Конспект урока по Всеобщей истории по теме «Наполеоновская эпоха» (10 класс)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока По Всеобщей истории по теме "Наполеоновская эпоха". Урок знакомит учащихся с основными событиями, экономическими и политическими изменениями, произошедшими во Франции в эпоху наполеоновских войн, дает её общую характеристику и показывает, какое влияние эпоха наполеоновских войн оказала на развитие Увропы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka._napoleonovskaya_epoha.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Всеобщей истории по теме «Наполеоновская эпоха» (10 класс)
Тема урока: «Наполеоновская эпоха»
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными событиями, с экономическими и политическими изменениями, произошедшими во Франции в эпоху наполеоновских войн, дать её общую характеристику и выяснить, какое влияние эпоха наполеоновских войн оказала на развитие Европы;
- развивать у учащихся умение работать с документами и картой, обобщать материал, анализировать и делать выводы
Предполагаемые формы и методы работы:
- рассказ учителя
- фронтальный опрос
- работа с документом
- работа с таблицей
- работа с картой
План урока:
- Организационный момент. Сообщение задачи урока.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала:
- Франция: от республики к империи Наполеона
- От войн республики к войнам империи.
- Внутренняя политика императора Наполеона
- Крах наполеоновской империи.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов работы. Оценивание результативности работы учеников.
- Домашнее задание.
Оборудование урока: Презентация «Эпоха наполеоновских войн»
Таблица «Хронология событий во Франции в 1789 – 1794 годах».
Документ. Тильзитский мирный договор.
Тезисы: изменения во Франции (управление, экономика), законодательство, влияние на Европу
Иллюстрации: портрет молодого Бонапарта, портрет императора Наполеона, «Встреча двух императоров», битва при Ватерлоо.
Карты: «Италия с островом Корсика», «Борьба контрреволюционной Европы против революционной Франции 1789-1794гг.», «Европа в1794-1799гг.», «Европа в 1799-1815гг.»
Основные термины:
- директория
- консульство
- Кодекс Наполеона
- дефицит бюджета
- «Сто дней»
Опережающее домашнее задание:
- «От войн республики к войнам империи», контурная карта стр.6.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение задачи урока. (слайд №1)
Эпиграф: (слайд №2)
«Моя истинная слава, не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс»?
II Повторение ранее изученного материала
.Революции XVIII столетия.
Фронтальный опрос.
Слайд №3
Задание:
В 1789 году во Франции произошла Великая французская революция. Пользуясь таблицей вспомните и прокомментируйте основные события 1789-1895 гг.
Хронология событий во Франции в 1789 – 1795 годах.
14 июля 1789 года | Начало Великой французской революции. |
26 августа 1789 года | Принятие Декларации прав человека и гражданина |
14 июля 1790 года | Провозглашение Франции конституционной монархией |
3 сентября 1791 года | Принятие Конституции Франции |
10 августа 1792 года | Восстание в Париже. Свержение монархии. |
22 сентября 1792 года | Провозглашение Франции республикой. |
31 мая – 2 июня 1793 г. | Восстание в Париже. Изгнание жирондистов из Конвента |
24 июня 1793 года | Принятие Конвентом новой Конституции. |
17 сентября 1793 года | «Закон о подозрительных» |
27 июля 1794 года (9 термидора II г.) | Термидорианский переворот. |
22.08.1795 года | Принятие Конституции Франции. Формирование Директории. |
1) 14 июля во Франции началась революция. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина», она легла в основу конституции 1791 года, по которой королю принадлежала исполнительная власть. Таким образом, была установлена конституционная монархия.
2) Монархисты были недовольны ограничением власти короля, а радикалы (якобинцы, кордельеры) требовали свержения монархии.
В 1792 году власть короля была свергнута, Конвент принял декрет об установлении республики.
3) Но в стране обострился экономический кризис, было тяжёлое положение на фронте, Франция объявила войну сначала Австрии, а затем и другим европейским державам – и якобинцы потребовали установления диктатуры. В 1793 году при поддержке парижан и национальной гвардии они захватили власть. Была принята демократическая конституция, но под предлогом продолжения войны, она не была введена в действие. Таким образом, утвердилась якобинская диктатура.
В стране установилась политика террора. В 1793 году был принят «Закон о подозрительных», жертвами этого закона становились все сомневающиеся в правильности политики якобинцев, в том числе и сами якобинцы. В результате против Робеспьера выступило большинство Конвента, он был арестован. Эти события получили название термидорианский переворот.
После принятия новой конституции в 1795 году было сформировано новое правительство – Директория.
III.Изучение нового материала:
- Франция: от республики к империи Наполеона.
Объяснение учителя с элементами беседы
Новое правительство считало необходимым стабилизировать обстановку в стране, но правило оно прежде всего в интересах новых собственников. Поэтому были отменены меры, введённые якобинцами, а именно:
- национализация внешней торговли
- максимум цен
- максимум жалования
- восстановлена свободная торговля.
В результате резкий рост цен при нехватке продуктов спровоцировал вооружённые выступления населения против правительства. Эти выступления жёстко подавлялись. Но против правительства выступали ещё и монархисты. В 1795 году опасный мятеж монархистов в Париже был подавлен молодым генералом Бонапартом.
Давайте вспомним, каким образом выходец из небогатой корсиканской семьи стал императором Франции Наполеоном Бонапартом.
Сообщение о Наполеоне Бонапарте
- От войн республики к войнам империи.
Проверка опережающего домашнего задания
Войны, которые вела Франция, мы делим на оборонительные, когда Франция защищала завоевания революции, и захватнические.
Вопросы:
- Назовите государства, с которыми воевала революционная Франция.
- Каковы результаты этих войн?
В результате оборонительных войн Франция изгнала интервентов со своей территории, а затем перешла в наступление.
- Назовите компании, которые носили захватнический характер.
- Были заняты Бельгия, Голландия, прирейнские германские государства.
- 1796-1798 – компания в Северной Италии, Ионические о-ва, Мальта
- 1798-1799 – египетский поход. Цель – уничтожить коммуникации, связывающие Англию с Индией. Но, французы потерпели поражение в битве с эскадрой адмирала Нельсона. Египет – владение Турции. По её просьбе русская эскадра вице-адмирала Ушакова вошла в Средиземное море, освободила Ионические о-ва.
- 1799-1800 – компания в Италии. Русско-австрийские войска под командованием Суворова освободили Северную Италию (переход Суворова через Альпы). В 1800 Бонапарт вернул завоевания в Италии, разбив австрийцев при Маренго.
- 1805 – У Наполеона был план перебросить десант в Англию. Но он не был реализован из-за возобновления войны с Австрией и Россией. Наполеон нанёс решающее поражение русско-австрийской армии при Аустерлице. При этом австрийская армия была полностью разбита, и Австрия вынуждена была пойти на заключение мира.
В этом же году англичане разбили франко-испанский флота у мыса Трафальгар
- 1806 – военные действия в Пруссии. Прусская армия разбита под Йеной.
- 1807 – после выхода союзников из войны Россия заключила мир с Францией.
- 1808 – армия Наполеона оккупировала Испанию, но испанцы с оккупацией не смирились.
В результате походов вокруг Франции возникла цепочка зависимых государств), которые управлялись родственниками императора).
Все военные компании прошли успешно для Франции. Этому способствовали не только талант Наполеона, но и новая организация армии (всеобщая воинская повинность, получение военных званий не зависимо от происхождения), необходимость защищать завоевания революции (крестьяне получили землю), доходы от успешных войн.
3) Внутренняя политика императора Наполеона
Рассказ учителя.
Изменения во Франции:
Управление:
Наполеон создал авторитарный режим, режим личной власти. Но большинство французов его поддерживало. На это были свои причины:
- Во-первых, правление Директории привело страну к экономическому краху и военным поражениям (казнокрадство, банкротство, неконтролируемые займы, отсутствие бюджета).
- Во-вторых, существовала угроза восстановления монархии Бурбонов, а это не устраивало большинство населения.
- И, кроме того, Наполеон пользовался огромной популярностью, сначала благодаря военным победам, а потом и как государственный деятель.
1799 – 1804гг. – консульство:
- сохранение республики
- ограничение законодательной власти
- уничтожение местного самоуправления
- амнистия эмигрантам
- признание католицизма государственной религией при сохранении свободы вероисповедания
- ограничение свободы печати, ужесточение цензуры
- борьба с оппозицией
Результаты политики:
- Уничтожение принципа разделения властей
- создание авторитарного режима
- 1804 год - провозглашение Бонапарта императором французской республики, под именем Наполеона I
- 1808 год – провозглашение Франции империей.
Экономическая политика:
- юридические гарантии частной собственности
- поощрение предпринимательской деятельности
- предоставление государственных заказов буржуазии
- проведение финансовой реформы:
- создание Французского банка
- - введение и укрепление новой денежной единицы – франка
- поддержка образования, подготовка специалистов, в том и для экономики
Результаты политики:
- Ликвидация дефицита государственного бюджета
- Выход из кризиса
- Экономический подъём
- Начало промышленного переворота.
Создана Французская империя, но порядки буржуазные.
Законодательная деятельность:
«Кодекс Наполеона» - свод законов, состоящий из гражданского, коммерческого и уголовного кодексов.
- равенство всех перед законом
- отмена крепостничества
- неприкосновенность частной собственности
Результаты:
- создание законодательной базы для развития буржуазных порядков
- формирование правового государства
Влияние наполеоновской Франции на Европу:
- отмена феодальных повинностей
- отмена сословий
- принятие законов, защищавших права частных собственников
- введение конституций во многих странах
- распространение Гражданского кодекса в Европе
4) Крах наполеоновской империи.
Австрия, Пруссия потерпели поражение.
Только Россия могла вести военные действия на суше.
Тильзитский мирный договор.
Работа с документом. Выдержки из текста Тильзитского мирного договора.
Задание:
Ответьте на вопрос: «Мог ли долго действовать
Тильзитский мирный договор?». Перемирие
- Россия признавала территориальные изменения в Европе
- присоединение России к континентальной блокаде Англии
- Россия выводила войска и флот из Средиземноморья
- Пруссия оставалась самостоятельным государством
- Создавалось герцогство Варшавское, зависимое от Франции, из польских земель, входивших в Пруссию
Невыгодно для России:
- невозможность торговать с Англией (хлеб, лён, полотно – промышленные товары), - французские поставки не компенсировали потерь
- герцогство Варшавское – опасность на западных границах
Отечественная война 1812 года
Русская компания (Отечественная война 1812 года)
Проверка опережающего домашнего задания
Задание:
Крах Наполеоновской армии
1813 год – освобождение Европы
антифранцузская коалиция – Россия. Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания
- 1813 год «Битва народов» под Лейпцигом – поражение французов
- 1814 год союзники заняли Париж
- Наполеон отрёкся от престола (сослан на остров Эльба у берегов Италии)
- восстановлена власть Бурбонов (Людовик 18)
- восстановлены дореволюционные порядки, недовольство
- март 1815 – возвращение из ссылки, «Сто дней»
- июнь 1815 – битва при Ватерлоо, победа антифранцузской коалиции
- ссылка Наполеона на остров Св. Елены
III.Закрепление изученного материала.
Задание:
Как вы понимаете слова Наполеона: «Моя истинная слава, не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс»?
- Подведение итогов работы. Оценивание результативности работы учеников.
- Домашнее задание.
§ 17, задание -2; Заполните таблицу.
Внешняя политика Наполеона
Направления внешней политики | Цели и задачи | Основные события | Итоги и значение |
Познакомится с точками зрения на деятельность Наполеона (учебник, стр. 223). Подготовить аргументы в их защиту или опровержение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по всеобщей истории для обучающихся 7 класса по ФГОС
Тема урока: Век науки : научная революция XVII века.Умк:Учебник: Ревякин А. В. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.Ревякина Е. Ю. Всеобщая истор...
план-конспект урока по всеобщей истории для 9 класса по теме "Великобритания во второй половине XX века"
конспект урока, посвященного тенденциям развития в послевоенной Великобритании...
конспект урока по всеобщей истории, 5 класс
Конспект повторительно - обобщающего урока по теме "Древняя Греция"...
Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в....
Контроль знаний по всеобщей истории по теме: «Античная эпоха. Крушение империй» 10 класс
Контроль знаний по всеобщей истории по теме: «Античная эпоха. Крушение империй» 10 класс...
Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Греческий театр" 5 класс
Методическая разработка урока по всебщей истории для 5 класса на тему "Греческий театр"...
Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в этом разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...