План – конспект урока по теме «Смысл жизни»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Самогаева Елена Николаевна

Тема в планировании: «Русская культура  начала 19 века»

Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,

«Просвещение», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  по теме

«Смысл жизни»

Самогаева  Е.Н.

МОУ-СОШ № 1  г. Красный Кут     Саратовская область

Учитель истории и обществознания

Предмет: история

Класс:  10 класс

Тема в планировании: «Русская культура  начала 19 века»

Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,

«Просвещение», 2011 г.

 Ожидаемые учебные результаты:

личностные:

 формирование личностных гуманистических позиций  на основе  культурологического и исторического материала;

предметные:

 овладение  представлениями о  культурных достижениях своей страны эпохи «золотого века», способность применять понятийный аппарат исторического и культурологического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

метапредметные:

 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать свои выводы), способность решать творческие задачи, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Основные используемые понятия:

Исторические: культура, национальное самосознание, «западники», «славянофилы»

Обществоведческие: смысл жизни, гражданин мира, духовные ценности

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация «Смысл жизни»;

Дидактический материал:

Исторические документы, визуальные источники;

Основная деятельность на занятии:

работа в группах с историческими документами

Тип урока : урок открытия нового знания.

Форма  работы  учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Обязательный минимум содержания  урока: «культура», «западники»,

«славянофилы», культура «золотого века»

План урока:

  1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ (45 мин.)
  2.  Мотивация (2 мин.)
  3. Формулировка темы, проблемы и постановка цели занятия (5 мин.)
  4. Работа с классом над понятиями «культура», «смысл жизни» (3 мин.)
  5. Формулирование проблемы: работа с высказываниями «западников» и «славянофилов».
  6. Работа в малых группах над заданиями.
  7.   Обсуждение  заданий учащимися.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Рефлексия (2мин.)

  1. Этап мотивации.

Добрый день, дорогие ребята. Мы живем с вами в непростое время, время перемен и серьезных политических решений. Но может быть, это нам так кажется?  Во все времена человеку, может быть, жилось непросто?

В  1829 г. офицер гусарского полка, философ, человек незаурядного ума, П. Я. Чаадаев начал работать над трактатом «Философические письма» (на французском языке). Эта работа, состоящая из восьми писем, была закончена в 1831 г. Письма адресуются к некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь.  Предлагаю  познакомиться с его мнением.

«Мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы продолжаем жить  лишь для того, чтобы послужить каким –то важным уроком  для последующих поколений».

                  Работа с высказыванием  П. Я. Чаадаева по вопросам:

  1. Как вы думаете, о чем говорит г-н Чаадаев?

( о смысле жизни)

  1. Согласны ли вы с автором?

Мнения:

Россия дала  миру великую культуру.

  1. Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?

( о культурных достижениях- Что дали мы миру?

Для чего мы живем?)

Сформулируйте понятие «культура»

(Культура – это все достижения человечества, созданные  его руками.)

  1. Этап  проблематизации.

Ответьте сами – в чем смысл жизни? Для чего мы живем?

( Ответы учащихся)

Мы сегодня говорим о культуре России. А вы отдаете предпочтения иностранным  или отечественным достижениям  культуры? Почему?

( Мнения учащихся)

Ваши мнения разделились,  и так было всегда. Предлагаю вам  послушать мнения людей  о России, живших 200 лет назад.

Мнение 1:

« Не без некоторой зависти смотрим  на западную Европу. И есть чему позавидовать!» ( Кавелин К.Д.)

Мнение 2:

«Опасность для России одна – если  она перестанет  быть Россией»  Аксаков К.С.

Работа с высказываем  К.Д. Кавелина  и К.С. Аксакова по вопросам:

  1. Как вы думаете, кто прав – Кавелин или Аксаков? Чью точку зрения вы разделяете?

(Мнения  учащихся)

Вывод-проблема :   Так кто же прав – западники или славянофилы?  Какой должна быть Россия, ее культура?

В чем смысл жизни для России и для каждого отдельного человека в частности?

3.Этап  реализации решения проблемы.

Вернемся к Чаадаеву. Как мы проверим, что мы дали миру? И есть ли что-то по - настоящему ценное, стоящее? Конечно же, заглянем в историю и вспомним великие имена  великих культурных деятелей и их достижения.

Культура России многогранна. Но самое лучшее ее время историки определяют почему-то 19 век. И даже назвали его «Золотым веком русской культуры». Возникают ли вопросы по этому поводу?

( Почему  культуру 19 века называют «золотым веком»? )

Мнения

Дайте характеристику этой эпохи. 

( Учащиеся дают характеристику эпохи «золотого века»)

Культура способна  реализовать себя через систему знаков и символов.

Знак – это чувственно воспринимаемый субъект, который  замещает, представляет  другие предметы, их свойства и отношения.

Предлагаю вам начать с первой знаковой системы,  -  живописи. Живопись – это отражение эпохи, ее лицо, ее внешность. Можете ли вы назвать имена великих художников эпохи «золотого века»? Дети называют имена великих художников 19 века

Вашему вниманию предлагаются два портрета. Один – портрет Пушкиной Н.Н., жены поэта, первой красавицы Петербурга., работы Владимира Ивановича Гау. Второй – портрет «Жницы», автор – Алексей Гаврилович  Венецианов.

Плеяду великих имен художников - портретистов  можно дополнить именами Щедрина, Иванова, Крамского, Тропинина и многих других.

 ( в красоте и любви к женщине)

 Вопросы к репродукциям:

  1. Образ какого человека  видят художники в своих работах?
  2. Какие черты характера подчеркивают художники?
  3.  Можно ли сказать, что Гау - западник, а Венецианов – славянофил? Как вы это увидели?
  4. Что у этих портретов общее?

( общее - воспевание любви к женщине )

  1. В чем смысл жизни, по мнению этих художников?

Следующая знаковая система – это тексты. Литература  эпохи «золотого века»  представлена не менее золотыми фамилиями. Можете ли вы их назвать?

(Дети называют имена  великих поэтов и писателей 19 века)

Предлагаю вам  2 фрагмента из литературных произведений 19 века.

.

Фрагмент 1

Служив отлично-благородно,
   Долгами жил его отец,
   Давал три бала ежегодно
   И промотался наконец.
   Судьба Евгения хранила:
   Сперва  Madame за ним ходила,
   Потом  Monsieur ее сменил.
   Ребенок был резов, но мил.
    Monsieur  l'Abbé , француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
   Учил его всему шутя,
   Не докучал моралью строгой,
   Слегка за шалости бранил
   И в Летний сад гулять водил…

Фрагмент 2:

 Они хранили в жизни мирной
   Привычки милой старины;
   У них на масленице жирной
   Водились русские блины;
   Два раза в год они говели;
   Любили круглые качели,
   Подблюдны песни, хоровод;
   В день Троицын, когда народ
   Зевая слушает молебен,
   Умильно на пучок зари
   Они роняли слезки три;
   Им квас как воздух был потребен,
   И за столом у них гостям
   Носили блюда по чинам.

Конечно, это литературное произведение , но мы сегодня рассмотрим его как исторический источник.

Работа с историческим источником.

  1. Можете ли вы назвать автора этого произведение и его название?

( «Евгений Онегин», Пушкин)

  1. Какой образ жизни русского человека рисует нам Пушкин?
  2. Что  вам нравится в той или иной зарисовке? Выскажите свое мнение.
  3. Какой образ жизни вам больше по душе?
  4. Как  вы думаете, а самому автору этих строк какой образ жизни был больше по душе? Как вы это увидели?

Мы дали миру замечательные  русские традиции, сохранили уникальные религиозные православные школы  иконописи и архитектуры.

Один из самых  ранних образов нашей истории   – это икона. Если мы посмотрим на нее  не как на атрибут религиозного характера, а как на уникальный исторический источник, то мы увидим глубокую мысль древнерусского мастера.  Более того, перед нами сама мысль, возведенная в культ. Эта мысль передает  нам те ценности, которыми задавалось древнерусское общество.

Какие ценности заложены  древнерусским мастером в это произведение?

 Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой глубину веры русского народа.

Россия без ее величественных храмов – это не Россия.  Икона Казанской Божией матери нашла в России свое пристанище - Казанский  кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Архитектор – Андрей Никифорович Воронихин

  1. Знаете ли вы историю этого собора?
  2.  Почему храм снискал звание собора воинской славы?

( В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.)

Мнения

Казанский собор – это символ доблести и чести.  Русский полководец, нашедший покой в храме, олицетворяет собой всех  героев войн, чья кровь была пролита за отечество.

Еще один интересный храм. Исаакиевский собор  в Санкт-Петербурге.  Все в нем потрясающе замечательно,- уникальные фрески, лазуритовые и малахитовые колонны.  Но есть одна странная деталь., и кроется она не в уникальном облике этого храма. А в том, что его построил католик, француз по своему происхождению  – архитектор Огюст Монферран, причем строил его 40 лет, а в России он прожил 41 год.

Как вы думаете, зачем католику строить православный храм? Чем вы объясните  этот поступок? 

Так в чем же смысл жизни, по мнению Огюста Монферрана? ( служение и любовь к своему делу)

Честь и доблесть  имеет разные грани, и мы открываем  еще одну  грань этой доблести – служение своему делу. Человек, ставящий  интересы людей , не взирая на разность веры и национальности,  выше собственных  по своей сути  – гражданин мира.

Еще одна знаковая система в культуре – это музыка. Голоса эпохи…

Послушаем музыку замечательного  композитора Глинки

«Иван Сусанин» 

Работа с видеофайлом :

Опера «Иван Сусанин»

  1. О чем говорится в опере «Иван Сусанин» или « Жизнь за царя»?

В  опере « Жизнь за царя»  Глинка написал образ  мужественного человека – образ Ивана Сусанина .Этот костромской крестьянин в эпоху Смуты  завел вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и сам  погиб.

  1. Какие  качества в человеке  воспевал Глинка?
  2. Каков смысл жизни для Ивана Сусанина?

( любовь к Родине)

Что может быть выше веры, служения  людям? Выше  традиций? Только жизнь, отданная во имя отечества. Героизм и самопожертвование, без которых не стоит этот мир.

  1. Рефлексия.

Ответим на вопрос, заданный нам Чаадаевым.

- Так что же мы дали миру?

Определите вывод для нашего урока. В этом вам помогут высказывания великих. Если вы считаете нужным, можете их процитировать, отвечая и формулируя вывод урока.

Так кто же прав – западники или славянофилы?В чем смысл жизни?

« История русского самосознания 19 века полна  распрей  славянофильства  и западничества. В распре этой  с мукой рождалось  наше национальное самосознание».  Н.А. Бердяев

« Да, мы были  противниками…, но очень странными: у нас  была одна любовь, но не одинаковая. У них  и у нас  запало  с ранних лет сильное…чувство, которое  они принимали за воспоминание, а мы –за пророчество: чувство  безграничной, обхватывающей  все существование, любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двухглавый орел, смотрели  в разные стороны, в то же время  как   сердце билось одно»                     А.И. Герцен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Технологическая карта внеурочного мероприятия по формированию нравственной жизненной позиции в 7 классе. Тема: Смысл жизни, какой «я»

Дать обучающимся первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...

План-конспект урока «Здоровый образ жизни» по английскому языку

Перед вами урок по теме «Здоровый образ жизни», который может быть использован в любом УМК, где встречаются уроки по теме «Здоровый образ жизни». Интегрируется с федеральной программой «Здоровье».Сред...

Урок по теме Смысл жизни

Урок общестовзннаия в 10-11 классах-конспект и презентация...

Беседа с учащимися 5–6-х классов на тему «Смысл жизни», тренинговые упражнения

БЕСЕДЫ С УЧЕНИКАМИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ВАЖНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ...

План-конспект "Школа и школьная жизнь"

Цель темы:образовательная: развивать умение воспринимать на слух поэтический текст ивыражать свое отношение к нему, совершенствовать речевую компетенцию обучающихся, развивать лексические навыки по те...

Конспект урока.Поиск смысла жизни, или « Дорога чести» Андрея Болконского.

Конспект урока по литературе,10 класс.Л.Н.Толстой "Война и мир"...