Методическая разработка урока "Весна в России 19 века"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Хорунжая Татьяна Викторовна

Аннотация к уроку:

«Весна: в России середины 19 века», 9 класс

Педагогическая мастерская.

Автор: Хорунжая Татьяна Викторовна

 

Предлагаемая мастерская позволяет учащимся построить свои собственные знания о сословном характере русского общества 19 века, создать яркую и образную картину общественных настроений эпохи, осознать процесс реформ как процесс обновления, необходимый стране новый этап развития.

Построение знаний ну уроке достигается через работу с документами, текстами, справочными материалами, через включение ассоциативного, образного мышления. Урок наполнен художественными средствами (музыка, стихи, весенние пейзажи), усиливающими личностное восприятие материала.

Особенностью данного урока является то, что при обилии информационного материала подготовка к его проведению не занимает много времени. Значительно облегчают и осовременивают этот процесс средства информатизации. Работа в компьютерном классе позволяет организовать чтение документов (получение писем), пользование справочными материалами, внесение записей через использование персональных компьютеров.  Ассоциативное «Дерево весны», словесные ассоциации  появляются на интерактивной доске, весенние пейзажи в музыкальном сопровождении также демонстрируются на ИЭД. На ИЭД могут демонстрироваться и портреты «участников переписки».

Такая форма работы является особенно востребованной у старших школьников, позволяет выделиться тем, чьи навыки владения ПК выше, совершеннее, позволяют пережить  ученику свой момент успеха.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_rossii_serediny_19_veka_9_klass.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Весна: в России середины 19 века».

Педагогическая мастерская.

Автор: Хорунжая Татьяна Викторовна

Задачи урока:

  1. сформировать представление о сословном характере русского общества, о положении различных слоев русского обществ, характерных чертах их образа жизни.
  2. создать картину общественных настроений различных слоев русского общества сер. 19 века.
  3. заложить гуманистическое восприятие и понимание основных проблем России сер. 19 века, необходимости перемен для русского общества.
  4. сформировать у учащихся ассоциативную связь: «весна – обновление природы, обновление жизни. Реформа – обновление общества, новый этап в развитии».
  5. формировать у учащихся навыки устной речи, анализа текста и документа, составление опорного конспекта, коммуникативной культуры

Ход мастерской.

  1. стадия вызова: учащимся задаются  личностно обращенные  вопросы.

  • Любите ли Вы получать письма?
  • От кого Вы хотели бы получить письмо?
  • Представьте, что Вы это письмо получили!!! (Учащимся раздаются конверты, в которых находятся листочки с ассоциациями. Можно организовать «получение писем» в электронном варианте, заранее поместив материал в компьютерах.)
  • Учитель предлагает прочесть письма  внимательно – ведь в каждом  письме  корреспондент сообщает тему сегодняшнего урока.
  • После прочтения ребятам предлагается сформулировать тему урока и выбрать  любую ассоциацию к этой теме. Ассоциации, из которых следует выбрать, написаны на зеленых листиках, которые также выдаются на парты в конвертах или получаются очередным письмом чрез компьютер.
  • А теперь давайте все вместе объявим тему нашего урока…….. (музыкальная запись: «приходит время, люди головы теряют. И это время называется… весна!».  В этот момент происходит объявление темы урока всеми учащимися хором.
  • Ваши ассоциации различны. Попробуем создать из них символ весны – распускающееся дерево. (Листики прикрепляются на доску,  к макету дерева, а, возможно записываются или рисуются на дереве с помощью  интерактивной  доски). Ассоциации озвучиваются.

       Среди всех ассоциаций, конечно, есть любовь. Это та часть жизни человека, которая существовала всегда и во все времена. О ней сказано океан слов, написано море книг! И, конечно давным-давно влюбленные писали друг другу письма и особенно весной. Весна -  время обострения всех чувств человека и, в том числе,  любви. Письма влюбленных – это обращение друг к другу, порыв, признание. Конечно, сегодня можно сказать, что это чувство старомодное, но мы не гонимся за модой, мы говорим об истории. А история устареть не может. Ведь в письмах влюбленных не только история их чувств, но история в самом прямом смысле. Та история, которую делает человек, и, прежде всего окрыленный любовью. Ну, а весной, как известно, все чувства обостряются…

  • Далее учитель обращается к учащимся с просьбой представить, что они получили псьмо из 19 века. И это письмо влюбленного человека. Учащиеся в этот момент получают конверты (или электронный вариант) с писемами из 19 века. Все конверты с марками. Марки – это предварительно разрезанные на 5 частей открытки  и приклеенные к конвертам или любые другие опознавательные знаки, которые позже позволят ребятам  разделиться на группы
  • Перед учащимися ставится вопрос: что  могут  нам рассказать о русском обществе весны середины 19 века эти письма?

  • рефлексия: для работы с письмом ребятам предлагается следующий алгоритм:

  • Прочитайте.
  • Определите автора, дату,         место, характер письма, для уточнения сведений загляните в исторический справочник.
  • Выделите проблему, которая небезразлична автору письма.
  • Кратко сформулируете эту проблему.
  • Приготовьтесь ее озвучить.

  1. Далее в работе Скажите, а кто авторы этих писем? Что это за люди? Все они разные, но все они современники России 19 века. Давайте посмотрим, что их объединяет. Соберитесь по группам соответственно маркам на конвертах. На данном этапе ученики могут воспользоваться справочным листом.

  1. группам предлагается выделить основные  проблемы, интересовавшие людей в середине 19 века. Предлагается алгоритм выполнения задания.

  • Познакомить группу с содержанием своего отрывка.
  • Четко сформулировать сведения о русской жизни середины 19 века. Коллегиально составить краткий рассказ о сведениях из разных областей  русской жизни середины 19 века.
  • Приготовиться озвучить свой рассказ.

  1. В ходе озвучивания характерных особенностей состояния русского общества в середине 19 века на доске оставляется кластер «Русское общество: весна 1859 года».

  1. итак, все, о чем мы сегодня узнали из писем влюбленных – это не только слова о любви нежных чувствах, это рассказ о русской жизни. Все стороны ее отражает составленный нами кластер.

  1. а теперь представьте, что Вы жители России середины 19 века. О чем бы Вы написали в письме любимому человеку? Попробуйте это сделать. Выберите для этого судьбу. Судьбу  выбираем по группам соответственно жребию.

  1. озвучивание писем.

  1. сейчас мы увидели, что вы, как жители России середины 19 века, переживаете не только острую влюбленность, но и переживаете за судьбу своей страны. Скажите:  как,  по-вашему, что необходимо было стране в середине 19 века?

  1. безусловно, это – реформы. Реформы -  как обновление русской жизни и действительности, как новое начало,  как путь к расцвету страны, как пробуждение после зимней спячки, как весна в  природе!

  1. Подумайте дома: в каких «весенних» переменах нуждалась Россия середины 19 века?

Составьте прошение на имя царя о возможных переменах от имени различных сословий.

Письма для прочтения на уроке и прочие материалы.

       Я в Москве, милая моя Вера! Был в страшном деле и, слава Богу, жив и не ранен, но, однако же, не совершенно здоров, а потому приехал поотдохнуть. Благодарю тебя тысячу раз за письма, которые служат мне утешением во горести моей, занятием осиротелого сердца. Моя душа мертва и твое присутствие – вот ее жизнь.

Князь Федор также ранен в руку, получил довольно важную рану и тоже едет в Москву. Севастополь производит впечатление разбитого в прах и разграбле6ноного города. Сейчас те суда, которые были затоплены в бухте, меньшего размера вынуты. Над могилами героев Севастополя предпринято сооружение храма. Мысль о тяжких боях, о бессилии нашем, о слабости нашего войска не дает душе моей покоя, тяготит ее думами о будущем. Делать нечего, есть судьба. Нам остается только плясать под ее дудку.

Прости, любезнейший друг моего сердца. Будь здорова и уповай на Бога. Обними детей за меня. Агриппине мой душевный поклон. Бедный Петр Валуев убит. Пропасть знакомцев изранено, убито. Ты меня сохранила. Прости, мой ангел, мой хранитель.

18 мая 1858 года                      искренне Ваш  Михаил Катков.

       Любезнейшая моя Марья Александровна! Я пишу Вам это коротенькое письмо с единственной целью сказать тебе, что ты небом избрана для счастий моего, но я не захочу сделать тебя на веки несчастной. Ныне обязанности военного человека не позволили мне стать Вашем мужем и, возможно, отцом Ваших детей. Сейчас я должен исполнять долг перед Отечеством нашим. Прошу об одном, молись обо мне Богу. Он твои молитвы услышит.

Служба моя будет долгой. И 25 лет моей рекрутской доли заберут лучшую часть моей жизни. Душа болит за родные поля. Сейчас весна и работы уж видно в разгаре. Тоскую я по земле, по жизни былой деревенской. Хоть и тяжела доля крестьянская, хоть и нет в ней воли, но я бы мог быть во веки с вами, моя ненаглядная.

Прости, моя ненаглядная! Не суждено нам видно быть вместе, хотя может и свидимся когда. Буду молиться за счастливое устройство судьбы Вашей.

15 апреля 1858 года.                С почтением бывший крестьянин, а ныне      

                                                    солдат Иван Беленький.

Милая и добрая госпожа Виардо!

       Вот я и снова в моем старом гнезде, дорогая и добрая госпожа Виардо! Ноя здесь только на три недели. Сейчас в воздухе сыро и мокро,  за окном тает снег и мокрая грязь. Правда, через несколько дней, это может все измениться и у нас появится трава и листья.

       Вот что я делал в течение пяти последних дней. Я много трудился над романом, объезжал окрестности. Вместе с дядей я занимался устройством моих отношений с крестьянами: с осени они будут все переведены на оброк, то есть я уступлю им половину земли за арендную плату ежегодно, а сам для обработки моих земель буду нанимать работников. Это будет только переходное состояние, впредь до решения комитетов; но ничего окончательного нельзя сделать до сих пор.

       Признаки весны все яснее и я с нетерпением жду ее наступления.

      До свидания. Надеюсь, оно случится не далее как через полтора месяца. Тысячи приветствий всем друзьям. Вам же целую руки.

Спасское, 31 марта 1858 года                        Ваш Иван Тургенев.

Моя дорогая и несравненная Елизавета!

       Тверди своим, что у тебя нет сил ждать, что непременно убежишь ко мне. Добивайся одного, чтобы они тебя сами отпустили на все четыре стороны. Грози, что ты не будешь скрывать своей любви, не побоишься никого и ничего… может быть ты надоешь им своею твердостью, и они тебя выгонят ко мне… О! Если бы это сучилось! Я прилетел бы на крыльях любви, я убил бы все мое состояние, вошел бы в долги, чтобы иметь средства освободить тебя. Наша жизнь ужасная игра! Остались лишь прекрасные воспоминая прошлого лета, когда я имел счастие видеть Вас. Судьба распорядилась так жестоко, что Вы не свободны. Каких ужаснейших страданий и мук нам стоит этот пережиток – крепостничество. Уже два раза я официально просил Вашей руки, но зная, что никогда на это мы не получим согласия и благословения я вижу только один выход преодолеть предрассудки общества. Я готов отречься от родных, от связей, от прежних привычек, от состояния, от мнения света. Мой друг, меня ничто не удержит. Я растопчу в прах все препятствия. И мы хоть минуту, но будем вместе.

Москва, 4 мая, 1858 год.                          Твой Н.Н. Огарев.

       Душа моя!

       Я хотел говорить с тобой о своих мыслях. Расскажу тебе все в двух словах. Я, думая, что в нашей жизни соединяются предопределение и свобода воли, но мы не можем установить их соотношение. Если твой дом горит, то не остаешься там, тем по большей части и спасаясь. Я допускаю, что до некоторой степени мы можем руководствоваться обстоятельствами, но мы должны допустить свое воздействие и на других людей. И сегодня я говорю, что готов отрубить себе руку, лишь бы не подписывать документ об освобождении крестьян с землей. Освобождение крестьян может привести людей к мысли о конституции! Слово это звучит страшно и вызывающе.

       Как можем мы знать, до какой степени заранее предопределены события в жизни? Я, может быть, дурно выражаюсь, но твоя душа достаточно понимает мою, чтобы знать, что я хочу сказать. Я прошу у Вас извинения, что пишу Вам подобные глупости. Но это просто факты, истина, которую я высказываю в качестве точного наблюдателя.

все это не мешает вам быть чрезвычайно прекрасной. До завтра.

Санкт-Петербург, 24 марта 1858 год.                           Князь А.Ф.Орлов

       Сколь времени протекло со времени моей разлуки с тобою, любезная моя Катерина!

       При всех переменах моего положения остался одинаков в чувствах моей любви. Где ты и что с тобою?

       Единообразная картина здешней стороны еще более усиливает мое желание обнять тебя, милая  Катерина!

       С начала марта здесь установилась совершеннейшая оттепель до пяти градусов тепла. Я  занят здесь устройством фруктовых лавок. Многие богатые семейства желают, чтобы у них стол был такой как за границей: десерты и сотни приправ, о которых не знают русские повара…однако в Орловской губернии  следует наладить дорожное сообщение и своевременную связь. Находясь здесь по делам  устройства своего купеческого дела, я наблюдаю, удивительны уклад жизни российской провинции: иногда на целое село только один крестьянин умеет читать, люди практически лишены возможности лечиться, нет школ, нет  тех, кто мог бы решить все эти насущные проблемы русской провинции. В совершенное уныние приводят меня эти места. Мечтаю о скорейшем возвращении.

       О, да сохранит тебя небо от всяких скорбей и да будет с тобой надежда и уверенность в моей любви и неизменной верности.

21 марта, 1858 год,                             С почтением к Вам Петр Еремеев.

Орловская губерния      

 

       Дорогая Софья Андреевна! Сегодня годовщина с того дня как я впервые увидел Вас.      

        Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от Вашего. Я создан для того, что бы любить и следовать за Вами, а все другие заботы – заблуждения. Рано или поздно мне придется все бросить и пасть к Вашим ногам.

       Я прибыл в Нижний без всякой уверенности в своей судьбе. Что в силах вчерашнего студента? Стать учителем и наставником для неграмотных сельских ребятишек? Учить их не только грамоте, но и доброте, красоте? Что может вчерашний студент в условиях русской нищей деревни? В этом ли мой долг? Душа моя разрывается на части. Передо мной лежит карта, я весь в раздумьях: дать семь верст крюку, или ехать прямо. Не ждите от меня вестей скоро, здесь нет сообщения, равно как и нет других жизненно необходимых учреждений, таковых как больница, библиотека, школа.

       Прощайте. Вы совершенно свободны, что до меня, тоя даю Вам слово принадлежать только вам и некогда не жениться.

30 мая 1858 год, Нижний Новгород.        Преданный Вам Дмитрий Пушкарев

   Друг мой, Александр!

       Я была счастлива, что могла восхищаться тобою, любить тебя, становиться выше и добродетельнее. Я жила одним тобою, дышала одним тобою.

       Путешествие в провинцию открыло мне новое небо, озарило меня новыми идеями. О! Мой Александр! Тебе знаком этот рай души, а мне он освещает душу первый раз. И я благословляю и люблю. Живя в провинции люди, находятся лицом к лицу с потребностью народного образования. И видимо не о высших технических школах мы должны заботиться, а о скромных народных училищах. Надобно вспахать и разрыхлить почву, прежде чем бросить в нее семена. Люди, посвященные в таинства науки до тех пор будут составлять у нас особенную касту пока грамотность и народное образование не разольются у нас в народной массе. Образование народное должно измеряться не числом высших школ, а отношением числа учащихся к массе населения. Ежегодно заведения выпускают много свежих сил одушевленных мыслью приносить пользу обществу. Однако, сколько таких сил глохнет, попадая в неблагоприятную среду?

       Друг мой! Я желала бы стать совершенным ангелом, что бы стать совершенно достойной тебя. Я богата одной только любовью к тебе.

Москва,  4 апреля, 1858 год                      Прощай. Наталья Захарьина.

       Дорогой, дорогой мой друг!

       Уже поздно. И я долго просидела за этим письмом. И теперь пред его отправкой мне кажется, что его было бы лучше разорвать. Покажется ли вам странным и необычным, что я хочу спросить Вашего мнения? Решившись на это мне было бы приятно получить Ваш ответ.

Искусный врач, сняв катаракту, одевает на глаза больного повязку. Видимо, как и в физическом мире в нравственном мире тоже требуется некоторая постепенность. Сегодня провидение вручило мне слишком яркий, ослепительный поток света. Но что это был за поток?! Зачем человеку дано красноречие, дан ум, если он не может преодолеть простой несправедливости в мире. Сегодня я пережила бурное потрясение, став случайным свидетелем жестокого наказания одного из крепостных в усадьбе моей кузины. Этому бедняге совершенно негде искать справедливости и правды, его судьба так печальна и заранее известно, что стоит только об этом подумать, как меня охватывает сильное душевное волнение. Быть может отношение к человеку определятся должно не степенью его богатства, происхождением, а  просто тем, что это свободный индивид? Быть может когда-нибудь мы освободимся от этой пыли, которая не дает нам увидеть главного. Эта пыль ужасно неприятна, но она не преграждает дороги.

Быть может любовь заключает в себе зерно освобождения человечества? Быть может она освободит нас от пыли? Любовь побуждает к жизни, делает жизнь гармоничной, полною, широкою. И я полна надежд и любви к Вам.

17 мая, 1858 год, Воронежская губерния.    Преданная Вам Ольга Сократовна.

Приблизительное содержание писем в первом конверте.

1.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

2.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

3.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят…

4.

Весна идет! Весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

5.

Зима не даром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

6.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

7.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

8.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

9.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

10.

Все лица весело глядят.

«Весна» - читаешь в каждом взоре;

и тот, как празднику, ей рад,

чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

11.

Но резвых деток  звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

12.

как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок,

Воспламеняющей весны!

13.

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

Примерное содержание надписей на зеленых листочках для макета дерева.

Оттепель

Таяние снегов

Пробуждение природы

Любовь

Обновление

Реформы

Молодость

Цветы

Ручьи

Радость

Подснежники

Прилет птиц

Свежий ветер

Перемены

Надежды

Красота

Жизнь

Историческая справка.

  1. Ольга Сократовна – Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя Николая Гавриловича Чернышевского, который 7 лет находился на каторге и 2 года в ссылке. Это люди высокого морального образа мыслей, очень нежно относились к друг другу. Чернышевский хотел вычеркнуть себя из жизни жены, чтобы дать ей возможность вторично устроить свою жизнь.
  2. Наталья Захарьина – кузина Александра Ивановича Герцена, которую он любил с детства, вел с ней обширную переписку, в том числе во время ссылки. Их любовь закончилась браком, Герцен тайно увез свою невесту из Москвы во Владимир.
  3. Петр Еремеев -  купец 2 гильдии, уроженец Москвы.
  4. Дмитрий Пушкарев – студент Петербургского Университета, добровольно избравший карьеру сельского учителя, происхождение – из небогатой дворянской семьи.
  5. князь А.Ф.Орлов –  председатель комитета по Крестьянскому вопросу, сторонник безземельного освобождения крестьян.
  6. Н.Н.Огарев –  Николай Платонович Огарев, сын богача – помещика, известный поэт, ближайший друг Пушкина. Во время пребывания в ссылке влюбился в крепостную сироту Елизавету, в течение всей жизни они сохраняли дружеские отношения.
  7. Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель, с 1847 года много проживал за границей, где познакомился и подружился со знаменитою певицей Полиной Виардо. Относился к ней с чрезвычайной нежностью, вел переписку.
  8. Иван Беленький – бывший крестьянин, призванный в 1858 году на рекрутскую службу. Уроженец Курской губернии.
  9. Михаил Катков -  Михаил Андреевич Катков, дворянин, морской офицер, участник обороны Севастополя в Крымской войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...

Методическая разработка урока "Города России"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по немецкому языку на тему "Города России"....

методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"

Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"...