рабочая программа по истории России 7 класс
методическая разработка по истории на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Белёва Тульской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №3» г.Белёва Протокол № __1__ от « » __августа 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №3» г.Белёва _______/С.Н. Морозова / «___»_______ 2014г.
| УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «СОШ №3» г.Белёва ПРИКАЗ №____ от «_____» _______20 14г. Директор школы: ______ / А. Б. Семенова / |
Рабочая программа
по истории России
7 класс
Составитель:
учитель истории
МБОУ «СОШ №3»
г.Белёва
Ковардакова
Ирина Александровна
2014 г.
Содержание:
1.Пояснительная записка . 3
2. Требования к уровню подготовки учащихся . 4
3.Учебно-тематический план. 5
4.Содержание программы. 5
5.Перечень учебно-методических средств обучения. 7
6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. 8
7.Календарно-тематическое планирование. 10
8.Лист корректировки Рабочей программы 15
1.Пояснительная записка..
Рабочая программа по истории в 7 классе составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории, а так же авторской программы под редакцией Данилова А.А, Косулиной Л.Г «История России», издательство «Просвещение» 2010г.
Рабочая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихсучебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно- методического обеспечения, Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, лист корректировки Рабочей программ
Рабочая программа рассчитана на 43 часа.(2ч в неделю)
Цели:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Задачи раздела «История России XVII – XVIII века» (7 класс)
- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой.
- Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
3.Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей; анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью; уметь выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствиях УМК.
Программа реализуется с помощью УМК:
1. Учебник:
А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», М., Просвещение,2013 г.
2. Пособие:
А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII. Поурочные разработки», М., Просвещение, 2010 г.
Н.Ю.Колесниченко «История России. Конец XVI-XVIII.Поурочные планы», Волгоград, учитель. 2008 г.
Е.В.Симонова « Поурочные разработки по истории России», М., Экзамен,2006 г.
Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман «Мир и Россия в новое время», Краткие конспекты уроков для учителя истории, М.. Владос, 2013 г.
Карты изучаемого периода.
2.Требования к уровню подготовки учащихся:
«знать/понимать»:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
«уметь»:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
ОБЪЕМ ЗУН
1. Хронологические знания и умения:
1.1 называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы;
1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.
2.Знание фактов:
2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3.Работа с источниками:
3.1 читать историческую карту с опорой на легенду;
3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3.3 проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника;
3.5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
3.6 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
4.1 рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках;
4.2 на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов и составлять описание исторических объектов, памятников;
4.3 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
5. Анализ, объяснение:
5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
5.2 показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
5.3 называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений;
5.4 классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно;
5.5 объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
3.Учебно-тематический план:
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Контрольные тесты |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Россия на рубеже 16-17 века | 4 | - |
3 | Россия в 17 веке | 10 | 2 |
4 | Россия в первой половине 18 века | 12 | 1 |
5 | Россия во второй половине 18 века | 16 | 2 |
Итого: | 43часа | 5часов |
4.Содержание программы
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI – НАЧАЛЕ XVIII вв. (не менее 42 ч)
Введение (1ч)
Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4ч)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в первой половине XVII в. (10ч)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Россия во второй половине XVII в.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Россия в первой половине 18 века (12 ч)
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в. (16ч)
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
5.Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Учебник:
А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», М., Просвещение,2013 г.
2. Пособие:
А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII. Поурочные разработки», М., Просвещение, 2013 г.
Н.Ю.Колесниченко «История России. Конец XVI-XVIII.Поурочные планы», Волгоград, учитель. 2008 г.
Е.В.Симонова « Поурочные разработки по истории России», М., Экзамен,2006 г.
Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман «Мир и Россия в новое время», Краткие конспекты уроков для учителя истории, М.. Владос, 2013 г.
Карты изучаемого периода.
1. Карты по истории России;
2. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты, карты по истории Российского государства);
3. Дидактический материал (раздаточный материал);
4. Компьютер, проектор, экран;
5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;
6. Мультимедийные энциклопедии по истории России;
7. Мультимедийная энциклопедия «Войны России;
8. Мультимедийная энциклопедия «Культура России»;
9. Рабочие тетради по истории России
Дополнительная литература
1.Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 2005. -320 с.
2.Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО.-2006г.
6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
7.Календарно-тематическое планирование :
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
МБОУ «СОШ №3» г.Белёва
_________ С.Н.Морозова
«____»__________2014г.
Календарно-тематическое планирование
по истории России на 2014/2015 учебный год
7 класс
Составитель:
учитель истории
МБОУ «СОШ №3»
г.Белёва
Ковардакова
Ирина Александровна
№ ур. | Название тем и уроков | Тип урока | Задачи изучения темы | Основные понятия и термины | дата |
1. | Введение. Что изучает история. | урок изучения нового материала | Рассмотреть, что изучает история, | История, исторические источники | |
Тема 1. Россия на рубеже16-17 в. (4ч.) | |||||
2. 3 | Смутное время. Обострение противоречий. Кризис власти. | урок- практикум | Смутное время | Смута, кризис власти | |
4. | Борьба против интервентов | комбинирован. урок | причины начала Интервенции, | Интервенция. | |
5. | Начало династии Романовых. | урок- практикум | Уроки Смуты. | Земский собор | |
Тема 2. Россия в 17 в. (10ч.) | |||||
6. | Экономическое развитие России в 17в. РК Родной край в 17 веке | урок изучения нового материала. | Экономическое развития России в 17в | Мануфактура, Буржуазия. Ярмарка. | |
7. | Сословное деление общества. | урок-практикум | сословное деление русского общества в 17в | Бояре. Дворяне. Духовенство. | |
8. | Государственное устройство России 17в. | комбинированный урок | Система правления страной | Самодержавие. Земский собор. | |
9. | Внутренняя политика государства. | комбинированный урок | - | Соборное Уложение, реформы, бунты. | |
10. | Контрольные тесты : «Раскол церкви ». | урок изучения нового материала | причины и последствия раскола церкви. | Церковный раскол. | |
11. | Воссоединение Украины с Россией. | урок- практикум | внешняя политика России | Речь Посполитая. | |
12 13. | Освоение Сибири. Народы России в 17в. | урок изучения нового материала | Расширение Российского государства на восток. . | Ханты, манси, Ненцы, селькупы | |
14. | Культура 17 в. РК.Культура Тульского края в 17 веке | урок изучения нового материала | развитие русской культуры в17в. | «Обмирщение» культуры. | |
15. | Контрольные тесты: « Россия в 17 в.» | Российская империя Романовых. | Мелкотоварное производство. | ||
Тема 3. Россия в первой половине 18 в. (12ч.) | |||||
16. | Преобразования первой четверти 18 века. Начало царствования Петра I. | урок изучения нового материала | Начало преобразований. | Великое посольство. | |
17. | Внешняя политика Петра I. Начало Северной войны. | комбинированный урок | начало Северной войны. | Северный союз. | |
18. | Полтавское сражение. Окончание Северной войны. | комбинированный урок | Рассмотреть ход сражения и причины победы русской армии. | Генеральное сражение. | |
19. 20. | Преобразования Петра I. Реформы в экономике, государственном управлении, армии. Строительство мануфактур. Политика Петра I по отношению к церкви.Подчинение церкви государству | урок-практикум комбинированный урок | Изучить основные направления реформ Петра I, их содержание. | Сенат, коллегии, Губернии. Протекционизм. . | |
21. | Море деятельности Петра I.Абсолютизм. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. | урок -путешествие | основные изменения, произошедшие в России в правление Петра I. | Реформы. Абсолютная монархия. | |
22. | Петр Великий. Значение его реформ.Табель о рангах | урок интеллектуальных раздумий | Дать характеристику личности Петра | Политика Просвещенного абсолютизма. | |
23 24. | Развитие культуры в Петровскую эпоху. Архитектура Северной столицы | слайд-урок | Ознакомить учащихся с теми изменениями в культуре, которые произошли в России в царствование Петра. | Просвещение. Музей. Театр. Публичная библиотека. Новый счет лет. | |
25 - 26. | Дворцовые перевороты.Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Смена власти. | комбинированный урок | Раскрыть причины дворцовых переворотов после смерти Петра I | Дворцовый переворот. Верховный . | |
27. | Контрольные тесты : « Россия в первой половине 18 в.» | Подвести итоги развития Российской империи в первой половине 18века. | Абсолютная и конституционная монархия. | ||
Тема 4. Россия во второй половине 18 в. (16ч.) | |||||
28. | Анализ работ. Петр III и воцарение Екатерины II. | урок изучения нового материала | Рассмотреть условия прихода к власти Екатерины II и ее замыслы. | Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. | |
29. | Экономическое развитие России во второй половине 18 в. РКТульский край в 18 веке | комбинированный урок | Определить уровень экономического развития России | Мануфактура. Ярмарка. Всероссийский рынок. . | |
30. | Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». | урок- практикум | Определить основные черты политики «просвещенного абсолютизма». | Политика «просвещенного абсолютизма». . | |
31. | Реформы второй половины 18 в. Жалованные грамоты дворянству и городам. | урок изучения нового материала | Рассмотреть основные направления реформаторской деятельности | Губернская реформа. Губерния. | |
32. | Крестьянская война с Емельяном Пугачевым.Социальные движения. | урок-практикум | Деятельность Екатерины по крестьянскому вопросу. | Крестьянская война. Прелестные письма. | |
33. | Контрольные тесты «Внешняя политика России во второй пол.18в.» | комбинированный урок | Выяснить основные направления внешней политики Екатерины I . | Разделы Речи Посполитой. . | |
34. | Анализ работ. Русско-турецкие войны. | урок-практикум | Знать причины русско- турецких войн . | Наука побеждать Суворова. | |
35. | Сподвижники Екатерины II.А.В.Суворов, Н.П.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков. | круглый стол | роль в государственных преобразованиях . | Сподвижники. Братья Орловы. Потемкин. Дашкова. | |
36. | Внутренняя и внешняя политика Павла I. | урок изучения нового материала | Рассмотреть основные направления политики Павла I. | Внутренняя и внешняя политика. | |
37 -38. | Культура и быт во второй половине 18в. Литература.18 век РК Культура и литература Тульского края | слайд-урок | Дать представление о культуре 18века как о культуре нового времени | Народные училища Московский университет. Академия наук. | |
39. | Россия во второй половине 18 века | урок- конференция | Переселенцы. Миссионерская деятельность. | ||
40 | Итоговая контрольная работа за год по теме: «Россия во второй половине 18в.» | Подвести итоги развития Российской империи в 18веке. | Абсолютная монархия. Политика «просвещенного абсолютизма». | ||
41 | Анализ работ .Архитектура, живопись России в18 веке | ||||
42. | Урок обобщения и повторения пройденного материала. | ||||
43 | Резервный урок Итого: 43 часа |
8.Лист корректировки Рабочей программы
по истории России
7 класс
№ п/п | Дата | Содержание корректировки | Примечания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...