Рабочая программа по истории России 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Доржукай (Манзай-оол) Светлана Юрьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Курс отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. 

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_ist_68_ch.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного образования по истории 2004 года, примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». Рабочая программа рассчитана на 68 часов 2 раза в неделю.  

Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI в. Подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования – приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в среднем звене школы. Первостепенное значение придаётся человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Предложенное сочетание курсов отечественной и всеобщей истории может подвергнуться перестановке. В центр внимания учащихся ставится состояние человека и общества, их материальные и культурные потребности, интересы личности и сословий, социальных групп и государства,

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессеподготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования (курсивом выделены требования, характерные для углубленного изучения истории).

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

знать и понимать: 

- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

уметь:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии,формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности углубленного обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.

В процессе усвоения исторических знаний курс истории России ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества в ХХ веке.

В учебнике Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «История России. ХХ - начало ХХI века», реализуя цели учебного курса и учебника, авторы стремились решить следующие задачи: 

- включить историю России ХХ века в мировую историю как ее важнейшую составную часть, особенно при рассмотрении таких вопросов, как опыт политической трансформации, опыт модернизации, борьба с фашизмом, роль патриотического и национального факторов в историческом развитии, вклад в развитие мировой культуры, решение глобальных проблем; 

- последовательно придерживаться принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;

- представить альтернативность развития на двух уровнях: выявляя возможные направления развития в точках исторической бифуркации с последующим выяснением причин реализации определенной альтернативы (первый уровень) и включая различные исторические оценки ключевых явлений и событий;

- посредством использования документального материала, включенного в основной текст или представленного после параграфов, создать на страницах учебника ситуации, когда учащиеся могут увидеть столкновение различных точек зрения на одни и те же факты, процессы и явления и непосредственно включиться в напряженный исследовательский поиск, определяя свою собственную позицию; 

- придерживаясь, как было сказано выше, альтернативного подхода к рассмотрению исторических событий, процессов, личностей и, не отказываясь от освещения дискуссионных проблем, например, таких, как Великая российская революция, Гражданская война, модернизация страны в 30-е гг., развитие и кризис советской системы и др., исключить антигосударственные, антисоциальные и конфронтационные трактовки, избегать политизированности, стремиться научить школьников воспринимать факты, не домысливая их и не подгоняя под идеологические схемы;

- в целях борьбы с перегрузкой учащихся избегать излишней детализации в освещении ряда вопросов, при этом обеспечить пропорциональное освещение всех основных проблем и аспектов развития России: на каждом этапе общественного развития страны (Российская империя - СССР - Российская Федерация) проследить развитие экономики, социальной структуры, государственно-политической системы, культуры, национальных отношений, внешней политики, место и роль революций и войн, роль различных социальных групп, исторических личностей и рядового человека в истории. При этом при изложении материала, посвященного современной России, уделяется внимание возможностям реализации гражданина России в экономической, социальной и духовной сферах.

Календарно-тематическое планирование

№ и тема раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечания

План

Факт

Раздел I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (13 часов).

Тема I. Россия в начале XX в. (4 часа)

1

 Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX в.

§1прочитать

2

Внутренняя и внешняя политика самодержавия.

§2 термины

3

Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция.

§3

4

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в начале XX в».

Тема II. Россия в годы первой революции. (3 часа)

5

Революция: начало, подъём, отступление.

§4

6

Становление российского парламентаризма.

§5

7

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы первой революции».

Тема III. Монархия накануне крушения    (6 часов)

8

Третьеиюньская политическая система.

§6

9

Наведение порядка и реформы.

§7

10

Россия в Первой мировой войне.

§8

11

Русская культура конца  XIX-начала XX в.

§9

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя».

13

Итоговый урок по разделу. Контрольная работа.

РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА (50 часов).

Тема IV. Россия в революционном вихре 1917 г.(4 часа)

14

По пути демократии.

§10

15

От демократии к диктатуре.

§11

16

Большевики берут власть.

§12

17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в революционном вихре 1917 г.».

Тема V. Становление новой России (октябрь 1917г.-1920 г.).                  (5 часов)

18

Первые месяцы большевистского правления.

 §13

19-20

Огненные версты Гражданской войны.

§14

21

Почему победили красные?

§15

22

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление новой России (октябрь 1917г.-1920 г.)».

Тема VI. Россия, СССР: годы нэпа.               (8 часов)

23-24

Социально-экономическое развитие страны.

§16

25

Общественно-политическая жизнь. Культура.

§17

26-27

Образование СССР.

§18

28-29

Внешняя политика и Коминтерн.

§19

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия, СССР: годы нэпа».

Тема VII. СССР: годы форсированной модернизации (10 часов).

31-32

Кардинальные изменения в экономике

§20

33-34

Общественно-политическая жизнь. Культура.

§21

35-36

 «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.

§22

37-38

На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.

§23

39

 Накануне грозных испытаний.

§24

40

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР: годы форсированной модернизации».

Тема VIII. Великая Отечественная война (6 часов).

41

Боевые действия на фронтах.

§25 прочитать

42

Борьба за линией фронта.

§26 прочитать, доклады

43-44

Советский тыл в годы войны.

§27 термины выучить, конференции написать

45

СССР и союзники. Итоги войны .

§28 прочитать, итоги ВОВ и ВМВ

46

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война».

Тема IX. Последние годы сталинского правления (4 часа).

47

 Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. 

§29 прочитать, термины написать

48

 Восстановление и развитие народного хозяйства.

§30 конспект

49

 Власть и общество.

§31 повторить пройденный  материал

50

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Последние годы сталинского правления».

Тема X. СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы      (4 часа).

51

 Изменения в политике и культуре.

§32 прочитать, конспект

52

 Преобразования в экономике.

§33 доклады

53

 СССР и внешний мир.

§34 выучить термины

54

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы».

§ 35 конспект

Тема XI. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (7 часов).

55

 Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.

§ 35 прочитать, термины выучить

56

 Общественно-политическая жизнь. Культура.

§36 прочитать, краткий вывод написать

57

 Перестройка и ее итоги.

§37 прочитать, итоги дописать таблица стр.311

58

Распад СССР.

§38 прочитать, выучить термины и даты

59

 Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны».

§39 прочитать, выводы выучить, схема

60

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Советский Союз в последние десятилетия своего существования».

Подготовиться к контрольной работе

61

Итоговый урок по разделу. Контрольная работа.

§40 конспект

РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (7 часов).                

Тема XII. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX- начале XXI в. (7 часов).

62

Начало кардинальных перемен в стране.

§40 прочитать, выписать новые слова

63

Российское общество в первые годы реформ.

§41 прочитать, термины

64

Ситуация в стране в конце XX в.

§42 прочитать, таблица 345 стр.

65

§42-43. Россия сегодня

§43 прочитать, схема сравнения

66

§44. Внешняя политика России

§44 прочитать, доклады

67

Повторительно-обобщающий урок по теме: « На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX- начале XXI в.».

Подготовиться к итоговому зачету

68

Итоговое повторение. Контрольный зачет

Учебник: А.А. Левандовский, Ю А. Щетинов, С.В. Мироненко «История Россия ХХ-начало XXI века» 11 класс.

Планирование рассчитано из расчета 2 часа в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная Литература для учащихся.

Левандовский А. А. История России, XX – начало XXI века Учеб. для 11 кл. общеобразоват.Учреждений.-М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная Литература для учащихся.

Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2007. 

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2009.

Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M. 2009. 

Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995. 

Россия. Энциклопедический справочник. M. 1998.

Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2006.

Литература для учителя.

Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995. 

Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995. 

Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2. 

Данилов А.А. Из истории партий и общественно - политических движений в россии и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 - 1992). M. 1992.

Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 - 1964. M. 1993.

История России Реформы и преобразования. – СПб., 2013.

История России Советское государство. – СПб., 2013.

Федосова А.А. Военная история России в таблицах и схемах. – СПб, 2013.

Методическая литература для учителя.

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России ХХ в. поурочные планы. Волгоград. 2007. 

История Отечества в документах. 1917 - 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 1994 - 1995. 

История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2003.

Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2007 

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2007.

Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2007.

Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

Электронные пособия.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2000.

История Отечества. 882—1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Современный гуманитарный университет. — М., 2002.

Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. — М., 2000.

Энциклопедия истории России. 862—1917. Мультимедийная программа. — Коминфо, 1997-2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...