патриотическое воспитание
статья по теме

Астанина Юлия Николаевна

статья обобщение опыта работы по теме "Патриотическое воспитание в современное школе" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_patriotizm.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, предостерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Поэтому одной из проблем гуманитарного образования – является тема патриотического воспитания  подрастающего поколения.

Патриотизм  всегда был духовной основой многонационального и многоконфессионального российского общества. В последние годы в России многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.

"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.

В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом» (Президент РФ  В.В. Путин)

«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны — впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

(Послание Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года).

Патриотическое воспитание  - одно из актуальных и приоритетных направлений в системе гуманитарного образования России. Оно способствует формированию патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главными целями и задачами патриотического воспитания и работы являются следующие:

  • Воспитание  патриотического сознания и духовно нравственных качеств обучающихся;
  • Воспитание у обучающихся уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине;
  • Формирование чувства гордости и сопричастности к Великой Победе;
  • Формирование в детской среде уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы  патриотического воспитания;
  • Использование возможностей современных информационных технологий для отображения исторических фактов Великой Отечественной войны, создание банка материалов и документов о защитниках Отечества;

В нашей школе  нравственно-патриотическое воспитание проводится по самым различным направлениям.

  • Организационно-методическая деятельность: Разработка сценариев, составление презентаций к мероприятиям. «»Концерты, посвященные знаменательным датам с приглашением ветеранов войны и труда.
  • Информационная деятельность: Книжные тематические выставки «Растения и животные в боевом строю», «Эти огненные годы», «Праздник, соединивший поколения», тематический диспут «Что значит Родина моя ».  Выпуск листовок, плакатов;  Конкурсы рисунков, посвященные военной теме. Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов; Дети нашей школы принимали участие в проекте « Наше поколение помнит!»  Лучшие работы были опубликованы в сборнике под таким же названием, победителей конкурса сочинений о Великой Отечественной войне. В ней напечатаны сочинения двух наших учениц: О. Баклановой «Память лечить нельзя, её можно только беречь!»,  которая получила специальный приз местной газеты «Телевизионный вестник».  И Е. Борисенко, написавшая сочинение на тему «Память о войне (имеем ли мы право забыть?)». Эта книга теперь постоянно используется в работе библиотеки и школьного музея.   Небольшому провинциальному городу Киселевску, в котором мы проживаем,  26 января 2016 года исполнилось 80 лет. К юбилею города в библиотеке оформлена выставка «Он - гордость Кузбасса, слава шахтеров и имя ему – Киселевск». Познакомились с памятными местами, памятниками и мемориальными досками, узнали, в честь кого и чего были они установлены, посетили два школьных музея. В библиотеке и школьном музее систематически проводятся литературные чтения и тематические вечера, посвященные Великой Отечественной войне. Так, например, 9 декабря  День Героев Отечества отмечает Россия. Подвиг… что это такое? Наверное, это в первую очередь, готовность идти до конца…  О тех, кто живет и ушедших в бессмертие  –  Героях, которые каждый в свое время  умели защищать Родину, которыми  гордится Россия.  27 января – День полного снятия блокады города Ленинграда (1944г).  «900 дней мужества».        
  • Исследовательско - поисковая деятельность: Конкурсы рефератов, сочинений, связанных с героическим прошлым истории России, истории города Киселевска. Проекты и презентации различной тематики; Учащиеся 10-11 классов участвовали в проекте «Цена хлеба». Учащиеся: Танченко Илья, ученик 6 класса, занимался проектно-исследовательской работой «Неизвестные герои Великой войны», по результатам которой была оформлена выставка книг и фотографий «Животные на войне». Копачева Полина, ученица 4 класса,  выполнила исследовательскую работу «Пионеры - герои»,  Куксин Глеб, ученик 9 класса, занимался исследование вопроса  «В чем сакральность Крыма для России». Мы стали свидетелями такого важного исторического события, возвращения Крыма домой.

Патриотическое воспитание  - одно из актуальных и приоритетных направлений в системе образования России. Оно способствует формированию патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Литература:

1. Каменецкий Я. Дневник Миши Тихомирова [Текст] / Дети военной поры - М.: Издательство политической литературы,1988. – С. 72-83

2.Наше поколение помнит [Текст]: Сборник сочинений – Санкт-Петербург: Петербургский печатный двор, 2014. -

3.Непокоренный Ленинград [Текст] Л.: Наука, 1970. – 413с.

4.О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / Ушинский К.Д.// Педагогические сочинения. Т.2 – М.: Педагогика, 1988.- С.52

 5. Панькин И. Корабль туча [Текст]  /И.Панькин// Легенды о матери – М.: Детская литература, 1988. – С.8-10

6.Приставкин А. Ночевала тучка золотая [Текст]/ А. Приставкин – М.: Правда, 1990. – 464с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...