Урок истории на тему «Внешняя политика Николая I»
методическая разработка по истории на тему

Лисянская Марина Викторовна

Конспект урока с проверочным тестом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse_vnesh_pol._nik.1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

«Внешняя политика Николая I».

Цели урока:

- изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX века;

- выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;

- развивать навыки работы с картами, выделять главное, анализировать.

Оборудование:

 карта «Россия в I половине XIX века», контурные карты, тетрадь.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение новой темы:

а) Россия и революции в Европе;

б) русско-иранская война 1826-1828 гг.;

в) русско-турецкая война 1828-1829 гг.;

г) обострение русско-английских противоречий.

      3.   Закрепление материала.

Использованные технологии:

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Работа над тестами:

  1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?

а) Первая в России стачка рабочих.

б) Образование Северного общества.

в) Восстание декабристов.

г) Образование Южного общества.

       2) В XIX веке Россия по форме правления была:

            а) самодержавной монархией;                          в) феодальной республикой;

            б) конституционной монархией;                      г) демократической республикой.

       3) В I-й половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:

             а) барщиной;                                                    в) оброком;

             б) гужевой повинностью;                               г) отработками.

       4) Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

             А) Дворяне.                                                    В) Почетные граждане.

             Б) Купцы.                                                        Г) Мещане.  

        5) Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:

              а) А.С.Грибоедов;                                          в) М.И.Кутузов;

              б) А.М.Горчаков;                                           г) А.Х.Бенкендорф.

        6) В 1826 г. было учреждено Третье отделение «Собственной его императорского величества канцелярии», которое стало:

              а) органом цензуры;                                    в) органом политического сыска;                          

              б) идеологическим центром;                      г) своего рода личной гвардией государя.

         7) Начальник Третьего отделения граф А.Ф.Бенкендорф одновременно являлся шефом:

              а) цензурного комитета;                              д) министерства просвещения;

              б) Синода;                                                     г) корпуса жандармов.

 - Выполнить задание на доске.    Отметьте мероприятия, проведенные Николаем I и направленные на решение крестьянского вопроса.

   1. Принят Указ о «вольных хлебопашцах».

   2. Создано более 10 секретных комитетов.

   3. Проведена реформа управления государственными крестьянами.

   4. Создано министерство государственных имуществ.

   5. Отменено крепостное право.

   6. Разрешена передача крестьянам части земли помещиков.

   7. Проведено переселение крестьян из густонаселенных районов.

   8. Дано разрешение помещикам отпускать крестьян на волю.

   - Заполните пропуски.

     Социально-экономическое развитие России в нач. XIX в.

   Российская империя была _______________ страной, т.к. большую часть населения составляли _______________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______________, а работали _______________ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ______________ и отрабатывали _________________.

   В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- _______________, временно уходившие на заработки  в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в __________________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______________.

   В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые __________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

  - Видеозагадка. Кто ведет диалог и о чем идет речь?

   - Устные ответы у доски:

1. Развитие торговли в первой половине XIX в.

2. Города в первой половине XIX в.

2. Изучение новой темы. Задание классу: в течение урока объяснить, почему восточный вопрос являлся центральным во внешней политике России.

Рассказ учителя с составлением опорного конспекта (Приложение):

  1) Россия и революции в Европе;

  2) русско-иранская война (1826-1828);

  3) русско-турецкая война (1828-1829);

  4) Обострение русско-английских противоречий (для самостоятельного изучения с последующим ответом на вопрос: в чем состояла причина обострения англо-русских противоречий?)

   Подводим итог урока:

 внешняя политика Николая I способствовала укреплению позиций России в Закавказье и на Черном море, но обострила отношения между Россией и Англией, что привело к дальнейшим кризисам и Крымской войне.

   Домашнее задание:

стр. 71-74 учебника, конспект, задания в контурной карте.

                                          Учитель                                             М.В.Лисянская 

     Рассказ учителя с составлением опорного конспекта. Использование карт.

   

   - Заполните пропуски.

     Социально-экономическое развитие России в нач. XIX в.

   Российская империя была _______________ страной, т.к. большую часть населения составляли _______________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______________, а работали _______________ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ______________ и отрабатывали _________________.

   В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- _______________, временно уходившие на заработки  в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в __________________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______________.

   В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые __________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

   - Заполните пропуски.

     Социально-экономическое развитие России в нач. XIX в.

   Российская империя была _______________ страной, т.к. большую часть населения составляли _______________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______________, а работали _______________ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ______________ и отрабатывали _________________.

   В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- _______________, временно уходившие на заработки  в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в __________________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______________.

   В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые __________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

   - Заполните пропуски.

     Социально-экономическое развитие России в нач. XIX в.

   Российская империя была _______________ страной, т.к. большую часть населения составляли _______________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______________, а работали _______________ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ______________ и отрабатывали _________________.

   В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- _______________, временно уходившие на заработки  в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в __________________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______________.

   В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые __________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

         План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»...

Технологическая карта урока истории пот теме "Внешняя политика Александра III"

Данная разработка может быть использована при проведении урока истории в 8 классе по теме "Внешняя политика Александра III"....

Презентация к уроку истории в 8 классе. Тема: "Внешняя политика Николая 1"

Презентация к уроку истории в 8 классе. В ней вы найдете самый важный материал по теме: "Внешняя политика Николая 1"...

Презентация к уроку истории по теме "Внешняя политика СССР в 20-е гг."

Презентация к уроку, включающая основные элементы темы....

Презентация по истории России на тему: Внешняя политика Николая I

Презентация по истории России на тему: Внешняя политика Николая I...