Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Куулар Омак Владимирович

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry_na_ug.docx31.95 КБ
Файл olimpiyskie_igry_na_ug.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Олимпийские игры в древности

Цели: - ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

 - продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ;

 - сформировать яркое, образное, эмоционально - окрашенное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурные,  назовите пожалуйста отсутствующих на уроке.

Ответ дежурного по классу: на уроке присутствуют все.

- Проверьте, все ли у вас есть к уроку. Я вижу, что все учебные принадлежности у вас готовы, это говорит, что вы готовы к эффективной работе в классе.

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (обратить внимание, чтобы ответы учащиеся давали полные). Спасибо, садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Основание греческих колоний»

Работа с картой (по журналу выборочно):

  1. Назови любые греческие колонии (воспользуйся картой). (Самые известные из них на побережье Черного моря - Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Византий, Танаис, на побережье Средиземного моря - Сиракузы, Карфаген, Кирена, Неаполь, Массилия, о. Корсика, Египет)
  2. Каким знаком на карте обозначены колонии греков? (Кружочком.)
  3. Что обозначают стрелочки на карте? (Направления греческой колонизации.)
  4. Какие колонии находятся в Северной Африке? (Кирена и местечко в дельте Нила (Египет).

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова (фронтальный опрос):

  1. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей.)
  2. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл.)
  3. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей.)

Догадались ли вы, о каких героях мифов идет речь?

Работа с карточкой (индивидуальная работа):

КАРТОЧКА

  1. Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях? Поскольку в Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: все это заставляло греков осваивать новые земли - колонии.
  2. Что привозили купцы из Греции в колонию?

Купцы из городов Греции привозили в эти колонии вино, оливковое масло, изделия ремесла – оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

  1. Что вывозили из неё?

В обмен купцы приобретали у колонистов и местных племен пшеницу, рабов, шкуры животных, мед.

  1. Как греки называли себя и свою Родину?

Греки называли себя эллинами, а Грецию Элладой.

  1. Переход к изучению новой темы

Внимательно прочитайте слова Древнегреческого философа Пиндара " Нет другой звезды благороднее солнца - звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - …" О каких играх идет речь? (Об Олимпийских играх) Тема нашего сегодняшнего урока – Олимпийские игры в Древней Греции. (Запись в тетради даты и тему урока)

Целеполагание (учитель определяет  цель урока вместе с учащимися)

-   Ребята, глядя на данную тему урока, скажите: 

- Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

 -   А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

 -  Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Как проходили Олимпийские игры? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

  • Ознакомимся с историей Олимпийских игр.

К концу урока необходимо выяснить, почему древние греки так гордились играми?

  1. Изучение новой темы

План

  1. Первые Олимпийские игры.
  2. Пять незабываемых дней.
  3. Победители Олимпийских игр.
  4. Современные Олимпийские игры.

На доске: тема урока, дата 776 г. до н. э., 1896 г. новые слова: атлет, стадий

 ипподром, пятиборье (пентатлон), Милон, Феаген.

  1. Слово «олимпийский» происходит от названия горы Олимп и местности Олимпия в Греции. В начале VIII века (776г.) до н.э. в этой местности греки начали проводить большие спортивные состязания. Они назывались Олимпийскими играми или Олимпиадами. (Слайд № 7)

Древние греки создали множество прекрасных легенд о появлении первых Олимпийских игр. Об одной из них расскажет нам (выступление учащегося) ___________.  Вопросы по выступлению. - Кто основал Олимпийские игры?  - Кому посвящались Олимпийские игры? (слайд № 8)

Запись в тетради (Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. в Олимпии, городе, расположенном в южной Греции. Игры были посвящены Богу, Зевсу.) (Слайд № 9)

Физминутка. Игра «Жили ли они?». (слайд №10) Из предложенного списка имен (На доско будут появляться имена), известных из истории Древнего Мира, если узнаете тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), то хлопаете перед собой, а тех кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях, то хлопаете над головой. Условия игры всем понятны? Тогда начинаем. (Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Дракон, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Одиссей, Тутмос) Молодцы, садитесь. А теперь посмотрите все на улицу и подумайте обо всем на 2 минуту. Теперь все собрались мыслями и всем стало легче да? Давайте продолжим урок.

  1. Рассказ учителя или сообщения учащихся.

Олимпийские игры происходили летом и продолжались пять дней. В первый день было торжественное открытие: атлеты (Запись на тетради. Участник состязаний, человек крепкого телосложения.) приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения. (Слайд № 11)

Следующие 2-ой, 3-ий, 4-ые дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Большинство состязаний происходило на стадионе, который имел продолговатую форму. Плату за посещение стадиона не брали. Хотя вход на состязания был бесплатный, женщинам было запрещено появляться на Олимпийских играх. Это был исключительно мужской праздник. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями.

Программа состязаний включала несколько видов спорта, но основными были бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборье (пентатлон). (Отметьте на тетради схему пентатлона. Слайд № 12.)  Самая короткая дистанция в беге равна 192 м. – и называется она стадий. Какое слово образовалось из слова стадий? (стадион). Одним из видов состязания был бег в шлеме и со щитом. На беговой дорожке устраивались состязания по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. Спортсмены соревновались и по прыжкам в длину, часто использовали при этом гири.

Борьба была любимым состязанием. Для победы требовалось, чтобы борец трижды коснулся земли обеими лопатками. Не менее любимым состязанием был кулачный бой: бойцы наносили удары только по лицу и голове. Схватка длилась до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным. (слайд № 12)

Конные состязания проходили на ипподроме (Запись в тетради нового термина), колесницы пробегали 13 км. (Слайд № 13)

Пятый день Олимпийских игр проходит награждение олимпиоников. Как вы думаете кто такие Олимпионики? (Это победители в соревнованиях Древней Греции) (Слайд №14)

  1. Победители Олимпийских игр. Статуи которые сохранились в наше время. (Слайд № 15) 

Олимпийские игры - не только спортивное событие в жизни Древней Греции. Игры еще раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. (Слайд №16)

4.  Современные Олимпийские игры. (Доп. материал) (Слайд № 17. 18. 19.)

V. Закрепление изученного материала.

Слайд № 20 Исторический пазл

Слайд № 21 Задача

Слайд № 22 Проверь себя. Соответствие

Слайд № 23 Применение новых знаний. Задание Верно или нет? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,)

VI. Домашнее задание:

  • Прочитать § 33;
  • творческое задание по выбору:

- придумайте рассказ «В чем отличия Олимпийских игр древности от современных?»,

- составьте список видов летних состязания и зимних состязаний современных Олимпийских игр;

Применение новых знаний: Будущие Олимпийские игры.

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия: (Слайд № 27)

Дополнительный материал №1

  • Согласно мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
  • Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Дополнительный материал №2

В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».

Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»

Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы - наследники этой цивилизации!» - воскликнул он, заканчивая лекцию.

Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Париже 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета.

Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и нынешнюю, - местом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афины - столица Греции.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Энциклопедия для детей. Спорт. Том 20.

М.: Аванта+, 2001. С. 25.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куулар Омак Владимирович , учитель истории МБОУ Алдан-Маадырской СОШ Сут-Хольского кожууна Урок «Олимпийские игры»

Слайд 2

1) Назови любые греческие колонии. 2) Каким знаком на карте обозначены колонии греков? 3) Что обозначают стрелочки на карте? 4) Какие колонии находятся в Северной Африке?

Слайд 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова? «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!» Прометей «До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!» Геракл «Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!» Тессей

Слайд 4

Работа с карточками: КАРТОЧКА 1. Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях ? Поскольку в Греции было мало , пригодных для , не хватало продуктов , велась борьба между и : все это заставляло греков осваивать новые земли - . 2. Что привозили купцы из Греции в колонию? Купцы из городов Греции привозили в эти колонии , , изделия ремесла – , , , статуи из . 3. Что вывозили из неё? В обмен купцы приобретали у колонистов и местных племен , , животных, . 4. Как греки называли себя и свою Родину? Греки называли себя , а Грецию . почв земледелия питания демосом знатью колонии вино оливковое масло оружие вазы мрамора рабов пшеницу ткани шкуры мед эллинами Элладой

Слайд 5

" Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры" . Древнегреческий философ Пиндар Определяем тему урока и цели урока

Слайд 6

Определяем проблему ЗАЧЕМ ГРЕКИ ПРОВОДИЛИ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ?

Слайд 7

Слово «олимпийский» происходит от названия горы Олимп и местности Олимпия в Греции. В начале VIII века (776г.) до н.э. в этой местности греки начали проводить большие спортивные состязания. Они назывались Олимпийскими играми или Олимпиадами .

Слайд 8

Древние греки создали множество прекрасных легенд о появлении первых Олимпийских игр. По одной из них, Игры основал Геракл.

Слайд 9

Спортивные состязания проходили в ОЛИМПИИ Они были посвящены Богу Зевсу

Слайд 10

Физминутка Игра «Жили ли они?» Хеопс, Дионис , Апполон , Геродот , Сет , Зевс, Дракон , Хаммурапи , Солон, Прометей , Гомер, Посейдон , Ахиллес , Геракл , Одиссей , Тутмос ,

Слайд 11

Праздник в Олимпии занимал до пяти дней. 1 день – Открытие Олимпиады Перед началом спортивных состязаний атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно . Судьи клялись выносить справедливые решения.

Слайд 12

2,3,4 дни Олимпиады- дни соревнований

Слайд 13

Соревнования колесниц

Слайд 14

Олимпиоников награждали: Оливковый венок Прижизненная статуя (для победителей 3 Олимпиад) Почести Олимпионикам в своем полисе: Пожизненная пенсия Пожизненное питание Освобождение от налогов Почетное место в театре 5 день - награждение победителей

Слайд 15

«Милон Кротонский » Легендарные атлеты Феаген

Слайд 16

Открываем новые знания ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ГРАЖДАНАМ ГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ , ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ОДНИМ НАРОДОМ, ПРОСЛАВИТЬ СВОЙ ПОЛИС. « О спорт! Ты – мир!»

Слайд 17

Почему возродились Олимпийские игры? Кто смог возродить эту традицию? Пьер де Кубертен Члены Международного олимпийского комитета

Слайд 18

Возрождение Олимпийских игр Афины , 1896 год

Слайд 19

7 по 23 февраля 2014 года -ХХII зимние Олимпийские игры и ХI Паралимпийских зимних игры Общее количество медалей Всего Место Страна Золото Серебро Бронза 1 Россия 13 11 9 33 2 Норвегия 11 5 10 26 3 Канада 10 10 5 25 4 США 9 7 12 28 5 Нидерланды 8 7 9 24 6 Германия 8 6 5 19 7 Швейцария 6 3 2 11 8 Белоруссия 5 0 1 6 9 Австрия 4 8 5 17 10 Франция 4 4 7 15 Всего 99 97 99 295

Слайд 20

Исторические пазлы 2. О л и м п и я 1. А т л е т В. Место проведения Олимпийских игр? Б. Участник состязаний, человек крепкого телосложения? Г. Состязание , которое включало в себя 5 видов спорта А. Победитель в соревнованиях Древней Греции 3. П я т и б о р ь е Д. Место для проведения конных соревнований 5.О л и м п и о н и к 4. И п п о д р о м

Слайд 21

776 год Р.Х. До Н.Э Н.Э 394 год В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. А сколько лет в Древней Греции шли олимпийские игры? Реши задачу 1170 лет

Слайд 22

Проверь себя 1 2 3 4 5 МОЛОДЦЫ!

Слайд 23

Применение новых знаний. Верно или нет? 1 . Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры. 2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере . 3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры. 4. 2, 3, 4-ые дни Олимпийских игр были посвящены состязаниям по различным видам спорта. 5. Купив билет в первом ряду на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов в пятиборье. 6. Пентатлон – это состязание которое включало 5 видов спорта: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. 7. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры. 8. Конные состязания проходили на ипподроме, колесницы пробегали 13 км. 9. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

Слайд 24

Домашнее задание Прочитать § 33; творческое задание по выбору: - придумайте рассказ «В чем отличия Олимпийских игр древности от современных?», - составьте список видов летних состязания и зимних состязаний современных Олимпийских игр;

Слайд 25

Новые знания Наша эра 2014 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030 XXII Зимние XXXI Летние XXIII Зимние XXXII Летние XXIV Зимние XXXIII Летние XXV Зимние XXXIV Летние XXVI Зимние Отметь на ленте времени будущие Олимпийские игры:

Слайд 26

Следующие летние Олимпийские игры XXXI. 2016 г. Рио-де-Жанейро. Бразилия. Рио-де-Жанейро выиграл конкурс среди городов, подавших заявки. Впервые Олимпийские игры пройдут в Южной Америке.

Слайд 27

Я узнал... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 28

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

План-конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан по технологии развития критического мышления...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Предмет: история Древнего мира (параллель 5-х классов).Тема урока: «Олимпийские игры в древности »Форма урока: Изучение нового материала с элементами практической  деятельностиТип уро...

Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Олимпийские игры в древности»

Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Презентация и опорный конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. После проверки домашнего задания, учащиеся сами определяют новую тему. Конспект наполнен дополнительным раздаточным материалом, который помогает учащимся добыват...