Проектная работа по истории и чтению «Дела давно минувших лет…» в 5,8 классах
проект по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Материал включет описание проектной работы и конспект исходного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекной работы | 16.68 КБ |
Конспект исходного мероприятия | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа по истории и чтению «Дела давно минувших лет…»
в 5,8 классах
Руководители: Трегулова Л.И., учитель истории, Прядильникова З.В.. учитель русского языка и чтения.
Время работы над проектом: октябрь 2016 - 2017 уч.г.
Режим работы: 1 месяц.
Образовательные, воспитательные и развивающие цели:
– Изучить тему «Смутное время», требуемое учебным планом и образовательными стандартами.
– Развивать эмоциональность, память, логическое и критическое мышление, речь, творческие способности.
– Сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике,
показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К. Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
– Воспитывать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
ЗУН и общеучебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по истории, литературе;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- выделять главную мысль;
- навыки работы с персональным компьютером, работы в Интернете;
- вести поиск нужной информации.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация
Работа над проектом была разбита на пять этапов:
I этап: Вводный этап
Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Что мы отмечаем 4 ноября? День народного единства. Если полистать школьные учебники, то мы не найдём в них подробной характеристики событий этого дня.
До сих пор день 4 ноября отмечался православной церковью как праздник Казанской иконы Божьей Матери, чьему заступничеству ополчение Минина и Пожарского обязано освобождением Москвы от поляков в 1612 году.
В 2005 году этот день стал государственным праздником. Чтобы понять его суть, обратимся к историческим истокам.
В работе рассказывается о победе над оккупантами и о единении перед лицом внешней опасности.
Уникальный в нашей истории случай – не по приказу «сверху», а своей волей организовались ополченцы гражданина Минина и князя Пожарского.
Память о героизме и искреннем патриотизме русских людей очень важна сегодня.
II этап: Поисково-исполнительский этап
Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.
III этап: Результаты и выводы
Сделаны выводы и дан ответ на вопрос: « Почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства?». Также обучающиеся выяснили, что в Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.
IV этап: Презентация
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.
V этап: Оценка результатов
Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.
Оформление:
- исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;
- на доске записаны тема внеклассного мероприятия и эпиграф, демонстрационные материалы, подготовленные для просмотра на компьютере;
- стихи Р.Рождественского “Реквием”, К.Рылеева “Иван Сусанин”.
- Праздничный колокольный звон.
- М.Глинка. Ответ Сусанина полякам “Велик и свят…” из оперы “Иван Сусанин”.
- М.Глинка. Ария Сусанина из IV действия оперы “Иван Сусанин”.
- М.Глинка. Хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин”.
Предварительная подготовка:
- заранее учащиеся получают задания для презентации, раздаются стихотворения для заучивания наизусть;
- подготавливаются газеты о Минине К., Пожарском Д., изгнании поляков из Москвы, раздаются роли участникам мини-спектаклей.
Предварительный просмотр:
«Дела давно минувших дней…»
Ход мероприятия | Слайд |
В начале мероприятия на экране «Дела давно минувших дней…» 1-й чтец. Гаврилова М. Широко ты, Русь, по лицу земли Уж и есть за что, Русь могучая, 1-й летописец. Скачков С. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя Родины совершали подвиги, сочиняли стихи, слагали былины и песни, поэмы… 2-й чтец. Демин Л. Ушли в историю года, Победой вписана строка, 3-й чтец. Артемьев А. И поднималась Русь с колен Деревни, села, города 4-й чтец. Атясов В. С историей не спорят, Едино государство, 5-й чтец. Сафукова Л. Врага он побеждает, 2-й летописец. Жаренков Р. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII в., когда Россия имела примерно такой вид (указывает на картину “Московский Кремль XVI—XVII вв.”). Сценка В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется историк. Историк. Трегулова Л.И. По послушанью в келье этой Летописец отрывается от работы и кладет перо. Историк (обращается к летописцу). О чем, отец, ты летопись ведешь? Кому обращены твои правдивые сказанья? Монах-летописец. Прядильникова З.В. Пусть ведают потомки православных Историк. Изволишь тяжко так вздыхать, Монах-летописец. Средь мирных дел Историк. О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всей вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов - спешат свое умение отдать столице... Монах-летописец .Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа... 1-й летописец. События, о которых мы сейчас узнаем, происходили в начале XVII века – 400 лет назад. Тогда наступили трудные для нашей Родины времена. В отечественную историю они вошли под названием Смутного времени. Смутное время – недоброе время. О Смутном времени на Руси начинается наш рассказ. 2-й летописец. После смерти царя Федора Ивановича прекращается в 1598 году старая династия Рюриковичей. На Земском Соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Он был сильным, честолюбивым государственным деятелем, вел успешную внешнюю политику, при нем укреплялось разоренное при Иване Грозном государство. Ширится Русь к востоку и к югу, возникают новые города. Хорошеет, застраивается новыми зданиями Москва. Сооружаются новые соборы и церкви, дворцы. Появляются типографии. 1-й летописец. Но вот в стране начались суровые времена. Три года не было урожая. И начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Начались бунты. У царя было много противников. Потянулась недобрая молва за Годуновым. В Польше объявился Григорий Отрепьев и объявил себя царевичем Дмитрием. Польша поддержала Лжедмитрия 1 и начала поход против России. … Горе бродит по Руси… Горе!.. Пиксаев Т. Ученица – чтица Гаврилова М. (роль женщины, которая молится). “Господи, спаси От властителей лихих, 2-й летописец. В разгар войны царь Борис Годунов внезапно умер, а Лжедмитрий в Москве венчан на царство. Почти все верили в то, что он истинный наследник. Но недолго продержался Лжедмитрий на московском престоле. Москвичи во главе с боярами Шуйскими перебили в Москве поляков. Притихла Москва. Успокоилась. На престол взошел боярский царь Василий Шуйский. … Смута, смута на Руси!.. Смута!.. Господи, спаси!!.. Пиксаев Т. 1-й летописец. Стали появляться на Руси самозванцы, Лжедмитрии, как из рога изобилия лились. Все поменялось на белом свете. Смутное время. Шаткое время. Жизнь у многих ломается. Словно на качелях судьба качается. Отрекся Шуйский от престола. Власть перешла в руки семи бояр. Семь бояр государством правят. Отдали они престол сыну польского короля Сигизмунда III – королевича Владислава. Пришли поляки. Вступили в Московский Кремль. Перед страной встала угроза потери независимости! (Слайд 10). Сценка Беседа горожан друг с другом. Устинов С.: Совсем обнаглели ляхи-иноверцы! Артемьев А.: Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют. Гросу Ж.: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем. Лозко В.: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на ворога идти. 8-й чтец. Промонов М. Русь дотла разорена 2-й летописец. (Звучит вступление “Увертюры” к опере А. Бородина “Князь Игорь”) Не поддались русские люди польскому нашествию. Запылало, забушевало кругом. Взметнулась Москва огнем. Первое ополчение распалось. Догорала Москва, Догорала битва. Разоренная земля, сожженные города и селения. Плач стоит над Русью. Казалось бы, нет больше свободной Руси… 9-й чтец. Прамонов М. А вокруг… кому не лень 1-й летописец. Но как гласит пословица: “Сколько ночи не длиться – заря наступит”. Так было и на Руси. Не верил в падение Руси Патриарх Гермоген. Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков. И скакали гонцы в разные города. Был послан один из них в город Нижний Новгород посадскому человеку Кузьме Захаровичу Минину. 10-й чтец. Демин Л. Сме-е-е-р-ть… Но грамоты нетленны 2-й летописец. Людно сейчас в Нижнем Новгороде. Собрался народ на базарной площади у кремля. Стони людей здесь, тысячи. 1-й летописец (продолжение). Прочитав грамоту от патриарха, обратился Минин к народу. Предложил создать новое народное ополчение. Сценка Минин. Гросу Ж. Друзья и братья! Русь святая гибнет! – Мы все хотим помочь Москве! Лозко В.:“… Правда,.. Минин! Мы с тобой!” Пиксаев Т.:“Больше нам терпеть нет силы! Минин. Коли хотим помочь, – Заложим жён! Детей своих заложим! – Мы все готовы за тобой отдать копейку трудовую! Буханов М.: “…Чай, недаром славен Нижний, Панникова К.: “…И не даром крестный ход Клименков Ю.: “…Нам Казанская икона, Буханов М.: “… Нечто дальше горе мыкать, Панникова К.: “… Коли ты нам бил челом – 2-й летописец. Призвал Минин всех приносить свои пожертвования на ополчение. 1-й летописец. Готово было ополчение идти против поляков, только нужно было избрать воеводу. Отправились к князю Дмитрию Пожарскому, просить его встать во главе войска. Сценка (продолжение) Минин. Что мешкать даром? Пиксаев Т.: Князь Дмитрий Пожарский! Другого нам не надо! Минин. Бить челом к тебе пришли Пожарский. Артемьев А. В бой за землю предков наших, Атясов В.: Вспомним, братцы, Русь и славу И пойдем врагов разить! Защитим свою державу, Лучше смерть, чем в рабстве жить. Клименков Ю.: Русь родную разоряют, Защитим ее собой! Бранный жар в груди пылает, Сердце просится на бой! Прамонов М.: Эй, вперед, смелей, ребята, С верой, Родиной, царем! Мы верны Отчизне свято, Победим или умрем! 2-й летописец. В начале марта 1612 года народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. К князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси. 1-й летописец. Пополняется, пополняется народное ополчение. Это были изголодавшиеся, исстрадавшиеся, оборванные люди. Шли из Вологды, Коломны, Рязани, Казани, Чебоксар… Шли татары, чуваши, мордвины, удмурты, …, дворяне, люди посадские, вольные казаки…. Трегулова Л.И.. (Звучит вступление “Половецкий марш” к опере А. Бородина “Князь Игорь”) Бой идет… Смертельный бой. Прядильникова З.В. Люди ратные, стрельцы, 2-й летописец 20 августа народное ополчение вступило в Москву. 22–24 августа начался бой, разгромлена армия гетмана Ходкевича. Битва за Москву была упорной и кровопролитной. 22 октября взяли Китай – город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой. 26 октября сдался польский гарнизон в Кремле. 1-й чтец. Гаврилова М. (Под звон колоколов) Вновь в Москве первопрестольной 1-й летописец. Казалось, что России больше нет, в небытие уйдет культура, и быт, и мораль, и право. Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам. Подходило к концу Смутное время. Вскоре был избран на русский престол царь Михаил Федорович Романов. Но, говоря об освобождении Москвы от польских захватчиков, нельзя не рассказать о подвиге Ивана Сусанина. Давайте послушаем, а потом посмотрим сценку по теме. Скачков С. читает отрывок из К.Рылеева “Иван Сусанин”. Известно мне: погибель ждёт Сценка Поляки: Прохоркин С.: Куда ты ведешь нас? Лозко В.: Ты сбился наверно, нарочно с пути; Демин Л.: Но тем Михаила тебе не спасти! Жиренков Р.: Друг за другом идут в молчанье сарматы Устинов С.: “Злодей! Умрешь под мечами!” Сусанин: Скачков С. Не страшен ваш гнев! (Поляки проклинают и убивают Сусанина, но выйти уже не могут.) Гаврилова М.: Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Сафукова Л.: (Звучит “Andante” к симфонии №2 си минор А. Бородина “Богатырская”) …Народ простой, в который раз, (Звучит финал оперы “ Иван Сусанин” со знаменитым хором “ Славься!”) Трегулова Л.И.: Ребята! Мы прикоснулись с вами к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся подвигами наших героев. Честь и хвала нашим предкам! В память об освобождении Москвы на Красной площади на средства князя Дмитрия Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской Богоматери. Не где-нибудь, а на Красной площади с 1818 года возвысился памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором И. Ф. Мартосом. Прядильникова З.В.: Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся нашими соотечественниками, которые принимали участие в освобождении Москвы от интервентов. Честь и хвала нашим предкам! Так будем же достойными их! 1-й чтец В День единства будем рядом, 2-й чтец. Созидать, любить и спорить, 3-й чтец. Все проходит. Остается Родина - И еще немало будет пройдено, Страница 5. Викторина Вопросы. 1. Памятник Минину и Пожарскому стоит на Красной площади, а еще и такой же установлен в этом городе. Где? (Нижний Новгород) 2. После смерти какого царя зашатался московский трон? (И.Грозный) 3. Как звали самозванцев, которые хотели сесть на русский престол? (Лжедмитрии) 4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения? Икона Казанской Божьей Матери 7. Кто автор памятника Минину и Пожарскому? (Скульптор И.П. Мартос) 9. Кто возглавил Второе ополчение против поляков? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский). 10. Деревенский староста, спасший царя Михаила Романова от поляков. (Иван Сусанин). 11. За чьего сына выдавали себя самозванцы Лжедмитрии? (За сына Ивана IV Грозного). 12. Сколько лет назад Москва была освобождена от поляков? 13. Имя Лжедмитрия I. (Ответ: Григорий Отрепьев). | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 |
Список литературы
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.
- Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.
- Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005.
- Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.
- Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""
Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...
"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"
Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...
Дела давно минувших дней
Дела давно минувших дней...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 200-ЛЕТИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ».
ЦЕЛЬ:установить творческое взаимодействие всех участников мероприятия.ЗАДАЧИ: Воспитательные: в игровой форме воспитывать понимание хорошего вкуса в одежде и манерах, приобщать к истокам российск...
Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глуб...