Урок истории в 8 классе " Осмелившиеся противостоять "николаевской системе"".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок -открытия нового знания.Учебник Данилов Д.Д " История России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по истории России о общественных течениях Николаевского времяни. | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
История России8 класс
Тема: Общественное движение в России в 30-50 годы.
Осмелившиеся противостоять " николаевской системе".
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Цель:
-На основе фактов истории сформировать представление об оппозиционных " николаевской системе" течениях: западников, славянофилов, социалистах.
Задачи
1.Образователные
-Установить цели и задачи каждого оппозиционного движения, выявив причины соперничества между ними.
-Охарактеризовать содержание формулы С.С. Уварова.
2. Развивающие
-Развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщения и систематизации материала.
-Продолжить учится составлять и заполнять таблицы.
- Продолжить формировать представление о преимуществах пути реформ над революционным.
3. Воспитательные
-Воспитание чувства патриотизма.
Образовательные ресурсы:
Учебник 8 класса. Данилов Д.Д. БАЛАСС. 2012 г.
Методические рекомендации для учителя . Давыдов С.Д 2009 г.
Поурочные разработки по истории России 19 века. Е.В Колганова. М 2009 г.
Презентация.
План.
Организационный момент
1. Мотивация
2. Актуализация
3. Изучение нового материала.
а. Тайные кружки.
б. Триада Уварова
в. Славянофилы и западники.
г. Русский социализм.
4. Применение новых знаний. (закрепление)
5.Рефлексия. Итоги.
6. Домашнее задание.
Основные понятия: " Теория официальной народности" Уварова, западники, славянофилы, социализм, оппозиция
Методы: Наглядный, частично-поисковый, практичный.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Таблица « Оппозиционные течения 1830-1840-х годов»
Вопросы | Западники | Славянофилы | Революционные |
Представители | С. Соловьёв, Т.Грановский, К. Кавелин, И. Тургенев, Б. Чичерин. | А. Хомяков, И. Киреевский, братья И и К Аксаковы, Ю. Самарин | А.И Герцен, Н.П Огарёв Петрашевцы |
Отношение к исторической судьбе России. | России-часть единой человеческой цивилизации, она идёт по тому же пути развития, что и другие страны, но с некоторым опозданием. | Вера в самобытность русских людей « Сила власти- царю, сила мнения-народу» | Во всех проблемах России виноваты крепостное право и самодержавие. |
Отношение к николаевскому режиму | Возмущали порядки « николаевской системы». | Против порядков режима | Против «николаевской системы». |
Самодержавие | Ограниченная монархия по западному образцу. | Сохранение самодержавия с созывом Земских соборов. | Против самодержавия |
Крепостное право | Отмена крепостного права | Отмена крепостного права | Отмена крепостного права |
Сословный строй | Представление гражданских прав и свобод. | Возвращение внутренней общности народа. | Представление гражданских прав и свобод |
Способы достижения целей | Реформы | Возврат на самобытный путь с помощью реформ. | Революция |
Документы.
Справочные сведения
Все оппозиционные направления в общественной мысли 1830-1840-х годов-западников, славянофилов, революционных демократов-объединяла неприязнь к « теории официальной народности» и порядкам « николаевской системы» в России. Спустя 70 лет историк С.Ф Платонов писал об этом времени: « Отрицательное отношение к правительственной бюрократии распространилось всюду. Между правительством и обществом образовалась как бы пропасть , разъединявшая их».
? Исходя из этих сведений, как должны были относиться друг другу представители разных направлений общественной мысли 1830-1840-х годов- как соперники или союзники?
Высказывания западника С.М Соловьёва о социалисте А.И. Герцене:
«…. Меня постоянно отталкивала от него эта резкость в высказывании собственных убеждений, неделикатность к чужим убеждениям…. нетерпимость была страшная в этом человеке.»
Высказывания славянофила А.С Хомяков о западниках:
« Некоторые издания называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад… Насмешку над нашей любовью к славянам, принимаю так же охотно, как и насмешку над тем, что мы русские.
Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудности мысли и тесноте взгляда людей , утративших свою умственную и духовную жизнь…»
?Судя по этим источникам, можно ли отношения друг к другу представителей разных направлений общественной мысли 1830-1840-х годов назвать отношениями союзников?
?Почему оппозиционные « николаевской системе» общественные течения 1830-1840 гг не считали друг друга союзниками?
2. Кто такие либералы?
Либеральное течение 30-50 х годов.
В 30-50 годах 19 века философско-литературные кружки, пришедшие на смену знаменитым литературным салонам начла 19 века. Она опиралась на философские идеи немецких философов И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля.самый известный был кружок Н. В. Станкевича, который создал в 1831 году ( Белинский, Аксаков). В 1840 году кружок распался, но дальше образовались новые.
Значение кружков 30- х огромно:
- читали немецких философов. Гёте, Гегеля, Шиллера.
-Главное это духовное воспитание и просвещение, нравственное совершенствование человека.
Аксаков вспоминал: " В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир..."
Либералы распались на два течения: западников и славянофилов. Западники и славянофилы не создали серьёзных политических организаций. Либеральное движение в России было слишком слабым, оно зародилось и развивалось в узких кругах образованной части общества. Революцию они отвергали. Все свои надежды связывали с деятельностью " верков", полагая, что просвещённому императору при поддержке общества вполне по силам провести перемены.
Словарь
Консерваторы ( от лат.-сохраняю)- сторонники общественно-политического учения, для которого главной ценностью является сохранение традиций общества: государственных, семейных, религиозных и.т.д. Консерватизм отрицает революционные эксперименты и с сомнением относится к реформаторству.
Социалисты ( от лат.-общественный)- сторонники общественно-политических учений, главной ценностью является общественная справедливость, а главным способом её установления-замена частной собственности- общественной, а эксплуатации-совместным трудом и братством всех людей.
Либералы ( от лат.-свободный)-сторонники общественно-политического учения, для которого главной ценностью является свобода личности и соблюдение прав человека, свободное предпринимательство, парламентский строй
Оппозиция -противостояние взглядов своей политики какой– либо другой.
(противопоставление) -течение, партия, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством.
Радикал - сторонник крайних, решительных мер.
Революция - коренной, насильственный переворот в государственной, экономической, общественной, культурной жизни страны.
Таблица « Оппозиционные течения 1830-1840-х годов»
Вопросы | Западники | Славянофилы | Революционные |
Представители |
|
| |
Отношение к исторической судьбе России. | . | ||
Отношение к николаевскому режиму |
| ||
Самодержавие |
| ||
Крепостное право |
| ||
Сословный строй |
| ||
Способы достижения целей |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."
познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Технологическая карта урока истории 9 класс "СССР в системе международных отношений в 1930-е гг."
Технологическая карта с УУД...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Разработка урока истории. Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы
Урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системыИспользуемая педагогическая ...
Урок истории 10 класс "Версальско-Вашингтонская система"
Итоги первой мировой войны "Версальско-Вашингтонская система"...
Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....