Урок истории в 5 классе "Индийские касты"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Тема: Индийские касты.

Цель урока:  формирование  представления о структуре индийского общества и его основных кастах, умение применять изученное правило

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.48 КБ
Файл rabochiy_list.docx558.7 КБ
Файл prishl.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индийские касты.

Цель урока:  формирование  представления о структуре индийского общества и его основных кастах, умение применять изученное правило

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация знаний в форме фронтального опроса.
  2. Игра «Крестики-нолики»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 7.

8.

9.

Х – да

0 - нет
1.
Индия расположена на юге  Азии? (Да)

2. С севера Индию защищают горы Альпы? (Нет).

3. В Индии текут реки Инд и Ганг? (Да).

4. Густые труднопроходимые места – это тростник? (Нет).

5. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона? (Да).

6.  берега Индии с запада , востока и юга омывает Атлантический океан? (Нет).

7. Большую часть года в Индии холодно? (Нет).

8. Если человек оставался ночевать в джунглях – то он мог  питаться картофелем, огурцами и горохом? (Нет).

9. Индийцы верили в переселение душ? (Да)

  1. Изучение новой темы.

Обращение к классу:

Яркое пятно:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

-Запись в тетради числа и темы урока.

Учитель: Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

- Запись в тетради определения «касты».

Цели урока:

Учитель:

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Работа в группах

Приложение 4

Карточка-задание для группы №1.

Брахманы

Прочитайте учебник ВигасинаА.А.  п.2  с 98-100,

«Законы Ману»:

 - Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для  брахманов.

- Всё, что существует в мире,- это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

- Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный ( при жертвоприношении) и неиспользованный.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

Карточка-задание для группы №2

Кшатрии

Прочитайте Вигасина п.4  с. 100-101

  «Законы Ману»:

- Охрану подданных, раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

- Для кшатрия предписано ( ношение)  меча и стрелы, для вайшья(рядовые общинники, земледельцы) – торговля.

 -Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть ( урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

  Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы

Карточка-задание для группы №3.

Вайшьи.

Прочитайте учебник  Вигасина А.А. п. 4 с. 100-101,

«Законы Ману»:

- Пастьбу скота, а также раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

- Вайшью, получившему посвящение, вступившему  в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Выберите информацию, которая нужна  для заполнения таблицы

Карточка-задание для группы №4

Прочитайте учебник Вигасина А.А. п. 4 с. 100-101

Шудры

«Законы Ману»:

- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.

- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

-Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это) ,так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.

-Местожительство чандалов и швапачей (неприкасае5мых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.

- Одеждами- одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение ( их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

- Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

Название касты

Цвет касты

Что имели?

Чем занимались?

Права

Брахманы

белый

Всё, что существует в мире – это собственность брахманов.

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Меч и стрелы

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных.

Имели права забирать урожай у вайшью.

Земледельцы (вайшью)

желтый

Дом, поля, слуг.

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

Заниматься торговлей.

Слуги (шудры) – «неприкасаемые»

черный

Ничего.

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.

Применение полученных знаний

Решение познавательных задач.

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
  2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?
  3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?

4.        Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)

Слайд Буддизм

Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

Учитель: И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Это был Будда, основатель религии буддизма. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца.

Гаутама решил стать отшельником, и однажды, предаваясь глубокому размышлению , он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой (Просветленный, Мудрец)

Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Каждый- богач и бедняк, царь или раб, брахман или слуга- может стать буддистом, т.е. последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.

Запись: Будда- основатель религии буддизма, учил, что главное- личные достоинства человека, а не его происхождение.

Самостоятельная работа с учебником: Индийские цифры и шахматы стр. 101.

Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:

А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Закрепление изученного на уроке.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов.                 Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.   Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     Да.

Рефлексия (оценивание работы учащихся на уроке – в рабочих листах): что для себя нового и интересного вы узнали на уроке

Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.

А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:

- Я узнал много нового и интересного (слон)

- Все это мне уже давно знакомо (корова)

-Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)

Выставление оценок, запись домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист___________________________

Тема_______________________________________

Цель_______________________________________

_______________________________________________________

  1. Проверка домашнего задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Х-да

О-нет

  1. Заполни таблицу

Название касты

Что имели

Чем занимались

Права

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины

 (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры)


3. Рефлексия

А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:

- Я узнал много нового и интересного (слон)

- Все это мне уже давно знакомо (корова)

-Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Х 2. О 3. Х 4. О 5. Х 6. О 7. Х 8. О 9. Х

Слайд 2

КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 3

Что такое касты; Как появились; Какие они бывают; Чем отличаются; Узнаем:

Слайд 4

. Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству

Слайд 5

Легенда о происхождении каст Бог Брахма разделил людей на касты о пределив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога . Из рук своих Брахма создал воинов. Из бёдер были созданы земледельцы . Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг. Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.

Слайд 6

Каста Цвет Что имели? Чем занимались? Особенности жизни, права Жрецы (брахманы) Белый Войны (кшатрии) Красный Земледельцы (вайшью) Желтый Слуги (шудры) Черный

Слайд 7

Брахманы и их роль в индийском обществе Брахманы - самая почитаемая часть населения Индии. Брахманы общались с богами. Жизнь брахмана делилась на три части - учение, обзаведение семьёй, отшельничество.

Слайд 8

Воины Воины - самые знатные люди в Индии .

Слайд 9

Земледельцы Земледельцы имели имущество : землю, дом, скот.

Слайд 10

Слуги Слуги-были фактическими рабами, но хозяин не мог их убить. Слуги не имели имущества и не могли молиться богам

Слайд 11

Неприкасаемые Неприкасаемые на-ходились вне кастового деления общества. Неприкасаемые жи-ли вне деревень ,и выполняли самые грязные и тяжелые работы.

Слайд 12

Название касты Цвет касты Что имели? Чем занимались? Особенности жизни, права Брахманы белый Всё, что существует в мире – это собственность брахманов. Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество Воины (кшатрии) красный Меч и стрелы Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных. Имели права забирать урожай у вайшью. Земледельцы (вайшью) желтый Дом, поля, слуг. Возделывали поля, работали в мастерских, торговали Заниматься торговлей. Слуги (шудры) – черный Ничего. Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.

Слайд 13

Будда – основатель религии буддизма. Буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах живут последователи Будды. Есть они и в России Бууддизм

Слайд 14

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу. Самая великая победа – над собой. Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой. ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ

Слайд 15

Культура Индии Древнеиндийские цифры Буквы индийского письма Шахматы

Слайд 16

Ч то для себя нового и интересного вы узнали на уроке ? Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты

Тема урока :       Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древн...

открытый урок по истории тема :"Индийские касты"

Цели урока : Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древней Индии;·        выяснить в чём значение деления обще...

Урок истории 5 класс Индийские касты

Цель урока познакомить детей с кастовым (варновым) делением древнего общества...

Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»

Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме : "Религиозные верования древних индийцев. Индийские касты"

Целью урока является формирование представлений об особенностях кастовой структуры древнеиндийского общества,  взаимосвязи культуры и религиозных представлений древних индийцев...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»

Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...

Конспект урока истории в 5 классе "Индийские касты"

Тема: Индийские касты.Тип урока: Комбинированный.Форма урока: Урок взаимного обучения.Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Задачи урока:А) Обучающая: об...