План – конспект урока по теме «Человек цвета Солнца»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема «Русская культура начала 19 века»
Учебник: профильный «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,
«Просвещение», 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_russkaya_kultura.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме
«Человек цвета Солнца»
Самогаева Е.Н.
МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут
Учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 10 класс
Тема «Русская культура начала 19 века»
Учебник: профильный «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,
«Просвещение», 2011 г.
Цели урока:
Дидактическая : расширение знаний о культуре начала 19 века.
Развивающая: развитие навыков анализа произведений художественной культуры.
Воспитательная: воспитание общечеловеческих культурных ценностей на примере данной темы.
Задачи:
Предметная: расширить представления о культуре 19 века, используя термины « классицизм», « сентиментализм», «московское барокко».
Метапредметная: обсудить и проанализировать основные произведения живописи, скульптуры, архитектуры и музыки на примере 1 произведения по каждому виду искусств, выделить основные элементы классицизма и сентиментализма.
Личностные: дать личностную оценку культуре начала 19 века с позиции современного человека.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Обязательный минимум содержания урока: «классицизм», « сентиментализм», « романтизм»
План урока:
- Портретная живопись и классицизм.
- Сентиментализм и романтизм в литературе
- Классицизм в жанровой живописи.
- Классицизм в архитектуре
- Народная музыка начала 19 века.
этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Нашу беседу мне хотелось бы начать со слов великого Гете: « Пока еще во мраке он блуждает, но истины лучом он будет озарен…» Тема нашего урока – Человек цвета Солнца. Какой он – золотой человек, познавший истину? Какое у него сердце? Какие у него руки? Какой у него голос? В каком веке жили золотые люди? В России золотым веком был назван 19 век. Почему он назван « Золотым» ? Я предлагаю спросить у людей «золотого века», что такое человек цвета Солнца, человек, постигший истину. | Учащиеся работают с изречением Гете, выходят на тему урока, отвечая на вопросы. Как вы думаете, кто это – он? Кто блуждает во мраке? Кто будет рано или поздно озарен лучом истины? «Человек, блуждающий во мраке» – это какой человек? Человек, озаренный лучом истины – это какой человек? Какого цвета незнающий человек, блуждающий во мраке? А знающий, озаренный лучом, какого цвета? Золотой – цвета Солнца. Учащиеся высказывают мнения. 19 век- век расцвета русской культуры, плеяда великих имен, великих произведений. Начало 19 века – « дней Александровых прекрасное начало»… В истории это эпоха Александра 1. В культуре – расцвет и апогей классицизма. | Р- определять цель, обнаруживать проблему |
2. Построение проекта выхода из затруднения. 3. Этап реализации проекта | Обратите внимание, внизу портрета я поместила греческую статую Афины. Вы видите явное сходство портрета и скульптуры. Это классицизм, который проявлял себя в подражании греческим и римским традициям. Первых красавиц 19 век знавал очень много. Перед нами – еще одна из представительниц той эпохи, очень нашумевшая. Автор этого портрета в стиле романтизма – Владимир Иванович Гау, гениальный мастер акварельной живописи, которая была очень распространена в России начала 19 века. Это Н.Н. Пушкина, жена знаменитого поэта. Известно, но она была также первой красавицей и блистала в свете намного позже. Ее супруг, великий поэт, посвятил ей следующие строчки, написанные в духе сентиментализма: Пушкин также искал истину в образах. Они были различными – цари, и царицы, и непокорные судьбе Пугачев, и декабристы, и прекрасные женщины. Своего апогея классицизм достигает в картине Брюллова Карла Павловича. « Последний день Помпеи». Картина в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы, и сразу же возвела Брюллова в список самых замечательных живописцев. Она потрясает своими красками, яркостью, живостью. Красный цвет, доминирующий в картине неслучаен. 1 половина 19 века ознаменовалась яркими историческими событиями. Это война 1812 года. Классицизм проявляет себя не только в живописи, но и в скульптуре и архитектуре. Одно из интересных сочетаний скульптуры и архитектуре в классицизме – это Нарвские триумфальные ворота в Санкт- Петербурге, посвященные победе в этой войне. Автором данной скульптурной и архитектурной композиции является Василий Петрович Стасов и она в точности повторяет арку Кваренги, построенную в 1812 году для встречи победителей. С какой стороны вы бы не взглянули на эту колесницу, со всех сторон она ведет в вами диалог., - и копыта лошадей, и вздымленные туловища, и фигура Славы. Но у Кондратия Федоровича Рылеева был иной взгляд на человека. Прочтем его стихи. Рылеев создал множество стихов и поэм, одной из которых стала поэма « Иван Сусанин». Она так взволновала Михаила Ивановича Глинку, что он написал оперу « Жизнь за царя». Я предлагаю вам прослушать фрагмент из оперы, арию Ивана Сусанина. | Человек – это… ( в течении всего урока учащиеся заполняют кластер – « скелет» урока.) ЧЕЛОВЕК Любовь Чистота Доброта Мужество Героизм Самопожертвование Красота. Учащиеся работают с репродукцией Боровиковского « Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны.». Отвечают на вопросы :
Дети записывают понятие « классицизм» в тетрадь. Перед нами – одна из представительниц той эпохи, дама в золотой накидке. Это Элиза Баденская, она же императрица Елизавета, супруга Александра 1. Этот портрет написан выдающимся портретистом Владимиром Боровиковским, жившим на рубеже веков. Боровиковский – мастер портрета, всю жизнь писал в основном женские портреты. Он искал истину в идеале женщины. Как вы думаете, какое качество в человеке хотел передать нам Боровиковский в этом портрете? Действительно, императрица Елизавета считалась по праву первой красавицей и самой красивой императрицей в нашей истории. Учащиеся сравнивают древнегреческую статую и портрет, ищут сходство и различия. Теперь понятно, какие женщины считались эталонами красоты в начале 19 века - женственные, с длинным прямым носом, четким профилем и длинной шеей. Появляется в кластере первое слово – ЧЕЛОВЕК Красота Дети записывают понятие « Романтизм» в тетрадь. Работа со стихотворением Пушкина «Мадонна». «…Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Учащиеся записывают понятие « сентиментализм». Какие качества в человеке воспевает А.С. Пушкин? Почему он называет свою жену Мадонной? Что это значит? Почему он употребляет 2 раза слово « чистейший»? Какое качество человека он желает подчеркнуть? Разумеется, не была она святой. Но почему Пушкин ее считал таковой? Он любил ее и любовь – одна из вечных ценностей. Появляется вторая ценность: ЧЕЛОВЕК Красота Любовь И вновь в образе Н.Н. Пушкиной мы узнаем греческий профиль и прекрасные классические черты. Работа с репродукцией К. Брюллова « Последний день Помпеи». Анализ картины.
Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего. К пожилой женщине в порывистом движении склоняется молодой человек, пытающийся ей помочь. В кластере появляются еще 2 слова « Милосердие и сострадание» Работа с иллюстрацией скульптурной композиции « Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге».
Как вы думаете, какая?
Храбрость и доблесть – черты идеального дворянина 19 века. В кластере появляеются еще 2 слова – « Храбрость и мужество». Работа со стихотворением Рылеева «Гражданин». «Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья…» Рылеев был одним из идеологов декабризма. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади свершилось первое в истории России открытое выступление дворян против самодержавия и крепостного права. Рылеев был казнен вместе с другими 4 –мя декабристами.121 декабрист были сосланы в Сибирь на вечную каторгу.
Учащиеся отвечают на вопросы : Человек, постигший истину - в понимании Рылеева – это кто? Поэт не желает «тяжкого ига самовластья». За что он выступает? Работа с музыкальным фрагментом из оперы « Иван Сусанин» . Глинка М. ( прослушивание)
В опере « Жизнь за царя» Глинка написал образ своего золотого человека – образ Ивана Сусанина .Этот костромской крестьянин в эпоху Смуты завел вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и сам погиб. Какие качества в человеке воспевал Глинка? самопожертвование | Р – выдвигать версии, прогнозировать результат, составлять кластер. К – отстаивать свою точку зрения П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения П.- сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения Р – выдвигать версии П.- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения Р – выдвигать версии .- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения Р – выдвигать версии П.- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения Р – выдвигать версии Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей |
4.Этап первичного закрепления. 5.Этап самостоятельной работы. | Итак, мы проанализировали несколько произведений 19 века и у нас получился образ человека 19 века, познавшего истину.Мы ответили на вопрос, какой он – человек цвета Солнца. Это ценности, которыми жили люди 19 века. Древние римляне говорили « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Посмотрите, вы выбрали многие качества из тех, что ценились 2 века назад. Почему? Времена меняются, а мы меняемся? Работа с текстом учебника | Работа с древнеримским изречением « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Так ли это? Давайте поспорим, меняемся . Возьмите 1 или 2 качества, которые вы хотели бы видеть в себе, в своем лучшем друге, в любимом человеке. ( качества на слайде). Времена меняются, но истинные ценности человеческие остаются неизменными. Составить таблицу , разбив произведения , упомянутые в учебнике, по группам – « Классицизм», « Сентиментализм», « Романтизм» | П.- анализировать Л- оценивать на основе общечеловеческих ценностей К – отстаивать свою точку зрения Р – выдвигать версии |
6.Рефлексия. | Что вам понравилось на уроке? Что вы узнали нового? Что осталось непонятым? | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
7.Домашнее задание | Составить анализ одного художественного произведения 19 века, выучить параграф. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект Пропорции фигуры человека. Осанка. Изделия поясной группы. Виды юбок по покрою и силуэту.
Пропорции фигуры человека.Изделия поясной группы....
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс
Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...
План-конспект по теме:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Цель: -создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.Задачи: - способствовать формированию положительной «Я- конц...
План- конспект урока «Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения».
Коспект урока для учеников 8 класса, обучающихся по УМК СонинаН.И....
План - конспект урока "Акклиматизация человека в различных климатических условиях" 6 класс
План - конспект урока с использованием метода кластеров...
План занятия по теме: "Изготовление цветов техникой "Тенерифе""
Занятие имеет практико-ориентированный характер и направлено на всестороннее развитие гармоничной личности, формирование трудолюбия, усидчивости, познавательной активности, творческой ...