внеклассное мероприятие "Твердыня на НЕВЕ"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Цели : 1.Углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории Великой Отечественной войны - 900 дневной блокаде Ленинграда
2.Способность развитию чувства сопереживания людям,выстоявщим в тяжелые дни блокады
3.Развить у учащихся чувства патриотизма и гражданнственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_rab.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие « Твердыня на Неве.»
Учитель истории
и обществознания Холев М.А.
МБОУ « ООШ с.Рогаткино»
Цели:
- Углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории Великой Отечественной войны – 900 дневной блокаде Ленинграда;
- Способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады;
- Развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.
Оборудование:
карта Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, карта – схема
блокадного Ленинграда, выставка книг о блокадном Ленинграде, фотографии
военного Ленинграда, диски с записями музыкальных произведений, ЦОР
«История России. XX век» часть 2.
Ход мероприятия:
Наша встреча посвящена событиям, завершившимся 60 лет назад. В течение 900 дней вся страна, весь мир, затаив дыхание, ловили любую весточку из Ленинграда, охваченного кольцом немец кой блокады. Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось. Тогда Гитлер в январе 1942 г. цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет себя сам...>’
Горожане все, от мала до велика, вы стояли в эти тяжелейшие дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и победили! Весь мир был потрясен героизмом ленинградцев.
Звучит песня «Священная война»
(музыка А.Александрова, слова В.Лебедева – Кумача)
в исполнение Ансамбля им. А.В.Александрова
Ученик: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза.
Ученик :
Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Мы шли на фронт по улицам знакомым,
припоминали каждую, как сон:
вот палисад отеческого дома,
здесь жил, шумя, огромный добрый клен.
Он в форточки тянулся к нам весною,
Прохладный , глянцевитый поутру…
Но этой темной, ледяной зимою
И ты погиб, зеленый, шумный друг…
10 июля 1941 немцы начали наступление на Ленинград.
23 июня 1941 г. в Ленинграде прозвучали первые сигналы воздушной тревоги. Начальник Генерального штаба вермахта записал: «Непоколебимым решением фюрера является сровнять Москву и Ленинград с землей... Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация». Ни в июне, ни в июле фашистским бомбардировщикам не удалось прорваться к городу. Наши зенитчики и летчики за это время уничтожили в воздухе и на аэродромах сотни немецких самолетов.
К концу сентября, когда фашистские армии вплотную придвинулись к Ленинграду, положение резко обострилось. Пересекая линию фронта, вражеский бомбардировщик через две минуты мог оказаться над центром города... К этому же времени 300-тысячная группа армий «Север» полностью опоясала стальным кольцом город. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осажденный город с Большой землей, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному обстрелу.
Но попытка врага сходу ворваться в город не удалась. Возглавлявший немецкие войска фельдмаршал фон Лееб был вынужден доложить в гитлеровскую ставку, что продолжать наступление имеющимися силами он не в состоянии.
Немцы были остановлены на пороге города. В стереотрубы и артиллерийские панорамы они видели дворцы, храмы, множество домов, площади, памятники. С Пулковских высот огромный город лежал перед ними, словно на ладони. На виду у города немецкие солдаты работали лопатами, зарывались в болотистую ленинградскую землю, под моросящим дождичком и под первым снегом строили линии обороны, ходы сообщений, блиндажи, огневые позиции.
Убедившись, что штурмом город не взять, немецко-фащистское командование решило начать его планомерную осаду. 21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блока де Ленинграда», в которых говорилось: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город авиацией и артиллерией... Весной проникнем в город... вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленин град с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».
демонстрируется отрывок
из учебного видеофильма:
эпизод создания оборонительных сооружений
Днем и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвленная сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов.
Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрестках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.
Так началась почти 900-дневная блокада Ленинграда... В осажденном го роде осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, из них около 400 тыс. детей.
Осажденный Ленинград
Звучит музыка Л.Бетховена.
Пятая симфония, часть З
Ленинград! Ленинград, наисмелый
из смелых, Величавый, суровый, — кто не знает его!
Вот он, весь заснеженный, стоит
под обстрелом,
Не сгибаясь, не дрогнув, не боясь ничего!
Он в дыму орудийном, но взор его ясен,
За войной и работой мы его застаем.
Он в легендах веков несказанно
прекрасен
В несказанно великом геройстве своем.
Вкруг него непогода метелит лихая.
Бури небо таранят, вьюги бешеный
вскрик.
И когда же он спит, плотно веки смыкая
Иль немного подремлет, хоть на час, хоть
на миг?
Строг и суров был в те месяцы облик Ленинграда. Он, фронтовой город, научился жить под бомбежками, под артобстрелом. Город стал крепостью. Главную силу города в это время испытаний составляли его жители.
Николай Тихонов, писатель. Когда враг приблизился к городу, он даже не мог представить себе всю силу той ненависти, какой кипели ленинградские люди, всей мощи сопротивления, всей гордости ленинградцев за свой город, всей их решимости бороться до конца, бороться, если это будет надо, не только на подступах к городу, но и на его улицах, сражаться за каждый дом, за каждый переулок... Единственное, на чем сосредоточили ленинградцы свои мыс ли, — отстоять город, разбить врага, уничтожить.
Всюду шла напряженная работа многих тысяч людей: на заводах и фабриках, на улицах и площадях. Люди работали по 12—14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость. Ленинградцы недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.
Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. На заводе шла круглосуточная работа по изготовлению танков «КВ», показавших в боях свое превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В целях рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары. Но из ворот завода ежедневно выходили танки «КВ» и прямо направлялись на фронт. В тяжелейшие дни блокады, в ноябре – декабре 1941г., производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.
Солдаты и население прилагали усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если бы все же удалось ворваться в город, был детально разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрестках были возведены баррикады и противотанковые препятствия. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы бы преградили путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям.
Голод
В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было. Здесь, в самом центре, на углу Невского и Садовой черпали воду из-под снега ведрами и кувшинами. Торопились, карабкались по сугробам, потому что жестокий мороз мог быстро сковать последние родники.
Как бы далеко ни находились ленинградцы от родного города, память о нем, тоска по нему всегда были в их душе. И в перерывах между боями или на при вале под моросящим дождичком нередко слышалось: «Друг, давай сыграем игру “Иду по Невскому проспекту”». Для этой игры ничего не требовалось. Просто надо было мысленно пройтись от Адмиралтейства до Московского вокзала, не пропустив ни одной важной приметы проспекта.
Звучит «Ария» из Оркестровой сюиты № З
ре-мажор И.С.Баха
О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…
Для того чтобы жить в кольце блокады,
Ежедневно смертельный слушать свист, -
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви…
Демонстрируются кадры из учебного видеофильма:
эпизод «Голод в Ленинграде»
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г хлеба, а все остальные — по 150 г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады — 250 г на рабочую карточку и 125 г для остальных.
В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к от метке 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.
Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги.
Звучит музыка А.Вивальди
Ларго из концерта для флейты
Кадры из учебного видеофильма
Целые семьи гибли от холода и голода. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные животные инстинкты, заглушат в них все человеческое. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.
Дети блокады
Но фашисты просчитались. Вызовом врагу была работа тридцати девяти школ в осажденном городе. Не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, но многие ленинградские дети учились. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой — на случай артобстрела или бомбежки. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20—25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но замерзали и чернила. Ученики шатались от голода. Дистрофия. Прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улицах по дороге в школу, но и прямо в классе.
У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Кадры из учебного видеофильма
Сохранились рисунки детей блокады. Трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракулями с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» — спросила его воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
Весной 1942 г. в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12—15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, реактивные снаряды. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не вы полню норму».
Дорога жизнь
Звучит музыка Д.Шостаковича.
Седьмая симфония, 3-я часть
Новый год был в семь часов. Позднее
Не пройти без пропуска домой.
Был обстрел. Колючим снегом веял
Смертоносный ветер над Невой.
Стены затянул в столовой.
В полушубках, при мерцанье свеч
Мы клялись дожить до жизни новой,
Выстоять и ненависть сберечь.
Горсть скупая драгоценной каши,
Золотое светлое вино, —
Пиршество сегодняшнее наше,
Краткое. Нешумное оно.
Лед одолевал нас. Лед блокады.
В новом, начинавшемся году
Победить хотел и тот, кто падал,
Не остановиться на ходу.
20 ноября толщина льда на Ладожском озере достигла 180 мм. На лед вы шли конные обозы. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. Соблюдая Интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. Казалось, самое страшное теперь, но суровая действительность опрокинула все рас четы и надежды на скорое улучшение положения населения.
Лед был очень хрупким, и несколько машин затонуло. Зимняя дорога с каждым днем становилась все более оживленной. Прошла зима, лед растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера. Дорога жизни стала для ленинградцев «вторым фронтом» против врагов.
Операция «Искра»
В конце ноября 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта высказал Ставке Верховного Главнокомандования свои соображения о проведении зимой 1942/1943 г. операции по прорыву блокады. 2 декабря 1942 г. Ставка утвердила план операции, условно а званной «Искра».
Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Встречным ударом нужно было срезать этот выступ и возвратить Ленинграду сухопутную связь со страной. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорвать долговременную, сильно укрепленную оборону противника.
В начале января 1943 г. в результате напряженной боевой работы войска ударных группировок обоих фронтов были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благо приятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил.
12 января 1943 г. в 9 ч 30 мин утреннюю тишину разорвал залп реактивных минометов- «катюш». Выстрелы почти двух тысяч орудий и минометов слились в сплошной гул; 2 ч 20 мин над обороной врага бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия бы не разрушить лед у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага.
Как только окончилась артиллерийская подготовка, ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в маскировочные халаты. Не успели гитлеровцы опомниться, как наши солдаты ворвались в первую траншею врага и завязался ожесточенный бой.
Ночь 13 января обе стороны провели в приготовлениях. Утром противник предпринял несколько ожесточенных контратак, но все они были отбиты, а 330-й стрелковый полк подполковника Г.Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга. К 18 января между войсками Ленин градского и Волховского фронтов оставался коридор около 2 км. Немец-фашистское командование понимало, что до полного окружения их группы войск остались считанные часы. Оставив для прикрытия батальон пехоты, они предприняли отступление.
В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда передало, что блокада прорвана, а уже к 7 февраля была проложена железнодорожная переправа через Неву у Шлиссельбурга, по которой жители героического города встретили первый железнодорожный состав с Большой земли.
Крупное поражение немецких войск под Ленинградом в январе 1943 г. привело к тому, что их расчеты удушить город голодной блокадой и захватить его окончательно провалились. Потеряв всякую надежду захватить город, враг в бессильной ярости стремился причинить ему большие разрушения,
сжечь его.
Снятие блокады
Звучит музыка Ф.Мендельсона.
Концерт для скрипки, фортепиано
и камерного оркестра, 1-я часть;
демонстрируются кадры видео фильма:
наступление советских войск
Утром 14 января 1944 г. жители города услышали могучий гул, доносившийся с юго-запада, Началась операция «Нева-2», которая должна была завершиться полным освобождением Ленинграда от вражеской блокады. Сбывалось то, о чем мечтали три года, чего ждали с огромным нетерпением. По данным разведки, 18-я немецкая армия, противостоявшая Ленинградскому и Волховскому фронтам, имела пехоты в два раза меньше, артиллерии и минометов в три раза, танков и самоходных артиллерийских установок — в шесть раз меньше, чем наши войска.
Сражение, в котором участвовали все рода войск, развернулось на огромном пространстве. Заснеженные поля на сотни километров были покрыты дымами разрывов. Воздух сотрясал рев танковых моторов. Наши войска наращивали силу удара, вводя в бой вторые эшелоны. Но путь вперед давался нелегко. Фашистские войска еще упорно оборонялись, рассчитывая остановить наступавших, впереди были лючевые позиции противника — Павловская слобода, Красное Село, Дудергоф, Воронья гора.
Из воспоминаний А.И.Харшака, графика. В Гатчину мне удалось попасть вместе с передовыми подразделениями пехоты. Город горел, подожженный отступающими гитлеровцами. Горел и большой Гатчинский дворец. Старинные пушки, которые стояли у дворца, исчезли должно быть, были пущены фашистами на переплав. Но статуя Павла 1 невредима: видимо, его прусский мундир пришелся оккупантам по вкусу. Подходим к собору... Присутствие людей ощущается каким-то шестым чувством, нас почему-то привлекла дверь, ведущая в подвал собора. Мы вскрыли ее, и что же? Все подвалы оказались битком набиты людьми. Они робко выходили оттуда, сперва с опаской смотрят на нас, но, увидев звезды на шапках, бросаются к нам, плачут, глаза широко открыты, в них безумная радость — освободились!
Демонстрируются кадры из учебного
Видеофильма: ликование ленинградцев
Под натиском наших войск за семь дней ожесточенных боев оборона противника оказалась прорванной на всю ее глубину.
27 января город переживал невиданное торжество. Ставка Верховного Главнокомандования разрешила произвести первый артиллерийский салют.
Из приказа командующего фронтом. Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом.
В 8 часов над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. 324 орудия дали 24 залпа в честь победителей. Сердца переполняла великая радость. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил и селзы за всю блокаду.
Звучит музыка Д.Шостаковича.
Седьмая симфония, финал
Вечная Слава Героям!
Вечная Слава! Вечная Слава!
…Но зачем она им, эта слава, - мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Все живое – спавшим.
Себя – не спасшим.
Для чего она им, эта слава, - мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, —
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: солнце в пустые глазницы
не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни
повторяю:
Вечная Слава Героям!..
Ученик :
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Минута молчания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"
Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....
Театрализация логопедического занятия "Загадочный город у устья Невы..."
Подобраны красивые стихи о городе Санкт - Петербурге: об архитектуре, о памятниках, о парках и прудах.Разработана инсценировка в стихах о городе. В разработку входят упражнения для развития слоговой с...
Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"
Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...
Урок чтения в 6 классе По С. Алексееву "На берегу Невы"
Предоставлен план урока с сопровождающей каждый этап презентацией,которая делает урок занимательней, помогает детям запомнить новые слова, активно работать на уроке....
Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»
Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...
Методическая разработка. Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. «Античные боги на берегах Невы»
Конспект урока по истории Санкт-Петербурга....
Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...