприкасаемые» | черный | Ничего. | Служить представителям высших каст | Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам. |
Применение полученных знаний
Решение познавательных задач.
- В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
- Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?
- Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?
4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?
(их создал Бог, значит так должно быть вечно)
Слайд Буддизм
Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.
Учитель: И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Это был Будда, основатель религии буддизма. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца.
Гаутама решил стать отшельником, и однажды, предаваясь глубокому размышлению , он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой (Просветленный, Мудрец)
Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Каждый- богач и бедняк, царь или раб, брахман или слуга- может стать буддистом, т.е. последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.
Запись: Будда- основатель религии буддизма, учил, что главное- личные достоинства человека, а не его происхождение.
Самостоятельная работа с учебником: Индийские цифры и шахматы стр. 101.
Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:
А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
Закрепление изученного на уроке.
Игра «Да-нетка».
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.
Рефлексия (оценивание работы учащихся на уроке – в рабочих листах): что для себя нового и интересного вы узнали на уроке
Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.
А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:
- Я узнал много нового и интересного (слон)
- Все это мне уже давно знакомо (корова)
-Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)
Выставление оценок, запись домашнего задания.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист___________________________
Тема_______________________________________
Цель_______________________________________
_______________________________________________________
- Проверка домашнего задания
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Х-да
О-нет
- Заполни таблицу
Название касты | Что имели | Чем занимались | Права |
1. Жрецы (брахманы) | |||
2. Знатные воины (кшатрии) | |||
3. Земледельцы (вайшьи) | |||
4. Слуги (шудры) |
3. Рефлексия
А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:
- Я узнал много нового и интересного (слон)
- Все это мне уже давно знакомо (корова)
-Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Что такое касты; Как появились; Какие они бывают; Чем отличаются; Узнаем:
. Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству
Легенда о происхождении каст Бог Брахма разделил людей на касты о пределив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога . Из рук своих Брахма создал воинов. Из бёдер были созданы земледельцы . Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг. Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.
Каста Цвет Что имели? Чем занимались? Особенности жизни, права Жрецы (брахманы) Белый Войны (кшатрии) Красный Земледельцы (вайшью) Желтый Слуги (шудры) Черный
Брахманы и их роль в индийском обществе Брахманы - самая почитаемая часть населения Индии. Брахманы общались с богами. Жизнь брахмана делилась на три части - учение, обзаведение семьёй, отшельничество.
Воины Воины - самые знатные люди в Индии .
Земледельцы Земледельцы имели имущество : землю, дом, скот.
Слуги Слуги-были фактическими рабами, но хозяин не мог их убить. Слуги не имели имущества и не могли молиться богам
Неприкасаемые Неприкасаемые на-ходились вне кастового деления общества. Неприкасаемые жи-ли вне деревень ,и выполняли самые грязные и тяжелые работы.
Название касты Цвет касты Что имели? Чем занимались? Особенности жизни, права Брахманы белый Всё, что существует в мире – это собственность брахманов. Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество Воины (кшатрии) красный Меч и стрелы Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных. Имели права забирать урожай у вайшью. Земледельцы (вайшью) желтый Дом, поля, слуг. Возделывали поля, работали в мастерских, торговали Заниматься торговлей. Слуги (шудры) – черный Ничего. Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.
Будда – основатель религии буддизма. Буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах живут последователи Будды. Есть они и в России Бууддизм
Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу. Самая великая победа – над собой. Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой. ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ
Культура Индии Древнеиндийские цифры Буквы индийского письма Шахматы
Ч то для себя нового и интересного вы узнали на уроке ? Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты
Тема урока : Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:· познакомить учащихся с кастами в древн...
открытый урок по истории тема :"Индийские касты"
Цели урока : Предметные:· познакомить учащихся с кастами в древней Индии;· выяснить в чём значение деления обще...
Урок истории 5 класс Индийские касты
Цель урока познакомить детей с кастовым (варновым) делением древнего общества...
Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»
Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме : "Религиозные верования древних индийцев. Индийские касты"
Целью урока является формирование представлений об особенностях кастовой структуры древнеиндийского общества, взаимосвязи культуры и религиозных представлений древних индийцев...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»
Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...
Конспект урока истории в 5 классе "Индийские касты"
Тема: Индийские касты.Тип урока: Комбинированный.Форма урока: Урок взаимного обучения.Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Задачи урока:А) Обучающая: об...