КТП рабочая программа по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ
Предмет История
Класс 11
УМК: Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни / А.А. Улунян,
Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.:«Просвещение»,2014.
А.А., Улунян Всеобщая история: Новейшая история, 11класс.: мет. Пособие для учителя М.:Просвещение,2010г.
История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.С. Измозик, С.Н. Рудник; под общ. ред.
Р.Ш. Ганелина – М.: «Вентана-Граф, 2014.
"История России: проектирование учебного курса. 11 класс. Методические рекомендации"/ О.Н. Журавлёва М.: «Вентана-Граф, 2013.
"История России. 11 класс. Методическое пособие" / Е.Н. Сорокина - М.: «Вентана-Граф, 2013.
"История России. 10-11 классы. Хрестоматия. Уч. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений" / Ю.П. Господарик –
М.: «Вентана-Граф, 2013.
№ п/п | Дата | Раздел, тема урока | Тип урока | Элементы содержания основные термины и понятия | Формы контроля | УУД | Домашнее задание | ||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ( 24 ЧАСА) | |||||||||
1 | Мир в начале XX в | Урок изучения нового материала | Научно-технический прогресс в к. XIX - начале XX вв.. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Знать: понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений | Актуализация знаний, составление тезисов; рефлексия | Раскрывать сущность понятий: национализм, империализм. Аргументировать выбранную точку зрения. Анализировать фотодокументы и делать выводы | С. 6-17 | |||
РАЗДЕЛ I Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в. (13 часов) Глава 1 Первая мировая война | |||||||||
2 | Первая мировая война Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. | Урок формирования новых знаний и умений. Проблемная лекция | Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения. | Текущий контроль; составление таблицы; анализ видеофильма; работа с историческими документами; рефлексия | Выделять субъективные и объективные факторы в причинах Первой мировой войны. Использовать методы причинно-следственного анализа для изучения истории Первой мировой войны. Характеризовать основные периоды Первой мировой войны. Излагать материал с опорой на историческую карту и выполнять задания по контурным картам. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Анализировать и комментировать карикатуры, плакаты, посвящённые Первой мировой войне | § 1 | |||
3 | Война и общество | Урок формирования новых умений. Исследование | Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир. | Фронтальный опрос; анализ исторических документов, составление таблицы; анализ видеофильма; тренинг дат и понятий; рефлексия | Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать её результаты. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Использовать методы структурно-функционального и пространственно-временного анализа для изучения исторических процессов и явлений. | § 2 | |||
Глава 2 Образование национальных государств и послевоенная система договоров | |||||||||
4 | Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. | Комбинированный урок | Революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений. план Дауэса, Генуэзская конференция пакт Бриана-Келлога, Рейнский гаран-тийный пакт. | Комбинированный контроль; исследование исторических документов; работа по презентации; рефлексия | Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки Версальского договора. Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. Анализировать письменные исторические источники и различные виды нетекстовых источников: карикатуры, плакаты, фотодокументы и др. Анализировать источники о событиях Первой мировой войны, оценивать их. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. | § 3-4 | |||
5 | Социально-экономические процессы в европейских государствах и США | Урок- исследование с элементами дискуссии | Цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики | Фронтальный опрос; работа в группах; результат моделирования и конструирования, рефлексия составление тезисов; тестирование | Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать её результаты. Выделять характерные черты экономического развития и изменения в социальной структуре стран Европы и США. Прослеживать причинно-следственные связи. Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать её результаты (Ф. Рузвельт). Аргументировать избранную точку зрения на явления и события. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы Показывать усиление роли государства в экономике и социальной сфере. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. | § 5—6 | |||
Глава 3 Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг. | |||||||||
6 | Общественно-политический выбор ведущих стран. | Проблемная лекция | тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства. Тоталитаризм, авторитаризм, автаркия, либерализм, расовая теория, Народный фронт, Милитаризм в Японии, курс Чан Кай ши, учение «ненасильственного сопротивления» | Текущий контроль; работа с исторической картой; составление таблицы; анализ видеофильма; тренинг дат и понятий; рефлексия | Выделять особенности политического и социально-экономического развития ведущих стран мира в 1920-х гг. Систематизировать и обобщать исторический материал. Анализировать исторический источник. Использовать методы структурно-функционального и пространственно-временного анализа для изучения исторических процессов и явлений. | § 7—8 | |||
7 | Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами | Урок – «Круглый стол» | Модели ускоренной модернизации в XX в. | Фронтальный опрос; презентация результатов мини-исследования; участие в круглом столе: индивидуальная защита проектов; рефлексия | Актуализировать знания по теме «Колониальная политика стран Западной Европы». Систематизировать исторический материал. Анализировать фрагменты международно-правовых документов. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать исторические сведения для её аргументации. Давать оценку событиям и личностям, аргументируя свою позицию. | § 9 | |||
8 | Культура и наука в первой половине XX в | Урок практического применения знаний, умений. Конференция | Возникновение массовой культуры. Авангардизм, экзистенциализм, сюрреализм, психоанализ, массовое искусство | Взаимоконтроль; обсуждение вопросов, проблем. Рецензирование докладов самими обучающимися; заполнение таблицы; тестирование | Использовать метод сравнительного анализа при работе с разными типами исторических источников. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать исторические сведения для её аргументации. Давать оценку событиям и личностям, аргументируя свою позицию. | § 10 | |||
9 | «Эра пацифизма» в 1920-е гг | Урок - семинар | Пацифизм, очаги новой мировой войны, коллективная безопасности | Индивидуальный контроль; создание проектов; результат моделирования и конструирования; рефлексия | Использовать метод сравнительного анализа при работе с разными типами исторических источников. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать исторические сведения для её аргументации. Давать оценку событиям и личностям, аргументируя свою позицию. | §11 | |||
Глава 4 Международные отношения в 1920—1930-е гг. | |||||||||
10 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа, , «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос, политика коллективной безопасности, аншлюс Австрии | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с историческими документами; рефлексия | Раскрывать сущность понятия «тоталитаризм». Использовать метод сравнительного анализа при характеристике итальянского фашизма и германского нацизма. Анализировать политические лозунги и делать соответствующие выводы. Показывать роль личности в истории (Б. Муссолини, А. Гитлер) | § 12 | |||
Глава 5 Вторая мировая война | |||||||||
11 | Вторая мировая война. Причины войны и планы участников | Урок - исследование с элементами дискуссии | Вторая мировая война, «странная война», план «Барбаросса» | Комбинированный контроль; обсуждение исторических проблем, составление хронологической, таблицы тренинг дат и понятий; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Раскрывать причинно-следственные связи. Использовать карту как исторический источник. Анализировать и комментировать внетекстовые источники: фотодокументы, плакаты, карикатуры. Анализировать статистические данные и делать выводы. Анализировать источники по истории Второй мировой войны, оценивать их достоверность и значение | § 13 | |||
12 | Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | вермахт, «новый порядок», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, | Фронтальный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Определять причины коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Раскрывать роль СССР и его союзников в ходе разгрома фашистской Германии. Использовать карту как исторический источник. Анализировать фотодокументы. Анализировать источники по истории Второй мировой войны, оценивать их достоверность и значение. | § 14. | |||
13 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны | Урок - исследование с элементами дискуссии | «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации. | Комбинированный контроль; обсуждение исторических проблем, составление хронологической, таблицы тренинг дат и понятий; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Давать оценку позициям союзников на международных конференциях. Раскрывать сущность нового геополитического порядка, созданного на конференциях союзников. Использовать карту в качестве исторического источника. Опираясь на полученные знания, прогнозировать дальнейшее развитие исторических событий. | § 15. | |||
14 | Повторно-обобщающий урок по теме: «Мир в первой половине XX в. Исторические проблемы первой половины XX в. ». | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Тесты в формате ЕГЭ | Итоговый контроль; проверочная письменная работа; систематизация знаний | Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать полученные знания для её аргументации. Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа. | ||||
Раздел II. Мир во второй половине XX в. Исторические проблемы второй половины XX в. (9 часов) Глава 6 Международные отношения во второй половине XX в. | |||||||||
15 | Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны» | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | Двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война». | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Выделять общее и особенное в процессе утверждения социализма в странах Восточной Европы. Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран Западной Европы в период «холодной войны». Выполнять задания на моделирование исторических ситуаций. Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы. | § 16. | |||
16 | Основные этапы «холодной войны» | Урок - исследование с элементами дискуссии | Неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт. | Комбинированный контроль; обсуждение исторических проблем, составление хронологической, таблицы тренинг дат и понятий; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран в период «холодной войны». Выполнять задания на моделирование исторических ситуаций. Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы. | § 17 | |||
Глава 7 Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг. | |||||||||
17 | Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития | Урок - исследование с элементами дискуссии | ВПК, военный паритет, глобализация, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», постиндустриальное общество, стагфляция | Комбинированный контроль; обсуждение исторических проблем, составление хронологической, таблицы тренинг дат и понятий; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Выделять характерные черты исторического периода. Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности. Раскрывать сущность понятия «неоконсерватизм». Приводить аргументы как в подтверждение, так и в опровержение приведённых в учебнике оценок итогов «холодной войны». Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать её результаты . Анализировать фрагменты международно-правовых документов | § 18 | |||
18 | Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х — 1990-х гг.. | Урок практического применения знаний, умений. Семинар | Единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо». | Фронтальный контроль; групповой поиск; создание проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; блиц-опрос; рефлексия | Выделять характерные черты исторического периода. Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности. Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты её деятельности Анализировать фрагменты государственных актов. Раскрывать причины и последствия международных кризисов. Приводить аргументы как в подтверждение, так и в опровержение оценок международных кризисов 60-х гг. XX в. Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать её результаты . Анализировать фрагменты международно-правовых документов. Приводить аргументы как в подтверждение, так и в опровержение приведённых в учебнике оценок деятельности НАТО в конце XX — начале XXI в. | § 19—20 | |||
Глава 8 Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг. | |||||||||
19 | Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг. — первой половине 1980-х гг. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | Фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, | Комбинированный контроль; составление развернутого плана ответа по теме; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; тренинг дат и понятий; рефлексия | Составлять портрет типичного представителя социальной группы. Анализировать фотодокументы и давать к ним комментарии. Анализировать лозунги и делать на основании этого выводы Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности. Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты её деятельности. | § 21 | |||
20 | Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократических общественно-политических систем в регионе | Урок изучения новых знаний. Диалог | «Бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция. | Комбинированный контроль; анализ таблиц; работа с презентацией; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; решение исторических задач; индивидуальное тестирование; рефлексия | Составлять портрет типичного представителя социальной группы. Анализировать фотодокументы и давать к ним комментарии. Анализировать лозунги и делать на основании этого выводы Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности. Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты её деятельности. | § 22. | |||
Глава 9 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в | |||||||||
21 | Национально-освободительные движения и деколонизация. Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950—1990-е гг | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | Апартеид, деколонизация, некапиталистический путь развития, суверенитет Беднейшие страны, государства гиганты, демографический взрыв, нефтедобывающие страны, развивающиеся страны, страны третьего мира«Азиатские тигры», «Культурная революция», красные кхмеры, культ личности, маоизм, шариат | Фронтальный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Выделять характерные черты исторического периода. Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности Прослеживать причинно-следственные связи. Анализировать политические лозунги и делать на основании этого выводы. | § 23—24. | |||
Глава 10 Наука и культура во второй половине XX в. | |||||||||
22 | Научно-техническая революция. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. Искусство и спорт. | Урок - исследование с элементами дискуссии | Компьютерная революция, мегаполис, средний класс, НТР | Комбинированный контроль; обсуждение исторических проблем, составление хронологической, таблицы тренинг дат и понятий; сравнительный анализ выводов; рефлексия | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Сравнивать развитие культуры в первой и во второй половине XX в., выделяя общие черты и различия. Характеризовать основные направления деятельности выдающихся деятелей науки и культуры XX в. и оценивать результаты их деятельности. | § 25. | |||
23 | Повторно-обобщающий урок по теме: «Мир во второй половине XX в. Исторические проблемы второй половины XX в». | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Тест в формате ЕГЭ | Итоговый контроль; проверочная письменная работа; систематизация знаний | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя | ||||
Итоговое повторение (1 час) | |||||||||
24 | Итоговый повторно-обобщающий урок | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Абстракционизм, виртуальная реальность, концептуализм, массовая культура, поп-арт, постмодернизм, сюрреализм, хиппи | Итоговый контроль; решение тестов в формате ЕГЭ; систематизация знаний | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпретации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя | ||||
ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа) | |||||||||
Тема 1. Россия во второй половине XIX — начале XX в. | |||||||||
25 | Внутренняя политика России во второй половине XIX в. | Урок изучения нового материала | 1. Задачи изучения курса и главы. 2. Российская империя в середине XIX в.: территория, население. 3. Причины и предпосылки реформ 1860–1870-х гг. 4. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 5. Содержание и значение Великих реформ. 6. Содержание политики Александра III. 7. Противоречивость проводимой политики | Актуализация знаний, составление тезисов; рефлексия | Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей истории для участия в беседе (о необходимости политической модернизации России и др.). Объяснять и применять понятия: реформы, выкупные платежи, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники, городские думы, присяжные заседатели, всесословная воинская повинность, автономия университетов. Излагать причины, ход и итоги реформ 1860–1870-х гг. Излагать основные положения крестьянской реформы 1861 г., сущность Великих реформ. Раскрывать на примерах значение реформ 1860–1870-х гг., последствия их осуществления. Систематизировать материал о реформах в форме таблицы. | ||||
26 | Внутренняя политика России во второй половине XIX в. | Урок формирования новых умений. Исследование | 1. Задачи изучения курса и главы. 2. Российская империя в середине XIX в.: территория, население. 3. Причины и предпосылки реформ 1860–1870-х гг. 4. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 5. Содержание и значение Великих реформ. 6. Содержание политики Александра III. 7. Противоречивость проводимой политики | Текущий контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); анализ карты.; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; решение исторических задач; рефлексия | Подготовить собственный проект освобождения крестьян от крепостной зависимости и представить его в классе. Давать характеристику Александру II, Александру III, К.П. Победоносцеву. Излагать основные итоги деятельности М.Т. Лорис-Меликова, К.П. Победоносцева, Я.И. Ростовцева, П.А. Валуева, В.И. Назимова, Д.А. Милютина, Н.А. Милютина. Комментировать различные мнения и оценки проводимой политики (по фрагментам документов после параграфа), раскрывать на примерах её противоречивость. Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям сравнения с применением знаний из курсов Всеобщей истории и Истории России (Развитие России и стран Западной Европы во второй половине XIX в.) | ||||
27 | Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.) | Урок - исследование с элементами дискуссии | 1. Оживление социально-экономической жизни: А) Завершение промышленного переворота. Акционерное предпринимательство. Б) Железнодорожное строительство. В) Промышленность и банки. Торговля. Г) Сельское хозяйство. Д) Изменения в социальной структуре общества. 2. Особенности пореформенного развития России | Комбинированный контроль; дискуссия по вопросам; работа с исторической, контурной картой, тестирование, рефлексия | Актуализировать понятия и термины: капитал, промышленный переворот, пореформенное развитие, индустриализация, концессии, промышленная буржуазия и пролетариат, аграрно-индустриальная держава. Объяснять понятия: раннеиндустриальная модернизация экономики, многоукладная экономика, капиталисты и крестьяне. Использовать данные карты «Экономическое развитие России» для составления рассказа. Раскрывать на примерах влияние государственной власти на развитие страны. Раскрывать на примерах особенности процесса социально-экономической модернизации в России во второй половине XIX — начале XX в. Объяснять основания для периодизации экономического развития страны: развитие отечественной промышленности в 60–90-е гг. XIX в. Самостоятельно создавать диаграммы, используя статистические данные. Осуществлять по заданной теме поиск информации в различных исторических источниках, оформлять в виде доклада. Давать обобщённую характеристику периода по самостоятельно подготовленному плану «Развитие пореформенной России» | ||||
28 | Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880-е гг. | Урок - исследование с элементами дискуссии | 1. Идейные течения и общественное движение в 1860–1890-е гг. 2. Консерваторы. 3. Либералы. Земское движение. 4. Эволюция народничества. 5. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия | Комбинированный контроль; дискуссия по вопросам; работа с исторической, контурной картой, анализ исторических документов; тестирование, рефлексия | Актуализировать понятия и термины: консерватизм, либерализм, революционный радикализм, нигилизм, рабочее движение, социал-демократия. Раскрывать содержание теории «официальной народности» и патерналистской доктрины. Выявлять сущность, сходство и различия основных общественно-политических течений, их требований. Систематизировать материал в форме таблицы. Характеризовать народничество и показывать его эволюцию. Выявлять причины и последствия революционного радикализма 1860 — начала 1880-х гг. Выражать отношение к террору как средству достижения политических целей. Объяснять поведение людей с точки зрения господствовавших социальных норм, соотносить с современной моралью, со своими взглядами (С.Г. Нечаев, «первомартовцы» и др.). Раскрывать особенности земского либерально-оппозиционного движения. Давать характеристику и оценку деятельности А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, С.Г. Нечаева, С.Л. Перовской, В.И. Засулич, Г.В. Плеханова и др. Анализировать различные источники (изобразительные, литературные и др.) и включать сведения в содержание раскрываемой темы (например, использовать воспоминания Л.Г. Дейча, репродукции Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, В.В. Маковского, портрет С.Г. Нечаева при составлении образной характеристики революционера 60–80-х гг. XIX в.). Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям сравнения с применением знаний из курсов Всеобщей истории (Российский государственный консерватизм и либеральное движение. Либеральное и рабочее движение) | ||||
29 | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | Урок - исследование с элементами дискуссии | 1. Борьба за пересмотр условий Парижского мира. 2. Расширение территории империи. Покорение Кавказа. Присоединение Средней Азии. Национальная политика самодержавия. 3. Обострение русско-японских отношений. 4. Русско-турецкая война. 5. Участие России в военных союзах | Комбинирован ный контроль; дискуссия по вопросам; работа с исторической, контурной картой, анализ исторических документов; тестирование, рефлексия | Объяснять и применять понятия и термины: европейское равновесие, польский вопрос, балканский вопрос. Раскрывать суть ограничительных статей Парижского мира. Излагать процесс расширения территорий России с опорой на карту. Раскрывать на примерах особенности национальной политики самодержавия. Образно рассказывать о важнейших событиях внешней политики (Русско-турецкая война 1877–1878 гг.), используя данные различных источников (официальных документов, мемуаров и т. п.). Составлять резюме (краткое изложение) по материалам всей темы «Основные направления внешней политики». | ||||
30 | Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг. | Урок - исследование с элементами дискуссии | 1. Оживление социально-экономической жизни: А) Завершение промышленного переворота. Акционерное предпринимательство. Б) Железнодорожное строительство. В) Промышленность и банки. Торговля. Г) Сельское хозяйство. Д) Изменения в социальной структуре общества. | Комбинированный контроль; дискуссия по вопросам;, анализ исторических документов; работа и анализ диаграмм изучаемого периода; тестирование, рефлексия | Обобщать особенности развития России начала XX в. Выявлять и формулировать противоречия в развитии страны. Самостоятельно анализировать документы, статистические данные, схемы. Осуществлять по заданной теме поиск информации в различных исторических источниках, оформлять в виде сообщения, доклада, презентации. Использовать интернет-ресурсы для создания презентаций. | ||||
31 | Политическая жизнь России в начале XX в. | Урок - исследование с элементами дискуссии | 1. Нарастание социально-политического кризиса в стране. 2. Образование революционных партий. 3. Русско-японская война, её итоги. 4. Первая революция в России, её особенности, итоги. 5. Многопартийность. Начало парламентаризма в России. 6. Политическая жизнь страны в 1907–1913 гг. | Комбинированный контроль; дискуссия по вопросам;, анализ исторических документов; тестирование, рефлексия | Объяснять и применять понятия и термины: революционное движение, его направления: неонародническое и социал-демократическое; эсеры; большевизм; меньшевизм; буржуазно-демократические ценности; кадеты; охранительное движение; октябристы; черносотенные союзы; анархизм. Объяснять причины и характер русско-японской войны, излагать её основные события (с опорой на карту) и итоги. На примерах раскрывать патриотизм и мужество русской армии и флота в русско-японской войне: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, З.П. Рожественский. Выражать отношение к террору как средству достижения политических целей (эсеры). Излагать причины, ход и итоги первой революции в России. Составлять таблицу. Раскрывать содержание и значение Манифеста 17 октября 1905 г. Показывать на примерах противоречивость внутренней политики Николая II, столыпинских реформ. Раскрывать понятия: думская монархия, Третьеиюньский государственный переворот. Излагать основные взгляды В.М. Чернова, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова-Ленина, П.А. Кропоткина и др. Образно рассказывать о важнейших событиях периода: «Кровавое воскресенье»; открытие Думы, используя данные различных источников. Излагать итоги деятельности С.Ю. Витте, Г.А. Гапона, П.Д. Святополк-Мирского, А.Г. Булыгина, П.А. Столыпина и др. Давать развёрнутую характеристику деятельности В.И. Ленина, Николая II, П.А. Столыпина. Составлять резюме, конспекты по материалам всей темы: положение основных сословий и классов в России; начало российского парламентаризма; многопартийность в России и т. д. Излагать и комментировать различные оценки деятельности С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Николая II. Аргументировать собственную позицию | ||||
32 | Политическая жизнь России в начале XX в. | Урок практического применения знаний, умений. Семинар | Фронтальный контроль; работа по группам; групповой поиск; блиц-опрос; рефлексия | ||||||
33 | Культура России второй половины XIX -- начала XX в. | Урок практического применения знаний, умений. Конференция | 1. Культура России во второй половине XIX в. 2. Культура России в начале столетия: А) Просвещение и издательское дело. Б) Наука. В) Литература и искусство. Г) Изменения в жизненном укладе россиян. Спорт. | Взаимоконтроль; обсуждение вопросов, проблем. Рецензирование докладов самими обучающимися; заполнение таблицы; тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: Серебряный век, реалистическое направление, модерн, символизм, футуризм, акмеизм, русский авангард, «мирискусники». Излагать основные события культурной жизни страны, новые направления в искусстве второй половины XIX — начала XX в., приводить примеры творчества выдающихся деятелей культуры. Излагать основные идеи «богоискательства», «сменовеховства». На примерах раскрывать духовно-нравственный климат в обществе. Определять собственную позицию по отношению к достижениям российской культуры, раскрывать на примерах её вклад в мировую культуру. Составлять рассказ (на основе различных источников) о повседневной жизни россиян начала XX в. Подготовить презентации и проекты | ||||
34 | Россия в Первой мировой войне. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Система международных союзов. Причины и повод к мировой войне. 2. Боевые действия на Восточном фронте в 1914–1916 гг. 3. Война и российское общество | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Антанта, Боснийский кризис, позиционная война, Брусиловский прорыв, беженство. Раскрывать причины и характер Первой мировой войны. Использовать данные карт при изложении основных событий войны. Самостоятельно анализировать статистические данные, схемы. Осуществлять по заданной теме поиск информации в различных исторических источниках, оформлять в виде сообщения, доклада, презентации. Использовать интернет-ресурсы. Обобщать особенности развития России начала XX в. | ||||
Тема 2. Революция 1917–1921 гг. в России | |||||||||
35 | Начало революции. Февраль 1917 г. и его итоги. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. Нарастание социально-политического кризиса в стране. 2. Крах самодержавия в феврале 1917 г. 3. Двоевластие в стране | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей истории для участия в беседе (о необходимости политической модернизации России и др.). Объяснять и применять понятия: социальная революция, распутинщина, эмиграция, Учредительное собрание, «Прогрессивный блок», Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, демократизация армии. Излагать причины, ход и итоги Февральской революции. Давать характеристику деятельности Николая II. Комментировать различные мнения и оценки проводимой политики (по фрагментам документов после параграфа), раскрывать на примерах её противоречивость. Осуществлять источниковедческий анализ: внешнюю и внутреннюю (содержательную) критику источника. Раскрывать значение свержения самодержавия в стране. Раскрывать альтернативы развития страны после свержения монархии в России. Анализировать и различать интерпретации фактов различными авторами (например, о деятельности большевиков в 1917 г.). Давать характеристику позиций основных политических партий и их лидеров в 1917 г., привлекая документы, дополнительную литературу. Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям сравнения с применением знаний из курсов Всеобщей истории и Истории России (революционное движение) | ||||
36 | Россия в марте — октябре 1917 г. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Социально-политическая ситуация в стране. 2. Деятельность Временного правительства. 3. Основные политические кризисы 1917 г. и их последствия | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия и термины: Временное правительство, коалиционное правительство, революционное оборончество, продразвёрстка, комбеды, альтернативы развития революции, военная диктатура, корниловщина. Раскрывать на примерах сущность двоевластия в стране. Излагать основные мероприятия Временного правительства. На примерах раскрывать суть основных политических кризисов 1917 г., их последствия. Характеризовать основные социально-политические силы в 1917 г. Давать обобщённую характеристику деятельности А.Ф. Керенского, Л.Г. Корнилова, В.И. Ленина, определять собственную позицию по отношению к их деятельности, используя для аргументации исторические сведения. Применять элементарные приёмы исследовательской деятельности, осуществлять по заданной теме поиск информации в различных исторических источниках (приказ № 1 о демократизации армии). Объяснять мотивы поступков, поведения людей, высказывать собственное аргументированное суждение (убийство Распутина; отречение Николая II; убийство царской семьи) | ||||
37 | Октябрьское вооружённое восстание. «Пролог» Гражданской войны. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. Октябрьское вооружённое восстание, его политические итоги. 2. Решения II съезда Советов. 3. «Полоса декретов»: мероприятия советской власти. 4. На пути к Гражданской войне (ноябрь 1917 — апрель 1918 г.). 5. Брестский мир | Комбинированный контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия и термины, расшифровывать аббревиатуры: вооружённое восстание, ВРК, политические итоги, ВЦИК, СНК, декреты, контрибуция, аннексия, социализация земли, РСФСР, ВЧК, РККА, ВСНХ, интервенция, национализация. Излагать ход (с опорой на картосхему) и выявлять политические итоги Октябрьского вооружённого восстания. Объяснять причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 г. Анализировать текст декретов и других документов советской власти, раскрывать значение содержащихся в них положений. Излагать основные мероприятия СНК, их значение. Комментировать современные трактовки событий октября 1917 г., деятельности большевиков. Раскрывать значение Брестского мира, приводить аргументы «за» и «против» его заключения | ||||
38 | Основные политико-государственные силы в годы Гражданской войны 1918-1920 гг. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Восстановление государственного аппарата в РСФСР. 2. Политика «военного коммунизма». 3. Основные политические силы в России в 1918–1920 гг. 4. Национально-государственные образования | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Излагать и соотносить события и периоды Гражданской войны. Сопоставлять различные источники (например, вторая программа РКП(б), обращение А.В. Колчака, программа махновцев). Создавать хронологические таблицы, используя сведения из учебника и карт (Гражданская война). Систематизировать материал о периодах и важнейших событиях Гражданской войны, действиях красных, белых и зелёных (в форме таблицы, конспекта). Моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим событиям, документам (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; обращение П.Н. Врангеля и др.). Комментировать современные трактовки событий Гражданской войны в России. Раскрывать сущность и основные элементы политики «военного коммунизма» (в форме таблицы), национальной политики. Объяснять мотивы поступков, поведения людей, высказывать собственное аргументированное суждение (Брестский мир, террор и др.) | ||||
39 | Основные военно-политические события Гражданской войны и интервенции в России. | Урок практического применения знаний, умений. Семинар | 1. Гражданская война в России: основные события. 2. «Красный» и «белый» террор. 3. Повседневная жизнь в годы войны. 4. Политико-экономический кризис конца 1920 — начала 1921 г. 5. Итоги Гражданской войны | Фронтальный контроль; групповой поиск; создание проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; блиц-опрос; рефлексия | Анализировать и различать интерпретации фактов различными авторами (например, о красном и белом терроре). Раскрывать на примерах трагизм событий Гражданской войны, её причины и последствия. Аргументировать причины победы большевиков и поражения Белого движения. Давать развёрнутый, обоснованный устный ответ с использованием основной информации и справочного аппарата учебника, дополнительных источников информации (словарь, интернет-ресурсы, дополнительная литература). Готовить сообщения и доклады (рефераты) по теме. Раскрывать на примерах сущность «красного» и «белого» террора; особенности повседневной жизни населения страны. Объяснять причины политико-экономического кризиса конца 1920 — начала 1921 г. | ||||
40 | Повторно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в начале XX в.». | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | 1. Индустриальное западноевропейское общество в начале XX в. и особенности процесса модернизации в России (экономические, социально-политические, культурные). 2. Россия в системе международных отношений. 3. Особенности российской революции 1917–1921 гг., её основные итоги | Итоговый контроль; решение тестов в формате ЕГЭ; систематизация знаний | Знать даты основных событий и хронологические рамки периодов, термины и понятия, персоналии. Характеризовать ключевые события истории начала XX в., их участников, значение для современности. Участвовать в обсуждении вопросов о характере, итогах и последствиях ключевых событий начала XX в. | ||||
Тема 3. СССР в 1920–1930-е гг. | |||||||||
41 | Советское государство в годы новой экономической политики. | Комбинированный урок | 1. Новая экономическая политика 2. Политическая ситуация в стране: 1921–1925 гг. 3. Социально-экономическое положение в стране. 4. Образование СССР. | Фронтальный контроль; анализ презентации, исторических источников; участвовать в дискуссии по теме; блиц-опрос по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия: нэп, тресты, акционерные предприятия, концессия, дотация, советский червонец, басмачество, ОГПУ, гражданский мир, «обновленчество», автономизация, федерация, конфедерация, авторитарный политический режим. Называть основные элементы нэпа, характеризовать их. Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям (нэп и «военный коммунизм»). Раскрывать на примерах сущность и противоречивость нэпа. Характеризовать результаты нэпа. Давать обобщённую характеристику периода по самостоятельно подготовленному плану (социально-экономическая и политическая ситуация в стране). Использовать данные карты при описании административного управления СССР и произошедших изменений по сравнению с 1918–1921 гг. (карта «Образование СССР»). Раскрывать суть дискуссии об образовании единого советского государства; сравнивать основные варианты объединения республик, давать им оценку | ||||
42 | Борьба за выбор путей развития страны. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Переходный период в СССР. 2. Коммунистическая партия и её аппарат в 1920-е гг. 3. Внутрипартийная борьба, её итоги. 4. Свёртывание нэпа. | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия: партаппарат и номенклатура, внутрипартийная борьба, «новая оппозиция», «правый уклон», репрессии. Анализировать положения Конституции СССР 1924 г. Раскрывать особенности формирования политической системы в СССР 1920-х и 1930-х гг., роль коммунистической партии. Излагать основные этапы внутрипартийной борьбы, её итоги. Выделять основные этапы внутрипартийной борьбы и давать краткую характеристику взглядов группировок и их представителей (Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, Л.М. Кагановича и др.) | ||||
43 | Сталинская модернизация страны и её особенности. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Советская модель индустриализации. 2. Коллективизация. 3. Первые пятилетки и их итоги. Трудовой героизм народа. 4. Итоги «большого скачка» в СССР. | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия: сталинская модернизация, советская индустриализация, коллективизация, колхоз, раскулачивание, МТС, ГУЛАГ, наркоматы, административно-командная система, спецпоселенцы. Характеризовать основные итоги коллективизации и индустриализации страны. Раскрывать сущность и противоречивость сталинской модернизации в СССР. Использовать данные карты при описании результатов модернизации в промышленности и их сравнительный анализ со второй половиной XIX в. («Экономическое развитие СССР»). Объяснять поведение людей с точки зрения господствовавших социальных норм, соотносить с общечеловеческой моралью, со своими взглядами (раскулачивание; политические процессы в СССР; трудовой энтузиазм советских людей). Характеризовать партийных лидеров 1920-х гг., их позиции, действия (в форме сообщения, эссе). Сравнивать исторические процессы и явления по самостоятельно намеченным линиям (индустриализация в Российской империи и СССР), а также с применением знаний из курса Всеобщей истории (индустриализация в СССР и в странах Западной Европы). Проводить поиск информации о ходе индустриализации и коллективизации в своём городе, крае (в форме исследовательского проекта) | ||||
44 | Политическая система 1930-х гг. | Комбинированный урок | 1. Культ личности. Партия-государство. 2. Политические процессы в стране. 3. Годы «большого террора». 4. «Архипелаг ГУЛАГ». 5. Повседневность 1930-х гг. | Фронтальный контроль; анализ презентации, исторических источников; участвовать в дискуссии по теме; блиц-опрос по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия: культ личности, тоталитарное государство, партия-государство, НКВД, массовые репрессии, лимитчики. Раскрывать основные черты административно-командной системы в СССР. Раскрывать основные положения Конституции 1936 г., итоги их реализации в жизни страны. Характеризовать предпосылки и последствия установления в стране репрессивной политики, культа личности И.В. Сталина. Давать современные версии и трактовки вопросов о деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Ежова и др. Характеризовать эволюцию политической системы в СССР в 1930-е гг. Готовить видеопрезентации по теме, делать сообщения в классе с использованием интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Давать развёрнутую характеристику исторической личности (например, И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, патриарха Тихона и др.). Осуществлять по заданной теме поиск информации в различных исторических источниках, оформлять в виде доклада, презентации, реферата и др. Раскрывать на примерах особенности повседневной жизни советских людей 1920–1930-х гг. | ||||
45 | Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. | Урок формирования новых умений. Исследование | 1. Внешняя политика СССР в 1920-е гг. 2. Отношения со странами Азии в 1920–1930-е гг. 3. СССР и Запад в 1930-х гг. Участие СССР в работе Лиги Наций. Попытка создания системы коллективной безопасности | Текущий контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); анализ карты.; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; решение исторических задач; рефлексия | Объяснять и применять понятия: коминтерн, «мировая революция», КВЖД, фашизм, система коллективной безопасности, Мюнхенское соглашение. Излагать основные проблемы и направления внешней политики СССР (европейское, восточное). Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1920–1930-е гг. Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг., использовать их для характеристики позиций СССР и других государств | ||||
46 | Культура, идеология и духовная жизнь советского общества в 1917-1930-е гг. | Урок – «Круглый стол» | 1. «Культурная революция» 1917–1929 гг. 2. Наука и народное образование. Развитие исторической науки. Краткий курс истории ВКП(б). 3. Художественная литература. 4. Театр, музыка, кино. 5. Изобразительное искусство. Архитектура. 6. Противостояние власти и церкви. 7. Русская культура в эмиграции. | Комбинированный контроль; сообщения выступления с докладами защита проектов на тему, создание, защита, рецензирование учащимися своих проектов; рефлексия | Объяснять и применять понятия: «культурная революция», пролеткульт, плакат, агитпоезд, ВЛКСМ, ФЗУ, соцреализм. Раскрывать на примерах особенности культурной и духовной жизни советской страны. Привлекать сведения из других предметных областей. Раскрывать на примерах вклад научной и художественной интеллигенции в развитие советской страны. Раскрывать противоречивость развития в духовной сфере советского общества. Систематизировать информацию о политике советской власти в области культуры в 1917–1930-е гг., выявлять её основные черты. Соотносить свои взгляды, ценности с исторически возникшими мировоззренческими системами (культ личности; соцреализм в культуре и др.). Раскрывать значение научных открытий, определять собственное отношение к художественным произведениям, достижениям культуры. Раскрывать, какое значение придавалось достижениям культуры в общественном мнении того времени. Участвовать в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах учёных, деятелей литературы и искусства 1920–1930-х гг. (в форме биографических справок, эссе, презентаций). Готовить сообщения и доклады, используя материалы сайтов Интернета | ||||
Тема 4. СССР в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. | |||||||||
47 | СССР накануне Великой Отечественной войны. 1939-1941 гг. | Урок формирования новых умений. Проблемная лекция | 1. СССР накануне войны. Советско-германские договоры. 2. Присоединение западных территорий к СССР. 3. Советско-финляндская война: причины, характер. 4. Укрепление обороноспособности страны. Успехи и просчёты. | Фронтальный опрос; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; решение исторических задач; рефлексия | Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей истории для участия в беседе (о ситуации в Европе к 1939 г.). Объяснять и применять понятия, термины: система коллективной безопасности, пакт, секретный протокол. Систематизировать материал о внешней политике СССР в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности В.М. Молотова, А. Гитлера с привлечением различных информационных источников. Давать характеристику пакта о ненападении и секретного протокола к нему. Проводить анализ документов внешней политики СССР и международных отношений 1930-х гг., использовать их для характеристики позиций советской страны и других государств. Давать сравнительную характеристику внешней политики СССР и внешнеполитической деятельности европейских стран накануне и в ходе войны. Комментировать различные мнения и оценки проводимой странами Европы и США внешней политики (по фрагментам документов после параграфа). Приводить и сравнивать излагаемые в учебнике | ||||
48 | Основные события на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1943 гг. | Урок формирования новых умений. Исследование | 1. Нападение Германии и её союзников на СССР. 2. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. 3. Оборонительные сражения. Провал гитлеровского плана молниеносной войны. 4. Блокада Ленинграда. 5. Битва за Москву. 6. Коренной перелом в ходе войны: Сталинград, Курск | Текущий контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); анализ карты.; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; решение исторических задач; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: блицкриг, стратегическая инициатива, коренной перелом в войне. Определять, сопоставлять цели Второй мировой и Великой Отечественной войны. Раскрывать причины неудач Красной Армии в начале войны. Давать характеристику документов: плана «Барбаросса», «Ост-плана», приказа № 227 («Ни шагу назад»). Самостоятельно анализировать статистические данные, схемы. Описывать крупнейшие военные сражения и битвы с использованием карты. Объяснять значение битв под Москвой, за Сталинград, на Курской дуге. Объяснять суть коренного перелома в ходе войны. Раскрывать на примерах массовый героизм жителей блокадного Ленинграда. Давать развёрнутые характеристики деятельности исторических персоналий (И.В. Сталина, Г.К. Жукова и др.) с привлечением различных информационных источников. Комментировать мнения и оценки о ходе Великой Отечественной войны, разоблачать попытки фальсификации истории войны. | ||||
49 | Основные события на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1943 гг. | Урок формирования новых умений. Исследование | |||||||
50 | Советский тыл в годы войны. Фашистская оккупация и партизанское движение. | Урок практического применения знаний, умений. Групповой поиск | 1. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. 2. Массовый героизм народа. 3. Повседневная жизнь в годы войны. 4. Официальная идеология в годы войны. 5. Репрессивная политика в годы войны. Депортация. 6. «Новый порядок» на захваченных территориях. Партизанское движение | Групповой контроль; создание мини-проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: эвакуация, движение Сопротивления, «новый порядок», холокост, операции «Концерт» и «Рельсовая война», коллаборационизм, депортация. Раскрывать особенности партизанского движения, движения Сопротивления. Давать характеристику всенародной борьбы с фашизмом. Раскрывать на примерах массовость героизма советского народа. Формулировать личностное отношение к предательству в годы войны. Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию из исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.); представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Включать в содержание раскрываемой темы, в рассказ сведения из карт, статистики, письменных исторических источников разного вида, а также иллюстраций учебника, ресурсов Интернета | ||||
51 | Культура и наука в годы войны. | Урок практического применения знаний, умений. Конференция | 1. Идеология и культура в годы войны. Церковь. 2. Достижения советской науки. 3. Советский человек в годы войны. 4. Великая Отечественная война глазами современников и историков. 5. Война в памяти народа, произведениях искусства (на материале истории и культуры Санкт-Петербурга) | Взаимоконтроль; обсуждение вопросов, проблем. Рецензирование докладов самими обучающимися; заполнение таблицы; тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: официальная культура, фольклор, артистические бригады (фронтовые), плакат, модификация военной техники, реактивные самолёты, ядерное оружие, национальный русский характер. Объяснять, в чём заключалась политика советской власти в отношении церкви в годы войны. Доказывать всенародный характер войны СССР с гитлеровской Германией. Привлекать знания из других предметных областей. Высказывать суждения о произведениях, памятниках советской культуры, их художественных особенностях, их восприятии современниками. Проводить поиск информации о событиях Великой Отечественной войны в родном городе, крае (в форме исследовательского проекта) | ||||
52 | СССР и союзники. Завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войны. | Урок- исследование с элементами дискуссии | 1. СССР в антигитлеровской коалиции. 2. Конференция в Тегеране. 3. Освобождение советской территории от захватчиков. 4. Освобождение Европы. Берлинская операция. 5. Конференции в Ялте, Потсдаме и их решения. 6. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. 7. Историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. | Фронтальный контроль; работа в группах, анализ исторических источников; мини-тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: антигитлеровская коалиция, антифашисты, второй фронт, «Большая тройка», ленд-лиз, «польский вопрос», капитуляция, денацификация, демилитаризация. Раскрывать значение создания антигитлеровской коалиции и роль дипломатии в годы войны. Излагать основные итоги конференций в годы войны. Раскрывать роль СССР в разгроме милитаристской Японии, историческое значение Победы СССР в войне с фашизмом. Комментировать различные оценки о роли помощи союзников | ||||
53 | Повторно-обобщающий урок по теме: «СССР в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг.» | Урок контроля и коррекции знаний, умений | 1. Итоги Великой Отечественной войны. Нюрнбергский процесс. 2. Величие и трагизм Победы. 3. Роль СССР во Второй мировой войне | Итоговый контроль; проверочная письменная работав формате ЕГЭ; систематизация знаний; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: международный авторитет, отечественная война, национальное богатство. Обобщать сведения по определённой проблеме в форме конспекта, таблицы (управление страной в годы войны; основные этапы и битвы войны; итоги Великой Отечественной войны; отношения с союзниками и т. д.). Излагать итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, участвовать в обсуждении вопросов о характере, итогах и последствиях войны. Систематизировать материал о периодах и крупнейших военных операциях Великой Отечественной войны — их масштабах, итогах и роли в общем ходе войны (в форме хронологического ряда, таблицы и др.). Представлять результаты изучения исторического материала в формах дискуссии, доклада, эссе, сочинения, мультимедийной презентации и др., участвовать в проектной деятельности, использовать компьютерные технологии для обработки, систематизации информации. Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного) | ||||
Тема 5. СССР в 1945 — начале 1980-х гг. | |||||||||
54 | Экономическая, политическая и духовная жизнь СССР в послевоенный период. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. Восстановление хозяйства. 2. Идеологические кампании конца 1940-х — начала 1950-х гг. Депортации. 3. Духовная атмосфера в обществе. 4. Послевоенное устройство мира | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: космополитизм, депортации, лысенковщина, социалистический лагерь, «холодная война». Определять задачи, итоги внутренней политики СССР в послевоенное время. Объяснять быстрый выход СССР из разрухи: причины, результаты. Раскрывать на примерах суть социальной политики; особенности жизни и быта советских людей в послевоенные годы. Показывать пути усиления роли государства во всех сферах жизни общества. Высказывать отношение к идеологическим кампаниям 1940-х гг. Выявлять сходство и различия в сущности сталинских репрессий довоенного и послевоенного периодов. Давать характеристику документов (постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»). Показывать новую расстановку сил в мире, излагать задачи внешней и внутренней политики страны. Определять причины, сущность «холодной войны». Характеризовать международную обстановку и внешнюю политику СССР в первые послевоенные годы (в форме обзора, реферата); объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в данный период. Выявлять особенности послевоенного устройства мира | ||||
55 | СССР в 1953-1964 гг. | Урок практического применения знаний, умений. Групповой поиск | 1. Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. 2. XX съезд КПСС. «Оттепель»: её основные элементы и сущность. 3. Социально-экономическое развитие СССР в 1953–1960 гг. 4. Нарастание кризиса в 1962–1964 гг. Смещение Н.С. Хрущёва | Групповой контроль; создание мини-проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: политическая элита, «оттепель», культ личности, десталинизация, реабилитация, целинные и залежные земли, реорганизация, совнархозы. Давать характеристику и оценку деятельности И.В. Сталина и других деятелей с привлечением различных информационных источников. Показывать либеральные и консервативные альтернативы политического курса в середине 1950-х гг. Излагать суть борьбы преемников И.В. Сталина. Раскрывать значение решений XX съезда КПСС. Излагать основные положения проводимых реформ. Анализировать их итоги, причины свёртывания. Раскрывать противоречия социально-политического курса. Высказывать собственные суждения о событиях в Новочеркасске. Выявлять сущность процессов «оттепели», «застоя» в политике и культуре СССР, сравнивать их. Выявлять причины смещения Н.С. Хрущёва. Оценивать его деятельность | ||||
56 | Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. Мирное сосуществование и угроза ядерной войны. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Начало кризиса в странах «социалистического лагеря». 2. Отношения со странами «третьего мира». 3. Основные принципы советской внешней политики в отношениях со странами Запада. 4. Карибский кризис и его последствия | Фронтальный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: геополитические изменения, страны «третьего мира», мирное сосуществование. Соотносить направления внешнеполитической деятельности руководства страны и основные события международной жизни. Раскрывать направления внешнеполитической деятельности руководства страны, основные события международной жизни. Раскрывать значение разрешения Карибского кризиса мирными средствами | ||||
57 | СССР в 1965 — начале 1980-х гг.: от исторической победы к «историческому тупику» | Комбинированный урок | 1. Экономическая и политическая ситуация в стране. 2. «Застой» как политико-экономическое явление. 3. Л.И. Брежнев как политический и государственный деятель. 4. Диссидентское и правозащитное движение в СССР. | Фронтальный контроль; анализ презентации, исторических источников; участвовать в дискуссии по теме; блиц-опрос по теме; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: постиндустриальное общество, автаркический (изоляционистский) характер экономики, интенсификация производства, военно-промышленный комплекс, развитой социализм, «застой», нефтедоллары, теневая экономика, коррупция, диссидентство, «самиздат», шестидесятники, «почвенники». Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности Л.И. Брежнева и других деятелей, диссидентского движения с привлечением различных информационных источников. Раскрывать содержание взглядов и идейной позиции диссидентов и участников правозащитного движения в СССР. Выявлять истоки и последствия кризисных явлений, процессов в СССР (например, 1957 г.; 1962–1964 гг., начала 1980-х гг.). Излагать основные положения проводимых реформ (А.Н. Косыгина). Анализировать их итоги, причины свёртывания. Объяснять, в чём заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем. Участвовать в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970-е гг. Давать характеристику документов (доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС, третья программа партии, Конституция 1977 г. и др.). Показывать нарастание негативных тенденций в экономическом развитии страны в конце 1970-х гг., усиление позиций партийно-государственной номенклатуры | ||||
58 | Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Ядерное равновесие и международная безопасность. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. 2. Поддержка национально-революционных режимов. 3. Афганская война, её влияние на советское общество. 4. Разрядка и причины её срыва. 5. Противоречия и основные направления советской внешней политики | Фронтальный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: «доктрина Брежнева», Пражская весна, военно-стратегический паритет, разрядка международной напряжённости, Хельсинкские соглашения. Раскрывать реальность угрозы ядерной войны и потенциал политики мирного сосуществования. Давать оценку значимости соглашений СССР, США, Великобритании по ограничению ядерного вооружения. Разрядка. Излагать итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На примерах раскрывать отношения СССР со странами «социалистического лагеря» и Запада. Характеризовать внутриполитические и международные последствия участия СССР в войне в Афганистане. Систематизировать материал о развитии международных отношений и внешней политике СССР в 1945–1985 гг. (таблица, конспект). Раскрывать на примерах противоречия советской внешней политики. Участвовать в обсуждении дискуссионных вопросов внешней политики СССР, связанных с вводом советских войск в Чехословакию (1968), Афганистан (1979) и др. Сравнивать внешнюю политику руководства СССР в различные периоды развития СССР, выявляя общее и особенное | ||||
59 | Культура в конце 1950 — начале 1980-х гг. | Урок практического применения знаний, умений. Конференция | 1. Духовная и повседневная жизнь общества. 2. Образование, наука и техника. 3. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографа. Новые имена и темы в литературе и искусстве. 4. Успехи советского спорта. 5. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства | Взаимоконтроль; обсуждение вопросов, проблем. Рецензирование докладов самими обучающимися; заполнение таблицы; тестирование; рефлексия | Актуализировать понятия и термины: «оттепель» в культуре, искусственный спутник, «деревенская проза», «невозвращенцы». На примерах раскрывать успехи фундаментальных наук. Доказывать значимость достижений в исследовании атома, создании ракетной техники, авиастроении, а также развития научно-технической революции. Раскрывать противоречивый характер советской действительности, повседневной жизни советских граждан, роль эмиграции в развитии культуры. Проводить поиск и презентацию информации о повседневной жизни людей в 1960–1980-х гг. (в том числе по воспоминаниям родных и близких). Приводить примеры развития советской науки, культуры, спорта, основных художественных произведений с использованием сведений из других предметов (естествознания, литературы и т. д.). Понимать достижения и проблемы советской системы образования, противоречивость культурной политики. На примерах раскрывать усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью, противоречия в развитии художественной культуры. Высказывать аргументированные суждения о произведениях, памятниках советской культуры, их художественных особенностях, их восприятии современниками. Участвовать в проектной деятельности, пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. | ||||
Тема 6. СССР — Российская Федерация в конце XX — начале XXI в. | |||||||||
60 | Советское государство и общество в условиях «перестройки». 1985-1988 гг. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. М.С. Горбачёв — новый лидер страны. 2. Курс на «ускорение». Политика гласности. 3. XIX партийная конференция — начало конституционных реформ в СССР. 4. Национальные движения в СССР | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Объяснять и применять понятия, термины: перестройка, ускорение, демократизация, гласность. Раскрывать объективную потребность страны в преобразованиях, особенности процессов «перестройки». Определять задачи, итоги внутренней политики руководства страны, описывать и анализировать геополитические изменения в мире после распада СССР. Объяснять, в том числе на примерах, успехи и просчёты руководства страны в конце 1980-х гг. Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий, например: углубление кризиса в СССР, распад СССР, обновление мирового порядка | ||||
61 | Революционные перемены в 1989-1991 гг. | Урок практического применения знаний, умений. Лабораторная работа | 1. Обострение общественно-политической ситуации в стране. Съезды народных депутатов. 2. Нарастание экономического кризиса в стране. 3. Межнациональные конфликты. 4. Конец «перестройки». 5. Августовский путч и его провал. 6. Распад СССР | Групповой контроль; создание проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; тестирование, рефлексия | Объяснять понятия, термины, использовать их: государственный суверенитет, «парад суверенитетов», плюрализм, референдум, СНГ, ГКЧП. Раскрывать объективную потребность страны в радикальных преобразованиях, особенности становления российской государственности. Объяснять сущность, причины и итоги «перестроечных» процессов в СССР. Определять причины и последствия распада СССР. Излагать содержание взглядов консерваторов и реформаторов 1990-х гг. Раскрывать историческое значение августовских событий 1991 г., окончания «холодной войны» и др. | ||||
62 | Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. «Новое мышление» в международных отношениях. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Распад социалистического лагеря. 2. Деидеологизация внешней политики. 3. Советско-американский диалог. Конец «холодной войны» | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Объяснять понятия, термины, использовать их: биполярная система, «новое политическое мышление». Излагать основные принципы политики нового мышления, многополярного мира | ||||
63 | Россия в 1992-1993 гг. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. Основные направления экономических реформ. 2. Основные политические кампании 1990-х — начала 2000-х гг., их особенности. 3. Конституция РФ 1993 г. | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Объяснять понятия, термины, использовать их: радикальные экономические реформы, инфляция, «шоковая терапия», либерализация цен, президентская и парламентская республика, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, импичмент, бартерная экономика. Объяснять сущность, причины и итоги радикальных экономических реформ начала 1990-х гг. Выделять этапы в становлении в России рыночной экономики, характеризовать основные мероприятия государства. Сравнивать исторические факты и процессы, например политику гласности и «оттепели», экономические реформы середины 1960-х и 1990-х гг. и т. п. | ||||
64 | Социально-экономическое развитие России в 1993-1999 гг. | Урок практического применения знаний, умений. Семинар | 1. Приватизация: основные этапы, результаты. Проблема легитимности. 2. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. 3. Результаты экономической политики | Фронтальный контроль; групповой поиск; создание проектов; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; блиц-опрос; рефлексия | Бюджетный дефицит, чековые инвестиционные фонды, инвестиционный кризис, дефолт, средний класс, фермерство, коррупция. Давать характеристику документам (Конституция РФ 1993 г.), программам реформ, основным итогам деятельности Правительства РФ, политическим программам основных партий, положению различных социальных слоёв российского общества и т. д. (в том числе с использованием интернет-ресурсов). Подводить итоги первого десятилетия политических и социально-экономических реформ в стране и обществе, определять предпосылки перехода к новому этапу развития к началу 2000-х гг. | ||||
65 | Политическая жизнь России в 1993-1999 гг. | Урок изучения новых знаний. Диалог | 1. Чеченский вопрос. 2. Проблема многопартийности в России. 3. Основные политические кампании 1990–1999 гг., их особенности | Комбинированный контроль; анализ таблиц; работа с презентацией; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление хронологии событий; индивидуальное тестирование; рефлексия | Определять направления политического и социально-экономического развития России, основные тенденции конца XX в. Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на конкретных примерах. Давать развёрнутые характеристики деятельности, раскрывать мотивы, цели поступков людей (руководителей государства, А.Д. Сахарова, А.И. Солженицына и др.). Приводить различные оценки и версии исторических событий, излагать и аргументировать своё отношение к ним и деятельности исторических личностей | ||||
66 | Внешняя политика России в 90-е гг. XX в. | Урок практического применения знаний, умений. Исследование | 1. Формирование концепции внешней политики России. 2. Диалог Россия — НАТО. 3. Дальневосточное направление. 4. Основные проблемы на постсоветском пространстве. Отношения со странами ближнего зарубежья | Комбинированный контроль; проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения); работа с исторической, контурной картой, работа с историческими документами; участие в дискуссии по теме; составление развернутого плана по теме; рефлексия | Объяснять понятия, термины, использовать их: «Большая восьмёрка», Евросоюз, многополюсный мир, постсоветское пространство, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, «гуманитарная интервенция». Излагать основные направления, события внешней политики России 1990-х гг. Систематизировать и анализировать информацию по вопросам международных отношений второй половины ХХ в., представлять её в форме таблицы, обзора. Сравнивать внешнюю политику страны на различных этапах её развития. Характеризовать роль государственных лидеров в международных отношениях начала XXI в. | ||||
67 | Россия и мир в начале 3-го тысячелетия: проблемы и перспективы развития. | Урок формирования новых знаний/умений. Проблемная лекция | 1. Формирование концепции внешней политики России. 2. Диалог Россия — НАТО. 3. Дальневосточное направление. 4. Основные проблемы на постсоветском пространстве. Отношения со странами ближнего зарубежья | Текущий контроль; работа с историческими документами; сравнительный анализ выводов; составление развернутого плана по теме; экспресс- диагностика по теме; рефлексия | Объяснять понятия, термины, использовать их: Государственный Совет, федеральные округа, национальные символы, приоритетные национальные проекты, монетизация льгот, разновекторная политика, единое экономическое пространство, интеграция, Болонский процесс, постмодернизм. Раскрывать на примерах важнейшие шаги по укреплению «вертикали власти» и государства в начале 2000-х гг. Характеризовать цели, результаты реализации программ создания в России современной инновационной экономики, укрепления правового государства. Давать развёрнутую характеристику деятельности М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, Д.А. Медведева, В.В. Путина. Раскрывать на примерах диалектику внешнеполитических проблем России конца XX — начала XXI в. и перспективы развития страны. Сопоставлять политику Правительства РФ и стран Западной Европы, выявлять точки взаимодействия и разногласий. Комментировать, обсуждать различные оценки и версии исторических событий, аргументировать собственное отношение к тем или иным событиям, процессам. Характеризовать международное положение Российской Федерации в начале XXI в., процесс укрепления российской государственности. Характеризовать партийную систему современной России, лидеров партий и общественных движений (в том числе с использованием официальных сайтов партий и движений). Приводить примеры, раскрывающие духовную, культурную жизнь страны начала XXI в. Характеризовать стили, течения современной культуры, приводить примеры произведений, давать им аргументированную оценку. Давать описание событий культурной жизни страны, произведений искусства (в форме сообщения, репортажа, презентации и др.). Участвовать в дискуссии на тему «Художник и эпоха» (на примере современной культуры). Участвовать в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов средств массовой информации, интернет-ресурсов). Проводить комплексный анализ источников информации о развитии России на современном этапе. Участвовать в подготовке и представлении творческих работ, проектов по теме «Россия в современном мире» | ||||
68 | Итоговое обобщение. | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Итоги, проблемы и тенденции политического, социально-экономического, культурного развития России | Итоговый контроль; проверочная письменная работав формате ЕГЭ; систематизация знаний | Обобщать сведения по определённой проблеме в форме конспекта, схемы, таблицы (особенности политического, социально-экономического, культурного развития страны). Включать контекстные знания из анализа статистики, карты, письменных исторических источников разного вида, а также иллюстраций, схем, ресурсов сети Интернет, дополнительной литературы. Использовать приёмы исследовательской деятельности, элементарные умения прогноза. Представлять результаты изучения исторического материала в формах доклада, эссе и др. Участвовать в проектной деятельности, пользоваться сведениями СМИ, мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...