Рабочая программа по обществознанию. 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Рабочая программа
Предмет обществознание | |
Класс 6 а, 6 б | |
Учебный год 2016-2017 |
Учитель: Садовая Людмила Павловна
г. Новочеркасск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по обществознанию для 6 класса на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для 6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по обществознанию для 5-9 классов под редакцией Е.С.Савинова.
Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю и ориентированы на учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 6 класс. (М.: Просвещение, 2015).
Данная рабочая программа обеспечивает изучения (чего), формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков.
Курс обществознания в 6 классе и направлен на достижение следующих целей:
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека ( 10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации6 об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
В соответствии с целями преподавания обществознания основные задачи курса сводятся к следующим задачам:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитания уважения к трудовой деятельности.
- Формы обучения: комбинированный урок, урок изучения новых знаний, контрольный урок, урок-игра.
- Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, репродуктивный.
- Виды деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса обществознания в 6 классе предполагает:
- - использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
- - использование электронных учебников для организации самостоятельной работы уч-ся по изучению теоретического материала;
- - использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала;
- - использование электронных тренажеров для обработки навыков по основным темам курса обществознания.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 31 час:
I четверть - 8 часов
II четверть – 7 часов
III четверть - 10 часов
IV четверть - 6 часов
Планируемые предметные результаты освоения обществознания в 6 классе 2016-2017 уч.год
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, признании равноправия народов, единства разнообразных культур, убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций, осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметным результаты изучения обществознания в основной школе должны отражать:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от получения цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1. использование элементов причинно-следственного анализа;
2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта: выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки, объектов;
4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
6. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогических отобранных источниках;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программного материала по обществознанию в 6 классе на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название раздела курса | Количество часов | Формы организации учебной деятельности | Виды учебной деятельности |
Раздел 1 Введение | 1 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы | |
1 | Раздел 2. Человек в социальном измерении | 12 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «личность», «индивидуальность», «сильная личность» Иллюстрировать конкретными примерами влияние личности на процесс развития общества. Уметь составлять рассказы по рисункам. Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том |
2 | Раздел 3. Человек среди людей | 9 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы. Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах применения санкций и особенностей лидерства в группе. Уметь объяснить, что благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения , усваивают правила поведения, применяют их на практике, показывать , почему общение необходимо человеку. |
3 | Раздел 4. Нравственные основы жизни (7 часов) | 6 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла. Иллюстрировать на конкретных примерах проявления смелости, преодоления страха. Анализировать ситуации из собственной жизни, выступать с речью в защиту смелости. Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека. |
4 | Раздел Итоговое повторение | 2 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Овладение различными видами публичных выступлений умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности |
Итого: 31 час
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО обществознанию в 6 классе 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||||
предполагаемая | по факту | ||||||
1 | Вводный урок | 1 | 05.09 | ||||
Раздел 2 Человек в социальном измерении (12 часов) | |||||||
2-3 | Человек-личность | 2 | 12.09-19.09 | ||||
4 | Человек познает мир | 1 | 26.09 | ||||
5 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | 03.10 | ||||
6 | Человек и его деятель ность | 1 | 10.10 | ||||
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | 17.10 | ||||
8-9 | Потребности человека | 2 | 24.10-14.11 | ||||
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | 21.11-28.11 | ||||
12 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | 05.12 | ||||
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении» | 1 | 12.12 | ||||
Раздел 3 Человек среди людей (9 часов) | |||||||
14-15 | Межличностные отношения | 2 | 19.12-26.12 | ||||
16-17 | Человек в группе | 2 | 16.01-23.01 | ||||
18-19 | Общение | 2 | 30.01-06.02 | ||||
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 13.02-20.02 | ||||
22-23 | Практикум. «Человек среди людей» | 2 | 27.02-06.03 | ||||
Раздел 4 Нравственные основы жизни (6 часов) | 17.04-24.04 | ||||||
24-25 | Человек славен добрыми делами | 2 | 13.03-20.03 | ||||
26-27 | Будь смелым. | 2 | 03.04-10.04 | ||||
28-29 | Человек и человечность | 2 | 17.04-24.04 | ||||
Раздел Итоговое повторение (2 часа) | |||||||
30-31 | Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс | 2 | 15.05-22.05 |
\
Итого: 31 час
Литература
Для учителя
«Обществознание» 6 класс. Л.Н. Боголюбова (М.: Просвещение, 2015).
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Для учащихся
«Обществознание» 6 класс. Л.Н. Боголюбова (М.: Просвещение, 2015).
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по обществознанию.
Оценка “5” ставится | - логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике профильного уровня; - правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; - верно, в соответствии с вопросом характеризовал на профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы); - объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов; - обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; - проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук); - показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; - на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения. |
Оценка “4” ставится | ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. |
Оценка “3” ставится | ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения. |
Оценка “2” ставится | ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, свидетельствующие о недостаточном уровне подготовки учащегося. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...