Рабочая программа по обществознанию. 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Рабочая программа
Предмет обществознание | |
Класс 5 а, 5 б | |
Учебный год 2016-2017 |
Учитель: Садовая Людмила Павловна
г. Новочеркасск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по обществознанию для 5 класса на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по обществознанию для 5-9 классов под редакцией Е.С.Савинова.
Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю и ориентированы на учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 5 класс.
Данная рабочая программа обеспечивает изучения обществознания, формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков.
Курс обществознания в 5 классе и направлен на достижение следующих целей:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В соответствии с целями преподавания обществознания основные задачи курса сводятся к следующим задачам:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитания уважения к трудовой деятельности.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 31 час:
I четверть - 8 часов
II четверть - 7 часов
III четверть - 10 часов
IV четверть - 6 часов
Планируемые предметные результаты освоения обществознания в 5 классе 2016-2017 уч.год
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметным результаты изучения обществознания в основной школе должны отражать:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
В соответствии с целями преподавания обществознания основные задачи курса сводятся к следующим задачам:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитания уважения к трудовой деятельности.
Содержание программного материала по обществознанию в 5 классе на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название раздела курса | Количество часов | Формы организации учебной деятельности | Виды учебной деятельности |
1 | Введение | 2 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. |
2 | Глава 1. Человек | 4 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Воспитывать уважение к личности и её достоинству. Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. |
3 | Глава 2. Семья | 6 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Воспитывать уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира. Формировать умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Воспитывать уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира. |
4 | Глава 3. Школа | 6 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Формировать готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. |
5 | Глава 4. Труд | 4 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Развивать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности |
6 | Глава 5. Родина | 7 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Иметь представление о территории и границах России. Представлять образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. |
7 | Итоговое повторение | 2 | индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, дифференцированная. | Формировать устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Итого: 31 час
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО обществознанию 5 класс 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
предполагаемая | по факту | |||
1-2 | Вводный урок | 2 | 05.09-12.09 | |
Глава 1. Человек | ||||
3-4 | Загадка человека | 2 | 19.09-26.09 | |
5-6 | Отрочество – особая пора жизни | 2 | 03.10-10.10 | |
Глава 2. Семья | ||||
7-8 | Семья и семейные отношения | 2 | 17.10-24.10 | |
9-10 | Семейное хозяйство | 2 | 14.11-21.11 | |
11-12 | Свободное время | 2 | 28.11-05.12 | |
Глава 3. Школа | ||||
13-14 | Образование в жизни человека | 2 | 12.12-19.12 | |
15-16 | Образование и самообразование | 2 | 26.12-16.01 | |
17-18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | 23.01-30.01 | |
Глава 4. Труд | ||||
19-20 | Труд – основа жизни | 2 | 06.02-13.02 | |
21-22 | Труд и творчество | 2 | 20.02-27.02 | |
Глава 5. Родина | ||||
23-24 | Наша Родина – Россия | 2 | 06.03-13.03 | |
25-26 | Государственные символы России | 2 | 20.03-03.04 | |
27 | Гражданин России | 1 | 10.04 | |
28-29 | Мы – многонациональный народ | 1 | 17.04-24.04 | |
Итоговое повторение | ||||
30-31 | Подведем итоги. Итоговые уроки | 2 | 15.05-22.05 |
Итого: 31 час
Литература
Для учителя
Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание
Для учащихся
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание («Зачем изучать общество?»). 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Баласс, 2012.
Махоткин А.В. обществознание в схемах и таблицах /А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2012
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по обществознаниию.
Оценка “5” ставится | - логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике профильного уровня; - правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; - верно, в соответствии с вопросом характеризовал на профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы); - объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов; - обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; - проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук); - показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; - на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения. |
Оценка “4” ставится | ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. |
Оценка “3” ставится | ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения. |
Оценка “2” ставится | ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, свидетельствующие о недостаточном уровне подготовки учащегося. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...