План - конспект урока "Акклиматизация человека в различных климатических условиях" 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему
План - конспект урока с использованием метода кластеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_akklimatizatsiya_cheloveka.docx | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Учитель: Межеков Александр Ионович.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об акклиматизации как о неизбежном процессе, происходящем в организме человека и связанном с приспособлением организма к новым климатическим условиям.
Познакомить с факторами, оказывающими влияние на акклиматизацию человека к новым условиям. Разобрать особенности акклиматизации человека к условиям холодного и жаркого климата. Обсудить общие правила поведения человека в новых климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.
- Задачи:
– обучающие: изучить основные причины изменений происходящих в организме человека при акклиматизации;
- воспитательные: формирование современной культуры безопасности;
- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.
2. Предполагаемые результаты:
- личностные
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
- различать факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.
- метапредметные
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.
- предметные
- выделять факторы погоды, влияющие на акклиматизацию человек;
- характеризовать особенности акклиматизации человека в жарком и холодном климате и горной местности.
11.Тип урока комбинированный.
12.Формы работы учащихся частично – поисковый, работа в группе
13Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.
14.Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ресурсов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся класса, создание положительной психологической атмосферы. | Приветствуют учителя. | 1мин | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверка правильности выполнения предложенных домашних задач. | Самоконтроль, и взаимооценка. | 5 мин | |
3 | Актуализация знаний | Презентация к уроку | 1.Начинает демонстрацию презентации 2. Создает проблемную ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют тему, цели урока и задачи по реализации данной цели. Для определения темы урока используется метод составления кластера. (приложение 1) | 1. Учащиеся рассматривают предлагаемые им дополнительные материалы. 2.Самостоятельно определяют тему, цель урока и разрабатывают задачи по реализации данной цели. | 5мин |
4 | Освоение нового материала. | Раздаточный материал, задания для групп | Организует групповую работу по круговой системе, объясняет правила работы, контролирует работу в группах | Работают в группах для решения задач используя подсказки заданий и консультацию учителя. Делают необходимые записи в тетрадях. | 22мин |
5 | Закрепление знаний и первичная оценка результатов Рефлексия. | Визуализирует правильные ответы учащихся | Организует проверку результатов работы групп | Докладывают о выполненных ими заданий, слушают, обсуждают | 3 мин |
6 | Итоговый контроль. | Рефлексия | Предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы узнали…» | рефлексия | 3 мин |
7 | Домашнее задание | Задания | Задаёт домашнее задание, даёт к нему пояснения | Записывают домашнее задание. | 1 мин |
Краткий конспект урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся класса, создает положительную психологическую атмосферу в классе.
- Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы устно:
Чем объясняется рост популярности в нашей стране дальних путешествий?
1. Что такое дальний и выездной туризм?
2. Какое влияние оказывают дальние поездки на организм человека?
3. В чем заключается общая подготовка к дальним путешествиям?
- Изучение нового материала:
Учитель организует работу по выявлению цели и темы урока при помощи приема построения кластера (приложение 1)
Учитель организует групповую работ: формирует 2 группы
( группы равноценные, делятся произвольно) на работу над заданием группе дается 5 мин.
Актуализация знаний (проводится с использованием презентации):
Учитель. Вопрос группам: Определите, какие климатические условия принято называть благоприятными и какие неблагоприятными для жизни и деятельности человека (благоприятные, которые не нарушают здоровья, не мешают в хозяйственной деятельности человека, вызывают положительные эмоции у человека; неблагоприятные, которые вызывают болезненное состояние у человека, при котором самочувствие человека изменяется в худшую сторону, нарушают хозяйственную деятельность человека)?
Прочитайте дополнительную литературу.
Каждой группе раздаётся лист с дополнительными информационными данными.
Учитель. Вопрос группам: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий?
Под акклиматизацией понимают процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатическим (природным) условиям. В основе акклиматизации лежит способность организма приспосабливаться (перестраиваться) к новым условиям для обеспечения постоянства внутренней среды (гомеостаз): регулировать температуру тела, кровяное давление, обмен веществ и т.п. В процессе акклиматизации в определенной степени ухудшается самочувствие человека, появляются признаки усталости, снижается работоспособность. Чем больше отличаются климатические и в целом природные условия нового места пребывания от привычных, чем хуже человек подготовился к жизни в новых условиях, тем сложнее и продолжительнее протекает процесс акклиматизации.
Скажите всегда ли попадая в другие климатические условия наш организм вынужден к ним приспосабливаться. (Да)
Какие же знания по акклиматизации нам надо получить. (Ответ: Нам надо получить ответ как организму человека приспособиться к новым климатическим условиям?)
Какова же цель сегодняшнего урока.
(Ответ: Обсудить общие правила поведения человека в новых для его климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.)
Освоение нового материала (работа в группах)
Все группы выполняют одновременно одинаковые задания 1 и 2. (Приложение 3)
- Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.
Учащиеся, каждой группы публично докладывают о выполнении задания. Подводят итог выполненной работы.
Учитель контролирует выполняемые учащимися задания, заостряет внимание их на более важных моментах.
- Итоговый контроль. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся ответить на итоговый контрольный вопрос «Реализована ли цель урока?»
Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы узнали …»
- Домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Приложение 1.
Прием «Составление кластера»
В центре пишется ключевое слово и к нему идут лучи (стрелки), относящиеся к этому слову и ведущие к другим, связанным с ключевым словом, понятиям.
Сначала в левой половине доски рисуется рамка (круг, овал и т.п.), в который записывается слово «Я». После этого задается вопрос: «Кто Я?». Из различных вариантов ответов (человек, ученик, школьник, гражданин и т.п.) можно выбрать один или несколько ответов и вписать в центральный круг. Получается запись: «Я – человек.» После этого дорисовываются остальные овалы (количество может быть разным) и детям предлагается рассказать какие факторы могут влиять на человека, если он находится в селе Шира. Затем в овалы от которых идут стрелки вписываются названные детьми факторы окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность и т.п.). После того как кластер составлен, детям предлагается составить еще один такой же кластер, но с таким условием, что человек находится на отдыхе в жарких странах (крайнем севере). После составления второго кластера дети начинают осознавать, что с изменением условий окружающей среды также изменяется состояние организма. Дале звучит вопрос: «Что же происходит с организмом человека при изменении условий окружающей среды?» и выясняется, что речь идет о привыкании организма (акклиматизации).
Приложение 2
Дополнительная информация
Влияние климата на организм человека.
Резкое повышение влажности вызывает одышку у больных людей, учащённое сердцебиение, разбитость, апатию. При высокой относительной влажности воздуха человеку холоднее, чем при низкой.
Отмечено, что пониженное атмосферное давление на 10-12мм может привести к сосудистым катастрофам - это одна из причин смертности.
На человека особенно влияет смена температуры, перепады температур, ухудшается самочувствие человека, сокращаются возможные сроки пребывания его в этих условиях. Длительное пребывание людей в условиях низких температур, и особенно при сильном ветре, приводит к серьёзным нарушениям деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока, снабжение кровотока, снабжение кислородом тканей и клеток, и как следствие этого нарушается обмен веществ. При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается, и происходит обморожение.
Высокая влажность и температура развивает усталость, снижает успех школьных занятий, на производстве много травм, несчастных случаев.
Прохождение атмосферного фронта регулируют функции человека, например, свойства крови, свёртываемость её ускоряется перед самым прохождением фронта, изменяется функция эндокринных желёз, содержание в крови сахара, кальция, фосфора, магния.
В зависимости от солнечного излучения изменяется состав крови. Всплески солнечной активности несут отрицательно заряженные ионы, способные заживлять раны, повышают общий тонус, а положительно заряженные ионы вызывают головную боль, быстрое утомление.
Сильный ветер способствует попаданию частиц почвы в лёгкие и в пищеварительный тракт.
Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач. Однако нельзя забывать о том, что положительное действие солнечных лучей на организм возможно только при определённых дозах солнечной радиации. Солнечный ожог – это воспаление кожи. При продолжительном действии солнечных лучей может быть солнечный удар и онкологические заболевания.
При ветре организм расходует больше энергии, чем в безветренную.
Атмосферные осадки во многом определяют характеристику климата. Они действуют на состояние почвы, и всё это прямо оказывает влияние на больных сердечно- сосудистыми заболеваниями. Дождливая погода ведёт к депрессиям, к нарушениям психики. Крупный град тоже находит жертвы.
Приложение 3.
Задание 1.
Выбрать из перечисленных погодных факторов те, что влияют на организм человека. (Работа с дополнительным материалом)
Задание 2.
Выберите правильные утверждения. Составьте рекомендации по теме «Правила акклиматизации»
Что надо делать, чтобы акклиматизация прошла легко?
1) Выспаться, дать организму отдохнуть.
2) Не расслабляться и после приезда сразу же идти знакомиться с окрестностями.
3) Пробовать все экзотические блюда, пить сырую воду.
4) Есть привычные для твоего организма продукты, пить кипячёную воду.
5) Заранее тренироваться, заниматься спортом, а в период акклиматизации увеличивать нагрузку постепенно.
6) Заранее не тренироваться, беречь организм от физических нагрузок, экономить энергию, а когда понадобиться, сразу напрягать организм на пределе всех своих сил.
7) Приучить свой организм к колебаниям температуры воздуха.
Каждая группа высказывает своё мнение, варианты ответов обсуждаются.
Задание №3
Задание №3 является разным для каждой группы. Первая группа разрабатывает правила акклиматизации в жарком климате, вторая группа в холодном климате и третья группа в горной местности.
Задание №3 для первой группы
Закончите предложения
1. Начало акклиматизации в условиях жаркого климата может сопровождаться _____________________________________________________________________
(мышечной слабостью, сердцебиением, повышенным потоотделением).
2.В условиях жаркого климата увеличивается вероятность _______________ (теплового и солнечного удара).
3.Чтобы избежать этих и других неприятностей, важно с первого дня приспособить свой ___________(режим) к местным климатическим условиям.
4.Для этого стоит внимательно присмотреться к ___________(одежде) и____________ (режиму) дня местных жителей.
5.В местности с жарким климатом можно загорать только_________________________
6. Чтобы уберечь глаза от солнечной радиации нужно_______________________________
7.В жару организм теряет влагу, поэтому необходимо________________________________
Задание №3 для второй группы.
1. Акклиматизация в холодном климате, особенно в условиях Крайнего Севера, связана с приспособлением к таким факторам, как_____________________________________ (низкие температуры воздуха, сильный ветер, нарушение светового режима (полярная ночь и полярный день))
2. Акклиматизация может быть длительной и сопровождаться чрезмерной _____________________________________________________________________________ (утомляемостью, непреодолимой сонливостью, понижением аппетита)
3. По мере привыкания человека к новым условиям эти неприятные явления ______________(проходят).
4.Для ускорения акклиматизации в условиях холодного климата помогает правильная________________________________ (организация питания).
5. В это время рацион питания по калорийности следует ___________________(увеличить) по сравнению с привычным рационом.
6. Пища должна содержать необходимый набор _________________________(витаминов и микроэлементов).
7.В условиях холодного климата одежда должна обладать повышенными __________________________________ (теплозащитными и ветрозащитными свойствами).
Задание №3 для третьей группы.
1. Для быстрейшей акклиматизации в горной местности перед поездкой занимайтесь _______________________ (закаливанием, дыхательной гимнастикой и плаванием).
2. В горах____________ (холодно) и мало_____________ (кислорода).
3. Акклиматизация в горной местности во многом зависит от____________ (высоты пребывания над уровнем моря).
4. В условиях высокогорья возрастает потребность организма в ______________(кислороде), __________(углеводах) и ____________(витаминах).
5. В диапазоне высот от 2000 до 3000 м у лиц с пониженной устойчивостью к гипоксии снижается ________________ (физическая работоспособность), отмечаются отдельные симптомы_________________ (горной) болезни.
6. Двухнедельная ____________(акклиматизация) устраняет эти симптомы и приводит к _______________(нормализации) состояния.
7. На высотах 3000--5000 м у некоторых практически здоровых людей наблюдается истощение адаптивных реакций: ухудшается общее ______________(самочувствие), снижается _______________(аппетит), __________(масса) тела, возникает ______(слабость).
На основании выполненной работы каждая группа зачитывает правила акклиматизации в жарком климате, холодном климате и в горной местности. Задание обсуждается между группами.
Задание №4 Найдите соответствие.
Какие вещи понадобятся тебе для успешной акклиматизации.
Соответственно каждая группа выбирает вещи для своего климата: высокогорного, жаркого и холодного.
Крем от загара, куртка-ветровка-анорак (с капюшоном), варежки с высокими обшлагами, широкополая шляпа, маска для лица, солнцезащитные очки, вода в бутылке, бахилы, майка с длинными рукавами, шапка-ушанка, калорийные продукты питания с витаминами.
Задание №5. Выберите продукты которые соответствуют для вашего климата.
Соответственно каждая группа выбирает продукты для своего климата: высокогорного, жаркого и холодного.
Говяжья печень, глюкоза с аскорбиновой кислотой, гречка, сливочное масло, сало, вода, газированная вода, апельсины, лимоны, гранаты, кефир, фрукты, гематоген.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ОБЖ по теме " Акклиматизация человека в различных климатических условиях".
Познакомить учащихся с акклиматизацией и с реакцией организма при смене климатических условий....
План-конспект урока «Человек IT», посвященный акции ЧАС КОДА
Цель: пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере; развитие алгоритмического и объектного стиля мышления; формирование мотивации к полу...
План- конспект внеклассного мероприятия по английскому языку (8 класс) на тему "Экологические проблемы. Человек и природа"
Внеклассное мероприятие на тему "Экологические проблемы. Человек и природа"...
Конспект и презентация к уроку ОБЖ по теме: "Акклиматизация человека в различных климатических условиях", 6 класс (ФГОС)
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включены дополнительная информация для учащихся, а также задания для работы учащихся в группах.Урок разработан с учётом треб...
Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Конспект урока ОБЖ в 6классе...
акклимаизация человека в различных климатических условиях
акклиматизация...
Презентация к уроку "Акклиматизация человека к различным климатическим условиям". Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс
Презентация к уроку "Акклиматизация человека к различным климатическим условиям". Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс...