Корень мужества – искреннее желание делать людям добро - урок открытия нового знания
план-конспект урока по истории по теме
Корень мужества – искреннее желание делать людям добро - Урок открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок открытия нового знания
Корень мужества – искреннее желание делать людям добро
Цель урока: сформировать представление о мужестве, добродетели.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её фактами из предложенных источников.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах.
Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
Ключевые вопросы: Что такое мужество? Что такое добродетель?
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции, карточки.
Вводная часть:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
Посмотрите на экран, послушайте музыку…. Что объединяет звучащий музыкальный фрагмент и картины?
Дети: Здесь изображены воины (А. Невский, А. Матросов, богатыри), звучит музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»
Учитель: Как вы думаете, почему в русском искусстве так много картин, музыкальных произведений, в которых говорится о воинах?
Ответы детей (очень много сражений и битв на Руси).
Какая черта характера самая важная у воина? (МУЖЕСТВО)
Вы правильно назвали такую черту, как мужество. Вот об этом и пойдет речь сегодня на уроке.
(Тему урока вывести на экран)
Ребята, у вас на столах карточки со словами. Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВО.
Смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть, непреклонность, твердость духа, стоицизм, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность, непоколебимость, безбоязненность, несгибаемость.
Давайте прикрепим их на доску.
А почему вы оставили некоторые слова?
А только ли воинам присуще такое качество, как мужество?
II часть
А в наше мирное время мы встречаемся с таким человеческим качеством, как мужество? Приведите примеры.
Ребята, вам знакомо это место? (Фото церкви в Клину). А с кем или чем связано это место?
Дети: Это родина патриарха Тихона.
Учитель: А что вы знаете об этом человеке?
(Ответы детей)
Учитель: Что ещё вам известно о погосте Клин?
Дети: Я знаю, что старшеклассники нашей школы ежегодно ездят в волонтерских лагерь в поселок Клин.
Учитель: А волонтеров можно назвать мужественными ребятами?
Дети: Да, они живут в палатках, без привычных домашних удобств, работают на огороде, хозяйственном дворе в жару и холод. А комары, мошкара!
Учитель: Многие из ребят, которым хоть раз в жизни удалось побывать летом в волонтерском лагере в погосте Клин, стремятся попасть сюда еще раз. Для них важно ощущать себя нужными, приносящими пользу, да и порадоваться жизни в палаточном городке в одном из самых живописных мест Куньинского района Псковской области. Бок о бок с ребятами трудятся монахини. Ребят, которые приезжают в последние годы в лагерь, не надо заставлять трудиться, они все делают безвозмездно, как говорится, во славу Божию.
Учитель: Сейчас мы посмотрим мультфильм про Патриарха Тихона. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: патриарх - мужественный человек? Какие качества личности помогли Патриарху Тихону быть мужественным в это трудное время?
(Просмотр мультфильма)
А нам, современным людям, в чём надо брать пример с Патриарха Тихона?
III часть
Учитель: Ребята, у вас на столах находятся листочки, в которых приведены истории из жизни. Прочитайте их и обсудите, являются ли они примером мужества?
1 группа
По пути на рыбалку 9-летний житель села Частые Павел Куликов поскользнулся на замерзших досках моста и сорвался в ледяную воду залива. Ледяная вода в один миг заполнила резиновые сапоги и сделала одежду смертельным грузом для 9-летнего ребенка. Его друг Никита Терехин не растерялся и бросился на помощь товарищу.
Мальчик повис на высоком мосту, чтобы Павел смог схватиться за его ногу и выкарабкаться из холодной воды. На суше юный спасатель подхватил пострадавшего друга и повел его домой.
2 группа
… Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?»... – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так, я вынесу, а им сделайте полегче». И солдат выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…
3 группа
В его семье жила кошка Муська, она была очень дружелюбная и ласковая. Муська спокойно спала на диване, когда мальчик, озорничая, дернул кошку за хвост, и та от боли и неожиданности прыгнула на тумбу, где стояла любимая мамина ваза.
Ваза упала и разбилась. Мальчик скрыл причину прыжка кошки от родителей, и Муська получила хорошую взбучку.
Зато озорник помог маме убрать беспорядок, который устроило животное, и долго был «хорошим мальчиком» по мнению родителей. Причем он каждому домочадцу рассказывал эту историю, с каждым разом все больше приукрашивая свои заслуги.
Почему этот поступок нельзя назвать мужественным?
Учитель: Оглянитесь на свою жизнь. Не стоит хвастаться для того, чтобы заслужить любовь или создавать позитивный образ. Этим мы только разрушаем самих себя, свою душу. Совершайте поступки от чистого сердца, а не для того, чтобы произвести эффект. Это гораздо интереснее, а на Душе становится уютно и радостно.
Учитель: Какое ещё качество присутствует в этих поступках? (Доброта)
Учитель: Архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков в миру) говорил, что корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.
Ребята, а вы согласны с этим высказыванием? А вам знакомо слово «добродетель»?
Учитель: Добродетель значило одновременно «мужество», «храбрость», «стойкость». Также и в латинском языке virtus (от vir – «муж», «мужчина») значило одновременно и «добродетель», и «мужество».
Учитель: Есть 3 золотых правила добродетели.
Давайте попробуем их вывести.
Молодой ученый разрабатывал лекарство, которое могло вылечить человечество. В самый разгар опыта к нему зашла мама и попросила почистить картошку. Учёный отказался, аргументируя свой отказ мелочностью просьбы. (Дети обсуждают)
(На экран выводим:
1 Будем верными в малом)
У бабушки очень трясутся руки, и когда она пьют чай, то постоянно проливает. Внучка вытирает стол за бабушкой, на 10 раз ей это надоедает и она раздраженно говорит: «Бабушка, хватит проливать чай!»
2. Важно не только то, что я делаю, важно, как я делаю
Петя помог Кате подготовиться к контрольной по физике, и Катя получила «5». Через некоторое время Петя подошел к Кате и потребовал: «Я тебе помог по физике, и ты мне помоги по русскому!»
3. Получив добро – помни, сделав – забудь
Учитель: Ребята, мы с вами уже очень хорошо поработали, многое обсудили. Пришло время отдохнуть. Закройте, пожалуйста глаза, сядьте поудобнее и внимательно слушайте!
Минута релаксации (играет музыка, учитель читает стихотворение)
Что такое добродетель? –
Это лучики чудес.
Божьи ангелы, как дети,
Улыбаются с небес.
Жить старайся без обмана,
С верой в добрые дела.
В жизни всякое бывает.
В ней бывает даже зло.
Крестик душу согревает
И становится светло.
Слово доброе приходит
С добрым ангелом вдвоём,
Лучик солнечный находит
В сердце маленьком твоём.
Там, где солнышко над лесом,
Там, где облако плывёт,
В светлом тереме небесном
Слово доброе живёт.
И с лазоревого неба
К нам торопится в тиши,
Чтобы в песенке звенела
Колоколенка души.
Учитель: Подумайте и запишите, какое доброе дело вы можете сделать для близких и родных людей. (Музыка фоном)
Может быть, кто-то хочет озвучить своё доброе дело или добрый поступок! А легко ли быть добрым человеком? А давайте споём песню про доброту!
(Исполняют песню «Доброта» И.Лученка)
Учитель: Доброта – это качество, у которого нет национальности. И подтверждение этому — песня, которую вы только что спели. Её написали украинский поэт и белорусские песенники. Человек, живущий добродетельностью, - это и есть мужественный человек.
Так какими же качествами надо обладать, чтобы быть мужественным человеком?
(ответы детей)
Самое главное - надо в любых ситуациях оставаться человеком!
(Дети читают)
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяниях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым, к людям внимательным быть и скромным.
Быть человеком – значит быть выше,
В слове – вернее, в помыслах – чище.
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее в расставаньях.
Людям дарить уважение, ласку,
А не истерики, шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим, не раболепствуй перед умнейшим.
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай, стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века.
Правы, не правы – Бог вас рассудит,
И по делам вам вашим будет.
Быть человеком – что это значит?
Многим задуматься, не иначе…
Рефлексия
Учитель: Давайте проговорим про себя, все качества человека, которые позволяют ему быть мужественным! (Показываем на доску)
Слово «мужество» в нашей жизни ассоциируется с подвигом, героическим поступком, а в нашей современной жизни мужество – это стремление делать добро. Человек, живущий добродетельностью, - это и есть мужественный человек.
Пусть эти слова сопутствуют Вам всю жизнь!
Домашнее задание.
Следующий урок будет посвящен Защитникам Отечества. У вас на столах находятся репродукции картин (у каждой группы своя картина), на которых изображены герои. Вам нужно ответить на вопросы:
- В чём мужество этих людей?
- Где и когда они совершили свой подвиг?
- Был ли их поступок искренним желанием делать людям добро?
Надеемся, что те добрые дела, которые вы записали, вам захочется исполнить как можно скорее!
Источники информации:
http://foma.ru/dobrodetel-muzhestvo.html
http://www.pravoslavie.ru/70454.html
http://blagozdravnica.ru/muzhestvo-kak-pravoslavnaya-dobrodetel/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

Самоанализ урока открытия нового знания в 5 классе "Добро пожаловать в Россию"
УМК для 5 класса «Английский язык» для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей, авт. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Просвещение»...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...