Конспект современного урока
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Конспект современного урока по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sovremennogo_uroka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО  ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

                                             Методическая разработка урока  в контексте ФГОС и требований ИКС  

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Маркисанова Галина Евгеньевна

Район

Г. Дзержинск

Место работы

МБОУ «Средняя школа № 17»

Должность

учитель

Общая информация

Тема урока

Религия древних египтян

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: Формировать представления о религиозной системе Древнего Египта, о пантеоне древнеегипетских богов.

Задачи.

Образовательные – познакомить учащихся с особенностями мировоззрения древневосточного человека;

-характеризовать понятие жречества как  особого сословия в древневосточном обществе.

Развивающие – совершенствовать умения работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, анализировать, делать выводы), описывать иллюстрации, выполнять различные виды заданий.

Воспитательные – воспитывать осознание культурного многообразия мира; уважение к прошлому, культуре других народов, религиозным чувствам верующих.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Дидактическое обеспечение

 Карта «Древний Египет», карточки с заданиями

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
  • предметные
  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные: 1.Выделять главное.

2. Определять понятия.

3. Устанавливать причинно - следственные связи.

4. Находить достоверную информацию из текста

5. Умение делать вывод.

6.Способность решать творческие задачи.

Коммуникативные: 1.умение планировать цели и способы  взаимодействия;

2.Умение слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером,

3. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками

Регулятивные: 1. Определять цель, проблему

2. Выдвигать версии, планировать деятельность.

3. Работать по плану.

4. Оценивать степень и способ достижения цели.

5. овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Формы: индивидуальная,  фронтальная.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник А.А. Вигасин и др., Н.И.Шевченко Методические рекомендации , Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе.

Дополнительная

  • Энциклопедия «Всеобщая история», А.И. Немировский «Мифы и легенды Древнего Востока»

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Презентация к уроку


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

1

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2. Вводно-мотивационный

1

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Беседа. Фронтальная работа.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

3. Актуализация знаний

8

1. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

2. Работа с классом по карте.

- Где находится Египет?

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском?

3. Беседа по вопросу.

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства?

      

4.Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

подведения учащихся к самостоятельной постановке темы  и целей урока

(слайд 1)

Объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Индивидуальная работа с учащимися. Фронтальная работа. Беседа.

  1. Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог

Индивидуальная работа и взаимопроверка в парах.

Отвечают на вопросы и показывают на демонстрационной карте.

В ходе беседы, определяют тему, цель и задачи дальнейшей учебной деятельности

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

.

4. Изучение нового материала

21

  1. Рассказ учителя. (слайд 2)

Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе.

– В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей 

Фронтальная. Словесный. Беседа

2.Сообщения, подготовленные учащимися о богах Древнего Египта. (слайд 3)

- По ходу сообщений ребят заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и

занятия они отражали?

Индивидуальная, фронтальная.
Словесный, творческий, составление таблицы.

3. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

Организует чтение мифа об Осирисе
в учебнике, беседу по его содержанию.

Читает «Суд Осириса». (слайд 4)

– В чем клялся умерший? 

Задание: Прочитайте на стр.55 последний абзац и запишите в тетрадь новые термины и их определения. (слайд 5)

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, терминами. Чтение, беседа.

4.Учитель: (слайд 6)

– Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
О чем свидетельствуют эти факты?

– Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью?

Предлагает прочитать п. 5 §10 и ответить на данный вопрос

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа

Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятие жречества как особого сословия
в древневосточном обществе. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей
 

Учащиеся, получившие предварительное задание, выступают с сообщениями о богах Древнего Египта.

 Слушают сообщения и заполняют таблицу.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты

Анализируют миф. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение

Записывают в тетради термины - мумия, саркофаг.

Беседа по вопросам

Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей.  Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.

Беседа по вопросам

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

7

– Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?

– Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные, например: бык, корова, кролик, крокодил и другие. Было ли это связано с религией? (слайд 7)

– В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе? 

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

Раскрывают причины обожествления сил природы
в египетской религии, роль религии
в древнеегипетском обществе. Характеризуют понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе
 

Беседа по вопросам

6. Подведение итогов урока

5

Рефлексия.  «Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?».(слайд 8)

Выставление оценок за работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке в письменной форме на бланке.

7. Организация изучения домашнего задания

2

Комментирует задание.

§ 10-пересказ.  (слайд 9)

Дифференцированное задание: нарисовать рисунок  или составить кроссворд с заданиями и ответами по теме урока.

Фронтальная беседа. Словесный. Сообщение учителя

Записывают задание, уточняют

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект современного урока по новым ФГОС для 2 класса по теме" Сколько тебе лет"

Урок английского языка по теме "Сколько тебе лет?" для 2 класса пр УМК "Enjoy English" Биболетова.Разработанный по новой схеме с УУД на каждом этапе урока. Соответствует ФГОС....

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».

Методическая разработка современного урока по английскому языку в 8 классе выполнена по теме «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».  в  соответствии с поурочн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: « HOLIDAYS» «Праздники»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКАПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».

Методическая разработка метапредметного урока по английскому языку по теме: "Урок победы"...