Военно-патриотическое воспитание на уроках истории России в кадетской школе
учебно-методический материал по истории на тему

Степанова Лариса Александровна

Кадетские школы  представляют собой уникальную модель военизированного образовательного учреждения, имеющего ряд специфических особенностей. Одной из таких особенностей является приоритетность военно-патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvalifikatsionnaya.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЮЖНО – САХАЛИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА Г. ЮЖНО - САХАЛНСКА

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории России в кадетской школе

     

Выполнила: учитель истории

Степанова Лариса Александровна

Южно – Сахалинск

2009

     


Содержание

Ведение                                                                                             с. 3

Глава I. Военно–патриотическое воспитание                                   с. 6

Глава II. Значимость уроков истории в военно-

патриотическом воспитании                                                            с. 9

Глава III. Военно-патриотический компонент, содержащийся

 в нормативных документах и учебниках истории                          с. 14

Заключение                                                                                                с. 25

Литература

Введение.

                Новый этап исторического развития России предполагает модернизацию системы образования. Заметным явлением современного российского образования стало многообразие типов и видов образовательных учреждений, среди которых значимыми стали кадетские школы, они представляют собой уникальную модель военизированного образовательного учреждения, имеющего ряд специфических особенностей. Одной из таких особенностей является приоритетность военно-патриотического воспитания

        В Российской Федерации в 1990-е годы идеи патриотизма и патриотического воспитания замалчивались или однозначно трактовались как идеологическое наследие советской системы. И только в конце 1990-х годов российское общество осознало ценность и значимость патриотического воспитания как ведущего направления государственной образовательной политики.

        Нормативные документы последних лет предусматривают формирование у подрастающего поколения идей патриотизма, в том числе и ключевого ценностного понятия «Отечество». На  это ориентируют Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 20010 годы». Целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 20010 годы» является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Из ряда задач, которые призвана решать Государственная программа следует отметить ту, которая касается непосредственно школ, а именно – «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения». В программе особо отмечено, что «приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в общеобразовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельность школы, семьи и общественных организаций (объединений)».

        Осмысление темы патриотизма в XX веке в русле развития общественной мысли содержится в работах многих выдающихся отечественных мыслителей – Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, И. А. ильина, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, Л. И. Шестова и многих других.

И сегодня очень важным является возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в каждом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с этой землей, и, прежде всего, ее истории. Пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг друга поколения людей, вершащих судьбы мира. Что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то остается в памяти поколений навсегда, становясь частью истории этого народа. Именно такие, значимые для судеб народа страницы его жизни и получают отражение в устной и писаной истории Отечества. Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Таких славных страниц немало в истории России и россиянину есть чем гордиться в прошлом своей Родины. Именно эту мысль необходимо донести до сознания ребенка, чтобы развернуть его к изучению истории Отечества, вызвать в нем как познавательный интерес, так и позитивный настрой на активную и заинтересованную познавательную деятельность.

Школьное историческое образование имеет бесценное значение для воспитания гражданина. Патриотическое воспитание, наряду с духовно-нравственным, является ключевым направлением воспитания.

Актуальность: Образование слишком зациклилось только на гражданском воспитании, правовом, экологическом, краеведческом и так далее. Испокон веков гражданин и патриот проверялся одним: может ли он защитить, если нужно, свою страну. Поэтому школа должна , с одной стороны, заложить в ребенка знание основ истории Отечества, а с другой стороны, в ходе изучения этой истории сформировать его сознание, как сознание человека, гордящегося прошлым родной страны и своей принадлежностью к ней, т.е. воспитать патриота. Воспитание  мужчины, защитника, способного постоять за себя, своих близких, свою страну, в нашей "феминизированной" школе упущено это является одной из проблем современного воспитания.

Цель: осуществить отбор учебного материала, раскрывающего сущность понятия «военно-патриотическое воспитание» на уроках истории для моделирования профессиональной деятельности.

Задачи: рассмотреть понятие «военно-патриотическое воспитание»

определить значимость  военно-патриотического воспитания в школьном курсе истории

отобрать материал, содержащий темы по военно-патриотическому воспитанию  курса истории в основной школе

Объектом исследования является содержание исторического образования в основной школе

Предмет исследования – государственный образовательный стандарт по истории, программа основного общего образования по истории, учебники «История России» А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной.

Первая глава посвящена раскрытию понятия  «военно-патриотическое воспитание», рассмотрены цель, компоненты военно-патриотического воспитания и его направления.

Во второй главе рассматриваются роль исторического образования, как фактора социализации учащихся, формирующего мировосприятие, гражданско-патриотическую позицию, вопросы военно-патриотического воспитания в процессе изучения истории России в школе.

В третьей главе  определяются особенности ориентации Государственного образовательного стандарта, программ, учебников по истории военно-патриотическим компонентом.

Глава I. Военно–патриотическое воспитание

        Военно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у кадет высокого патриотического сознания, чувства верности своему  Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание включает в себя нравственное направление и общее образование, поскольку уровень развития современной боевой техники требует широких знаний точных наук, а формирование духовных и личностных качеств  гражданина и офицера всецело зависит от знаний гуманитарных наук и истории в том числе. Военно-патриотическое воспитание направленно на всестороннее изучение боевого опыта нашего Отечества с целью формирования гражданской позиции и ответственности за свою страну. В России имелся богатый опыт воспитания подрастающего поколения, благодаря которому страна имела хорошо образованных граждан, трудящихся на любом поприще на благо своей страны. В России была создана четкая система образования, включающая в себя и сеть кадетских корпусов, и институты благородных девиц. История России неразрывно связана с историей русских кадетских корпусов. На протяжении почти 300-летней истории воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли не только славу и гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

Принципиальное отличие российской системы образования от европейской заключалось в том, что молодежь, прежде всего воспитывали, а потом обучали. Это учило воспитанников помнить о своих корнях и быть русскими всю свою жизнь, куда бы судьба их не забрасывала. Военно-патриотическое воспитание до 1917 г. велось, в основном, среди тех, кто имел возможность получать образование (дворянство, купечество, отдельные группы мещанства, казачества и крестьянства). В кадетских корпусах оно было поставлено на очень высокий уровень, что дало блестящие результаты. Недаром с гибелью кадрового офицерского корпуса, воспитанного на традициях преданности престолу и отечеству, в горниле первой мировой войны самодержавие потеряло опору в армии, и стала возможна Февральская революция.Во все времена выдающиеся государственные деятели и реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного дела во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных, государевых людей. Следовательно, нужна система воспитания и образования, отвечающая особенностям истинно русского национального характера и дающая обществу профессиональные кадры, готовые к служению Отечеству. И такая система в России сегодня сформировалась - это кадетские корпуса и кадетские школы.

Но не стоит военно-патриотическое воспитание воспринимать, как только военное воспитание. Это распространенное ошибочное мнение. Военно-патриотическое воспитание в первую очередь воспитывает в душе ребенка чувство ответственности за свою страну

Деятельность по военно-патриотическому воспитанию определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны.

Цель военно–патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Военно-патриотическое воспитания призвано обеспечить развитие у кадет нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

 Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Патриотическое -  воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Воспитание  на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев,  организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно – Морскому  флагу; служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между воинами и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий -через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень кадета тем богаче чувство патриотизма.

Воспитание детей - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге «Путь духовного обновления» рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, «национального воспитания» своих детей. Остановимся на некоторых их них:

История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь».

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание - значит содействовать этому распаду и исчезновению.

 Нужно постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: «мое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству». А вот поэт Б. Пастернак говорит об адмиралах Нахимове и Ушакове:

Вся жизнь их - подвиг неустанный,

Они, не пожалев сердец,

Сверкают темой для романа

И дали чести образец.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через кодекс чести кадета, курсанта,  офицера.

Глава II.  Значимость уроков истории в военно-патриотическом воспитании.

В настоящее время возросла роль исторического образования как фактора социализации учащихся, формирующего мировосприятие, гражданско-патриотическую позицию. Содержание истории как учебного предмета позволяет учащимся освоить культурно-исторические традиции своего народа.

Цели изучения истории, имеющие отношение к воспитанию отражены в Государственном стандарте школьного исторического образования. В основной школе:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории  и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины отнесено к приоритетным целям.

Изучение героических страниц истории России представляет богатые возможности патриотического воспитания кадет. Еще древние называли историю «наставницей жизни». Военно-патриотическое воспитание невозможно без передачи опыта накопленного поколениями, боевых и духовных традиций. На конкретных исторических фактах и событиях раскрываются идеалы старших поколений. «История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг».        

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве”.

Военная история составляет существенную часть содержания школьного курса истории, а уроки по военной тематике оказывают огромное влияние на подрастающее поколение и обладают большим воспитательным потенциалом. Изучение военной тематики, героического прошлого нашего народа на уроках истории всегда служило для формирования патриотов. Военная история России является ярким свидетельством того, как в борьбе за независимость родной земли наши предки проявляли мужество, стойкость, храбрость, силу духа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Уроки истории всегда являлись благодатной почвой для взращивания патриотического сознания. Но чтобы достичь этого, педагог должен уметь затронуть самые тонкие душевные струны своих учеников, задеть их за “живое”, “погрузить” в атмосферу жизни того исторического времени, о котором он ведет рассказ на своем уроке. Только такое аутентичное “проникновение” в прошлое позволит ученикам открыть для себя давно прошедшие времена, постичь их истинную суть, озаботиться их бедами и тревогами, радостями и ожиданиями. Только в этом случае ученики окажутся в состоянии искренне сопереживать персонажам далекого прошлого, как своим современникам, осваивая исторический материал заинтересованно и глубоко эмоционально. Бесспорно, что прочность такого знания будет намного большей, чем знания, полученного в форме простой передачи информации.

Что необходимо для выполнения задачи “погружения” на уроке истории? Иногда бывает достаточно какого-то яркого вводного эпизода, описания какой-то конкретной ситуации, связанной с изучаемым историческим временем, чтобы ученики оказались как бы вовлеченными в круг описываемых событий, затронутыми ими эмоционально. Тогда дальнейший рассказ учителя, насыщенный уже более информативным материалом, с установлением причин и следствий, с анализом изучаемых явлений, дат, будет протекать на этой эмоциональной волне, вызванной глубиной переживания описываемых событий в душе учащихся.

Какие факторы лежат в основе патриотического воспитания на уроках истории? Патриотическое воспитание осуществляется на уважении отечественной истории, объективной оценке исторического пошлого, на иллюстрациях героической борьбы, подвигов, талантов, в том чисел и военных, российских граждан – примерах для подражания.

        Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать – но тем не менее шли на смерть – сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты и танки, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны.

        Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Немало героев было и в смоленской войне 1632 -1634 гг. и в «Азовском сидении» 1637 – 1642 гг., в северной войне 1799 – 1721 гг. и в отечественной войне 1812 г, и даже в войнах проигранных Россией  - Русско – японской 1904 – 1905 гг. и Первой мировой 1914 – 1918 гг.

        В Смоленскую войну к примеру, благодаря подвигу Григория Радецкого был взят осажденный Полоцк, о чем рассказывает Разрядная запись.

        Или подвиг П. Н. Нестерова в годы Первой мировой войны – первый в мировой авиационной практике таран. Через полгода этот подвиг повторил летчик А. А. Казаков. В Отечественную войну 1941 – 1945 гг. советские летчики совершили около 650 таранов. Стало быть, воспитательная значимость исторического факта налицо. Подвиг П. Н. Нестерова стал символом русских летчиков в борьбе с врагом. И каждый военнослужащий, получивший учрежденную несколько лет назад медаль Нестерова, носит ее  на груди с особым чувством гордости.        

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

В материалах подготовленных в рамках проекта  «Разработка структурных компонентов информационно-образовательной среды учебных предметов «История»  и «Обществознание» на второй и третьей ступени  общего образования»,  реализуемого в 2008 году ОАО «Издательство «Просвещение»  по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию Программа курса «История России» записано:

«Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений. Исходя из этого, основной воспитательной задачей исторического образования в современной российской школе становится формирование российской идентичности, которое является одним из важнейших факторов дальнейшего укрепления российской государственности, формирования граждански сознательной и патриотически настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства. Важно отметить при этом, что вся эта работа строится не на отвлеченно-субъективных, конъюнктурных началах, а на объективно-научной основе, современных данных исторической науки».

Военно-патриотическое воспитание в процессе обучения кадет, прежде всего, должно иметь ярко выраженную нравственную, мировоззренческую направленность и выступать как активный познавательный процесс. Учитель, опираясь на представления кадет о любви к Родине, уважения к ее армии, уточняя и обогащая их, создает у ребят яркие образы, вызывающие эмоциональное отношение к тому, что отраженно в исторических и литературных произведениях, постепенно переходя от единичных образных представлений о патриотизме к их обобщению, усвоению ведущего смыслового значения этого понятия. Эмоциональные характеристики вождей освободительных войн, яркое изложение выразительных эпизодов борьбы с захватчиками в ее различных формах, показ бережной памяти народа о подвигах героев в песнях и сказаниях производит сильное впечатление на ребят. По мере изучения истории чувство любви к Родине, воспитанное у младших кадет, усиливается в последующих классах, углубляются также в сознании кадет понятия «Отечество», «патриот», «воинский долг», «героизм». В неразрывной связи с патриотизмом кадетами усваивается идея необходимости защиты Родины.

 Несмотря на особенности процесса обучения и образования в кадетских корпусах  и школах XXI века, своеобразие традиций в современных кадетских корпусах России, возрождение происходит на традициях русских кадетских корпусов.

На уроках истории России учитель в нашей школе акцентирует внимание кадет и на событиях и фактах истории кадетского  образования в России и истории российской армии.

Серьезной проблемой преподавания этого материала является отсутствие методического и дидактического материала для учителя, учебного пособия для учащихся, содержащего определенный хронологический и терминологический инструментарий, вопросы и задания, своеобразие имеющейся литературы, ее крайне ограниченное количество. Этот материал несет огромный воспитательный потенциал.  Анализировать события 1918–1920 годов помогает стихотворение “ Знамя”. Преобладающая часть творцов великой русской культуры были выпускниками кадетских корпусов, продуктом русской целостной системы обучения и воспитания. К урокам соответствующих тем кадеты готовят сообщения и доклады о прославленных адмиралах П.Нахимове и Ф. Ушакове, знаменитых композиторах С. Рахманинове и А. Скрябине, филологе В. Дале, Невельском и его соратниках, которые тоже были кадетами Морского кадетского корпуса. Рассказывая о М. И. Кутузове, отмечаем, что он был воспитанником, а затем  и директором Первого кадетского корпуса. Обращаясь к кадетам, сказал: “Я получил и чины, и ленты, и раны, но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят: он настоящий русский солдат”.

В процессе изучения истории России необходимо чтобы знания об Отечестве приобретали для кадета личностный смысл, проходили через его эмоциональные переживания и превращались в руководящие мотивы его действий и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Особенности урока истории России в 6 кадетском классе общеобразовательной школы

В данной работе представлен опыт учителя по организации учебного процесса в кадетском классе с учетом патриотической направленности, профильных особенностей урока и гендерных особенностей учащи...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...

Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.

Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе

Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные...