Генеалогия - история предков
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Урок посвящен генеалогии - еще одной вспомогательной исторической дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._genealogiya_-_istoriya_predkov.doc | 95 КБ |
7._genealogiya_-_istoriya_predkov.ppt | 993 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.7
ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Генеалогия – история предков. (1 час).
Цель занятия: раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имени.
Задачи занятия:
образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как родословие, генеалогия, имя, отчество, фамилия.
развивающие: развивающая задача вынесена в д\з, а именно исследовательская работа по изучению своих имени и фамилии.
воспитательные: воспитывать уважение к истории своей семьи.
Структура занятия:
Этапы занятия | Тайминг | Основные информационные единицы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 3 мин | - | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Проверка д\з | 5 мин | - | Ученик перед классом рассказывает об исторической песне. | |
Мотивация, актуализация знаний | 8 мин | - | 1 слайд Работа с фотографией: 1. Кто узнал людей на фотографии? 2. Сколько поколения здесь изображено? 3. Как мы назовем представителей нескольких поколений из одного рода? 4. Что еще, кроме родословной, помогает человеку узнать о своем происхождении? | Ответы учеников: 1. Британская королевская семьи. 2. Четыре поколения. 3. Родословие. 4. Фамилия и отчество. |
Целеполагание | 2 мин | - | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 2 слайд | О родословии и значении имени человека в историческом контексте. Запись в тетрадь темы занятия: Генеалогия – история предков. |
Изучение нового материала | 20 мин | Родословие Генеалогия Имя Отчество Фамилия | 3 слайд 1. Родословие и генеалогия. Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Зачем человеку знать и помнить свою родословную? Знание родословной: *позволяет хранить знания о своем роде *позволяет гордиться своим происхождением *дает возможность занять определенное место в жизни Существует историческая наука, которая изучает такие родословия – генеалогия. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие. Генеалогия доказывает, что история находится не только в монографиях и научных статьях, но и в каждой семье, так как, поинтересовавшись своей родословной, вы можете обнаружить, что кто-то из ваших родственников воевал, работал на крупных стройках, был знаком с известными историческими личностями, был сослан в Сибирь, или переехал сюда вследствие столыпинской реформы. 2. История имени. У каждого из нас есть имя, но не каждый задумывался над его значением. 4 слайд Отрывки из книги Ф.Купера «Зверобой». 1. Почему главный герой получил имя Зверобой? 2. Знаете ли вы значение своего имени? 3. История отчества. Отчество встречается не во всех культурах. В России отчество появилось не так давно. С древности отчество имели исключительно представители знатных родов, крестьяне не удостаивались такого права. Только с XVIII века отчества начинают появляться среди представителей недворянских сословий. 5 слайд 1. Кто изображен на картинке? 2. Где живет Карлсон? 6 слайд Карлсона на самом деле зовут не Карлсон. Это такая форма шведского отчества: Карлсон – сын Карлса. 4. История фамилии. Массовые фамилии появились на Руси в XVIII веке, когда крестьяне могли уходить на заработки в города. При Петре Великом были введены для этого дела паспорта. 1. Как выдумаете, может ли фамилия сказать что-нибудь об истории семьи? 2. Какие сведения она может в себе хранить? 7 слайд Почему в Корее такое маленькое разнообразие фамилий? | Ученики записывают определения в тетрадь. Вынести ответы учеников на доску. Ученики записывают основные моменты в тетрадь. Ученики записывают определения в тетрадь. 1. Потому что отличался на охоте. 2. Некоторые имена понятны, например, Владимир, однако многие имена пришли к нам из других культур и языков, и их значение сейчас не является очевидным. Ученики отвечают на вопросы: 1. Карлсон. 2. Он живет в Швеции, в Стокгольме. Ученики отвечают на вопросы: 1. Может. 2. Фамилия может рассказать, например, о роде деятельности, месте древнего проживания. Потому что представители кланов брали себе одну и ту же фамилию, более того, все крестьяне, принадлежавшие одному помещику, брали его фамилию. |
Закрепление | 3 мин | - | Точечные вопросы: 1. Что такое родословие? 2. Что такое генеалогия? 3. Как фамилия и отчество могут помочь узнать об историческом прошлом? | Ответы учеников: 1. Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. 2. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие. 3. Фамилия и отчество могут помочь узнать об отцовстве человека и о том, какой деятельностью занимался один из древнейших представителей рода. |
Итоги занятия, рефлексия | 2 мин | - | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: Почему родословие и полное имя являются главными составляющими исторической памяти человека? 8 слайд Рефлексивный экран. Настроение какого их этих двух пейзажей в большей степени соответствует настроению урока и почему? | Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 2 мин | 9 слайд Домашнее задание: мини-проект 1. Значение моего имени. 2. Почему родители дали мне это имя. 3. Нравится ли мне мое имя. Если нет, какое имя я бы хотел себе? 4. Происхождение моей фамилии. |
Схема доски
Знание родословной:
*позволяет хранить знания о своем роде
*позволяет гордиться своим происхождением
*дает возможность занять определенное место в жизни
Схема тетради:
Генеалогия – история предков
Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Знание родословной:
*позволяет хранить знания о своем роде
*позволяет гордиться своим происхождением
*дает возможность занять определенное место в жизни
Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.
Работа по составлению личного родословного древа является достаточно длительной и нетривиальной. Она не подойдет в качестве домашнего задания, лучше всего ее вынести на НПК или творческий проект.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Генеалогия – история предков Цель занятия: раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имени.
Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.
«Ведь индейцы-делавары редко дают человеку постоянную кличку. Сначала они считали, что я не умея лгать и прозвали меня Правдивый Язык. Я был скор на ноги и меня прозвали Голубем: ведь вы знаете, у голубя быстрые крылья, и летает он всегда по прямой линии. После того, как я некоторое время служил гонцом, меня начали брать на охоту, решив, что я проворнее нахожу дичь, чем большинство моих сверстников. Тогда меня прозвали Вислоухим, потому что, как они говорили, у меня собачье чутье. Вскоре я получил имя Зверобой и ношу его до сих пор.» Фенимор Купер «Зверобой»
Karls-son «Сын Карлса»
По данным Бюро статистики, по результатам переписи 2000 г. в Южной Корее насчитывается 284 фамилии. 45 % корейцев носят фамилию Ким, Ли и Пак. В то время как в России насчитывается более 200 тысяч фамилий.
Рефлексивный экран Настроение какого их этих двух пейзажей в большей степени соответствует настроению урока и почему?
Домашнее задание: мини-проект Значение моего имени. Почему родители дали мне это имя. Нравится ли мне мое имя. Если нет, какое имя я бы хотел себе? Происхождение моей фамилии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"
Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...
Введение в историю "№нать своих предков-знать историю" 5 класс
Урок - презентация "Знать своих предков-знать историю" 5 класс....
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Конспект урока по истории России "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" 6 класс
Конспект по теме "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" может быть использован учителем как при подготовке к уроку истории в 6 классе, так при организации внеклассного мероприятия или за...
История изучения вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Статья содержит подробный научный обзор по истории вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Данный материал может быть использован принаписании докладов, курс...
Знать историю предков или приглашение на краеведческую конференцию
в данной статье содержится информация о проведении районной краеведческой научно-практической конференции по истории для обучающихся...
5.7 Генеалогия - история предков
Конспект и презентация по истории в 5 классе....