Конспект урока "Версальско-Вашингтонская система"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект урока поможет правильно сформулировать основные итоги Первой мировой войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
versalsko-vashingtonskaya_sistema.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Версальско-Вашингтонская система.
Цели урока: 1.Рассмотреть итоги Первой мировой войны.
2.Раскрыть суть Версальско-Вашингтонской системы.
3.Показать влияние событий Первой мировой войны на послевоенную ситуацию в мире через причинно-следственные связи.
4.Продолжить работу с картой.
5. Продолжить работу с источниками.
6.Усвоить понятия: Лига наций, аннексия, контрибуция, Версальско-Вашингтонская система.
7.Показать разрушающее влияние войны.
8. Изучить итоги и последствия войны с позиций гуманизма и толерантности.
Ход урока: 1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания:
-Назовите годы Первой мировой войны.
-Какие два блока участвовали в войне?
-Назовите страны Антанты.
-Назовите страны Тройственного (Четверного)союза.
-Какие цели преследовали страны, участвуя в войне?
-Какие страны победили в этой войне?
-Как закончила войну Россия?
-Сколько человек погибло в годы Первой мировой войны?
3. Изучение новой темы.
План:1.Парижская мирная конференция.
2.Версальский мирный договор.
3.Решения Вашингтонской системы.
4.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.
-1-
Просмотр фильма «Первая мировая война».(Перемирие в Компьенском лесу).
- Где находиться Компьенский лес?
-В каком году было подписано перемирие?
-Между какими странами?
Всех вопросов это перемирие не решало, поэтому было решено созвать Парижскую мирную конференцию.
ЗАПИСЬ: 18 января 1919г.-Парижская мирная конференция.
(32 государства, Россию не пригласили).
Чтение документа №1, ученики определяют задачи конференции, противоречия.
Тардье, один из представителей Франции:
«Работа, которую предстояло проделать участникам конференции, была огромна. На этот раз предстояло перекроить карту мира. Когда конференция собралась, пришлось высчитывать, сколько Германия может заплатить и как .Выполнение условий мира становилось вопросом не месяцев, а лет. Из этого сама собой вытекала необходимость на длительный срок сохранить организацию сил, только что выигравших войну. Надо было обеспечить всему миру, что Германия не сможет повторить преступление. Надо было реализовать основные цели – справедливость и свободу.»
-Да, но оказывается противоречия были и между самими ведущими странами (США, Франция, Великобритания):
США
В.Вильсон
«14 пунктов»
(против ослабления Германии)
Великобритания Франция
Ллойд Джордж Ж.Клемансо
(сохранение равновесия (максимальное ослабление сил в Европе) Германии)
-Когда начинает работу Парижская мирная конференция?
-Каким странам принадлежала ведущая роль?
-Было ли единство в целях этих стран?
-2-
Просмотр фильма.
-Когда был подписан Версальский мирный договор?
ЗАПИСЬ: 28 июня 1919 г.- Версальский мирный договор.
Класс делится на 6 групп и выполняет задания по документу №2 (см Приложение).
Обсуждение результатов Версальского мирного договора.
ЗАПИСЬ:1. Устав Лиги наций.
2.Германия теряла 1|8 часть своей территории, колонии;запрет на владение подводными лодками, авиацией; репарации.
3.Мирные договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией.
-Какие новые государства появились на карте мира?(работа с картой «Страны Европы после I мировой войны»).
Какими условия мира были для Германии, согласно документу №3:
Немецкий историк Дайест:
«Я считаю, что Версальский договор был чрезвычайно жестким в отношении Германии. И эта жестокость не соответствовала интересам самих держав-победительниц. В Версальском договоре слишком заметно стремление унизить побежденных, что в свою очередь провоцировало новую вражду.»
- Именно поэтому через 20 лет начнется Вторая мировая война.
- -3-
- Вашингтонская конференция - стр. учебника - ученики выписывают основные положения:
- «1921-1922гг-по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
- 1.Ограничение морских вооружений.
- 2.Независимость Китая.»
ЗАПИСЬ: Версальско-Вашингтонская система- это расстановка сил и механизмов в Европе и мире.
-Каково значение Версальско-Вашингтонской системы?
(Создание Лиги наций, появление новых государств, обновление принципов МО).
-4-
-А в чем причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы?
(тяжесть послевоенного устройства легла на побежденные народы; изоляция России; новые государства.)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
(предложения на утверждение)
1.Парижская мирная конференция начала свою работу 18.01.1919г.
2.Ведущая роль на конференции принадлежала России, США, Франции.
3. Версальский договор был подписан 28.06.1919г.
4.По условиям Версальского договора Германия теряла 1\8 часть своих территорий, колонии.
5.Международная организация, которая появилась после I мировой войны и выступала за сохранение мира – ООН.
6.Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Австрия, Венгрия-появились после I мировой войны.
7.Королевство сербов, хорватов, словенцев – это Югославия.
8.На Вашингтонской конференции провозглашалась независимость Индии.
9. Вашингтонская конференция была созвана по поводу деления европейских территорий.
10.Одной из причин непрочности Версальско-Вашингтонской системы была изоляция России.
Ответы:1+; 2-; 3+; 4+; 5-; 6+; 7+; 8-; 9-;10+.
5.Домашнее задание:
1.&8, контурная карта.
2. Объясните высказывание: «Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Список использованной литературы:
1. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: XX в.: 9 кл. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002
2.Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX - начало XXI века. 9 класс. - М.: ВАКО, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ 2.
ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР 28 июня 1919 года
Ст.1 Все государства, доминионы или колонии могут сделаться членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Собрания…
Ст.2.Деятельность Лиги осуществляется Собранием и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.
Ст.3.Собрание состоит из членов Лиги… Каждый член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Собрании и располагает лишь одним голосом.
Ст.4.Совет состоит из представителей Главных Союзных держав, а также из представителей четырех других членов Лиги. Эти четыре члена Лиги назначаются по усмотрению Собрания… каждый член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет одного представителя.
Ст.5.Решения собрания или Совета принимаются единогласно…
Ст.7.Местом пребывания Лиги устанавливается Женева…
Ст.8.Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимых с национальной безопасностью…
Ст.10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.
Ст.11.Всякая война или угроза войны… интересуют Лигу в целом..Генеральный секретарь немедленно созыве Совет по требованию всякого члена Лиги.
Ст.12.Все члены лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета.
Ст.13. Если член Лиги прибегает к войне…то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать все торговые или финансовые отношения…Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут участвовать в вооруженных силах…
Ст.22.Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в годы войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации… лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям… они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги…
Ст.32.Германия признает полный суверенитет Бельгии над…территорией Морэнэ.
Ст.34. Германия отказывается в пользу Бельгии от всяких прав на территории Эйпен и Мальмеди.
Ст.42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 км восточнее этой реки.
Ст.45.Германия уступает Франции…угольные копи, расположенные в Саарском угольном бассейне.
Ст.49. по окончании 15-летнего срока…население названой территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным.
Ст.51. Эльзас-Лотарингия возвращается под французский суверенитет.
Ст.80.германия признает, и будет строго уважать независимость Австрии…
Ст. 81.Германия признает…полную независимость Чехословацкого государства.
Ст.87. германия признает полную независимость Польши…
Ст.16. Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчуждаемую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года.
Ст.119. Германия отказывается…от всех своих прав на свои заморские владения.
Ст.160. Германская армия не должна будет насчитывать боле 7 дивизий пехоты и 3 дивизий кавалерии…Общий численный состав армии не должен превышать 100 тыс. человек…и будет предназначен для поддержания на территории порядка и ля пограничной полиции. Общий численный состав офицеров не должен будет превышать 4 тыс. человек. Германский генеральный штаб и всякие иные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме.
Ст.173. Всеобщая обязательная военная служба будет отменена…германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма.
Ст.181. Силы германского военного флота не должны превышать в вооруженных судах 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев, 12 миноносцев. Они не должны заключать в себе никаких подводных судов.
Ст..198. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации…
Ст.235.Размер…убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен комиссией, которая примет наименование Репарационной.
1группа:
1. Объясните термины: Лига, Собрание Лиги, Совет Лиги, третейское разбирательство.
2. Схематически изобразите структуру Лиги наций.
3. Определите права и обязанности членов Лиги наций.
2 группа:
1.Назовите главную задачу Лиги наций.
2.Объясните, как Лига наций может повлиять на мирное решение международных
проблем.
3.Найдите статьи договора, которые могут препятствовать поддержанию стабильности
и мира.
4.Оцените значение создания Лиги наций.
3 группа:
1.Объясните термины: мандат, мандатарий, подмандатная территория.
2.Оцените положение на международной арене страны, ставшей подмандатной
территорией.
3.Подтвердите или опровергните высказывание Д.Ллойд Джорджа: «Мандаты
являются просто маскировкой для аннексий».
4 группа:
1. Покажите на карте территории, которых лишилась Германия согласно
Версальскому договору.
2. Оцените решение территориального вопроса с позиций Германии,
Великобритании, Франции. Сделайте обобщающий вывод.
5 группа:
1.Расскажите, как Версальский договор реализует принцип: «Германия заплатит
за все.
2.Расскажите, какие шаги предприняты для ослабления военной мощи Германии.
3.Дайте оценку этих решений с позиций Германии, Франции, Великобритании.
Сделайте обобщающий вывод.
6 группа:
1.Выскажите свое мнение о том, кто из «четверки» мог гордиться итогами
Парижской конференции.
2. На основании анализа документа подтвердите или опровергните точку зрения
немецкого историка В.Дайеста: «Я считаю, что Версальский договор был
чрезвычайно жестким по отношению к Германии. И эта жесткость не
соответствовала интересам самих держав-победительниц. В Версальском договоре
слишком заметно стремление унизить побежденных, что в свою очередь
провоцировало новую вражду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Солнечная система" по учебнику Forward-5
План-конспект урока.1.ФИО – Утебаева Марина Александровна.2.Место работы- МБОУ « СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва».3.Должность- учитель английского языка.4.Предмет- английский язык.5.Класс- 5 ...
Опорный конспект по теме "системы счисления" в 9-м классе
Материал содержит краткие, изложенные в конспективной форме сведения, необходимые для освоения темы "Системы счисления" в 9-м классе, которые могут быть использованы на уроке для выполнения заданий с ...
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....
Конспект урока по системе Л.В. Занкова
Урок по системе Л.В. Занкова во 2 классе ( умение строить английские предложения по схемам и умение составлять рассказ о друге). ...
Конспект урока-повторения "Системы счисления в заданиях ЕГЭ"
Урок с использованием обучающих структур «сингапурской» методики...
план-конспект урока "Спартанская система воспитания и образования"
Тема "Спартанская система воспитания и образования" разработана в рамках реализации программы факультатива "История кадетского образования" для 5-9 кл. Данная работа рекомендуется для...
Конспект урока "Органы, системы органов, организм" 8 класс
Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения....