План – конспект урока по теме «Смысл жизни»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема в планировании: «Русская культура начала 19 века»
Учебник: профильный «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,
«Просвещение», 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме
«Смысл жизни»
Самогаева Е.Н.
МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут Саратовская область
Учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 10 класс
Тема в планировании: «Русская культура начала 19 века»
Учебник: профильный «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,
«Просвещение», 2011 г.
Ожидаемые учебные результаты:
личностные:
формирование личностных гуманистических позиций на основе культурологического и исторического материала;
предметные:
овладение представлениями о культурных достижениях своей страны эпохи «золотого века», способность применять понятийный аппарат исторического и культурологического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
метапредметные:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать свои выводы), способность решать творческие задачи, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Основные используемые понятия:
Исторические: культура, национальное самосознание, «западники», «славянофилы»
Обществоведческие: смысл жизни, гражданин мира, духовные ценности
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютерная презентация «Смысл жизни»;
Дидактический материал:
Исторические документы, визуальные источники;
Основная деятельность на занятии:
работа в группах с историческими документами
Тип урока : урок открытия нового знания.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Обязательный минимум содержания урока: «культура», «западники»,
«славянофилы», культура «золотого века»
План урока:
- ПЛАН ЗАНЯТИЯ (45 мин.)
- Мотивация (2 мин.)
- Формулировка темы, проблемы и постановка цели занятия (5 мин.)
- Работа с классом над понятиями «культура», «смысл жизни» (3 мин.)
- Формулирование проблемы: работа с высказываниями «западников» и «славянофилов».
- Работа в малых группах над заданиями.
- Обсуждение заданий учащимися.
- Подведение итогов занятия.
- Рефлексия (2мин.)
- Этап мотивации.
Добрый день, дорогие ребята. Мы живем с вами в непростое время, время перемен и серьезных политических решений. Но может быть, это нам так кажется? Во все времена человеку, может быть, жилось непросто?
В 1829 г. офицер гусарского полка, философ, человек незаурядного ума, П. Я. Чаадаев начал работать над трактатом «Философические письма» (на французском языке). Эта работа, состоящая из восьми писем, была закончена в 1831 г. Письма адресуются к некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. Предлагаю познакомиться с его мнением.
«Мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким –то важным уроком для последующих поколений».
Работа с высказыванием П. Я. Чаадаева по вопросам:
- Как вы думаете, о чем говорит г-н Чаадаев?
( о смысле жизни)
- Согласны ли вы с автором?
Мнения:
Россия дала миру великую культуру.
- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?
( о культурных достижениях- Что дали мы миру?
Для чего мы живем?)
Сформулируйте понятие «культура»
(Культура – это все достижения человечества, созданные его руками.)
- Этап проблематизации.
Ответьте сами – в чем смысл жизни? Для чего мы живем?
( Ответы учащихся)
Мы сегодня говорим о культуре России. А вы отдаете предпочтения иностранным или отечественным достижениям культуры? Почему?
( Мнения учащихся)
Ваши мнения разделились, и так было всегда. Предлагаю вам послушать мнения людей о России, живших 200 лет назад.
Мнение 1:
« Не без некоторой зависти смотрим на западную Европу. И есть чему позавидовать!» ( Кавелин К.Д.)
Мнение 2:
«Опасность для России одна – если она перестанет быть Россией» Аксаков К.С.
Работа с высказываем К.Д. Кавелина и К.С. Аксакова по вопросам:
- Как вы думаете, кто прав – Кавелин или Аксаков? Чью точку зрения вы разделяете?
(Мнения учащихся)
Вывод-проблема : Так кто же прав – западники или славянофилы? Какой должна быть Россия, ее культура?
В чем смысл жизни для России и для каждого отдельного человека в частности?
3.Этап реализации решения проблемы.
Вернемся к Чаадаеву. Как мы проверим, что мы дали миру? И есть ли что-то по - настоящему ценное, стоящее? Конечно же, заглянем в историю и вспомним великие имена великих культурных деятелей и их достижения.
Культура России многогранна. Но самое лучшее ее время историки определяют почему-то 19 век. И даже назвали его «Золотым веком русской культуры». Возникают ли вопросы по этому поводу?
( Почему культуру 19 века называют «золотым веком»? )
Мнения
Дайте характеристику этой эпохи.
( Учащиеся дают характеристику эпохи «золотого века»)
Культура способна реализовать себя через систему знаков и символов.
Знак – это чувственно воспринимаемый субъект, который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения.
Предлагаю вам начать с первой знаковой системы, - живописи. Живопись – это отражение эпохи, ее лицо, ее внешность. Можете ли вы назвать имена великих художников эпохи «золотого века»? Дети называют имена великих художников 19 века
Вашему вниманию предлагаются два портрета. Один – портрет Пушкиной Н.Н., жены поэта, первой красавицы Петербурга., работы Владимира Ивановича Гау. Второй – портрет «Жницы», автор – Алексей Гаврилович Венецианов.
Плеяду великих имен художников - портретистов можно дополнить именами Щедрина, Иванова, Крамского, Тропинина и многих других.
( в красоте и любви к женщине)
Вопросы к репродукциям:
- Образ какого человека видят художники в своих работах?
- Какие черты характера подчеркивают художники?
- Можно ли сказать, что Гау - западник, а Венецианов – славянофил? Как вы это увидели?
- Что у этих портретов общее?
( общее - воспевание любви к женщине )
- В чем смысл жизни, по мнению этих художников?
Следующая знаковая система – это тексты. Литература эпохи «золотого века» представлена не менее золотыми фамилиями. Можете ли вы их назвать?
(Дети называют имена великих поэтов и писателей 19 века)
Предлагаю вам 2 фрагмента из литературных произведений 19 века.
.
Фрагмент 1
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbé , француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…
Фрагмент 2:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
Конечно, это литературное произведение , но мы сегодня рассмотрим его как исторический источник.
Работа с историческим источником.
- Можете ли вы назвать автора этого произведение и его название?
( «Евгений Онегин», Пушкин)
- Какой образ жизни русского человека рисует нам Пушкин?
- Что вам нравится в той или иной зарисовке? Выскажите свое мнение.
- Какой образ жизни вам больше по душе?
- Как вы думаете, а самому автору этих строк какой образ жизни был больше по душе? Как вы это увидели?
Мы дали миру замечательные русские традиции, сохранили уникальные религиозные православные школы иконописи и архитектуры.
Один из самых ранних образов нашей истории – это икона. Если мы посмотрим на нее не как на атрибут религиозного характера, а как на уникальный исторический источник, то мы увидим глубокую мысль древнерусского мастера. Более того, перед нами сама мысль, возведенная в культ. Эта мысль передает нам те ценности, которыми задавалось древнерусское общество.
Какие ценности заложены древнерусским мастером в это произведение?
Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой глубину веры русского народа.
Россия без ее величественных храмов – это не Россия. Икона Казанской Божией матери нашла в России свое пристанище - Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Архитектор – Андрей Никифорович Воронихин
- Знаете ли вы историю этого собора?
- Почему храм снискал звание собора воинской славы?
( В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.)
Мнения
Казанский собор – это символ доблести и чести. Русский полководец, нашедший покой в храме, олицетворяет собой всех героев войн, чья кровь была пролита за отечество.
Еще один интересный храм. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Все в нем потрясающе замечательно,- уникальные фрески, лазуритовые и малахитовые колонны. Но есть одна странная деталь., и кроется она не в уникальном облике этого храма. А в том, что его построил католик, француз по своему происхождению – архитектор Огюст Монферран, причем строил его 40 лет, а в России он прожил 41 год.
Как вы думаете, зачем католику строить православный храм? Чем вы объясните этот поступок?
Так в чем же смысл жизни, по мнению Огюста Монферрана? ( служение и любовь к своему делу)
Честь и доблесть имеет разные грани, и мы открываем еще одну грань этой доблести – служение своему делу. Человек, ставящий интересы людей , не взирая на разность веры и национальности, выше собственных по своей сути – гражданин мира.
Еще одна знаковая система в культуре – это музыка. Голоса эпохи…
Послушаем музыку замечательного композитора Глинки
«Иван Сусанин»
Работа с видеофайлом :
Опера «Иван Сусанин»
- О чем говорится в опере «Иван Сусанин» или « Жизнь за царя»?
В опере « Жизнь за царя» Глинка написал образ мужественного человека – образ Ивана Сусанина .Этот костромской крестьянин в эпоху Смуты завел вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и сам погиб.
- Какие качества в человеке воспевал Глинка?
- Каков смысл жизни для Ивана Сусанина?
( любовь к Родине)
Что может быть выше веры, служения людям? Выше традиций? Только жизнь, отданная во имя отечества. Героизм и самопожертвование, без которых не стоит этот мир.
- Рефлексия.
Ответим на вопрос, заданный нам Чаадаевым.
- Так что же мы дали миру?
Определите вывод для нашего урока. В этом вам помогут высказывания великих. Если вы считаете нужным, можете их процитировать, отвечая и формулируя вывод урока.
Так кто же прав – западники или славянофилы?В чем смысл жизни?
« История русского самосознания 19 века полна распрей славянофильства и западничества. В распре этой с мукой рождалось наше национальное самосознание». Н.А. Бердяев
« Да, мы были противниками…, но очень странными: у нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет сильное…чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы –за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование, любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двухглавый орел, смотрели в разные стороны, в то же время как сердце билось одно» А.И. Герцен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Технологическая карта внеурочного мероприятия по формированию нравственной жизненной позиции в 7 классе. Тема: Смысл жизни, какой «я»
Дать обучающимся первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...
План-конспект урока «Здоровый образ жизни» по английскому языку
Перед вами урок по теме «Здоровый образ жизни», который может быть использован в любом УМК, где встречаются уроки по теме «Здоровый образ жизни». Интегрируется с федеральной программой «Здоровье».Сред...
Урок по теме Смысл жизни
Урок общестовзннаия в 10-11 классах-конспект и презентация...
Беседа с учащимися 5–6-х классов на тему «Смысл жизни», тренинговые упражнения
БЕСЕДЫ С УЧЕНИКАМИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ВАЖНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ...
План-конспект "Школа и школьная жизнь"
Цель темы:образовательная: развивать умение воспринимать на слух поэтический текст ивыражать свое отношение к нему, совершенствовать речевую компетенцию обучающихся, развивать лексические навыки по те...
Конспект урока.Поиск смысла жизни, или « Дорога чести» Андрея Болконского.
Конспект урока по литературе,10 класс.Л.Н.Толстой "Война и мир"...