Игры с правилами
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Школьная практика показывает, что педагогами чаще всего с целью повторения, закрепления и обобщения исторических знаний применяются различные варианты викторин: “О каком событии сказано?”, “Узнай героя”, “Кому принадлежат эти слова?”, “Неотправленные депеши”, “О каком произведении сказано?”, “Когда произошло это событие?” и т.д. Во многом причинами особого интереса к историческим викторинам являются их динамичность, возможность с их помощью организовать активную познавательную деятельность всего класса. В отличие от викторин, основой которых являются исторические документы и прозаические жанры художественной литературы, поэтические викторины применяются значительно реже. Между тем, именно поэтические викторины содержат образные и ёмкие описания важнейших событий прошлого, произведений живописи и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствует созданию у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого. Кроме того, психологами отмечается, что включение в процесс обучения стихотворных и ритмических компонентов, содержащие яркие образы, не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_pravilami.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с правилами
(тренировочные игры)
Школьная практика показывает, что педагогами чаще всего с целью повторения, закрепления и обобщения исторических знаний применяются различные варианты викторин: “О каком событии сказано?”, “Узнай героя”, “Кому принадлежат эти слова?”, “Неотправленные депеши”, “О каком произведении сказано?”, “Когда произошло это событие?” и т.д. Во многом причинами особого интереса к историческим викторинам являются их динамичность, возможность с их помощью организовать активную познавательную деятельность всего класса. В отличие от викторин, основой которых являются исторические документы и прозаические жанры художественной литературы, поэтические викторины применяются значительно реже. Между тем, именно поэтические викторины содержат образные и ёмкие описания важнейших событий прошлого, произведений живописи и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствует созданию у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого. Кроме того, психологами отмечается, что включение в процесс обучения стихотворных и ритмических компонентов, содержащие яркие образы, не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой.
При конструировании поэтических викторин необходимо отбирать такие стихотворные фрагменты, которые бы в образной форме передавали сущность изучаемых событий прошлого, содержали яркие детали, способствующие распознаванию учениками данных событий. Кроме того, отбираемые отрывки должны быть краткими, легко восприниматься на слух, содержать образ, отличающийся исторической достоверностью, и иметь художественную ценность, т. е. отвечать всем требованиям, которые предъявляются к используемым на уроках истории произведениям художественной литературы. Однако викторина - не серия разнохарактерных вопросов, одним из её признаков является объединённость вопросов общей темой: “О ком сказано?”, “Кому из полководцев Древней Руси принадлежат эти слова?”, “О каком произведении живописи эпохи Возрождения сказано?”, т. е. тематическое и хронологическое единство.
Спектр применения поэтических викторин достаточно широк (военная история, история культуры, изучение общественных движений), но наиболее эффективно их применение при изучении событийного материала, отличающегося динамичностью. Приведём несколько подготовленных нами примеров. Поэтическая викторина “О ком сказано?”:
“Трёх мусульманских царств Счастливый покоритель И кровопийца своего”.
(Л. Мей об Иване IV.)
“Бесовский сын,расстрига окаянный Прослыть умел Димитрием в народе,
Он именем царевича, как ризой Украдённой, бесстыдно облачился”.
(А. Пушкин о Лжедмитрии.)
“... Разное болтают, праздное,
Бывал в Пруссии, Польше.
Не то торговал,
Не то воевал,
Не то купец,
Не то генерал.
И больше:
Может и царь.
Тот ли, не тот.
Пётр ли, не Пётр”.
(В. Каменский о Е. Пугачёве.)
“...Он со своей дружиной
Запанибрата: ест, что мы едим,
Пьёт, что мы пьём, спит под открытым небом, Как мы: под головой седло, постель - Седельный войлок. Ветер, дождь и снег
Ему ничто...”.
(К. Рылеев о Святославе.)
“...Он учил за годом год,
За поколеньем поколенье,
Что есть слова: “Идти вперёд”,
Но нету слова “отступление”.
(И. Сельвинский об А Суворове.)
Фрагмент викторины “Кому из полководцев прошлого принадлежат эти слова?”
- “Други-братья, помянём
Некровьи не плоть,
А слова, что “не в силе, а в правде господь!”
- “Сразимся ж, храбрые, смелей,
Не посрамим Отчизны милой –
И груды вражеских костей
Набросим над своей могилой!”
- “...О Петре же знайте,
Что жизнь ему ничуть недорога,
Жила бы только Русь в труде и славе!”
- “Тогда, оборотясь к солдатам,
Он крикнул: “Русские снега
От нас далеко. Что же, ребята,
Возьмём хоть эти у врага!”
Викторина “Знаешь ли ты события истории нашей страны?” или “О каком событии сказано?”:
- “Пленённых князей повалили,
Доски на них положили,
Охнуло русское тело –
Чудище сверху насело!
Хрустнули русские кости...
Долго, от кровушки пьяный,
На том смертельном помосте Змей пировал окаянный... ”
- “Князь сурово сказал: “Возвращайся!
И рязанским князьям передай:
Может, помнят они, что когда-то
Разоряли окраины наши
И что я наказал их примерно...
Так пускай же теперь бусурмане
Их накажут за те же бесчинства!”
- “А наезжая сила незримая
Бьёт и рубит и колет без устали, -
Слышно только, что русские витязи,
А нельзя полонить ни единого...”.
Вопят батыры в страхе и ужасе:
“Мертвецы, мертвецы встали русские,
Встали с поля рязанцы убитые!”
- “Много русских погибло в Козельске,
А захватчиков - тех ещё больше
Победители долго искали
Трёх князей своих средь убитыми.
Не нашли и отправились дальше,
В половецкие знойные степи.
Вспоминали Козельск и, не смея
Говорить это страшное имя,
Нарекли ему имя: “Злой город”.
- “Чем угодно тебе, господин, поклянусь,
Что отныне платить сам заставлю я Русь.
Не в пески, не на ветер бросая слова, -
Дай указ, чтобы дань собирала Москва!
А уж если начнут города бунтовать,
Ты пришлёшь мне на помощь татарскую рать!”
- ”И вот по русским городам и весям
Прошла молва: Великий князь московский
Теперь повсюду собирает войско -
Он хочет с басурманами сразиться
И Русь от ига тяжкого избавить!”
- “Встал на Угре-реке зимний лёд, прочный лёд, Голод с холодом верх забирают,
На Москву через лёд хан Ахмет не идёт,
Рог Орды отступленье играет”.
- “Подходили под Казанское царство за 15 вёрст, Становились они подкопью под Булат-реку, Подходили под другую под реку под Казанку.
С чёрным порохом бочки закатили,
А и под гору становили,
Подводили под Казанское царство”.
- “Нечасты в той дальней стране города,
Но стылые недра богаты.
Пластами в горах залегает руда,
По руслам рассыпано злато.
Весь край этот, взятый в жестокой борьбе,
Мы в кованом шлеме подносим тебе!”.
- “Искрятся молнии звонких щитов,
С треском в куске разлетаются брони;
Кровь потекла,... Разъярённые кони Грудью сшибают и топчут врагов.
Стелются трупы на берег Шелони”.
Практика показала, что в ходе применения поэтических викторин однократного прочтения стихотворных отрывков недостаточно, так как учащиеся оказываются не в состоянии одновременно воспринимать ритмику стиха, его содержание, поэтический стиль его автора и соотносить заложенную в нём информацию с уже имеющейся в его сознании. В связи с этим рекомендую следующий порядок работы: после вступительного слова, обеспечивающего “ввод учащихся в игру”, учитель предупреждает, что будет зачитывать фрагменты поэтической викторины дважды. При первом прочтении ученики должны понять смысл, заложенный в содержании данного фрагмента, обратить внимание на интонационно выделенные учителем географические названия, имена, иные детали, которые могут помочь в определении события ли узнавании личности. Затем при повторном прочтении учениками рекомендуется определить заложенное в содержании фрагмента событие, определить, о какой исторической личности, о каком произведении искусства в нём идёт речь.
Во время уроков возможно использование заданий под условным названием « Литература- истории».Они содержат отрывки из произведений А.С.Пушкина, П.А.Вяземского,
Ф.И.Тютчева,Н.В.Гоголя„Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова , Ю.М. Нагибина и других писателей и поэтов. Приведенные отрывки сопровождаются 1-2 вопросами , которые предполагают умение ориентироваться в событиях, знание исторических персоналий и необходимых исторических и бытовых терминов.
Пример 1. А.С Пушкин ( Эпиграмма)
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном :
Под А устерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал ,
Зато был фрунтовой профессор !
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он ассесор
По части иностранных дел !
Задание : разберите эпиграмму посрочно. Имеет ли она реальный исторический смысл.
Пример 11. Л.Н. Толстой « Война и мир»
Попробуйте ответить на вопросы, заданные Л.Н. Толстым в романе «Война и мир»:
- «Что было бы, если б не сгорела Москва ?
- Если бы Мюрат не потерял из вида русских?
- Если бы Наполеон не находился в бездействии?
- Если бы французы пошли на Петербург ?»
Пример 111. Неизвестный автор.
Богатырь - государь, Православный наш царь Русский !
Удивляешь ты мир , хоть и носишь мундир Узский!....
У тебя лишь закон , чтобы шел батальон В ногу .
И в манеже , о царь , Ты воздвигнул алтарь Богу !
О каком монархе идет речь в данном отрывке ? Почему ?
Пример 1У. Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо»
Порвалась цепь великая ,
Порвалась, расскочилася,
Одним концом по барину ,
Другим по мужику.
О каком событии в истории России XIX века говорит поэт и каким образом от этого события пострадал и мужик, и барин ?
Пример У. Ф.М. Достоевский « Братья Карамазовы»
« Я всю Россию ненавижу...- говорил Смердяков...- В 12-м году было на Россию нашествие императора Наполеона...и, хорошо, кабы нас тогда покорили теже самые французы : умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила бы к себе . Совсем бы другие порядки-с»
Разделяете ли вы мнение Смердякова? Почему?
Пример У1. А.П. Чехов « Русский уголь»
« ...У меня у самого, знаете ли ,есть в Донской области имение,- сказал граф.- Восемь тысяч десятин..Угля в нем , представляете себе ,несметная , океанская масса !.Миллионы в земле зарыты, пропадают даром..Давно уже мечтаю заняться этим вопросом...Подыскиваю случая...Подходящего человека...»
Попробуйте, опираясь на этот отрывок, назвать обстоятельства, тормозившие развитие русской экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс. Спортивная игра по правилам пожарной безопасности"Добрый и злой Джин"
Научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара....
Своя игра по правилам дорожного движения.
Данный материал предполагает систематизацию и проверку знаний по правилам дорожного движения. Целевая аудитория: 2-11 класс....
Конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе «Деловая игра по правилам дорожного движения»
Урок рекомендуется проводит в кабинете, оборудованным стендами по ПДД. Можно задействовать как один класс, разделившийся на 2 группы, так и 2 класса в параллели. Кабинет оснащен мультимедийным проекто...
Презентация открытого урока по ОБЖ в 5 классе «Деловая игра по правилам дорожного движения»
Презентация к открытому уроку по ОБЖ в 5 классе. На слайдах даются задания для практического выполнения, ответов и решений задач по ПДД...
Викторина "Своя игра" по правилам дорожного движения для воспитанников среднего звена
Викторина «Своя игра»по правилам дорожного движения для воспитанников среднего звена ДДТ. Цель игры: предупреждение дорожно-транспортного травматизма; повторение правил дорожного движен...
Викторина-игра по правилам пожарной безопасности "Опасный огонек"
Фотографии с классного часа можно посмотреть здесьИнтерактивная викторина для учащихся 5-6 классов. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4240132","attributes":{"alt":"","class":"media...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...