Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
По учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_drevnego_mira-5_vigasin_eshcherkina_2.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей истории и обществознания | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СШ № 19 Им.И.П.Мытарева |
__________________Степченкова Н.В. | _____________ Волкова Е.С. | ___________Дегтярева Н.А. |
Протокол № 1от « 26 » августа 2015 г. | «___» _________________ 2015 г. | Приказ от № |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ___История Древнего мира_________________________________________________________________
Класс____________5____________________________________________________________________________________________________
Уровень основного общего образования
Учитель Ещеркина М.С.__________________________________________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год___2016-2017 учебный год_________________________________________________
Количество часов по учебному плану всего 68 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе
Учебник_ «История Древнего мира» 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и культуры.М: «Просвещение» 2012 ; Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы М.: «Просвещение» 2014
Рабочую программу составили_____________________________________________________Ещеркина М.С..____________
подпись расшифровка подписи
Содержание тем учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе
Введение (1ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел1. Жизнь первобытных людей. (5 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Древнейшие люди.Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей.Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религиозных верований.Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства.Представление о зарождении произ водящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гон чарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земле дельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати.Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появ ление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам.Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила.Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи.О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож.
Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.
Военные походы фараонов.Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян.Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство Древнего Египта.Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида
фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.
Письменность и знания древних египтян.Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для пись ма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (мате матика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письмен ности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном
воздаянии (суд Осириса и клятва умершего)
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье.Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над
преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых
социальных группах: рос товщиках.
Финикийские мореплаватели.География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы.
Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах
Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Библейские сказания.Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского
народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские преда ния о героях.
Ассирийская держава.Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий
труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей».Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии.Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли
на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты.Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана.
Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость —в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая.Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение.Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне.Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя.В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада».Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея».География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков.Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах.Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта.География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности.Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве.Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу.Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический
подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата»
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.
В гаванях афинского порта Пирей.В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины.Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора —главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях.Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В афинском театре.Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле.Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии.Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Алексадр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток.Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской.Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк —
одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение.Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим.Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии.Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики.Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном.Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Средиземноморье.Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме.Завоевательные походы Рима —главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов.Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака.Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря.Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи.Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида»
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи.Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.
В Риме при императоре Нероне.Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение.Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. н. э.Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город Рим — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падениеЗападной Римской империи
Римская империя при Константине.Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание онстантинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами.Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.
Итоговое повторение.Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов в рабочей программе | Количество часов в авторской программе |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Жизнь первобытных людей | 6 | 7 |
3 | Древний Восток | 20 | 20 |
4 | Древняя Греция | 21 | 21 |
5 | Древний Рим | 17 | 17 |
Повторение курса История Древнего мира | 2 | 2 | |
Резерв | 1 | 0 | |
Итого | 68 | 68 |
В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утверждённым на 2016-2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год. Резервное время отведено за счёт уплотнения учебного материала и составляет 1 час на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 1 час будет использован в конце учебного года на уроках повторения
Считаю целесообразным объединить уроки «Введение» и «Измерение времени по годам», так как знания, полученные по теме «Измерение времени по годам», необходимы в т.ч. и для изучения Раздела 1 «Жизнь первобытных людей»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА»
5 класс 2016-2017 учебный год
68 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Дата проведения | Примечание | |||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | План | Факт | ||||||||||||||||
Введение. Измерение времени по годам. | 1 | Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.Источники по истории Древнего мира | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые образовательные задачи | Прочитать введение | |||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6ч) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники(3ч) | ||||||||||||||||||||
Древнейшие люди. | 1 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: место и время их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Овладение огнем.. | Формирование устойчивого познавательного интереса | Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. | Параграф 1-пересказ,учить термины,Вопросы устно | |||||||||||||||
Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». | Формирование знания основных исторических событий развития общества. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. | Параграф 2-пересказ,учить термины, «Проверь себя» устно | |||||||||||||||
Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. | Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Параграф 3-пересказ, учить термины, «Подумайте и обсудите устно» | |||||||||||||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч) | ||||||||||||||||||||
Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | формирование уважительного отношения к труду | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию | Парагаф 4-пересказ,задания на стр. 25устно | |||||||||||||||
Появление неравенства и знати. | 1 | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Негативное отношение к взятничеству | Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | Параграф 5-пересказ,учить термины,Повторить главу 2 Появление бюрократии.Коррупция в Древнем Египте. | |||||||||||||||
Повторительно-обощающий урок:Значение эпохи первобытности для человечества. | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | ||||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (20) Глава 3. Древний Египет (8ч) | ||||||||||||||||||||
Государство на берегах Нила. | 1 | Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). | Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Египта, его географических особенностях; знание достижений и культурных традиций Египта | Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. | Параграф 6-пересказ,стр. 37-термины учить,работа с картой и иллюстрации устно | |||||||||||||||
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. | формирование уважительного отношения к труду | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Параграф 7-пересказ,учить термины,составить рассказ стр. 42 | |||||||||||||||
Жизнь египетского вельможи. | 1 | Основные слои населения. Их функции в обществе. | Формирование самостоятельности, самообразования, ответственности | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | Параграф 8-пересказ,Работа с документом | |||||||||||||||
Военные походы фараонов. | 1 | Бронзовый век. Армия Египта. Походы Тутмоса III.Войско:пехота, отряды колесничих. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Параграф 9-пересказ,учить термины,стр.51-устная работа | |||||||||||||||
Религия древних египтян. | 1 | Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». | Освоение общемирового культурного наследия Древнего Рима. Освоение общемирового культурного наследия государств Древнего мира. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Параграф 10-пересказ,термины учить «подумайте»письменно | |||||||||||||||
Искусство Древнего Египта. | 1 | Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. | владеть монологической и диалогической формами речи | Параграф 11-пересказ,термины учить,стр. 61 составить рассказ | |||||||||||||||
Письменность и знания древних египтян. | 1 | Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Умение извлекать из исторических источников информацию | Параграф 12-пересказ,учить термины. Подготовить сообщение стр. 64. Повторить главу 4 | |||||||||||||||
Повторительно-обощающий урок.Достижения древних египтян. | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | ||||||||||||||||||
Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч) | ||||||||||||||||||||
Древнее Двуречье. | 1 | Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров — Ур и Урук. | Готовность к самообразованию и самовоспитанию. | формулировать и обосновывать выводы | Параграф 13-пересказ,учить термины,стр. 69-устно | |||||||||||||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Параграф 14-пересказучить термины,стр. 73-устно | |||||||||||||||
Финикийские мореплаватели. | 1 | Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. | формирование целостного мировоззрения | анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план | Параграф 15-пересказ,учить термины,стр 77 | |||||||||||||||
Библейские сказания. | 1 | Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. | Развитие понимания идейного многообразия мира, уважение чужого мнения, толерантность | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты) | Параграф 16-пересказ,учить термины,работа с документом стр 81 | |||||||||||||||
Древнееврейское царство | 1 | Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и религиозной группы | анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план | Параграф 17-пересказ,учить термины, «Подумайте» устно стр. 85 | |||||||||||||||
Ассирийская держава. | 1 | Ассирийская держава. Новшества в военном деле Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Представление об ассирийском искусстве. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. | формирование целостного мировоззрения | Уметь сравнивать исторические явления | Параграф 18-пересказ,учить термины,стр 90 | |||||||||||||||
Персидская держава «царя царей». | 1 | Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы; | Параграф 19-пересказ,учить термины.Повторить главу 4 | |||||||||||||||
Глава5. Индия и Китай в древности (5ч) | ||||||||||||||||||||
Природа и люди Древней Индии. | 1 | Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Сельское хозяйство. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. | Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, истории. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Параграф 20-пересказ,учить термины. Сообщение стр 100 | |||||||||||||||
Индийские касты.. | 1 | Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Негативное отношение к коррупции | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты) | Параграф 21-пересказ,учить термины,стр 105 сообщение Древнеиндийский трактат о коррупции | |||||||||||||||
Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения) Китайские иероглифы и книги | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | строить логическое рассуждение, владение устной монологической контекстной речью | Параграф 22-пересказ,учить термины,стр 109 устно | |||||||||||||||
Первый властелин единого Китая. | 1 | Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач; | Параграф 23-пересказ,учить термины. Повторить главу 6 | |||||||||||||||
Повторительно-обощающий урок: Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторить Раздел 2 | |||||||||||||||||
Раздел 3.Древняя Греция (21ч) Глава 7. Древнейшая Греция(5ч) | ||||||||||||||||||||
Греки и критяне. | 1 | Местоположение и природные условия. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Параграф 24-пересказ,учить термины,стр 120 | |||||||||||||||
Микены и Троя. | 1 | Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством.. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. | осознание своей идентичности члена, этнической и религиозной группы, локальной общности; | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | Параграф 25-пересказ,учить термины, «Подумайте» устно | |||||||||||||||
Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Мифы о начале Троянской войны. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса и Гектора.Мифы и сказания об Ахиллесе, Одиссее,троянском коне и т.д. Мораль поэмы | формирование коммуникативной компетентности | смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы | Параграф 26-пересказ, ,стр 129-сообщение | |||||||||||||||
Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Мифы об Одиссее. На острове циклопов,встреча с сиренами и т.д. Мораль поэмы | формирование коммуникативной компетентности | умение работать индивидуально, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Параграф 27-пересказ,стр 134 | |||||||||||||||
Религия древних греков. | 1 | Пантеон олимпийских богов. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). | · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Параграф 28-пересказ,учить термины, стр. 138 «Подумайте» | ||||||||||||||||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч) | ||||||||||||||||||||
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия, умение использовать речевые средства | Параграф 29-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; | Умение логического рассуждения, умозаключения | Параграф 30-пересказ,учить термины, стр 146-устно | |||||||||||||||
Древняя Спарта. | 1 | Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.. освоение гуманистических традиций и ценностей | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Параграф 31-пересказ,учить термины,стр 150 | |||||||||||||||
Греческие колонии на берегах Среди- земного и Чёрного морей. | 1 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». | формирование коммуникативной компетентности | Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение | Параграф 32-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
Олимпийские игры в древности. | 1 | Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. | Формирование любви к спорту и здоровому образу жизни | умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Параграф 33-пересказ,учить термины,сообщение стр 161 | |||||||||||||||
Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, | Параграф 34-пересказ,учить термины, стр 165 «Подумайте» | |||||||||||||||
Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | умения работать с исторической картой, с историческими документами | Параграф 35-пересказ,учить термины. Повторить главу 8 | |||||||||||||||
Глава 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии(5ч) | ||||||||||||||||||||
В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | Параграф 36-пересказ,учить термины, стр 175 | |||||||||||||||
В городе богини Афины. | 1 | Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Умение составлять простой план | Параграф 37-пересказ,учить термины, стр 181- Составить рассказ | |||||||||||||||
В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. | формирование коммуникативной компетентности | Умение формулировать и обосновывать выводы | Параграф 38-пересказ,учить термины, стр 185 | |||||||||||||||
В афинском театре | 1 | Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | способность решать творческие задачи | Параграф 39-пересказ,учить термины,стр 190 | |||||||||||||||
Афинская демократия при Перикле. | 1 | Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты) | Параграф 40-пересказ,учить термины. Повторить главу9 | |||||||||||||||
Глава 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.(4ч) | ||||||||||||||||||||
Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Смерть Филиппа и приход к власти Александра. | формирование целостного мировоззрения | формулировать и обосновывать выводы | Параграф 41-пересказ,учить термины,стр 200 устно | |||||||||||||||
Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. | Готовность к самообразованию и самовоспитанию. | умения работать с исторической картой, с историческими документами | Параграф 42-пересказ,учить термины, «работа с картой», «Подумайте» | |||||||||||||||
В Александрии Египетской. | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. | Развитие интереса к памятникам культуры и её представителям. | Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение | Параграф 43-пересказ,учить термины. | |||||||||||||||
Повторительно-обощающий урок «Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторить раздел3 | |||||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим (17ч) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч) | ||||||||||||||||||||
Древнейший Рим. | 1 | Местоположение и природные особенности Италии. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | умения работать с исторической картой, с историческими документами | Параграф 44-пересказ,учить термины, 218-219 устно | |||||||||||||||
Завоевание Римом Италии. | 1 | Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». | Формирование устойчивого познавательного интереса | выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями; | Параграф 45-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
Устройство Римской республики. | 1 | Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион | Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения | выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием | Параграф 46-пересказ,учить термины. Повторить главу 11 | |||||||||||||||
Глава 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья(3ч) | ||||||||||||||||||||
Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Карфаген — местоположение. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. | формирование целостного мировоззрения | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Параграф 47-пересказ,стр 232 | |||||||||||||||
Установление господства Рима во всём Средиземноморье. | 1 | Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». | формирование коммуникативной компетентности. Негативное отношение к коррупции | умения работать с исторической картой, с историческими документами | Параграф 48-пересказ,учить термины, стр.238 Римское право о коррупции. | |||||||||||||||
Рабство в Древнем Риме. | 1 | Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». | Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения | выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями; | Параграф 49-пересказ,учить термины. Повторить главу 12 | |||||||||||||||
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч). | ||||||||||||||||||||
Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. | формирование целостного мировоззрения | Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение | Параграф 50-пересказ, Работа с датами стр 246 | |||||||||||||||
Восстание Спартака. | 1 | Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения | выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями; | Параграф 51-пересказ,стр 250-251 устно | |||||||||||||||
Единовластие Цезаря. | 1 | Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Борьба полководцев за единоличную власть.. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор». | Формирование устойчивого познавательного интереса | выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием | Параграф 52-пересказ,255-256 устно | |||||||||||||||
Установление империи | 1 | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (Понятия «империя», «император», «преторианцы». | Готовность к самообразованию и самовоспитанию. | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Параграф 53-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5ч) | ||||||||||||||||||||
Соседи Римской империи | 1 | Территория империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». | Формирование устойчивого познавательного интереса | Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение | Параграф 54-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
В Риме при императоре Нероне. | 1 | Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием | Параграф 55-пересказ,стр 268-269 | |||||||||||||||
Первые христиане и их учение. | 1 | Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к религии народов мира. Негативное отношение к взятничеству | осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа | Параграф 56-пересказ,учить термины Отношение к взяточниче ству в мировых религиях. | |||||||||||||||
Расцвет Римской империи во II веке н.э. | 1 | Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. | формирование целостного мировоззрения | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Параграф 57-пересказ,учить термины,стр 279 | |||||||||||||||
Вечный город и его жители». | 1 | Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. | Развитие интереса к памятникам российской культуры и её представителям. | Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение | Параграф 58-пересказ,учить термины. Повторить главу 14 | |||||||||||||||
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2ч) | ||||||||||||||||||||
Римская империя при Константине . | 1 | Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». | Готовность к самообразованию и самовоспитанию. | высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, вести диалог | Параграф 59-пересказ,учить термины | |||||||||||||||
Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе. | Формирование устойчивого познавательного интереса | выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями; | Параграф 60. | |||||||||||||||
Итоговое повторение (2ч) | ||||||||||||||||||||
Признаки цивилизации Греции и Рима | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | Повторить Раздел 1-2 | |||||||||||||||||
Признаки цивилизации Греции и Рима | 1 | Повторить раздел 3-4 | ||||||||||||||||||
Резерв | 1 |
Планируемые результаты изучения предмета «История Древнего мира» в 5 классе
В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
Рабочая программа. "История Древнего мира" 5 класс.
Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы для 5-х классов. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер....
Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс
Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена...
Рабочая программа.История Древнего Мира. 5 класс.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории,Сайт http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА История Древнего мира. 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА История Древнего мира. 5 класс Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 ч в неделю) и реализуется на основе УМК по предмету: История Древнего мира: учебник для 5 класса. А...
Рабочая программа "Истории Древнего мира" - 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер
Дан календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся...