Самоанализ урока. 5 класс. История Древнего мира.
методическая разработка по истории (5 класс)
самоанализ урока по истории древнего мира, в 5 классе по теме: "Древний Рим" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_5_kl._drevniy_rim.docx | 34.51 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka._v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah.docx | 73.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Автор:
Демина Татьяна Викторовна
Класс: 5 ( 2 человека)
Предмет: история.
Тема: «Древнейший Рим»
Это первый урок в теме: «Рим: от его возникновения до установления гления
господства над Италией» (3 ч), и первый в разделе «Древний Рим» Рим» (18 ч)
Организация образовательного пространства:
• История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразователь-
ных школ. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.:
Просвение, 2012.г.
•Информационный материал: рисунки учебника, историческая
карта.
•ИКТ: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к
уроку.
•Раздаточный материал: задания для каждого ученика
(таблицы, смайлики, листы для самооценки)
Педагогические цели:
- способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян, изучить историю возникновения Рима;
- продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран;
- содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.
Задачи педагога:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с географическим положением Древнего Рима, занятиями и образом жизни жителей;
- дать представление об образовании Древнего Рима;
- характеризовать положение патрициев и плебеев;
- обеспечить усвоение учащимися понятий: легенда, ликтор, весталка, патриции, плебеи, царь.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
- продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты; работать с исторической картой; использовать компьютерные технологии для решения проблемных заданий по истории , развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
- развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории;
- умение оценивать собственный результат.
Задачи:
Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;
Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Планируемые результаты: предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы:проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и раздаточным материалом, сравнение исторических объектов, комментированное чтение, «Корзина идей», «Пометка на полях», тестовый контроль.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке была использована технология интегрированного обучения. История, как школьный предмет имеет тесную связь с рядом таких дисциплин как литература, география, математика
1. Характеристика класса. (2 девочки)
Межличностные отношения в классе носят обоюдный характер, вид-приятельские отношения.
На проведенном уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса-средний. 1 ученик имеет повышенный интерес к учению, и 1 слабоуспевающий, имеет слабое зрение, не всегда организован. На уроке отвечают тихо, иногда неуверенно. Заниженная самооценка у одного ученика. При планировании урока учитывалось наличие разных по успеваемости детей
2. Место урока в изучении раздела «Древний Рим» (18 ч):
Это первый урок в теме: «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией». На изучение темы отводится 3 часа.
3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.
4. Характеристика замысла урока (план).
Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, заполнять таблицу, выполнять задания разной сложности
Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.
Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока
5. Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из этапов:
- Мотивация.
Учащиеся и учитель к началу урока были полностью готовы. На первом этапе урока учитель вспомнить, в каких странах уже побывали. предлагает продолжить путешествие по странам Древнего мира. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся. И тем самым удалось плавно перейти к новой теме. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с литературой)
- Актуализации и пробного учебного действия.
Чтобы сформулировать тему урока, обучающимся было предложено обратиться к слайду презентации, где была изображена дверь с надписью «Архив». Ответив, что это такое, и «открыв дверь», ученики расшифровывали ребус Применила технологию интегрированного обучения(связь истории с литературой. Стих-ие Апполона Майкова «Древний Рим»)
- Этап выявления места и причины затруднения
Приём «Корзина идей» позволил выяснить, что уже знают обучающиеся по теме: «Древний Рим», а чего нет. Учитывая средний уровень обученности класса, учитель предлагает обучающимся сформулировать цель путешествия, используя при этом опорные слова на доске. Формулировка цели путешествия вызвала затруднение, возможно потому, что данный приём не отработан учителем и учащимися, возможно растерялись.
Задание «Заполнить пропуски в тексте» вызвало затруднение, ведь новый материал на данном этапе урока ещё не был изучен.
- Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
(Поисково-исследовательский этап, усвоение новых знаний). Именно на этом этапе урока происходит осознание цели урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в тетради, анализ, при изученного нового раздела и новой темы, использовала сравнительно-
обобщающие таблицы, взаимопроверку, работу с картой, обобщение. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с географией-местоположение Рима, с литературой. Николай Гумилёв «Волчица с пастью кровавой…»)
- Этап первичного закрепления с комментированием внешней речи. На этапе проверки понимания учащимися нового материала была проведена игра: «Реставрация», чтобы узнать, какие факты в легенде об образовании Рима ( после просмотра фрагмента видеофильма «Древний Рим») являются исторической правдой, учащиеся работают с текстом п.44 пункт 2. Организация работы с текстом: формы- комментированное чтение текста; прием «Пометки на полях», Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления..Проверка знаний была частично проведена во время физкультминутки, в конце урока провожу викторину (в презентации) Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с математикой. 1.Сколько прошло с те пор, как был основан Рим.?2. Сколько лет посёлку Арсеньево.? 3.Моложе п. Арсеньево или Древний Рим и на сколько моложе? Число семь священно во многих городах….))
- Этап включения в систему знаний и повторения.
На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки,
проведен инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задание на дом предложено основное и с творческим со-
держанием. Разноплановое домашнее задание: на выбор, по
желанию, индивидуальное, ориентировано на обучение
приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске
информации из различных источников, развитие творческих
способностей учащихся
- Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное само
оценивание собственной деятельности учащимися (приём «Лесенка успеха», смайлики, листы самооценки)
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования пятиклассников, соответствовал их жизненному опыту.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем
.
6. Структурный аспект самоанализа.
Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием технологии критического мышления: «вызов - осмысление - рефлексия» и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.
Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления особенностей географического положения Древнего Рима и установление реальных фактов в легенде об образовании Рима..
Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)
Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На этой стадии использованы были опорные слова на доске. (- изучить, - познакомиться, - научиться), приём «Корзина идей» (о чем на ваш взгляд пойдет разговор на уроке?)
Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы, взаимопроверка, игра: «Реставрация», осмысленное чтение текста: формы- комментированное чтение текста, приемы «Пометки на полях». Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, анализ видеофрагмента.
Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации («Лестница успеха», смайлики, листы самооценки), игра: «Верю, не верю»
Усталость помогла снять физкультминутка, а музыкальное сопровождение и релаксация помогли детям расслабиться.
7. Функциональный аспект самоанализа.
Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников
8. Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики осмыслили, что Древняя Римская цивилизация – особая цивилизация, хотя влияние Греции прослеживается.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.(личностно-ориентированное обучение)
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки, релаксации, музыкальное сопровождение.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке, цели достигнуты.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Демина Татьяна Викторвна
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях».
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
С афинскими школами и гимнасиями учащиеся знакомятся после изучения города богини Афины. Данная тема содержит большое количество материала о развитии образования в Афинском полисе, вызывающего живой интерес у современных школьников, а также содержит много новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.
Дата проведения: 22.02.2022 г.
Тип урока: «открытия нового знания»
Технологии: технология развивающего обучения, критичности мышления, технология педагогики сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения, интегрированного обучения (связь истории с географией, музыкой)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (малые группы).
Оборудование и средства обучения: презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы. Учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 класс, фонозапись греч. музыки «Сиртаки», карта Древней Греции.
Продолжительность урока: 40 минут
Цели урока: познакомить учащихся с системой образования Древней Греции.
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов терминов: педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие;
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Задачи:
- предметные: характеризуют афинскую систему образования и воспитания; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе; понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов;
метапредметные:
- познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
- коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей человеческой цивилизации | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
поиск и выделение необходимой информации | умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения | |
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формирование умения работать в малых группах | осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп |
Ожидаемые результаты
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
внутренняя позиция школьника | развитие готовности решать учебные и познавательные задачи | организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | способность понимать учебные цель и задачи, планировать их реализацию |
адекватно передавать информацию | контролировать и оценивать свои действия |
Технологическая карта урока. 5 класс.
Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях»
.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Хайрете пайдос! Калой кай агатой! Я вижу на ваших лицах удивление. Как вы думаете на каком языке я произнесла слова? Что они означают? Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их. В Греческой школе ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Все готовы? Всё готово? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности; Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Этап актуализации знаний (8 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение раннее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Введение в тему урока. Целеполагание Этап выявления места и причины затруднения | Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Древняя Греция». Давайте вспомним, где она находится, покажем на карте. О Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках. Предлагаю проверить ваши знания и провести игру, которая называется «Историческая разминка» Итак, мы начинаем! Вот шутка Дана одна минутка Поспеши- ка, не зевай Правильный ответ давай. (Задания требуют краткого ответа). 1.Как древние греки называли свою Родину? ЭЛЛАДА 2. Кто спрятался на острове Крит в царском дворце? Минотавр 3.Кто автор поэм «Илиада» и «Одиссея»? ГОМЕР 4. Главный бог в греческой мифологии? ЗЕВС 5. Объясните, полис – это …? ГОРОД- ГОСУДАРСТВО 6. Как назывался греческий военный корабль? ТРИЕРА 7. Демократия – это …? ВЛАСТЬ НАРОДА. 8. Сколько дней проходили Олимпийские игры? ПЯТЬ. 9. В каком полисе управление строилось на основе демократии? АФИНЫ 10. Как называлась главная площадь Афин? Агора 11. Назовите главный порт Афин. ПИРЕЙ 12. Главный храм в Афинах - это... Парфенон 13. Назовите афинский район, где жили гончары. КЕРАМИК За каждый правильный ответ получаете звезду. (заполняют контр. Лист задание 1) - Скажите с каким полисом связаны последние вопросы? (с Афинами) запись на доске "Афины" - А теперь посмотрите на слайд (1). О чем эти пословицы? (об учении) - Отгадайте загадку: У дороги стоит дом, Ребятишек много в нём. Кто в него, друзья, войдёт, Тот ума приобретёт. школа Посмотрите на ключевые слова, записанные на доске и сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока «В афинских школах ….» сл.2 Задание. Во всех древних государствах нужны были грамотные люди, но потребность в них была особенно велика в Греции. Чем это объяснить? Вывод: чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афины Приём «Корзина идей» - Вы уже имеете представление о воспитании греков на примере Спарты. Давайте вспомним, чему там учили детей? Каким было воспитание в Спарте? Похоже ли обучение в афинских школах на то, как учитесь вы? (возникли затруднения). Почему мы не может это сделать? | 1. Учащиеся отвечают на вопросы, показывают на карте Грецию. Заполняют лист самооценки Ответы: При демократии большинство граждан занимали различные государственные должности, поэтому всем грекам нужно было обладать хотя бы небольшими знаниями. Многие греки занимались ремеслами и торговлей, также требовавших знания письма и счёта. Ответы: Воспитание в Спарте было суровым, учили стойко переносить невзгоды, военному делу, лаконичности – умению говорить кратко, разучивали военные песни под звуки флейты. Учащиеся испытывают затруднения при ответе на последний вопрос. Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о системе образования Древней Греции. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях К:построение монологического высказывания Р: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап постановки учебной задачи (1 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осознание места и причины собственных затруднений | Какова же цель нашего урока? Познакомиться с системой обучения и воспитания в афинских школах и сравнить современную и древнегреческую систему образования. Сл. 4 (План урока) В конце урока постараемся ответить на проблемный вопрос: Что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей.(слайд ) | Познакомиться с системой обучения и воспитания в афинских школах, сравнить современную и древнегреческую систему образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи («открытия нового знания») (22 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение устных задач и обсуждение проекта её решения | Сегодня на уроке мы продолжим работать индивидуально, группами. В конце урока вы должны будите оценить свою работу на уроке. Поможет нам выполнять задания контрольный лист. Посмотрите на экран: как вы думаете, кто изображен на слайде? - Обратимся к учебнику, прочитайте п. 1 параграфа 38 с.181 и ответьте на вопросы: 1. С какого возраста начиналось обучение в Древней Греции? 2. Кого называли педагогами? Каковы были их обязанности? 3.Греческие педагоги нередко плохо говорили по-гречески. Почему? 4. Кого называют педагогом в наши дни? 5. Кто мог учиться в школе? Задание с.185 Подумайте зад. 1 (слайд ) Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше»? Вы хотели бы побывать в Древней Греции и посмотреть, как проходит день ученика в афинской школе. Что ж. отправляемся в путешествие, а поможет нам колесо истории. Путешествуя вы будете заполнять таблицу Сл. Рассказ учителя (п. 2 стр. 182 уч-ка) Ранним утром ученики, сопровождаемые педагогами, спешат в школу. Заглянем в оду из них. Сл. Как вы думаете, чем они занимались? …….. Проверим, послушайте внимательно жалобу раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора. На стр. 183 уч-ка Вопрос к классу. – Что вы узнали о древнегреческой школе из этой жалобы? Задача: с чего начиналось обучение грамоте? (со знакомства с греческим алфавитом,) На экране греческий алфавит - Как вы думаете, у какого народа греки заимствовали алфавит? Но у финикийского алфавита был один недостаток, какой? Вывешивается (раздаётся) греческий алфавит? “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль. 1.Как называется наука о прошлом? Правильно, история, а по гречески ? (хистория) Ηιζτορια. Давайте попробуем записать это слово в тетрадях Представим, что вы афинские ученики, урок письма. Учитель проговаривает буквы записывает слово по- гречески на доске, в тетрадях) Трудно? В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота. До наш дошла история, как один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте. - Каникулы. Обучение девочек Сл. Физминутка Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро! 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым). 2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль) .Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! Понятие школа греческого происхождения, а чем же она отличается от нашей школы (взаимопроверка выполнения задания 2 в контр. листе) Сл. Ребята, а после окончания школы где могут продолжить образование сегодняшние выпускники? (В колледжах, институтах, академиях) Слайд Предлагаю поработать в группах ( Музыка «Сиртаки») Задания по группам: прочитать текст, заполнить таблицу (приемы «Пометки на полях) 1 группа рассказывает о палестре и о том, чему там учились юные греки, сравнивает школу и палестру. (Начальное обучение похоже, а позже большое внимание в афинских палестрах придавалось физическому воспитанию юношей, чтобы они были здоровыми, ловкими, красивыми. Да, действительно, именно у греков возникло правило: в здоровом теле – здоровый дух.) По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет 2 группа. (слайды ) Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они заканчивали обучение в школах и гимнасиях и шли на военную службу. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Воспитание в Греции Мальчика из богатой семьи по достижении семилетнего возраста поручали заботам особого раба - __________. Тот должен был присматривать за ним, сопровождать в школу и нести его письменные принадлежности. В школе учили _________ , __________ и _________. Писали школьники на ________________________. Для письма использовали ________ _________. В школах учили также петь, играть на лире и флейте. Обучение в Греции было доступно практически всем слоям общества, так что большинство свободных людей здесь были образованными. В греческих юношах стремились воспитать ловкость, силу, выносливость. Поэтому, когда им исполнялось ___ лет, юноши, помимо обычной школы, начинали посещать - __________. Там их учили ____________________, Греческие девочки школ не посещали, для них главное - стать покорными жёнами и хорошими матерями. | Выслушиваются версии учеников? Учитель Воспитатель Педагог Работают с учебником Педагог – «сопровождающий ребёнка». Он водил мальчика в школу и нёс его принадлежности. Сейчас учителя этого не делают. Дети сами всё несут в школу. Ими были старые или увечные рабы, потому что они не годились для другой работы.
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Было наказание. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе. (В X в. до н.э. у финикийцев, живших на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) алфавит, состоявший из 22 знаков – букв). Отсутствовали гласные буквы. Группы получают задания Задания для групп: Первая группа рассказать об афинской палестре. Вторая – о гимнасиях
Вопросы: - Как вы считаете, почему посещение палестры было обязательным для мальчиков - Подумайте, что в наше время напоминает палестру - Почему в палестрах стояли статуи атлетов?
Вопросы. 1) Укажите особенности гимнасия и его отличия от палестры по плану:
2) Докажите, что греки ценили образование. | Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои Личностные умения: самоопределение, смыслообразование. Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникат-е умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникат-е умения: Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные умения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап включения нового знания в систему знаний и повторения ( 13 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обобщить знания учащихся по теме | Итак, ребята, давайте повторим то, что мы изучили на уроке. Я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. На аукцион выставлены задания разного уровня сложности. Чем сложнее задание, тем большее количество баллов вы сможете заработать. Кроссворд 5 баллов. Сл№ 1.Школа для спортивной борьбы и упражнений 2. Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости. 3. Специальная палочка с заострённым концом для письма на табличках, натёртых специально воском. 4. Место, где обучались сыновья свободных греков с 7 лет 5. В переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка». Текст с ошибками. 4 балла. Исправьте не менее 5 ошибок в тексте: Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам. «Ключевое слово». 4 балла Отметьте знаком «+» слова, относящиеся к теме урока, знаком «-» не относящиеся. Слова: палестра, институт, розги, стиль, бумажная книга, лекарство, школа, компьютер, мел, бег, педагог, письмо, фломастеры, ручка, тетрадь, красноречие. «Убери лишнее», 3 балла Зачеркни лишнее понятие.
«Логическая цепочка» 3 балла. Продолжи цепочку:
Взаимопроверка выполнения учащимися заданий этапа. Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока? - определить, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей. (Слайд ) Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования и в Древней Греции, и в наших школах одна – получение знаний стремление к совершенствованию. | Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства; Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникат-е умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап рефлексии учебной деятельности (3мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? В течение урока мы с вами выполняли различные задания, зарабатывали баллы. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как оцените свою работу? На экране вы видите разные варианты начала предложения. Одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка, подведите итог нашего урока:
древнегреческий философ Платон писал: "...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же - самое дикое создание из всех существующих на земле..." | 1. Учащиеся оценивают свою деятельность: отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки Используют «Лесенку успеха» и смайлики | Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникат-е умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные умения: определение ключевых понятий.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | § 38, (Слайд ) задание по выбору
выделите плюсы и минусы афинского образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/
Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...